Специальное (коррекционное) обучение детей
Согласно Типовому положению о специальном (коррекци-онном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 252
§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей____________
•О специфике деятельности специальных (коррекционных) Образовательных учреждений I—VIII видов» коррекционные учреждения VI вида, создаются для обучения и воспитания Ветей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени Выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних Конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних ко-^ечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально органи-
|вованного двигательного режима и предметно-практической
\ деятельности.
Образование осуществляется в соответствии с уровнями
[^образовательных программ трех ступеней:
I ступень — начальное общее образование (нормативный
8 срок освоения 4—5 лет);
II ступень — основное общее образование (нормативный
[ срок освоения — 6 лет);
Ш ступень — среднее (полное) образование (нормативный | срок освоения — 2 года).
На первой ступени образовательные задачи решают-|ся на основе комплексной коррекционной работы, направ-I ленной на формирование всей двигательной сферы воспитан-I ников, их познавательной деятельности и речи.
На второй ступени образования закладывается
1 фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки,
продолжается коррекционно-восстановительная работа по
развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков
[и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию
воспитанников.
На третьей ступени образования обеспечивается завершение общеобразовательной подготовки воспитанников [ с учетом их возможностей, обусловленных особенностями их психофизического развития, на основе дифференцированно-' го обучения, создаются условия для их активной социальной интеграции.
;
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
Специальное обучение детей и подростков с ДЦП невозможно без учета психофизических особенностей. При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных нарушений — например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций. Такое многообразие проявлений затрудняет стандартизацию образования этих детей, так как можно выделить большое количество групп учащихся с различной структурой нарушений, каждая из которых нуждается в собственных специальных образовательных условиях (применении различных методов, наличия разного оборудования и т. д.).
Как указывалось в предыдущих главах, формировании познавательных процессов при ДЦП характеризуется задержкой и неравномерно выраженным недоразвитием отдельных психических функций. У некоторых детей страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического, у других, наоборот, развиваются преимущественно наглядные формы мышления. У многих детей отмечаются трудности формирования пространственных и временных представлений, а также недифференцирован-ность всех видов восприятия.
Практически у всех детей имеются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.
Следует подчеркнуть, что у большинства этих детей потенци -ально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т. д.), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации, маскируют возможности детей.
Дифференциация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом чрезвычайно сложна, так как
§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей ___________
[необходимо учитывать все факторы, определяющие психиче р)кое развитие этих детей, речевые и моторные трудности.
ДЛО.1-».ГА д. л.л-\^ v л. *.•*>_ —____
В проекте Концепции Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1997),разработанной под научным руководством академика В.И. Лубов-ского, предлагается выделить следующие категории учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: — Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами и имеющие нормальное психическое развитие или задержку психического развития. Эта группа выделяется в настоящее время для обучения в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе. — Дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с задержкой психического развития и разборчивой речью. Эта группа обучается на дому по программе массовой школы без учета специфики нарушений. Учащиеся нуждаются в коррек-ционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировке, специальном оборудовании учебного процесса.
— Дети с задержкой психического развития при ДЦП, осложненной тяжелыми дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями слуха. Учащиеся нуждаются в корректировке программ ряда общеобразовательных предметов, специальных методах развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения. Многие из этих детей снимаются даже с надомного обучения из-за трудности установления с ними речевого контакта. Для работы с ними нужны подготовленные специалисты. — Дети с ДЦП и умственной отсталостью различной степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей степени нуждается в разноуровневых программах и в раз-
^ |
личных формах обучения. Особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла.
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_________ _
Наряду с необходимостью разработки единой системы дифференциальной диагностики для этих детей необходима разработка нескольких вариантов программ, учитывающих своеобразие интеллектуальных нарушений при ДЦП, их зависимость от состояния моторики, речи, выраженности астенических проявлений.
