Специальное (коррекционное) обучение детей

Согласно Типовому положению о специальном (коррекци-онном) образовательном учреждении для обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии, утвержденному по­становлением Правительства РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 252

§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей____________

•О специфике деятельности специальных (коррекционных) Образовательных учреждений I—VIII видов» коррекционные учреждения VI вида, создаются для обучения и воспитания Ветей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с дви­гательными нарушениями различной этиологии и степени Выраженности, детским церебральным параличом, с врож­денными и приобретенными деформациями опорно-двига­тельного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних Конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних ко-^ечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психическо­го и речевого развития детей, их социально-трудовой адапта­ции и интеграции в общество на основе специально органи-

|вованного двигательного режима и предметно-практической

\ деятельности.

Образование осуществляется в соответствии с уровнями

[^образовательных программ трех ступеней:

I ступень — начальное общее образование (нормативный
8 срок освоения 4—5 лет);

II ступень — основное общее образование (нормативный
[ срок освоения — 6 лет);

Ш ступень — среднее (полное) образование (нормативный | срок освоения — 2 года).

На первой ступени образовательные задачи решают-|ся на основе комплексной коррекционной работы, направ-I ленной на формирование всей двигательной сферы воспитан-I ников, их познавательной деятельности и речи.

На второй ступени образования закладывается

1 фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки,

продолжается коррекционно-восстановительная работа по

развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков

[и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию

воспитанников.

На третьей ступени образования обеспечивается завершение общеобразовательной подготовки воспитанников [ с учетом их возможностей, обусловленных особенностями их психофизического развития, на основе дифференцированно-' го обучения, создаются условия для их активной социаль­ной интеграции.



;



Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

Специальное обучение детей и подростков с ДЦП невозмож­но без учета психофизических особенностей. При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые на­рушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует параллелиз­ма между выраженностью двигательных и интеллектуальных нарушений — например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП с тяжелым недоразвитием отдель­ных психических функций. Такое многообразие проявлений затрудняет стандартизацию образования этих детей, так как можно выделить большое количество групп учащихся с раз­личной структурой нарушений, каждая из которых нуждает­ся в собственных специальных образовательных условиях (при­менении различных методов, наличия разного оборудования и т. д.).

Как указывалось в предыдущих главах, формировании познавательных процессов при ДЦП характеризуется за­держкой и неравномерно выраженным недоразвитием от­дельных психических функций. У некоторых детей страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии сло­весно-логического, у других, наоборот, развиваются преиму­щественно наглядные формы мышления. У многих детей отмечаются трудности формирования пространственных и временных представлений, а также недифференцирован-ность всех видов восприятия.

Практически у всех детей имеются астенические прояв­ления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Следует подчеркнуть, что у большинства этих детей потенци -ально сохранены предпосылки к развитию высших форм мыш­ления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т. д.), выраженность астенических проявлений, низкий за­пас знаний вследствие социальной депривации, маскируют воз­можности детей.

Дифференциация детей с нарушением опорно-двигатель­ного аппарата с учетом их особенностей и возможностей ов­ладения учебным материалом чрезвычайно сложна, так как




§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей ___________

[необходимо учитывать все факторы, определяющие психиче р)кое развитие этих детей, речевые и моторные трудности.

ДЛО.1-».ГА д. л.л-\^ v л. *.•*>_ —____

В проекте Концепции Государственного стандар­та общего образования лиц с ограниченными воз­можностями здоровья (1997),разработанной под научным руководством академика В.И. Лубов-ского, предлагается выделить следующие кате­гории учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: — Дети с нарушениями функций опорно-двигательного ап­парата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами и имеющие нормальное психическое развитие или за­держку психического развития. Эта группа выделяется в настоящее время для обучения в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе. — Дети, лишенные возможности самостоятельного пе­редвижения и самообслуживания, с задержкой психи­ческого развития и разборчивой речью. Эта группа обучается на дому по программе массовой школы без учета специфики нарушений. Учащиеся нуждаются в коррек-ционных занятиях по развитию моторики, пространст­венной ориентировке, специальном оборудовании учеб­ного процесса.

