В системе реабилитации больных
,
Психологическая реабилитация при ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальны о роли, адаптироваться в обществе, т. е. направленных на восстановление (развитие) психологических механизмов социальной интеграции.
Система психологической реабилитации состоит из следующих составляющих: психодиагностики, психокоррек ции, психологического сопровождения и психологической профориентации. Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные направления, оптимальные методические приемы определяются прежде всего тем, какио сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь.
Для этого необходимо проведение психодиагностического обследования.
Психодиагностика позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития (зоны ближайшего развития) ребенка с ДЦП.
В процессе психологическойдиагно с тики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов:
1. Деятелъностный принцип, направленный на проведе
ние психологического обследования в контексте деятель
ности, доступной ребенку с ДЦП: предметно-практиче
ской, игровой, учебной.
2. Принцип качественного анализа полученных данных
психологического обследования. Это принцип, построен
ный на концепции Л.С. Выготского об определяющем'!
роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике нарушений развития. Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию, собственная оценка его результатов.
3. Принцип личностного подхода в процессе диагностики
психолог анализирует не отдельный симптом, а личность
ребенка в целом.
4. Принцип сравнительного подхода при изучении нару
шенного развития психолог должен правильно ориенти
роваться в особенностях психического развития здорово
го ребенка.
5. Принцип комплексного подхода к диагностике пси
хического развития ребенка включает учет множества
факторов, лежащих в основе нарушений развития ребен
ка с ДЦП: клинических, педагогических, психологичес
ких, социальных.
По результатам психодиагностики должны быть:
— выявлены, нарушения психической деятельности, их ме
ханизмы для определения перспектив реабилитации;
— выявлены наиболее сохранные психические функции, что
бы «задействовать» компенсаторные механизмы, что
крайне важно, особенно когда нарушенная функция не
подлежит восстановлению;
— осуществлена оценка тех особенностей психической дея
тельности, которые будут способствовать успешной
социальной интеграции ребенка на разных этапах воз
растного развития.
В качестве объекта психологической реабилитации высту-Вает не только сам ребенок с ДЦП, но и его ближайшее окру-I Жение, в первую очередь родители, семья, поэтому необхо-[• Дима психодиагностика семьи для оценки той системы отно-в которой развивается ребенок, формируется его
Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП________
личность. Психологическое обследование семьи особенно актуально на ранних этапах онтогенеза ребенка с ДЦП, так кя к проведение психологической реабилитации с детьми до 3 5 лет без активного участия их родителей организационно затруднено. Кроме того, позиция родителей предопределяет возможность адекватного и активного «включения» ребенка в реабилитацию. И наконец, родители тяжелобольного ребенка сами нуждаются в психологической помощи в силу дистресса, вызванного болезнью ребенка.
§ 2. Психодиагностика в системе реабилитации больных
— невротизации, которая может проявляться в различных
формах, в преимущественном доминировании астениче
ской или депрессивно-ипохондрической симптоматики
(невротическая симптоматика может быть крайне разно
образной);
— снижении толерантности к фрустрациям, склонности
к агрессивным реакциям или аутизму;
— психопатоподобном развитии личности и тенденциях
к асоциальному поведению.
