I Профессиональные предпочтения молодых инвалидов
Одним из наиболее важных элементов успешной реаби-^литации и интеграции инвалидов в общество является не [только их профессиональная ориентация, но и последующее [ трудоустройство.
Для инвалидов возможность трудиться означает большее, Ыем возможность материально обеспечить себя и свою семью. [Это дает надежду вырваться из мира болезней и нужды в мир ^относительного благополучия. Выявление профессионал ь-[ных предпочтений инвалидов с нарушениями опорно-дви-[>Еательного аппарата позволяет очертить круг учебных заве-бдении, с которыми в большей степени необходимо контактировать, добиваясь предоставления льгот при поступлении ! и индивидуальной программы обучения.
С целью выявления интересов к тому или иному виду деятельности чаще всего используют в процессе профдиаг-ностики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.В большинстве работ выявлено, что инвалиды-опорники предпочитают профессии типа «человек—человек» (34%), требующие общения с людьми. Н.В. Финкель(1991) рассматривает подобные предпочтения как действие защитного механизма. Ряд авторов считает, что это зависит от особенностей личностного развития подростка с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенно больных с церебральным параличом.
Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата важным является сам факт трудоустройства. Можно предположить, что потребность в труде у них носит псевдокомпенсаторный характер. Труд в сознании молодых инвалидов означает реализацию жизненных целей. При этом рабочее место в большинстве случаев у них мифологизиро-'. вано, т. е. отсутствуют четкие представления о непосредственном характере работы. Причина кроется в недостаточной эффективности профориентационной работы.
Достаточно велико беспокойство детей, страдающих церебральным параличом, о своей будущей профессии и жизни. При социологическом обследовании [С.Б. Федоров, 2000] установлено, что не уверены в благополучии своей дальней-
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
4% |
16% |
34% |
Человек—природа Человек—техника Человек—человек
28% |
Человек—знак
Человек— художественный образ
18%
О 5 10 15 20 25 30 35 40 % Рис. 14. Профессиональные предпочтения выпускников с ДЦП
шей жизни 76% выпускников школ-интернатов для учащихся с ДЦП Санкт-Петербурга, 68% сомневаются в том, что смогут трудоустроиться.
§ 6. Профессиональная ориентация
Неуверенность инвалидов в завтрашнем дне, возможно, не была бы столь высока, если бы существовала государственная программа трудоустройства инвалидов. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» предусматривает элементы квотирования рабочих мест для инвалидов в объеме 3% среднесписочной численности работающих на предприятии. Но механизм реализации закона не проработан на I уровне Правительства Российской Федерации.
Основные направления работы, позволяющие осуществлять более успешное трудоустройство инвалидов с ДЦП:
— совершенствование системы профессиональной ориен
тации;
— расширение перечня учебных заведений профессиональ
ной подготовки и переподготовки инвалидов;
— увеличение количества рабочих мест;
— создание условий для социальной интеграции инвалидов
в общество.
Главной причиной беспокойства были названы проблемы здоровья. Среди прочих причин, встречающихся чаще других, можно выделить:
— экономическую нестабильность в стране;
— боязнь не поступить в учебное заведение послешкольно-
го образования;
— возможная платность образования;
— трудности общения (указаны учащимися с тяжелой в дви
гательном отношении формой заболевания и детьми с вы
раженными нарушениями речи);
— недостаточная пенсия по инвалидности;
— безработица;
— негативное отношение со стороны здоровых людей.
Контррльны^волросьмл^ада^ __________
1. Опишите основные задачи коррекционного воспитания
детей дошкольного возраста с ДЦП и основные пути их
психологического сопровождения.
2. Сформулируйте основные принципы системы воспита
ния детей с ДЦП и проиллюстрируйте их примерами.
3. Каким образом осуществляют развитие двигательных
навыков при ДЦП в детском саду?
4. Цели и задачи диагностического класса, определение
степени готовности к школьному обучению.
10. Зак. 7784. Шипицына
1^лава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
5. Составьте схему дифференциации детей с церебраль
ным параличом по возможностям обучения.
6. Особенности стандарта специального образования
и учебного плана для разных категорий учащихся
с
7. Изложите основные направления службы психологи
ческого сопровождения детей с церебральным парали
чом в процессе школьного обучения.
8. Составьте схему профессиональной психодиагностики
учащихся с ДЦП.