— Дети с задержкой психического развития при ДЦП, ос­ложненной тяжелыми дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями слуха. Учащиеся нуждаются в кор­ректировке программ ряда общеобразовательных пред­метов, специальных методах развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения. Многие из этих детей снимаются даже с надомного обучения из-за трудности ус­тановления с ними речевого контакта. Для работы с ни­ми нужны подготовленные специалисты. — Дети с ДЦП и умственной отсталостью различной степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей степени нуждается в разноуровневых программах и в раз-

^

личных формах обучения. Особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла.

Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_________ _

Наряду с необходимостью разработки единой системы дифференциальной диагностики для этих детей необходима разработка нескольких вариантов программ, учитывающих своеобразие интеллектуальных нарушений при ДЦП, их за­висимость от состояния моторики, речи, выраженности ас­тенических проявлений.

Поскольку целью образования детей с ДЦП является мак­симальное развитие личностного потенциала учащихся с на- ] правленностью на социальную адаптацию и интеграцию вы­пускников в общество, то она может быть достигнута путем специфической реализации образовательных программ, со­ответствующих содержанию федерального, регионального и школьного компонентов стандарта для обеспечения сохран­ности единого образовательного пространства.

Основные объекты стандартизации образования:

— содержание образования (особенности содержания обще­
го базового образования, специальное содержание обуче­
ния учащихся с нарушениями опорно-двигательного ап­
парата, трудовая подготовка);

— образовательные условия (специальные методы и органи­
зационные формы обучения, специальное оборудование,
учебно-материальная база и др.);

— продолжительность обучения (общая и по ступеням);

— допустимая нагрузка учащихся;

— оценка учебных достижений учащихся.

До настоящего времени в нашей стране нет единого Госу­дарственного образовательного стандарта для специального образования, хотя разработан ряд проектов, которые в поряд­ке эксперимента апробируются в раз личных "(специальных) коррекционных школах.

Так, с 1995 ]>. такой эксперимент осуществляется вЧЗанкт-Петербурге. Разработанные петербургскими специалистами (под научным руководством Л.М. Шипицыной) образовательные

§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей____________

,, | стандарты включают для детей с двигательной патологией

[4 варианта обучения (см. табл. 5).

Варианты обучения зависят от различной степени тяжести патологии опорно-двигательного аппарата в сочетании с на-

1 рушением интеллекта, речи и др.).

Достижение различных уровней образованности по одно­му из вариантов стандарта может быть достигнуто в соответ­ствии с потенциальными возможностями учащихся.

При организации обучения по любому варианту возмож­ны разнообразные формы занятий: индивидуальное обучение

[ на дому, обучение в школе, школе-интернате, интегрирован­ное обучение, экстернат. Формы и срок обучения зависят от особенностей психофизического развития ребенка и выбора образовательного маршрута.

Согласно данной концепции о стандарте специального об­разования для этой категории детей возможно обучение по четырем вариантам на I ступени (см. табл. 5). В зависимости от эффективности обучения на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консуль­тации, решения педагогического совета школы, согласия родителей могут изменяться варианты образовательных про­грамм уже на I ступени по итогам года. С первого варианта может быть осуществлен перевод учащихся на второй, тре­тий и четвертый варианты образовательных программ. Со

• второго варианта образовательных программ может осуще­ствляться перевод на первый, третий и четвертый варианты и т. д.

Обучение по первому варианту образовательных программ рекомендуется учащимся, овладевшим обязательным мини­мумом основных образовательных программ, способным к дальнейшему овладению цензовым образованием в усло­виях специальной (коррекционной) или общеобразователь­ной школы (интегрированное обучение).

Первый вариант — цензовое обучение

На I ступени обучения обеспечивается формирова­ние уровня исходной грамотности, предусмотренных феде­ральным и региональным стандартами образования.




0. Зак. 7784. Шипицына



Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

Таблица Л

Схема стандарта образования в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного

Аппарата

II ступень Основная школа
III ступень Средняя школа

I ступень

Начальная

школа

1 вариант Цензовое обучение (6 лет)
1 вариант Цензовое обучение (2 года)

1 вариант

Цензовое

обучение

 

2 вариант Коррекционно- развивающее обучение (5 лет)

2 вариант Коррекционно- развивающее обучение (5 лет)

3 вариант Компенсатор­но-адаптаци­онное обучение (5 лет)

3 вариант Компенсатор­но-адаптаци­онное обучение (5 лет)

4 вариант Абилитацион- ное обучение (5—6 лет)

Профессиональное образование на б.азе начальной и основной школы (I и II ступень)

(4 года)

Профессиональное

образование

на базе средней школы

(III ступень)

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса,

восстановительное реабилитационное
воздействие, интегрированное обучение в вузах,
_____________ техникумах, лицеях, колледжах

§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей

Педагогический процесс включает:

— формирование умений и навыков 'устной и письменной
речи, счета и социального взаимодействия;

— осуществление специализированного восстановительно­
го лечения;

— психолого-педагогическую диагностику и коррекцию;

— формирование основ трудовой культуры и расширение со­
циальных контактов;

— активное взаимодействие семьи и образовательного уч­
реждения в формировании личности ребенка;

— развитие функций рук и общей моторики.

