Коррекция речевых нарушений в раннем возрасте
В коррекции речевых расстройств при ДЦП необходима согласованная деятельность психолога, логопеда, педагога и родителей.
Существует множество методов коррекции артикуляции у детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Наиболее известными зарубежными программами психомоторной коррекции являются методы К. и В. Бобатов(1975—1980) и В. Войта(1974). В методе К. и В. Бобатовособое значение придается торможению примитивных рефлексов, их патологической стойкости. Свой метод ученые назвали методом торможения постуральных рефлексов (Основы ортопеда-гогики, 1999). По мнению авторов, чтобы достигнуть адекватной сенсомоторной модели, необходимо развивать нормальные проприоцептивные системы и нормализовать мышечный тонус путем торможения патологических
Американские невропатологи и логопеды Н. 1аЬе и В. КиШег^огй(1961) разработали интересную методику устранения нарушений речи у детей с ДЦП, состоящую из двух частей:
1) обследование фоноартикуляторных органов и произноше
ния, т. е. состояния органов слуха и речи, дыхания и пе
риферических функций речи в разных ситуациях;
2) использование нестандартных процедур для фониат-
рического лечения и подбор специфической техники для
развития потенциальных возможностей. Эта часть вклю
чает изучение психологического статуса ребенка с ДЦП,
сенсоперцептивных данных (особенно важен 1-й год
жизни), развитие диалогической речи, свободной речи,
использование разнообразных фониатрических подходов
и упражнений.
Особенно важны методики, включающие обследование в позе релаксации, с дальнейшим акцентом на ощущение
8. Зак. 7784. Шипяцына
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП
§ 6. Коррекция нарушений речи
и воспроизведение движений в условиях сопротивления (данный подход называется «стабили з а ц и я»). Чтобы препятствовать развитию насильственных движений, нужно начинать лечение с нормализации периферических функци и для формирования произвольных движений: от общих к ин-; дивидуальным, от пассивных к сопротивлению.
Шведский логопед Не1еп Ми11ег [цит. по: Л.А. Даниловой, К. Стока, Г.Н. Казицыной, 1997] уделял большое внимание поведению ребенка и приспособлению к спонтанному положению тела. Эта работа была одной из первых, в которой непосредственно манипулировали во рту ребенка и обучали его сосанию. Был сделан вывод о том, что кормление из соски приводит к гиперстимуляции. Орально-тактильная чувствительность нормализовалась в процессе терапии и кормления.
Канадский логопед Мапе СгиЖтау [цит. по: Л.А. Даниловой, К. Стока, Г.Н. Казицыной, 1997] разработала методику коррекции на основе методики К. и В. ВоЪаШ'з, которая является уникальным средством обучения детей с ДЦП. Особое внимание обращают на артикуляцию, движение языка, связанное с положением тела, подбирают необходимые позы для облегчения движения головы и артикуляции.
Представляет интерес и методика Е.Ф. Архиповой (1989), базирующаяся на стимуляции и развитии психомоторных функций у детей, страдающих церебральным параличом, в доречевом периоде. Широко используются разнообразные подходы для стимуляции голосовых функций детей раннего возраста и тактильно-кинестетическая стимуляция.
Как было сказано, дети с ДЦП испытывают особые трудности при сосании. Для активизации оральной области следует стимулировать тактильные рефлексы в области рта, губ, щек; вызывать ощущения температуры (холодная, теплая); вызывать ощущения вкуса (сахара, соли, хинина, лимона); использовать запахи (духи, цветы и др.).
Рекомендуется сочетание разных стимулов. Следует помнить, что лечение и коррекция дефектов функционирования артикуляторного аппарата детей с ДЦП на раннем этапе развития является главной задачей.
Зарубежное направление в лечебной терапии акцентирует [внимание на способе и образовании позотонических движе-ний и правильном положении тела в отличие от российского шодхода, где обращают большее внимание на тренировку ар-иикуляционных поз и движений.
Для коррекции речевых нарушений необходимо выявить [состояние функций, связанных с произношением [К. Стока, '2001].
Для этого следует обращать внимание на:
— гипотонию/гипертонию мышц лица, насильственные
движения, резкие движения или изменение тонуса, объ
ем движений;
— наличие или отсутствие рефлексов орального автоматиз
ма, их влияние на дисфункции моторных структур, не
обходимых для питания;
— рефлексы: сосание-глотание, кусание, рвотный, поис
ковый;
— ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг
него при помощи пальца логопеда.
Важно проверить оральный мышечный тонус:
— челюсти во время движений и без движений (например,
в норме челюсти во время отдыха находятся в полуоткры
том положении). У детей с ДЦП челюсти в нейтральной
ситуации часто находятся в открытом положении;
— тонус, подвижность, компенсаторные реакции, симмет
рию губ;
— тонус мышц языка, его изолированные движения, воз
можность их переключаемости;
— мягкое нёбо, твердое нёбо, координацию между ними,
подвижность;
— ритм, объем дыхания, координацию между дыханием
и речью (голосовыми реакциями), вдохом—выдохом,
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП
«обратное дыхание» (да/нет), сопровождение дыхание ро-бенка движениями тела и головы;
— взаимоотношение между моторным контролем, который используется во время еды и во время фонации, еды и зву-копроизношения; активность этого контроля, объем дви жений, наличие стереотипных движений.
Для стимулирования появления артикуляции необходимо, чтобы ребенок мог контролировать мелкие движения и дифференцировать движения губ и челюстей, языка через выполнение упражнений, которые требуют большой определенности. Для этого необходимо формирование контроля за положением тела. С этой целью проводится работа в «реф-лекс-запрещающей» позе ребенка, чтобы оценить мышечный тонус.
Коррекционную работу рекомендуется начинать с движений и упражнений, которые доступны, легко получаются у ребенка. Упражнения и движения должны быть разнообразны, интересны для ребенка, но самое главное, они должны быть функциональными, т. е. облегчать движения языка, формировать координацию движений, серии движений, которые "необходимы в процессе кормления и речи.
Актуальным и перспективным является проведение с первых месяцев жизни ребенка комплексной работы психолога и логопеда с физиотерапевтом и акцентирование внимания на проприоцептивной сфере и контроле движений.
Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но — особенно — от правильности подбора коррекционных приемов для достижения максимальной возможности в развитии.