Особенности психологического обследования детей
Психологическое обследование детей с ДЦП является Чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.
Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Процесс обследования необходимо проводить в игровой форме, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка.
Учет физических возможностей больного с ДЦП очень важен при психологическом обследовании. Например, при полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное
Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП
мышечное расслабление. Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в манеже, на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении, ребенку придают так называемую эмбриональную позу (голову ребенка пригибают к груди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгибают в локтевых суставах и скрещивают их на груди). Затем производят несколько качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенка укладывают на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с песком, резиновых кругов, поясов и т. д.) ребенка фиксируют в этом положении.
При выраженности лишних непроизвольных движений — гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие их уменьшению. Например, можно производить перекрестные движения с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки. Приспособления для фиксации позы особенно важны при обследовании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т. д.).
У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Обездвиженность ребенка с церебральным параличом во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральным параличом бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на живот, они не могут поднять и удержать голову, в положении сидя они не могут пользоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия и т. д. Все это способствует значительному ограничению поля зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.
Основные трудности психолога при работе с больными, страдающими ДЦП, заключаются в том, что многие широко
§ 3. Особенности психологического обследования детей
распространенные, верифицированные и валидные методики
| |
не могут использоваться полностью или частично в связи с грубыми нарушениями речи и двигательных функций (особенно тонкой моторики). Так, при выраженных гиперкинезах, правостороннем ге-мипаразе психолог не может в полном объеме воспользоваться широко применяемым для определения интеллектуальной функции тестом Векслера. Больные вследствие своих двигательных нарушений неспособны выполнить 7, 9, 11 и 12 субтесты. Причем это не позволяет судить об их способности к зрительному представлению, к конструктивному мышлению, о внимании, зрительно-моторной координации, экстраполяции.
Если даже состояние больного позволяет провести психологический эксперимент, как правило, необходим пересмотр временных ограничений, предусмотренный методикой.
Те же причины могут препятствовать использованию ри-:• суночных тестов и многих других. Разнообразие по качеству I и степени тяжести нарушений речи, отмечающиеся у больных ДЦП, может существенно затруднить применение вер-, бальных методик.
Психолог, работающий в учреждении для детей больных ДЦП, должен владеть большим количеством методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подобрать наиболее пригодные для его обследования с учетом двигательных и речевых расстройств.
Итак, выбор методического арсенала во многом зависит I от «возможное,тей» обследуемого ребенка с ДЦП, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так, до § 3—4 лет психологическое обследование ребенка основано на | методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.
Тестовое психологическое обследование детей возможно | с 4—5 лет. При этом тестовые задания дают в устной форме и проводят индивидуально. С 12—14 лет возможно использование опросников.
Нарушение интеллектуального развития при ДЦП вносит свою специфику в организацию психологического обследования,
Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП
целесообразность изменения стандартной процедуры обследования или модификации инструкций.
Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут.
Для оценки интеллекта и интеллектуальных функций при ДЦП могут быть использованы:
— тест Векслера;
— графические тесты;
— тесты классификации;
— методика исключения предметов;
— тест интеллекта Амтхауэра;
— тесты школьной зрелости;
— индивидуальный тест интеллекта и др.
Для диагностики нарушения психомоторных функций (непроизвольности движений, снижение или повышение двигательной активности в целом) используются методы наблюдения за поведением, характером двигательных реакций, а также графические тесты, проба на тремор, теппинг-тест (с 5 лет), проба на время реакции (с 5 лет), методика оценки нервно-психического развития (4—6 лет), методика определения коэффициента психомоторного развития (до 4 лет).
При диагностике нарушений восприятия и внимания кроме методов наблюдения используют пп* топсихологические тесты: корректурная проба (с 5 лет), тест] «Недостающие детали» (с 5 лет). Распространенной метод и кой исследования внимания являются таблицы Шультс, а для исследования работоспособности и утомляемости ми-1 тодики Крепелина, Ландольта.
Различные виды памяти (слуховая, зрительная, логичв екая и т. п.) оценивают с помощью специальных методик]
§ 4. Психодиагностика двигательных функций ребенка_________
нтесты Бентона и Мейли, пробы на заучивание слов, слогов, цифр, рассказов, пиктограмм и т. д.). Кроме того, целесообразно использование субтестов для оценки памяти, которые I входят в психодиагностические тесты интеллекта (Векслер, Амтхауэр и др.).
Оценку особенностей личности и эмоциональ" Ьа о-м отивационной сферы производят с помощью [теста Розенцвейга, патохарактерологического опросника, личностного опросника Айзенка, теста тематической аппер-шепции, личностного вопросника Кеттелла, теста Люшера, места животных Заззо, теста семейных установок, методики уРене Жиля и т. д.
При диагностике психических функций при ЩП необходимо особое внимание уделять детям раннего воз-[раста (до 3—4 лет). Их диагностика базируется в основном 1а методе фиксированного наблюдения, описанного в «Руко-Ьюдстве по раннему обучению» (Портредж, США), в котором (оцениваются различные уровни психического развития: моторных функций, речи, навыков самообслуживания, позна-рательных способностей, социализации.