Обучение по 1-му варианту образовательных программ продолжается в течение 4 лет, включая диагностический класс.

На II ступень первого варианта образовательных программ переводятся учащиеся, овладевшие знаниями, умениями и на­выками, предусмотренными стандартами I ступени первого ва­рианта образовательных программ.

Итоги обучения по 1-му варианту образователь­ных программ:

— выход на начальную грамотность;

— первичная адаптация в социальной окружающей среде
и в пределах города;

— создание условий для формирования познавательных ин­
тересов;

— ориентация семьи на формирование у ребенка полного са­
мообслуживания в быту;

— первичный уровень компенсации двигательных рас­
стройств;

— первичный уровень коррекции речевых нарушений;

— развитие мелкой моторики и формирование целенаправ­
ленных практических действий;

— реализация различных видов и способов трудовой дея­
тельности, доступной ребенку..





Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

Учащиеся, успешно закончившие обучение на I ступени, переходят на II ступень своего варианта обучения.

На II ступени обучения обеспечивается достижение! уровня функциональной грамотности в условиях общеобра­зовательной или специальной школы.

При обучении реализуются следующие задачи:

— овладение познавательными средствами, необходимыми
в жизнедеятельности;

— ознакомление с компьютерной и технической грамотно­
стью;

— формирование ориентации в социальной среде;

— формирование умения применять полученные навыки
в нестандартных ситуациях, в сферах трудовой, общест­
венной, семейной, в коммуникативной деятельности;

— компенсация двигательных расстройств в основных ви­
дах деятельности;

— формирование реального осознания своих возможностей,
самоконтроля при целенаправленной двигательной дея­
тельности.

На III ступени обучения достигается уровень информированности и компетентности, а также предпро-фессиональная ориентация; адаптация и социализация лич­ности.

На этой ступени образование может осуществляться в сис­теме общеобразовательный и специальных школ и в сред­них специальных учебных заведениях (училищах, технику­мах, ПТУ).

На III ступени в системе специальных (коррекционных) школ остаются учащиеся, нуждающиеся в охранительном режиме и лечебных мероприятиях. Учащиеся с компенси­рованными нарушениями интегрируются в общеобразова­тельные школы.

Второй вариант — коррекционно-развивающее обу­чение

Этот вариант обучения рекомендуется учащимся, имеющим I затруднения в усвоении общеобразовательной программы, но ' показавшим в процессе психолого-педагогической диагно-I стики наличие потенциальных возможностей для усвоения ! цензового образования в условиях специальной школы, но-| более медленными темпами, и имеющим возможность к про-|,дуктивному использованию помощи.

Второй вариант образовательных программ ориентирован | на создание условий к получению цензового образования на ; второй ступени либо на продолжение обучения по данному варианту. Продолжительность обучения 5 лет, включая ди-, агностический класс.

Показатели итогов обучения на I ступени по второму варианту образовательных программ:

— определение и подбор видов и способов трудовой деятель­
ности с учетом особенностей ребенка;

— первичный уровень компенсации двигательных рас­
стройств;

— формирование первичных навыков организации собст­
венной трудовой деятельности;

— йеревод на первый вариант образовательных программ
(цензовый) на II ступени;

— продолжение обучения по второму варианту образова­
тельных программ на II ступени;

— перевод на третий вариант образовательных программ.

Учащимся, нуждающимся в более длительной дифферен­цированной работе, имеющим тяжелые нарушения речи или испытывающим психологические трудности при изменении коллектива, рекомендуется продолжение обучения по второ­му варианту в условиях специальной (коррекционной) шко­лы или классов выравнивания.

Продолжать обучение по второму варианту образователь­ных программ следует учащимся, которым необходимо

Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_____________

увеличение учебного времени и дифференцированная по­мощь педагогов для освоения программы цензового образо­вания второй ступени.

