Принципы психокоррекции ребенка

Психологическая коррекция является одним из ваЖ" ных звеньев в системе комплексной реабилитации дете!

с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

В патопсихологии и в специальной психологии психокор­рекция рассматривается как способ психологического воздей­ствия, направленный на коррекцию отклонений в психиче­ском развитии ребенка.

В процессе психологической коррекции нарушений детей с, ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенно­стей развития ребенка, характер сочетания в картине его со­стояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности.

Психологическую коррекцию можно рассматривать в ши­роком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая коррекция — это ком­плекс медико-психолого-педагогических воздействий, на­правленных на устранение имеющихся у детей недос­татков в развитии психических функций и личностных \ свойств.

В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия, направ­ленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.

Б. Д. Эльконин (1980) в зависимости от характера направ­ленности коррекции выделяет д в е ее формы; симптома­тическую, направленную на симптомы отклонений и развитии, и коррекцию, направленную на источник и при­чины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как си мптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура на­рушений в развитии ребенка. Например, у ребенка с ДЦП , наблюдается недоразвитие счетных операций. С помощью ютщиальных педагогических методов можно помочь ребен-|Куусвоить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, не-! рмотря на интенсивные занятия, у ребенка по-прежнему от-, мучаются существенные трудности в усвоении математики. Тикой способ коррекции является недостаточным, если мы




Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП

§ 2. Принципы психокоррекции ребенка



не знаем истинную причину, порождающую нарушения счета] у детей с ДЦП. В основе нарушений счетных операций у де-! тей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представ-1 лений, что обусловлено церебрально-органической недоста-1 точностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому пси-.] хологическая коррекция должна быть больше сконцентри­рована не на внешний проявлениям отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти откло-1 нения. Для эффективности психокоррекции необходимы за-1 нятия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.

Эффективность психологической коррекции в значитель­ной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин.

Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его ана­лизу и психокоррекционным воздействиям. Разработка принципов, как основополагающих, отправных идей, чрез­вычайно важна в теории и практике психологической кор­рекции.

Важным принципом психологической коррекции являет­ся принцип комплексности. Согласно этому принципу пси­хологическую коррекцию можно рассматривать как единый4 комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических фак­торов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации ироцесса общения ребенка, не будут эффектив­ны, если психюлог не учитывает клинические факторы и ту социальную С{реду (медперсонал, педагоги, родители), в ко­торой находится ребенок.

Второй принцип психологической коррекции — личност- < ный подход. Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей е>е сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психиче^ ское явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых

тренингов, психорегулирующих тренировок. При использо­вании разнообразных приемов психокоррекционных воздей­ствий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.

Третий принцип — деятелъностный подход. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблю­дение этого принципа чрезвычайно важно в процессе психо­логической коррекции детей и подростков. Психокоррекци-онная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как це­лостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отно­шений ребенка. Психокоррекционный процесс должен про­водиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник — то в контексте игровой дея­тельности, если школьник — то в учебной деятельности. Од­нако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следует ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, кото­рый является личностно значимым для ребенка и подрост­ка. Особенно это важно при коррекции эмоциональных на­рушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от использования продук­тивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).

Четвертый принцип психологической коррекции — это единство диагностики и коррекции. Задачи коррекцией-ной работы могут быть правильно поставлены лишь на осно­ве полной психологической диагностики не только зоны ак­туального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, фи­зических возможностей, специфике ведущей деятельности,

I характерной для каждого возрастного периода. Процес­сы психологической диагностики и коррекции являются





Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП

§ 2. Принципы психокоррекции ребенка



взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции зало­жен огромный диагностический потенциал. Например, ни! при каком психологическом тестировании таос не раскры­ваются коммуникативные способности личности, как в про­цессе групповых психокоррекционных занят:ий. Или пси­хогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе коррекцион-ные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.

Пятый принцип психологической коррекции — иерар­хический. Он базируется на положении Л.С. Выготскогоо ве­дущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реа­лизация этого принципа означает целенаправленное] формирование психологических новообразо­ваний, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а на зону ближайшего развития ребен­ка. Например, для коррекции мнестических функций у ре­бенка необходимо развивать мыслительные операции: ана­лиз, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материа­ла повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые тренировки памяти.

Шестой принцип — каузальный. Реализацкя этого прин­ципа в психокоррекционной работе направлена на устране­ние причин и источников отклонений в психическом раз­витии ребенка. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ДЦП могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко сочета­ние обоих факторов. В зависимости от первопричины разра­батывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмо­ционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, неадекватные стили семейного восштания боль­ного ребенка, то психокоррекционный процессдолжен быть направлен на нормализацию семейных отнопений. Если причиной эмоциональных нарушений являетш резидуаль-но-органическая недостаточность ЦНС, то главным звеном

психологической коррекции должно быть снижение эмоцио­нального дискомфорта ребенка специальными методами пси-хорегулирующих тренировок на фоне медикаментозной те­рапии.

Седьмой принцип психокоррекции — временной, так как важно раннее начало онтогенетически последовательного воз­действия, опирающегося на сохранные функции. В послед­ние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию речевого развития и нарушения ори­ентировочно-познавательной деятельности, коррекционная работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сло­жившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреж­дение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педаго­гическое воздействие в младенческом и раннем возрасте по­зволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить пси­хоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компен­сации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функ­циональной системы являются первые три года жизни ре­бенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития на­ходится ребенок.

Основные направления психокоррекционной рабо­ты при ДЦП в раннем и дошкольном воз­расте:

— развитие эмоционального, речевого, предметно-действен­
ного и игрового общения с окружающими;

— стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухово­
го, кинестетического восприятия и стереогноза), форми­
рование пространственных и временных представлений,
коррекция их нарушений;





Глава IX, Коррекционная работа при ДЦП

§ 3. Психологическая коррекция познавательных процессов



— развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности
(внимания, памяти, воображения);

— развитие зрительно-моторной координации и функцио­
нальных возможностей кисти и пальцев; подготовка к ов­
ладению письмом.

Восьмой принцип — единство коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в про­цессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально сти­мулировать это развитие, сглаживать негативное влияние за­болевания на психическое состояние ребенка. Родители —5| основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возмож- ] ности и перспективы развития, организовать целенаправ-'< ленные коррекционные занятия, сформировать адекватную | самооценку, развить необходимые в жизни волевые качест- \ ва. Для этого важно активное включение ребенка в повсе-л дневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, \ стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя;! (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел опре-! деленные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результа-1 те у него появляются интерес к труду, чувство радости, что] он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто ро­дители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно ] опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не да­ют ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу] гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. 'I Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться ] с определенной требовательностью к ребенку. Нужно посте- 3 пенно развивать правильное отношение к своему состоянию] и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ре-1 бенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухо-1 дить в себя, в свое одиночество.


 

Наши рекомендации