Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП

Среди церебральных параличей у детей особо сложный ипрактер имеют гиперкинетические формы. Их отличают Я».// 1>шаяраспространенность поражения двигательной сфе­ры и лучшая сохранность интеллекта.

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Нарушения общей и артикуля­ционной моторики определяются: меняющимся характером ИМ шечного тонуса (дистонией), наличием непроизвольных [Ииг.ильственных движений, отсутствием эмоциональной вы-|ш:штельности двигательного и речевого акта. Отмечается вы-рпжонная недостаточность просодической стороны речи. Как N двигательной, так и в речевой моторике отмечается недос-Тпточность удержания статических поз и положений. Дви-1'птольные нарушения и речедвигательные расстройства утя-ИНМ1ЯЮТСЯ за счет наличия тонических спазмов, которые м о I • ут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру и на мышцы гортани, обусловливая своеобразные

§1 инк. 7784. Шипицына

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП_______

расстройства голосообразования и дыхания. При гиперкипвч тической форме ДЦП отмечается экстрапирамидная, ил и л иначе, подкорковая, дизартрия. Для гиперкинетической формы паралича характерно частое (от 5 до 20%) снижений слуха преимущественно на высокие тона.

Трудность понимания речи часто зависит от точного вос­приятия некоторых фонем, из-за чего у детей нередко наб­людаются вторичные нарушения понимания атрибутных конструкций, окончаний единственного и множественного] числа и т. д. Они не могут показать на предъявленной кар-] тинке, где одна собака, а где несколько (недостаток фоно-| логической дифференцировки). Иногда имеется трудность в дифференциации близких по звучанию фонем, что прояв­ляется в заданиях на их дифференциацию. Это приводит к нестойкости лексических единиц и нарушениям декоди­рования значений отдельных слов. Трудности декодирования речевого сообщения относятся ко всем грамматическим структурам при относительной сохранности понимания глубинного смысла высказывания, подтекста речевого сооб­щения.

Кроме того, при гиперкинетической форме ДЦП расстрой­ства связной речи определяются общими двигателъно-тоническими нарушениями в виде отсутствия плавности речи, ее замедленности, остановках, трудностях в переходе от фразы к фразе.

При гиперкинетической форме дизартрии ведущим рас­стройством является асинхронностъ между подачей дыха­тельной струи, включением голоса, сокращением мягкого не­ба и нужными движениями губ и языка.

Коррекция речи тесно связана с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов и по восстановлению произволь­ных движений, поскольку гиперкинезы артикуляторного ап­парата являются проявлением общего заболевания.

Гиперкинетическая форма дизартрии наблюдается у боль­ных гиперкинезами в 25—30% случаев. При этом сравни­тельно редко встречаются дети с чистой гиперкинетической формой без явлений спастичности и парезов мышц артикуля­торного аппарата. При попытке к речи или при выполнении

§ 5. Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП____________

•меренных движений органами артикуляторного аппарата Щеркинезы усиливаются не только в самом аппарате, но I и других частях тела.

Р Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и ды-Иггельными спазмами, с отсутствием дифференцированных •ижений губ и языка. Локализация гиперкинезов в арти-|уляторном аппарате определяет особенности экспрессивной 1чи. Так, гиперкинезы дыхательной мускулатуры и голо-Овых связок делают голос прерывистым, затухающим, ре-Внок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных РЛов, слогов, а иногда и звуков.

' Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать не Илько при произнесении какой-то короткой фразы, но даже • одного слова, что обусловлено гиперкинезами голосовых •шзок. При гиперкинезах в области мягкого нёба голосо-ды-И»тельная струя периодически попадает в носовую полость, 'и произношение в этом случае сопровождается резким носо-1 вым оттенком. При гиперкинезах в различных отделах языка | Страдает произношение соответствующих групп звуков (пе-^ реднеязычных, заднеязычных, среднеязычных). Гиперкине-пы в губной мускулатуре приводят к нарушению всех губных [ Звуков.

Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической | дизартрией, довольно легко можно добиться правильного произношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нарушается переключение звуков, и произношение по­лучается с грубыми дефектами. К тому же эти больные в про-I цессе речевого акта быстро утомляются.

У больных с легкой степенью гиперкинетической формы дизартрии наблюдаются элементы гиперкинезов в мягком нёбе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате не­сколько затруднено переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произ­ношение отдельных звуков при правильном изолированном I ИХ произнесении.

При средней степени гиперкинетической дизартрии ко-^Яичество гиперкинезов увеличивается, они распространяются рва все отделы артикуляционного аппарата и на мимическую





Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП

мускулатуру. У этих больных искажено произношение и [ (11-мерно одной трети звуков, что делает их речь трудной дл<в понимания.

У больных с тяжелой степенью гиперкинетической ди.чч артрии интенсивность гиперкинезов резко возрастает, речи невнятная, искажены почти все звуки. При попытке к речи] возникают гиперкинезы мимической мускулатуры, а так лей мускулатуры конечностей и туловища.

Наши рекомендации