На обучение по третьему варианту образовательных про­грамм переводятся учащиеся, не овладевшие минимумом знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом цензового образования первой ступени.

Второй вариант образовательных программ предполагает достижение предпрофессиональной подготовки, необходи­мой для получения в дальнейшем профессионального обра­зования.

Обучение на III ступени (средняя школа) могут продол­жить учащиеся, достигшие более высокого уровня подго­товки, в условиях специальной школы для детей с наруше­нием опорно-двигательного аппарата или интегрированных в классах массовую школу. Учащиеся, успешно закончив­шие III ступень (11—12 классы), получают «Аттестат зрело­сти» того же образца, что и выпускники средней общеобра­зовательной школы.

Третий вариант — компенсаторно-адаптационное обучение

Этот вариант рекомендуется учащимся, имеющим откло­нение в интеллектуальной сфере, низкий уровень обучаемо­сти, которые из-за имеющегося дефекта не смогут достичь уровня образованности, соответствующего основному (цен­зовому) образованию.

Данный вариант образовательных программ ориентиро­ван на достижение каждым учеником того уровня образован­ности, который соответствует его потенциальным возможно­стям.

Обучение по третьему варианту образовательных про­грамм заключается в ранн-ей ориентации на подготовку к овладению профессиям, не требующим цензового образо­вания.

Образовательной программой предусмотрено усвоение коррекционной программы специальной школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) в течение пяти лет, включая диагностический класс.

§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей

Основные направления работы при обучении по данному варианту:

— создание условий для развития познавательной деятель­
ности;

— первичная адаптация в социальной окружающей среде;

— частичное самообслуживание в быту и привитие навыков
личной гигиены:

— формирование мотивов трудовой деятельности;

— развитие коммуникативной деятельности.

В случае значительных затруднений в овладении програм­мой обучения учащиеся по окончании каждого класса I сту­пени могут быть переведены на абилитационное обучение (четвертый вариант) для детей и подростков с тяжелой сте­пенью нарушений в интеллектуальном развитии. I На II ступени (основная шко л а) третий вариант ' I обучающих программ ориентирован на достижение предпро-фессионального уровня, обеспечивающего возможность даль­нейшей трудовой деятельности и создание предпосылок к со­циальной адаптации.

Программа II ступени специальной школы VIII вида:

— достижение уровня знаний, соответствующего познава­
тельным возможностям;

—компенсация двигательных расстройств в основных ви­дах деятельности;

^- овладение доступными видами профессиональной дея­тельности;

— формирование личностной ориентации на трудовую дея­
тельность;

— создание предпосылок к социальной адаптации.


 

Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП ____

В зависимости от состояния здоровья, степени нарушения двигательной и интеллектуальной сферы учащиеся могут продолжить обучение в классах профессиональной подго­товки.

Четвертый вариант — абилитационное обучение

В контингенте учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются дети, которые не могут усвоить программу третьего варианта обучения, в силу тяжести и глубины нарушений познаватель­ной деятельности и речи, сопутствующих двигательному де­фекту.

Программа данного варианта направлена на коррекцию личности ребенка, его познавательных возможностей, ком­пенсацию двигательных нарушений, социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников и взрослых.

В классе обучается по три человека или осуществляется надомное обучение, для каждого из детей выбирается свой индивидуальный маршрут развития, возможно разновозра­стное комплектование класса.

Уровень образованности, овладение санитарно-гигиени­ческими навыками, двигательную компенсацию при обуче­нии чтению, счету, письму можно условно назвать пропедев­тическим.

В зависимости от состояния двигательной сферы, степе­ни нарушения умственного развития срок обучения по чет­вертому варианту может быть 5—6 и более лет.

Учебный план

Обучение детей, имеющих тяжелые двигатель­ные нарушения или сочетание двигательных и речевых нарушений, предусматривает мак­симально возможную индивидуали­зацию обучения:

— гибкий учебный план, позволяющий учитывать специфи­ку нарушений;

§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей____________

— разноуровневые программы, адаптированные для кол­
лективного и индивидуального обучения;

— вариативное начальное обучение с обязательным пропе­
девтическим периодом в подготовительном (диагно­
стическом) классе.

Диагностический класс следует рассматривать как под­вижную структуру, основная задача которой — изучение воз­можностей ребенка, проведение соответствующих психолого-педагогических исследований и подготовка к дальнейшему обучению в начальной школе.