Поскольку целью образования детей с ДЦП является максимальное развитие личностного потенциала учащихся с на- ] правленностью на социальную адаптацию и интеграцию выпускников в общество, то она может быть достигнута путем специфической реализации образовательных программ, соответствующих содержанию федерального, регионального и школьного компонентов стандарта для обеспечения сохранности единого образовательного пространства.
Основные объекты стандартизации образования:
— содержание образования (особенности содержания обще
го базового образования, специальное содержание обуче
ния учащихся с нарушениями опорно-двигательного ап
парата, трудовая подготовка);
— образовательные условия (специальные методы и органи
зационные формы обучения, специальное оборудование,
учебно-материальная база и др.);
— продолжительность обучения (общая и по ступеням);
— допустимая нагрузка учащихся;
— оценка учебных достижений учащихся.
До настоящего времени в нашей стране нет единого Государственного образовательного стандарта для специального образования, хотя разработан ряд проектов, которые в порядке эксперимента апробируются в раз личных "(специальных) коррекционных школах.
Так, с 1995 ]>. такой эксперимент осуществляется вЧЗанкт-Петербурге. Разработанные петербургскими специалистами (под научным руководством Л.М. Шипицыной) образовательные
§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей____________
,, | стандарты включают для детей с двигательной патологией
[4 варианта обучения (см. табл. 5).
Варианты обучения зависят от различной степени тяжести патологии опорно-двигательного аппарата в сочетании с на-
1 рушением интеллекта, речи и др.).
Достижение различных уровней образованности по одному из вариантов стандарта может быть достигнуто в соответствии с потенциальными возможностями учащихся.
При организации обучения по любому варианту возможны разнообразные формы занятий: индивидуальное обучение
[ на дому, обучение в школе, школе-интернате, интегрированное обучение, экстернат. Формы и срок обучения зависят от особенностей психофизического развития ребенка и выбора образовательного маршрута.
Согласно данной концепции о стандарте специального образования для этой категории детей возможно обучение по четырем вариантам на I ступени (см. табл. 5). В зависимости от эффективности обучения на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации, решения педагогического совета школы, согласия родителей могут изменяться варианты образовательных программ уже на I ступени по итогам года. С первого варианта может быть осуществлен перевод учащихся на второй, третий и четвертый варианты образовательных программ. Со
• второго варианта образовательных программ может осуществляться перевод на первый, третий и четвертый варианты и т. д.
Обучение по первому варианту образовательных программ рекомендуется учащимся, овладевшим обязательным минимумом основных образовательных программ, способным к дальнейшему овладению цензовым образованием в условиях специальной (коррекционной) или общеобразовательной школы (интегрированное обучение).
Первый вариант — цензовое обучение
На I ступени обучения обеспечивается формирование уровня исходной грамотности, предусмотренных федеральным и региональным стандартами образования.
0. Зак. 7784. Шипицына
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
Таблица Л
Схема стандарта образования в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного
Аппарата
II ступень Основная школа |
III ступень Средняя школа |
I ступень
Начальная
школа
1 вариант Цензовое обучение (6 лет) |
1 вариант Цензовое обучение (2 года) |
1 вариант
Цензовое
обучение
2 вариант Коррекционно- развивающее обучение (5 лет) |
2 вариант Коррекционно- развивающее обучение (5 лет) |
3 вариант Компенсаторно-адаптационное обучение (5 лет) |
3 вариант Компенсаторно-адаптационное обучение (5 лет) |
4 вариант Абилитацион- ное обучение (5—6 лет) |
Профессиональное образование на б.азе начальной и основной школы (I и II ступень) |
(4 года)
Профессиональное
образование
на базе средней школы
(III ступень)
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса,
восстановительное реабилитационное
воздействие, интегрированное обучение в вузах,
_____________ техникумах, лицеях, колледжах
§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей
Педагогический процесс включает:
— формирование умений и навыков 'устной и письменной
речи, счета и социального взаимодействия;
— осуществление специализированного восстановительно
го лечения;
— психолого-педагогическую диагностику и коррекцию;
— формирование основ трудовой культуры и расширение со
циальных контактов;
— активное взаимодействие семьи и образовательного уч
реждения в формировании личности ребенка;
— развитие функций рук и общей моторики.
