Комплексная реабилитация детей

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

УЧРЕЖДЕНИЯХ

В нашей стране создана разветвленная система специали­зированных учреждений Министерств образования, здраво­охранения, труда и социальной защиты для оказания по­мощи детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Все дети и подростки с ДЦП наблюдаются в поликлини­ках по месту жительства невропатологом и психиатром. Эти­ми специалистами проводится первичный учет больных. Кроме того, часть детей находится в психоневрологических домах ребенка.

Помощь детям с патологией опорно-двигательного аппара­та до трех лет осуществляется в районных поликлиниках (ко­личество детей, зарегистрированных у невропатолога и орто­педа), детских психоневрологических домах.

Учет дошкольников ведется в городских отделах здраво­охранения и образования. Существует сеть дошкольных уч­реждений: специализированные ясли-сады, детские сады, группй «Особый ребенок» в обычных детских садах, детские дома и санатории, куда направляются дети, чаще всего «неог-ранизованные», т. е. воспитывающиеся в семье и находящие­ся на учете у районных специалистов. В этих учреждениях находятся дети не только с поражением опорно-двигатель­ного аппарата, но и в сочетании с разнообразными откло­нениями (задержка речевого и психического развития, раз­личная степень нарушения интеллекта), кроме того, как правило, у этих детей наблюдаются различные речевые на­рушения типа дизартрии, алалии и множественные отстава­ния в формировании познавательной деятельности.

Комплекс психических, неврологических и речевых нару­шений определяет необходимость различных специалистов (невропатолога, психиатра, психолога, ортопеда, специаль­ного педагога и специалистов ЛФК) для проведения диффе-ренцированого диагноза и организации реабилитационного процесса.

§ 1. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях

Система помощи предусматривает раннюю диагностику И раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

' В основе такой системы лежат раннее выявление, еще в ро­дильном доме или детской поликлинике, среди новорож­денных всех детей с церебральной патологией и оказание им

[специальной помощи.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поли­клиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходи­мости ребенок направляется на консультацию в специали­зированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эф-

| фективным при легких формах ДЦП, при выраженных на-

1 рушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды

I лечебно-педагогической помощи оказываются неэффек­тивными, а также те, родители которых по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в до­машних условиях, берутся государством под временную и по-

I стоянную опеку. Их направляют в дома ребенка, а затем

| в интернатные учреждения.

 

Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осу­ществляют коррекционное обучение, воспитание и подготов­ку к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Лечебно-педагогический процесс в дошкольных учреж­дениях построен с учетом специфики заболеваний и свя­занных с ними особенностей развития детей. При всем раз­нообразии врожденных и рано приобретенных нарушений


Глава X.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП

опорно-двигательного аппарата у большинства детей наб­людаются сходные проблемы. Это отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности в целом, что связано как с органическими поражениями нерв­ной системы, часто сопутствующими опорно-двигательной патологии, так и с ограниченными возможностями познания окружающего мира вследствие моторной недостаточности. Это патология развития речи, которая имеет органическую природу и усугубляется дефицитом общения. Это эмоцио­нальная лабильность, сопровождающая хронические заболе­вания, и психологическая пассивность, порождаемая гипе­ропекой в семье и медицинских учреждениях. В то же время перечисленные нарушения отличаются значительной поли-морфностью и диссоциацией.

Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возрасте само развитие патологии еще не остановлено, так как в процессе физического роста у ребенка могут формиро­ваться деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим осуществляется активное систематическое лечение де­тей как в детском саду, так и по мере необходимости в меди­цинских учреждениях.

При определении специфики коррекционно-педагогиче-ского процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст детей. Известно, что раннее начало коррекцион- | ной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы мозга на­ходятся в стадии формирования. В связи с этим существует возможность оптимальной компенсации нарушений за счет активизации сохранных звеньев и формирования обходных путей.

Однако особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии разрабатывать и реализо­вывать долгосрочные сложные программы поведения, ори­ентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значи­мы ни были для ребенка вопросы психического и физического самосовершенствования, он не способен к длительным моно­тонным тренировкам, которые часто необходимы для вы­работки тех или иных компенсаторных навыков. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы

§ 1. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях

коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.

Целью коррекционного воспитания в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Эта цель достигается при решении следующих задач:

— развитие познавательной деятельности детей по индиви­дуальным программам;

— коррекция развития речи;

— развитие двигательной сферы но индивидуальным про­
граммам;

— формирование социальной адаптации;
— развитие творческих способностей;

— подготовка к школьному обучению и подбор типа школы;

— формирование оптимальных подходов к воспитанию ре­бенка в семье.

Система воспитания базируется на следующих прин­ципах:

1. Принцип компетенции

Вся работа с ребенком должна проводиться профессио­нально-грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуществляют педагоги, имеющие специальное об­разование. Развитие и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят инструкто­ры ЛФК. Воспитатели проводят занятия по программам I и II ступени, совместно с помощниками воспитателей фор­мируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки, читают детям книги. Психологи кор­ректируют развитие личности детей, работая непосредст­венно с детьми и их окружением, персоналом детского сада и семьей.



Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП

2. Принцип взаимосвязи в работе специа­листов

Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу работы и контролирует правильность их; выполнения.

3. Принцип сочетания индивидуального
подхода с групповыми формами работы

Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и жизни в обществе предусматри­вает включение их в коллективную деятельность. Это опре­деляет необходимость сочетания дифференцированных ин­дивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.

4. Принцип ежедневного учета психофизиче­ского состояния ребенка при определении объ­ема и характера проводимых с ним занятий

Органические поражения ЦНС, имеющие место у многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, по­вышенной метеочувствительностью и как следствие колебания­ми эмоционального состояния, работоспособности, внимания.

Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуще­ствляется наряду с лечением. Проведение лечебных меро­приятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают различное влияние на психофизи­ческое состояние ребенка.

В связи с этим приходится максимально ограничивать за­нятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негатив­ное отношение к самому процессу занятий.

5. Принцип приоритетного формирования
качеств личности, необходимых для успешной социализации

Весь лечебно-педагогический процесс строится таким об­разом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, коммуникативность, уверенность в своих силах.

6. Сочетание работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их

Компенсации.

Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются I сторону создания компенсаторных средств. Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет •рлёе активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить те из них, возможности развития которых чрезвычайно ограничены у данного ребенка, часто приводят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению к определенным видам деятельности.

Большое значение придается формированию правильного отношения к воспитанию ребенка в семье. Обычно в семьях детей дошкольного возраста основное внимание привлечено к лечению ребенка и подготовке к обучению. Педагогам нужно тактично подводить родителей к реальной оценке возможностей ребенка и прогнозированию дальнейших перспектив его Г жизни. Это поможет родителям переместить акцент в воспитании, оценить значение умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, лучше понять своего ребенка.

Наши рекомендации