Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП
Среди церебральных параличей у детей особо сложный ипрактер имеют гиперкинетические формы. Их отличают Я».// 1>шаяраспространенность поражения двигательной сферы и лучшая сохранность интеллекта.
Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются: меняющимся характером ИМ шечного тонуса (дистонией), наличием непроизвольных [Ииг.ильственных движений, отсутствием эмоциональной вы-|ш:штельности двигательного и речевого акта. Отмечается вы-рпжонная недостаточность просодической стороны речи. Как N двигательной, так и в речевой моторике отмечается недос-Тпточность удержания статических поз и положений. Дви-1'птольные нарушения и речедвигательные расстройства утя-ИНМ1ЯЮТСЯ за счет наличия тонических спазмов, которые м о I • ут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру и на мышцы гортани, обусловливая своеобразные
§1 инк. 7784. Шипицына
Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП_______
расстройства голосообразования и дыхания. При гиперкипвч тической форме ДЦП отмечается экстрапирамидная, ил и л иначе, подкорковая, дизартрия. Для гиперкинетической формы паралича характерно частое (от 5 до 20%) снижений слуха преимущественно на высокие тона.
Трудность понимания речи часто зависит от точного восприятия некоторых фонем, из-за чего у детей нередко наблюдаются вторичные нарушения понимания атрибутных конструкций, окончаний единственного и множественного] числа и т. д. Они не могут показать на предъявленной кар-] тинке, где одна собака, а где несколько (недостаток фоно-| логической дифференцировки). Иногда имеется трудность в дифференциации близких по звучанию фонем, что проявляется в заданиях на их дифференциацию. Это приводит к нестойкости лексических единиц и нарушениям декодирования значений отдельных слов. Трудности декодирования речевого сообщения относятся ко всем грамматическим структурам при относительной сохранности понимания глубинного смысла высказывания, подтекста речевого сообщения.
Кроме того, при гиперкинетической форме ДЦП расстройства связной речи определяются общими двигателъно-тоническими нарушениями в виде отсутствия плавности речи, ее замедленности, остановках, трудностях в переходе от фразы к фразе.
При гиперкинетической форме дизартрии ведущим расстройством является асинхронностъ между подачей дыхательной струи, включением голоса, сокращением мягкого неба и нужными движениями губ и языка.
Коррекция речи тесно связана с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов и по восстановлению произвольных движений, поскольку гиперкинезы артикуляторного аппарата являются проявлением общего заболевания.
Гиперкинетическая форма дизартрии наблюдается у больных гиперкинезами в 25—30% случаев. При этом сравнительно редко встречаются дети с чистой гиперкинетической формой без явлений спастичности и парезов мышц артикуляторного аппарата. При попытке к речи или при выполнении
§ 5. Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП____________
•меренных движений органами артикуляторного аппарата Щеркинезы усиливаются не только в самом аппарате, но I и других частях тела.
Р Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и ды-Иггельными спазмами, с отсутствием дифференцированных •ижений губ и языка. Локализация гиперкинезов в арти-|уляторном аппарате определяет особенности экспрессивной 1чи. Так, гиперкинезы дыхательной мускулатуры и голо-Овых связок делают голос прерывистым, затухающим, ре-Внок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных РЛов, слогов, а иногда и звуков.
' Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать не Илько при произнесении какой-то короткой фразы, но даже • одного слова, что обусловлено гиперкинезами голосовых •шзок. При гиперкинезах в области мягкого нёба голосо-ды-И»тельная струя периодически попадает в носовую полость, 'и произношение в этом случае сопровождается резким носо-1 вым оттенком. При гиперкинезах в различных отделах языка | Страдает произношение соответствующих групп звуков (пе-^ реднеязычных, заднеязычных, среднеязычных). Гиперкине-пы в губной мускулатуре приводят к нарушению всех губных [ Звуков.
Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической | дизартрией, довольно легко можно добиться правильного произношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нарушается переключение звуков, и произношение получается с грубыми дефектами. К тому же эти больные в про-I цессе речевого акта быстро утомляются.
У больных с легкой степенью гиперкинетической формы дизартрии наблюдаются элементы гиперкинезов в мягком нёбе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затруднено переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изолированном I ИХ произнесении.
При средней степени гиперкинетической дизартрии ко-^Яичество гиперкинезов увеличивается, они распространяются рва все отделы артикуляционного аппарата и на мимическую
Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП
мускулатуру. У этих больных искажено произношение и [ (11-мерно одной трети звуков, что делает их речь трудной дл<в понимания.
У больных с тяжелой степенью гиперкинетической ди.чч артрии интенсивность гиперкинезов резко возрастает, речи невнятная, искажены почти все звуки. При попытке к речи] возникают гиперкинезы мимической мускулатуры, а так лей мускулатуры конечностей и туловища.