Обучение по 1-му варианту образовательных программ продолжается в течение 4 лет, включая диагностический класс.
На II ступень первого варианта образовательных программ переводятся учащиеся, овладевшие знаниями, умениями и навыками, предусмотренными стандартами I ступени первого варианта образовательных программ.
Итоги обучения по 1-му варианту образовательных программ:
— выход на начальную грамотность;
— первичная адаптация в социальной окружающей среде
и в пределах города;
— создание условий для формирования познавательных ин
тересов;
— ориентация семьи на формирование у ребенка полного са
мообслуживания в быту;
— первичный уровень компенсации двигательных рас
стройств;
— первичный уровень коррекции речевых нарушений;
— развитие мелкой моторики и формирование целенаправ
ленных практических действий;
— реализация различных видов и способов трудовой дея
тельности, доступной ребенку..
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
Учащиеся, успешно закончившие обучение на I ступени, переходят на II ступень своего варианта обучения.
На II ступени обучения обеспечивается достижение! уровня функциональной грамотности в условиях общеобразовательной или специальной школы.
При обучении реализуются следующие задачи:
— овладение познавательными средствами, необходимыми
в жизнедеятельности;
— ознакомление с компьютерной и технической грамотно
стью;
— формирование ориентации в социальной среде;
— формирование умения применять полученные навыки
в нестандартных ситуациях, в сферах трудовой, общест
венной, семейной, в коммуникативной деятельности;
— компенсация двигательных расстройств в основных ви
дах деятельности;
— формирование реального осознания своих возможностей,
самоконтроля при целенаправленной двигательной дея
тельности.
На III ступени обучения достигается уровень информированности и компетентности, а также предпро-фессиональная ориентация; адаптация и социализация личности.
На этой ступени образование может осуществляться в системе общеобразовательный и специальных школ и в средних специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, ПТУ).
На III ступени в системе специальных (коррекционных) школ остаются учащиеся, нуждающиеся в охранительном режиме и лечебных мероприятиях. Учащиеся с компенсированными нарушениями интегрируются в общеобразовательные школы.
Второй вариант — коррекционно-развивающее обучение
Этот вариант обучения рекомендуется учащимся, имеющим I затруднения в усвоении общеобразовательной программы, но ' показавшим в процессе психолого-педагогической диагно-I стики наличие потенциальных возможностей для усвоения ! цензового образования в условиях специальной школы, но-| более медленными темпами, и имеющим возможность к про-|,дуктивному использованию помощи.
Второй вариант образовательных программ ориентирован | на создание условий к получению цензового образования на ; второй ступени либо на продолжение обучения по данному варианту. Продолжительность обучения 5 лет, включая ди-, агностический класс.
Показатели итогов обучения на I ступени по второму варианту образовательных программ:
— определение и подбор видов и способов трудовой деятель
ности с учетом особенностей ребенка;
— первичный уровень компенсации двигательных рас
стройств;
— формирование первичных навыков организации собст
венной трудовой деятельности;
— йеревод на первый вариант образовательных программ
(цензовый) на II ступени;
— продолжение обучения по второму варианту образова
тельных программ на II ступени;
— перевод на третий вариант образовательных программ.
Учащимся, нуждающимся в более длительной дифференцированной работе, имеющим тяжелые нарушения речи или испытывающим психологические трудности при изменении коллектива, рекомендуется продолжение обучения по второму варианту в условиях специальной (коррекционной) школы или классов выравнивания.
Продолжать обучение по второму варианту образовательных программ следует учащимся, которым необходимо
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП_____________
увеличение учебного времени и дифференцированная помощь педагогов для освоения программы цензового образования второй ступени.
На обучение по третьему варианту образовательных программ переводятся учащиеся, не овладевшие минимумом знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом цензового образования первой ступени.
Второй вариант образовательных программ предполагает достижение предпрофессиональной подготовки, необходимой для получения в дальнейшем профессионального образования.
