Принципы психокоррекции ребенка
Психологическая коррекция является одним из ваЖ" ных звеньев в системе комплексной реабилитации дете!
с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как способ психологического воздействия, направленный на коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка.
В процессе психологической коррекции нарушений детей с, ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности.
Психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия.
В широком смысле психологическая коррекция — это комплекс медико-психолого-педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных \ свойств.
В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
Б. Д. Эльконин (1980) в зависимости от характера направленности коррекции выделяет д в е ее формы; симптоматическую, направленную на симптомы отклонений и развитии, и коррекцию, направленную на источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как си мптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура нарушений в развитии ребенка. Например, у ребенка с ДЦП , наблюдается недоразвитие счетных операций. С помощью ютщиальных педагогических методов можно помочь ребен-|Куусвоить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, не-! рмотря на интенсивные занятия, у ребенка по-прежнему от-, мучаются существенные трудности в усвоении математики. Тикой способ коррекции является недостаточным, если мы
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП
§ 2. Принципы психокоррекции ребенка
не знаем истинную причину, порождающую нарушения счета] у детей с ДЦП. В основе нарушений счетных операций у де-! тей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представ-1 лений, что обусловлено церебрально-органической недоста-1 точностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому пси-.] хологическая коррекция должна быть больше сконцентрирована не на внешний проявлениям отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти откло-1 нения. Для эффективности психокоррекции необходимы за-1 нятия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин.
Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям. Разработка принципов, как основополагающих, отправных идей, чрезвычайно важна в теории и практике психологической коррекции.
Важным принципом психологической коррекции является принцип комплексности. Согласно этому принципу психологическую коррекцию можно рассматривать как единый4 комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации ироцесса общения ребенка, не будут эффективны, если психюлог не учитывает клинические факторы и ту социальную С{реду (медперсонал, педагоги, родители), в которой находится ребенок.
Второй принцип психологической коррекции — личност- < ный подход. Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей е>е сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психиче^ ское явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых
тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.
Третий принцип — деятелъностный подход. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа чрезвычайно важно в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекци-онная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка. Психокоррекционный процесс должен проводиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности, если школьник — то в учебной деятельности. Однако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следует ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка и подростка. Особенно это важно при коррекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).
Четвертый принцип психологической коррекции — это единство диагностики и коррекции. Задачи коррекцией-ной работы могут быть правильно поставлены лишь на основе полной психологической диагностики не только зоны актуального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, физических возможностей, специфике ведущей деятельности,
I характерной для каждого возрастного периода. Процессы психологической диагностики и коррекции являются
Глава IX. Коррекционная работа при ДЦП
§ 2. Принципы психокоррекции ребенка
взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни! при каком психологическом тестировании таос не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занят:ий. Или психогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе коррекцион-ные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.
Пятый принцип психологической коррекции — иерархический. Он базируется на положении Л.С. Выготскогоо ведущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реализация этого принципа означает целенаправленное] формирование психологических новообразований, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а на зону ближайшего развития ребенка. Например, для коррекции мнестических функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые тренировки памяти.
Шестой принцип — каузальный. Реализацкя этого принципа в психокоррекционной работе направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ДЦП могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко сочетание обоих факторов. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмоционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, неадекватные стили семейного восштания больного ребенка, то психокоррекционный процессдолжен быть направлен на нормализацию семейных отнопений. Если причиной эмоциональных нарушений являетш резидуаль-но-органическая недостаточность ЦНС, то главным звеном
психологической коррекции должно быть снижение эмоционального дискомфорта ребенка специальными методами пси-хорегулирующих тренировок на фоне медикаментозной терапии.
Седьмой принцип психокоррекции — временной, так как важно раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию речевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционная работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.
Основные направления психокоррекционной работы при ДЦП в раннем и дошкольном возрасте:
— развитие эмоционального, речевого, предметно-действен
ного и игрового общения с окружающими;
— стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухово
го, кинестетического восприятия и стереогноза), форми
рование пространственных и временных представлений,
коррекция их нарушений;
Глава IX, Коррекционная работа при ДЦП
§ 3. Психологическая коррекция познавательных процессов
— развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности
(внимания, памяти, воображения);
— развитие зрительно-моторной координации и функцио
нальных возможностей кисти и пальцев; подготовка к ов
ладению письмом.
Восьмой принцип — единство коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители —5| основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возмож- ] ности и перспективы развития, организовать целенаправ-'< ленные коррекционные занятия, сформировать адекватную | самооценку, развить необходимые в жизни волевые качест- \ ва. Для этого важно активное включение ребенка в повсе-л дневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, \ стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя;! (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел опре-! деленные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результа-1 те у него появляются интерес к труду, чувство радости, что] он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно ] опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу] гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. 'I Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться ] с определенной требовательностью к ребенку. Нужно посте- 3 пенно развивать правильное отношение к своему состоянию] и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ре-1 бенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухо-1 дить в себя, в свое одиночество.