Комплексная реабилитация детей
С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
УЧРЕЖДЕНИЯХ
В нашей стране создана разветвленная система специализированных учреждений Министерств образования, здравоохранения, труда и социальной защиты для оказания помощи детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Все дети и подростки с ДЦП наблюдаются в поликлиниках по месту жительства невропатологом и психиатром. Этими специалистами проводится первичный учет больных. Кроме того, часть детей находится в психоневрологических домах ребенка.
Помощь детям с патологией опорно-двигательного аппарата до трех лет осуществляется в районных поликлиниках (количество детей, зарегистрированных у невропатолога и ортопеда), детских психоневрологических домах.
Учет дошкольников ведется в городских отделах здравоохранения и образования. Существует сеть дошкольных учреждений: специализированные ясли-сады, детские сады, группй «Особый ребенок» в обычных детских садах, детские дома и санатории, куда направляются дети, чаще всего «неог-ранизованные», т. е. воспитывающиеся в семье и находящиеся на учете у районных специалистов. В этих учреждениях находятся дети не только с поражением опорно-двигательного аппарата, но и в сочетании с разнообразными отклонениями (задержка речевого и психического развития, различная степень нарушения интеллекта), кроме того, как правило, у этих детей наблюдаются различные речевые нарушения типа дизартрии, алалии и множественные отставания в формировании познавательной деятельности.
Комплекс психических, неврологических и речевых нарушений определяет необходимость различных специалистов (невропатолога, психиатра, психолога, ортопеда, специального педагога и специалистов ЛФК) для проведения диффе-ренцированого диагноза и организации реабилитационного процесса.
§ 1. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях
Система помощи предусматривает раннюю диагностику И раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
' В основе такой системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им
[специальной помощи.
Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эф-
| фективным при легких формах ДЦП, при выраженных на-
1 рушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды
I лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также те, родители которых по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную и по-
I стоянную опеку. Их направляют в дома ребенка, а затем
| в интернатные учреждения.
Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях
В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляют коррекционное обучение, воспитание и подготовку к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Лечебно-педагогический процесс в дошкольных учреждениях построен с учетом специфики заболеваний и связанных с ними особенностей развития детей. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных нарушений
Глава X. |
Комплексная реабилитация детей с ДЦП
опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Это отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности в целом, что связано как с органическими поражениями нервной системы, часто сопутствующими опорно-двигательной патологии, так и с ограниченными возможностями познания окружающего мира вследствие моторной недостаточности. Это патология развития речи, которая имеет органическую природу и усугубляется дефицитом общения. Это эмоциональная лабильность, сопровождающая хронические заболевания, и психологическая пассивность, порождаемая гиперопекой в семье и медицинских учреждениях. В то же время перечисленные нарушения отличаются значительной поли-морфностью и диссоциацией.
Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возрасте само развитие патологии еще не остановлено, так как в процессе физического роста у ребенка могут формироваться деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим осуществляется активное систематическое лечение детей как в детском саду, так и по мере необходимости в медицинских учреждениях.
При определении специфики коррекционно-педагогиче-ского процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст детей. Известно, что раннее начало коррекцион- | ной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы мозга находятся в стадии формирования. В связи с этим существует возможность оптимальной компенсации нарушений за счет активизации сохранных звеньев и формирования обходных путей.
Однако особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии разрабатывать и реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы ни были для ребенка вопросы психического и физического самосовершенствования, он не способен к длительным монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки тех или иных компенсаторных навыков. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы
§ 1. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольных учреждениях
коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.
Целью коррекционного воспитания в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Эта цель достигается при решении следующих задач:
— развитие познавательной деятельности детей по индивидуальным программам;
— коррекция развития речи;
— развитие двигательной сферы но индивидуальным про
граммам;
— формирование социальной адаптации;
— развитие творческих способностей;
— подготовка к школьному обучению и подбор типа школы;
— формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.
Система воспитания базируется на следующих принципах:
1. Принцип компетенции
Вся работа с ребенком должна проводиться профессионально-грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуществляют педагоги, имеющие специальное образование. Развитие и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят инструкторы ЛФК. Воспитатели проводят занятия по программам I и II ступени, совместно с помощниками воспитателей формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки, читают детям книги. Психологи корректируют развитие личности детей, работая непосредственно с детьми и их окружением, персоналом детского сада и семьей.
Глава X. Комплексная реабилитация детей с ДЦП
2. Принцип взаимосвязи в работе специалистов
Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу работы и контролирует правильность их; выполнения.
3. Принцип сочетания индивидуального
подхода с групповыми формами работы
Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания дифференцированных индивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.
4. Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий
Органические поражения ЦНС, имеющие место у многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью и как следствие колебаниями эмоционального состояния, работоспособности, внимания.
Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка.
В связи с этим приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий.
5. Принцип приоритетного формирования
качеств личности, необходимых для успешной социализации
Весь лечебно-педагогический процесс строится таким образом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, коммуникативность, уверенность в своих силах.
6. Сочетание работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их
Компенсации.
Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются I сторону создания компенсаторных средств. Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет •рлёе активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить те из них, возможности развития которых чрезвычайно ограничены у данного ребенка, часто приводят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению к определенным видам деятельности.
Большое значение придается формированию правильного отношения к воспитанию ребенка в семье. Обычно в семьях детей дошкольного возраста основное внимание привлечено к лечению ребенка и подготовке к обучению. Педагогам нужно тактично подводить родителей к реальной оценке возможностей ребенка и прогнозированию дальнейших перспектив его Г жизни. Это поможет родителям переместить акцент в воспитании, оценить значение умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, лучше понять своего ребенка.