Обучение на III ступени (средняя школа) могут продолжить учащиеся, достигшие более высокого уровня подготовки, в условиях специальной школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата или интегрированных в классах массовую школу. Учащиеся, успешно закончившие III ступень (11—12 классы), получают «Аттестат зрелости» того же образца, что и выпускники средней общеобразовательной школы.
Третий вариант — компенсаторно-адаптационное обучение
Этот вариант рекомендуется учащимся, имеющим отклонение в интеллектуальной сфере, низкий уровень обучаемости, которые из-за имеющегося дефекта не смогут достичь уровня образованности, соответствующего основному (цензовому) образованию.
Данный вариант образовательных программ ориентирован на достижение каждым учеником того уровня образованности, который соответствует его потенциальным возможностям.
Обучение по третьему варианту образовательных программ заключается в ранн-ей ориентации на подготовку к овладению профессиям, не требующим цензового образования.
Образовательной программой предусмотрено усвоение коррекционной программы специальной школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) в течение пяти лет, включая диагностический класс.
§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей
Основные направления работы при обучении по данному варианту:
— создание условий для развития познавательной деятель
ности;
— первичная адаптация в социальной окружающей среде;
— частичное самообслуживание в быту и привитие навыков
личной гигиены:
— формирование мотивов трудовой деятельности;
— развитие коммуникативной деятельности.
В случае значительных затруднений в овладении программой обучения учащиеся по окончании каждого класса I ступени могут быть переведены на абилитационное обучение (четвертый вариант) для детей и подростков с тяжелой степенью нарушений в интеллектуальном развитии. I На II ступени (основная шко л а) третий вариант ' I обучающих программ ориентирован на достижение предпро-фессионального уровня, обеспечивающего возможность дальнейшей трудовой деятельности и создание предпосылок к социальной адаптации.
Программа II ступени специальной школы VIII вида:
— достижение уровня знаний, соответствующего познава
тельным возможностям;
—компенсация двигательных расстройств в основных видах деятельности;
^- овладение доступными видами профессиональной деятельности;
— формирование личностной ориентации на трудовую дея
тельность;
— создание предпосылок к социальной адаптации.
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП ____
В зависимости от состояния здоровья, степени нарушения двигательной и интеллектуальной сферы учащиеся могут продолжить обучение в классах профессиональной подготовки.
Четвертый вариант — абилитационное обучение
В контингенте учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются дети, которые не могут усвоить программу третьего варианта обучения, в силу тяжести и глубины нарушений познавательной деятельности и речи, сопутствующих двигательному дефекту.
Программа данного варианта направлена на коррекцию личности ребенка, его познавательных возможностей, компенсацию двигательных нарушений, социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников и взрослых.
В классе обучается по три человека или осуществляется надомное обучение, для каждого из детей выбирается свой индивидуальный маршрут развития, возможно разновозрастное комплектование класса.
Уровень образованности, овладение санитарно-гигиеническими навыками, двигательную компенсацию при обучении чтению, счету, письму можно условно назвать пропедевтическим.
В зависимости от состояния двигательной сферы, степени нарушения умственного развития срок обучения по четвертому варианту может быть 5—6 и более лет.
Учебный план
Обучение детей, имеющих тяжелые двигательные нарушения или сочетание двигательных и речевых нарушений, предусматривает максимально возможную индивидуализацию обучения:
— гибкий учебный план, позволяющий учитывать специфику нарушений;
§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей____________
— разноуровневые программы, адаптированные для кол
лективного и индивидуального обучения;
— вариативное начальное обучение с обязательным пропе
девтическим периодом в подготовительном (диагно
стическом) классе.
Диагностический класс следует рассматривать как подвижную структуру, основная задача которой — изучение возможностей ребенка, проведение соответствующих психолого-педагогических исследований и подготовка к дальнейшему обучению в начальной школе.