Особенно необходим диагностический класс для детей, не прошедших специальной дошкольной подготовки и не дос­тигших функциональной школьной зрелости. В учебный план диагностического класса вводят основы изобразитель­ной деятельности и конструирования, ритмику, а также спе­циальные дисциплины: самообслуживание и бытовая ориен­тировка, сенсорное воспитание.

Наряду с предметами общеобразовательного цикла учеб­ным планом предусматриваются занятия по коррекции нарушенных функций.

Важная роль отводится трудовой и профессиональной под­готовке, решающей многие лечебные задачи (развитие и коррек­ция мелкой моторики рук) и задачи социальной адаптации -подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Вся учебная деятельность имеет коррекционную направ­ленность на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной и речевой деятельности. Организация учеб­ного процесса предполагает применение специальных мето­дов и приемов обучения и воспитания, в который обяза­тельно включаются:

1) ЛФК (групповые и индивидуальные занятия в целях
коррекции и компенсации дефекта у детей с преимуществен­
но двигательной патологией), которая организуется на фоне
медикаментозного, ортопедического физиолечения, масса­
жа, водных процедур.

2) Логопедические занятия для детей с речевой патоло­
гией, с использованием компьютерных программ при самых
тяжелых нарушениях (анартрия).



Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей



Для получения о б р а з о в а ни я детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата не­обходимо обеспечить специальные условия:

— различные организационные формы обучения,

— специально приспособленное здание (лифты, пандусы
и др.),

— специальная мебель,

— специальные приспособления и приборы для обучения
(ортопедическая обувь, ручки и др.), /

— компьютерные классы,

— мастерские для трудовой подготовки.

Достижения детей с нарушением опор­но-двигательного аппарата в овладении про­граммным материалом оценивают на протяжении всего периода обучения в школе. С этой целью используют:

"— тестовые задания для изучения уровня достижений в ов­ладении знаниями, умениями и навыками по этапам обучения с учетом развития двигательных и речевых на­выков;

— тематические текущие и годовые проверочные задания по
основным предметам на протяжении всего периода
обучения; ;

— срезовые задания, выявляющие жизненные потребности
и интересы учащихся с нарушениями опорно-двигатель­
ного аппарата; , ':'

— экзамены за курс средней школы проводятся по билетам
для общеобразовательной школы;

-— анкеты для педагогов, воспитателей и родителей* позво­ляющие оценивать продвижение детей в интеллектуаль­ном, речевом и двигательном развитии и выявлять труд­ности в овладении учебным материалом и особенности их поведения.

Соотношение общеобразовательных, коррекционно-раз-вивающих и индивидуальных занятий физкультурой, по­стоянная работа специального психолога и логопеда с деть­ми, учителями и родителями дает возможность постоянно корригировать образовательный маршрут каждого ребенка. Важную роль играет организация психолого-педагогическо­го сопровождения учащихся с ДЦП, особенно при переходе с одной ступени обучения на другую, овладении профессио­нально-трудовыми навыками и интеграции в социум.

В последние 10 лет в системе образования созданы аль­тернативные формы обучения: гимназии, лицеи, колледжи и др. Родителям предоставлена свобода в выборе той или иной формы обучения своего ребенка.

До недавнего времени большинство детей с церебральным параличом обучались и воспитывались в специальных (кор-рекционных) дошкольных и школьных учреждениях. В на­стоящее время некоторые родители детей с ДЦП стремятся обучать их в общеобразовательных учреждениях.

Для более успешной организации учебного процесса учащихся с ДЦП учителю необходимо понимать особен­ности их психофизического развития, а также наиболее характерные трудности, возникающие у них при овладе­нии учебным материалом и обусловленные характером ос­новного заболевания. Педагогу важно понимать, как воз­никло то или иное затруднение в обучении, на каком этапе и как оно отражается на степени усвоения программного ма­териала.

Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями является обязательным условием более успеш­ной адаптации ребенка с ДЦП в структуру массовой школы. Родители должны принимать участие в изготовлении ди­дактических материалов, наглядных пособий, специальных приспособлений, облегчающих овладение учащимися с дви­гательными нарушениями навыками письма и чтения. Следует обратить внимание на тот факт, что параллельно с обучением в массовой школе ребенок с ДЦП должен про-должать получение специального комплекса лечебно-восста­новительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных клиниках.