У детей, страдающих церебральным параличом, могут наблюдаться многообразные нарушения психического развития. Тем не менее можно выделить типичные феноменологические особенности развития детей, страдаю щих ДЦП. Они выражаются в:
— нарушениях психомоторных функций, когда страдают
как крупная, так и мелкая моторика;
— нарушениях речевых функций, когда страдают как экс
прессивная, так и импресссивная речь;
— нарушениях сенсорно-перцептивных функций, когда су
щественно затрудняется пространственная ориентация;
— нарушениях функции памяти и внимания, которые наи
более отчетливо проявляется в отношении произвольной
(активной) памяти и активного внимания;
— разнообразных нарушениях функций вербального и не
вербального мышления, когда наиболее ощутимый де
фект наблюдается в отношении процессов обобщения
и абстрагирования, индуктивного, концептуального
и пространственного мышления, практического матема
тического мышлений;
— «заторможенности» умственной деятельности, повышен
ной истощаемости, крайне неустойчивой динамике ее
продуктивности;
— неустойчивости эмоционального тонуса, повышенной (ре
же пониженной) эмоциональной возбудимости, частых
перепадах настроения;
— повышенной тревожности, чувстве страха;
У детей с ДЦП также часто наблюдаются некоторые психологические особенности, не относящиеся прямо к патопсихологическим, которые могут существенно пр епятст-в о в а т ъ их успешной социальной интеграции. К ним относятся:
— низкий уровень самокритики, неадекватные (часто завы
шенные) самооценка и уровень притязаний;
— недостаточное усвоение коммуникативных навыков;
— своеобразное избирательное принятие социальных норм
и правил поведения, отрицание многих из них;
— недостаточная социальная опосредованность ценностных
ориентации и ведущих мотивов, общий социальный ин
фантилизм;
— узость круга интересов, «размытость» иерархии структу
ры мотивов.
Как правило, у детей, страдающих ДЦП, наблюдается \ характерная динамика проявления расстройств психического развития. Так, уже на ранних этапах онтогенеза (первые недели, месяцы жизни) у них могут выявляться психомоторные, сенсорно-перцептивные и речевые расстройства, нару-1 шения функций внимания (в виде неадекватной двигательной активности, дискоординации моторных актов, отсутствии поведенческих и эмоциональных реакций на сенсорные и речевые стимулы и т. п.). На относительно ранних этапах развития могут обнаруживаться различные нарушения интеллектуальных функций. В то же время эмоционально-
Глава VIII. Психологическая диагностика детей с ДЦП_____ ^^
мотивационные расстройства, нарушения на уровне личное-! ти проявляются обычно к 4—5 году жизни. При этом в ходи возрастного развития наблюдается недостаточно позитивна л динамика общего состояния «психического здоровья» детей с ДЦП. В первую очередь это относится к эмоционально-мо-| тивационным расстройствам, нарушениям на уровне личности и характерологическим дисгармониям. Это приводит к тому, что в ряде случаев даже при относительно успешном восстановлении, например, интеллектуальных и двигательных функций, ребенок оказывается неспособным усваивать необходимые виды деятельности, «включаться» в разнообразных! системы социальных и межличностных отношений.
Подавляющее большинство родителей в первые годы жизни ребенка, страдающего ДЦП, ориентированы на обеспечение максимально полного, интенсивного лечения, проблема же обеспечения психического развития оказывается для них не столь актуальной.
Осознается она, как правило, к 5—7 году жизни ребенка, когда он оказывается некомпетентным в условиях детских коллективов (дошкольных или школьных учреждений), т. е. когда правила и нормы социума ставят перед ребенком условия, выполнение которых для него затруднительно во многом в силу психологических причин.
Углубленное психодиагностическое обследование ребенка, страдающего ДЦП, должно обеспечивать:
а) оценку психомоторного развития (особенно на относи
тельно ранних этапах развития ребенка);
б) всестороннюю оценку интеллектуального развития (от
оценки состояния отдельных интеллектуальных функ
ций до интегральной оценки уровня умственного разви
тия и структуры интеллекта);
в) оценку эмоционально-мотивационной сферы;
г) оценку характера и особенностей личности в целом;
д) оценку поведения и психологических механизмов его ре
гуляции.
§ 3. Особенности психологического обследования детей
Психологическое обследование семьи, родителей детей с ДЦП должно обеспечивать:
а) оценку состояния психического здоровья родителей, ха
рактера общей психологической атмосферы в семье;
б) оценку психолого-педагогической, медицинской гра
мотности родителей, их реабилитационной компетент
ности;
в) оценку стиля взаимоотношений в семье, в диадах «мать —
ребенок», «отец — ребенок»;
г) оценку адекватности установок родителей в отношении
перспектив ребенка.
В соответствии с вышесказанным производится выбор способов, методических приемов, тестов, посредством которых | можно решить данные психодиагностические задачи.