Особенно необходим диагностический класс для детей, не прошедших специальной дошкольной подготовки и не достигших функциональной школьной зрелости. В учебный план диагностического класса вводят основы изобразительной деятельности и конструирования, ритмику, а также специальные дисциплины: самообслуживание и бытовая ориентировка, сенсорное воспитание.
Наряду с предметами общеобразовательного цикла учебным планом предусматриваются занятия по коррекции нарушенных функций.
Важная роль отводится трудовой и профессиональной подготовке, решающей многие лечебные задачи (развитие и коррекция мелкой моторики рук) и задачи социальной адаптации -подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Вся учебная деятельность имеет коррекционную направленность на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной и речевой деятельности. Организация учебного процесса предполагает применение специальных методов и приемов обучения и воспитания, в который обязательно включаются:
1) ЛФК (групповые и индивидуальные занятия в целях
коррекции и компенсации дефекта у детей с преимуществен
но двигательной патологией), которая организуется на фоне
медикаментозного, ортопедического физиолечения, масса
жа, водных процедур.
2) Логопедические занятия для детей с речевой патоло
гией, с использованием компьютерных программ при самых
тяжелых нарушениях (анартрия).
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
§ 3. Специальное (коррекционное) обучение детей
Для получения о б р а з о в а ни я детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить специальные условия:
— различные организационные формы обучения,
— специально приспособленное здание (лифты, пандусы
и др.),
— специальная мебель,
— специальные приспособления и приборы для обучения
(ортопедическая обувь, ручки и др.), /
— компьютерные классы,
— мастерские для трудовой подготовки.
Достижения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в овладении программным материалом оценивают на протяжении всего периода обучения в школе. С этой целью используют:
"— тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении знаниями, умениями и навыками по этапам обучения с учетом развития двигательных и речевых навыков;
— тематические текущие и годовые проверочные задания по
основным предметам на протяжении всего периода
обучения; ;
— срезовые задания, выявляющие жизненные потребности
и интересы учащихся с нарушениями опорно-двигатель
ного аппарата; , ':'
— экзамены за курс средней школы проводятся по билетам
для общеобразовательной школы;
-— анкеты для педагогов, воспитателей и родителей* позволяющие оценивать продвижение детей в интеллектуальном, речевом и двигательном развитии и выявлять трудности в овладении учебным материалом и особенности их поведения.
Соотношение общеобразовательных, коррекционно-раз-вивающих и индивидуальных занятий физкультурой, постоянная работа специального психолога и логопеда с детьми, учителями и родителями дает возможность постоянно корригировать образовательный маршрут каждого ребенка. Важную роль играет организация психолого-педагогического сопровождения учащихся с ДЦП, особенно при переходе с одной ступени обучения на другую, овладении профессионально-трудовыми навыками и интеграции в социум.
В последние 10 лет в системе образования созданы альтернативные формы обучения: гимназии, лицеи, колледжи и др. Родителям предоставлена свобода в выборе той или иной формы обучения своего ребенка.
До недавнего времени большинство детей с церебральным параличом обучались и воспитывались в специальных (кор-рекционных) дошкольных и школьных учреждениях. В настоящее время некоторые родители детей с ДЦП стремятся обучать их в общеобразовательных учреждениях.
Для более успешной организации учебного процесса учащихся с ДЦП учителю необходимо понимать особенности их психофизического развития, а также наиболее характерные трудности, возникающие у них при овладении учебным материалом и обусловленные характером основного заболевания. Педагогу важно понимать, как возникло то или иное затруднение в обучении, на каком этапе и как оно отражается на степени усвоения программного материала.
Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями является обязательным условием более успешной адаптации ребенка с ДЦП в структуру массовой школы. Родители должны принимать участие в изготовлении дидактических материалов, наглядных пособий, специальных приспособлений, облегчающих овладение учащимися с двигательными нарушениями навыками письма и чтения. Следует обратить внимание на тот факт, что параллельно с обучением в массовой школе ребенок с ДЦП должен про-должать получение специального комплекса лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных клиниках.
Глава X.