На ранних этапах развития ребенка используют также Ькриннинг развития по Коваржику, шкалы развития млп-шенцев Бейли, шкалы Бинэ-Симона. Полученные при этом результаты позволяют определить наиболее «страдающие» Вферы психического развития и выделить приоритетные на-(равления психокоррекционной работы. Учитывая отно-Ытельную недифференцированность психодиагностики [Ц раннем возрасте, следует считать ее предварительной, ука-|Ывающей на общие тенденции психического развития.
I Психодиагностика двигательных | функций ребенка
[При оценке двигательных возможностей ребенка для раз-|тия его познавательной деятельности необходимо учиты-|ТЬ состояние моторики не только в момент обследования,
|лажно обратить внимание на время овладения ребенком
• Г л а в а V 111. Психологическая диагностика детей с ДЦП
теми или иными двигательными навыками (время удержания головы, время первых захватываний игрушек, время самостоятельного передвижения).
Вторым важным моментом в исследовании двигательных функций у детей с церебральным параличом является оценка их «функциональной приспособляемости» к своему двигательному дефекту. У детей с сохранным интеллектом она достаточно выражена, т. е. ребенок, несмотря на тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабливается его рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и безымянным пальцами.
Важное значение при оценке двигательной сферы детей с ДЦП играет уровневый подход с учетом особенностей нарушения развития моторной сферы, обусловленных недостаточностью различных отделов нервной системы. Например, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. При поражении коркового уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.
При ДЦП наблюдаются нарушения мышечного тонуса, играющего ведущую роль в преднастройке движения, их стойкости, стабильности, эластичности. При недостаточности тонической функции в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, сохранение позы. В более старшем возрасте нарушения мышечного тонуса оказывают отрицательное влияние на работоспособность, обучение. Патологический мышечный тонус у ребенка вызывает усталость рук, быстрое общее утомление, нарушение внимания. Патологический гипертонус с напряженностью позы, недостаточность пластичности также приводят к быстрой утомляемости и снижению внимания. Особенно наглядно это отражается в рисунках и в письме у ребенка. Из-за скованности движений линии не дотягиваются до конца, рисунок мелкий, с прерывистостью линий. Нарушение тонуса отражает дефицит подкорковых функций у детей с ДЦП. Недостаточность подкорковых образований приводит к нарушению в формировании автоматических движений. У ребенка страдает
§ 4. Психодиагностика двигательных функций ребенка __ _^
синхронность движений ног и рук при ходьбе, поворотах туловища, наблюдается недоразвитие выразительных движений, в первую очередь мимических, особенно важных в процессе общения. Отставание в развитии выразительных движений на ранних этапах детства, когда еще недостаточно развита речь усугубляет задержку его психического развития. Например, значительное недоразвитие выразительной моторики наблюдается при умственной отсталости. Это проявляется в невыраженности, обедненности, монотонности мимики, жестов, защитных и автоматических дви-
\ жений.
[ Как указывалось выше, патология кортикального уровня движений формирует разнообразную симптоматику на-
. рушений моторных функций. При повреждении ядерных зон сенсомоторных отделов страдают отдельные компоненты движения: его сила, точность и скорость, что наблюдается при параличах конечностей ребенка. При патологии как премо-торных, так и постцентральных отделов головного мозга выявляются нарушения целостных двигательных актов (ап-
раксия).
В исследованиях А.Р. Лурия (1948) было показано, что при нормальном развитии, премоторные системы работают как своеобразные посредники, устанавливающие и поддерживающие связь между кортикальной и экстрапирамидной системами. Это отражается на характере нарушений. При премоторном дефекте возникает дисфункция « кинетической мелодии» движения. Из плавного оно превращается в толчко-( образное, дезавтоматизированное, состоящее из отдельных не связанных друг с другом элементов. При постцентральных нарушениях коры головного мозга наблюдается так называемая афферентная апраксия с недостаточностью коркового анализа кинестетических импульсов, выражающаяся в затруднениях выбора нужной комбинации движений.
При анализе нарушений движений у ребенка необходимо помнить, что в детском возрасте двигательная система, особенно отдельные ее стороны, еще находятся в процессе становления. Поэтому у детей меньше, чем у взрослых, проявляются четкость, локальность и изолированность нарушений движений. При ДЦП наблюдается диффузная
Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП
симптоматика, сочетающая явления повреждения в двигательной сфере с ее недоразвитием.
К явлениям недоразвития относятся с и н к и-н е з и и: непроизвольные движения, не связанные по смыслу с произвольными движениями. Например, ребенок при попытке поднять одну руку одновременно поднимает и вторую, при движении пальцев одной руки возникают аналогичны!! движения в другой. Синкинезии наблюдаются и у здоровых детей, особенно в раннем возрасте, но в дальнейшем они уменьшаются, и в подростковом возрасте уже не наблюдаются. При ДЦП они имеются и у ребенка, и у подростка в течение длительного времени, а в тяжелых случаях сопровождают ребенка всю жизнь.