Глава X.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП

§ 4. Проблемы реабилитации и обучения детей с тяжелыми формами ДЦП



Перед приходом ребенка с двигательными нарушениями в массовый класс необходима предварительная работа со здо­ровыми учащимися.

Учитель должен рассказать о личности больного ребенка, раскрыть мир его увлечений. Одновременно в очень так­тичной форме учитель должен дать понять ученикам, что нельзя сосредоточивать их внимание на дефекте больного ре­бенка, тем более дразнить, обижать его, объяснить детям не­обходимость оказания ему посильной помощи (помогать спускаться по лестнице, передвигаться в физкультурном зале и т. д.), проявления терпения при замедленных ответах, письме и затруднениях при выполнении любых других за­даний.

 

Проблемы реабилитации и обучения детей с тяжелыми формами ДЦП

* Проживающие в крупных городах 60—-70% детей с цереб­ральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание учебно-воспитатель­ного и лечебного процессов, но и проведение трудового обуче­ния, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации.

В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передви­гающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интел­лектом, ЗПР и умственной отсталостью в легкой степени.

Дети с тяжелыми формами ДЦП имеют возможность обучаться только на дому по резко сокращенной общеобра­зовательной программе (без неоправданного исключения ря­да школьных дисциплин), с нерегулярным посещением пре­подавателей, в обстановке полной изоляции от сверстников, без профессиональной ориентации.



При тяжелых формах ДЦП больной ребенок и се­мья, воспитывающая такого ребенка, автома­тически выбывает из а к т и в но г о обще­ственного процесса по причинам:

1. Отсутствие радикальной медицинской помощи: сего­
дняшний низкий уровень развития данного направления
в медицине, отсутствия государственного финансирова­
ния, внедрения зарубежного и отечественного опыта реа­
билитации и подготовки специальных медико-педаго­
гических кадров, отсутствия социальных программ аби-
литации детей и реабилитации подростков-инвалидов.

2. Необходимость одному из членов семьи (чаще всего
матери) оставлять работу вообще, либо менять свою про­
фессию на низкооплачиваемую должность, не всегда
постоянную, с тем чтобы высвободить время для работы
с ребенком в качестве медицинской сестры, методиста
ЛФК, педагога, воспитателя, няни. Это обстоятельство
тяжело сказывается на материальном положении семьи.
С учетом сегодняшнего экономического состояния эта
причина не позволяет родителям правильно воспитывать
больного ребенка из-за отсутствия средств и неподготов­
ленности родителей к оказанию помощи по всем направ­
лениям воспитания такого ребенка, его подготовки к са­
мостоятельной жизни. Вместе с тем трудно переоценить
значение деятельности родителей в восстановительном
лечении ребенка-инвалида, но для эффективного
включения их в этот процесс государством должны быть
созданы определенные условия.

Самым оптимальным вариантом по дальнейшему улучшению материального положения, медицинского об­служивания, социальной адаптации таких семей явля­ется нахождение ребенка-инвалида без отрыва от семьи в специализированном детском учреждении, где ему будут созданы наиболее благоприятные условия в по­лучении образования, лечении, профессиональной ори­ентации, трудовом устройстве, психологической подго­товке к самостоятельной жизни;


 



Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

3. Отсутствие нужного количества и взаимодействия спе­циальных детских учреждений по медико-педагогиче­ской реабилитации детей, страдающих тяжелыми форма­ми нарушения двигательных функций с сохранным ин­теллектом.

§ 5. Организация психологического сопровождения в школе

выполнение начатых в школе мероприятий, благодаря чему может быть достигнута большая результативность коррек-ционных мероприятий.



 

Вышеизложенные причины не оставляют практически на­дежды таким детям быть интегрированными в общественный процесс: получить образование, специальность, создать семью, т. е. быть равноправными членами общества.

Основные направления развития личности ребенка:

— максимально возможное улучшение физического состоя­
ния здоровья, что чаще всего сводится к приобретению
и дальнейшему закреплению навыков самообслужива­
ния, передвижения, труда;

— обучение по программе с учетом индивидуальных фи­
зических и умственных возможностей каждого ребенка-
инвалида;

— ранняя профессиональная ориентация, выбор дальней­
шей сферы деятельности;

— психологическая подготовка и осознание своего будуще­
го места в обществе, значение своей личности, гарантия
осознания своей необходимости в обществе.


Наши рекомендации