Комплексная реабилитация детей с ДЦП
§ 4. Проблемы реабилитации и обучения детей с тяжелыми формами ДЦП
Перед приходом ребенка с двигательными нарушениями в массовый класс необходима предварительная работа со здоровыми учащимися.
Учитель должен рассказать о личности больного ребенка, раскрыть мир его увлечений. Одновременно в очень тактичной форме учитель должен дать понять ученикам, что нельзя сосредоточивать их внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить, обижать его, объяснить детям необходимость оказания ему посильной помощи (помогать спускаться по лестнице, передвигаться в физкультурном зале и т. д.), проявления терпения при замедленных ответах, письме и затруднениях при выполнении любых других заданий.
Проблемы реабилитации и обучения детей с тяжелыми формами ДЦП |
* Проживающие в крупных городах 60—-70% детей с церебральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации.
В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и умственной отсталостью в легкой степени.
Дети с тяжелыми формами ДЦП имеют возможность обучаться только на дому по резко сокращенной общеобразовательной программе (без неоправданного исключения ряда школьных дисциплин), с нерегулярным посещением преподавателей, в обстановке полной изоляции от сверстников, без профессиональной ориентации.
При тяжелых формах ДЦП больной ребенок и семья, воспитывающая такого ребенка, автоматически выбывает из а к т и в но г о общественного процесса по причинам:
1. Отсутствие радикальной медицинской помощи: сего
дняшний низкий уровень развития данного направления
в медицине, отсутствия государственного финансирова
ния, внедрения зарубежного и отечественного опыта реа
билитации и подготовки специальных медико-педаго
гических кадров, отсутствия социальных программ аби-
литации детей и реабилитации подростков-инвалидов.
2. Необходимость одному из членов семьи (чаще всего
матери) оставлять работу вообще, либо менять свою про
фессию на низкооплачиваемую должность, не всегда
постоянную, с тем чтобы высвободить время для работы
с ребенком в качестве медицинской сестры, методиста
ЛФК, педагога, воспитателя, няни. Это обстоятельство
тяжело сказывается на материальном положении семьи.
С учетом сегодняшнего экономического состояния эта
причина не позволяет родителям правильно воспитывать
больного ребенка из-за отсутствия средств и неподготов
ленности родителей к оказанию помощи по всем направ
лениям воспитания такого ребенка, его подготовки к са
мостоятельной жизни. Вместе с тем трудно переоценить
значение деятельности родителей в восстановительном
лечении ребенка-инвалида, но для эффективного
включения их в этот процесс государством должны быть
созданы определенные условия.
Самым оптимальным вариантом по дальнейшему улучшению материального положения, медицинского обслуживания, социальной адаптации таких семей является нахождение ребенка-инвалида без отрыва от семьи в специализированном детском учреждении, где ему будут созданы наиболее благоприятные условия в получении образования, лечении, профессиональной ориентации, трудовом устройстве, психологической подготовке к самостоятельной жизни;
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
3. Отсутствие нужного количества и взаимодействия специальных детских учреждений по медико-педагогической реабилитации детей, страдающих тяжелыми формами нарушения двигательных функций с сохранным интеллектом.
§ 5. Организация психологического сопровождения в школе
выполнение начатых в школе мероприятий, благодаря чему может быть достигнута большая результативность коррек-ционных мероприятий.
Вышеизложенные причины не оставляют практически надежды таким детям быть интегрированными в общественный процесс: получить образование, специальность, создать семью, т. е. быть равноправными членами общества.
Основные направления развития личности ребенка:
— максимально возможное улучшение физического состоя
ния здоровья, что чаще всего сводится к приобретению
и дальнейшему закреплению навыков самообслужива
ния, передвижения, труда;
— обучение по программе с учетом индивидуальных фи
зических и умственных возможностей каждого ребенка-
инвалида;
— ранняя профессиональная ориентация, выбор дальней
шей сферы деятельности;
— психологическая подготовка и осознание своего будуще
го места в обществе, значение своей личности, гарантия
осознания своей необходимости в обществе.