Нарушение интеллектуальных функций у детей с церебральным параличом



Контрольные вопросы и задания

1. Составьте нейропсихологические схемы обследования
детей, больных церебральным параличом для:

— дошкольного возраста;

— младшего школьного возраста;
-— подросткового возраста.

2. Какое значение имеют результаты нейропсихологиче­
ского обследования для психолога и педагога?

3. Составьте таблицу нарушения высших психических
функций при разных формах ДЦП.

4. Проведите нейропсихологическое обследование одно­
го из детей с церебральным параличом, проанализи­
руйте его результаты, дайте развернутый нейропсихо-
логический профиль и заключение, на основе чего
сформулируйте основные методические рекомендации
для работы с этим ребенком педагогу и родителям.

Дети с ДЦП испытывают специфические трудности I приеме и обработке поступающей информации, что связа­но не только с нарушением движения, речи, зрения, слуха, НО и с недостатками интеллекта, внимания, памяти, с общей Пассивностью ребенка, его повышенной утомляемостью.

По данным Т.Н. Осипенко с соавт. (1993), частота интел-\ Лектуальных нарушений у детей при разных формах ДЦП иначительно отличается:

— при спастической диплегии —• 5,4%;

— при гиперкинетической форме — 5,0%;

— при гемипаретической форме — 1,1% ;

— при атонически-астатической форме — 9,3% .

В Австралии у 20% детей с интеллектуальной недостаточно­стью в дальнейшем был диагносцирован ДЦП и у 13% — умст-1 венная отсталость сочеталась с эписиндромом (Основы ортопе-дагогики, 1999).

Двигательная способность у детей имеет важное значение • для интеллектуального и когнитивного развития, выявлена 1 высокая корреляция между низкими двигательными оцен­ками в 4—9 месяцев с низкими интеллектуальными показа­телями к 1,5 годам жизни [Л.А. Данилова, К. Стока, Г.Н. Ка-1 аицына, 1997].

Однако имеющиеся данные об особенностях нарушения

I интеллектуальных функций у детей и подростков с ДЦП

крайне малочисленны и противоречивы. Поэтому в данной

главе приводятся собственные результаты исследования этой

проблемы [И.И. Мамайчук, 2000].

При исследовании особенностей структуры и уровня ин-1 теллекта использовали методику Векслера, адаптированную

Глава V. Нарушение интеллектуальных функций у детей с ДЦП

для детей А.Ю. Панасюком(1976). Данная методика имеот ряд несомненных преимуществ.

Во-первых, в суммарной количественной оценке за выпол­нение каждого субтеста учитывается состояние качественно различных интеллектуальных функций. Для некоторых суб­тестов оценочные шкалы предусматривают качественным анализ мышления обследуемого. (Например, в субтесте «Сходство» оценка 0 соответствует уровню развития конкрет-1 ного мышления, оценка 1 — функциональному уровню фор­мирования понятий, оценка 2 — уровню развития абстракт­ного мышления.)

Во-вторых, в клинической и педагогической практике ос­новную ценность имеет не коэффициент интеллекта (1<Э), а соотношение показателей субтестов. Это особенно важно при исследовании детей с психическим дизонтогенезом.

В-третьих, при анализе данных, полученных с помощью методики Векслера, можно выделить основные диагностичес­кие блоки.

Так, на основе корреляционного и факторного анализа были выявлены три основных фактора, которые соответст­вовали трем диагностическим блокам: вербальному, перцеп­тивному и блоку памяти и внимания [Сопеп, 19 5 7; Каитлпап, 1975].


больные ДЦП

§ 1. Нарушение функций у школьников со спастической диплегией

Р
141 13-12 -11- 10-9- 8- 7-   11,7 9,5   9,1   10,3 9,5    
е  
   
   
/•  
   
6-                      
5-л           '., 1 -':•. : '-•.          
*± -3-                      
2-               |    
1- о-                      
1 1 1 вербальный перцептивный блок памяти блок блок и внимания  

здоровые дети

Рис. 11. Показатели уровневых оценок интеллекта по блокам у здоровых и больных детей младшего школьного возраста



 

Нарушение интеллектуальных

Функций у школьников

Со спастической диплегией

Были обследованы 260 детей, страдающих спастической диплегией. Из них 55 человек в возрасте от 7 до 10 лет, 90 человек — от 10 до 13 лети 115 человек — от 13 до 17 лет.

В группе детей с ДЦП младшего школьного возраста вы­явлены достоверно более низкие показатели по всем шкалам методики Векслера по сравнению со здоровыми школьника­ми. Обнаружены также достоверные различия в уровневых оценках интеллекта по блокам (см. рис. 11).


Существенные трудности наблюдаются у детей с ДЦП при (выполнении заданий вербального блока. Это проявлялось и низком уровне осведомленности об окружающем, в огра-[ниченном словарном запасе, в конкретно-ситуативном опре-щелении значений слов, в трудностях словесного отображе­ния обобщающих понятий. Уровневый анализ оценок по ' шкалам внутри данного блока выявил наиболее высокие [оценки при выполнении заданий субтеста «Определение сходства и аналогий», что указывает на способность детей с ДЦП к операциям абстрагирования, классификации. Сни­женный уровень осведомленности об окружающем и ограни-I ченный словарный запас, вероятно, обусловлены социальной депривацией детей в связи с трудностями передвижения и речевыми дефектами. Наиболее низкие оценки получи­ли дети при выполнении заданий перцептивного блока,

4. Зак. 7784. Шипицына

Глава V. Нарушение интеллектуальных функций у детей с:

включавший два субтеста — «Сложение фигур» и « Косса». Задания этих субтестов направлены на выжмя особенностей наглядно-образного мышления. В субтсоти Л бики Косса» ребенок постоянно видит образец-фигуру, к рую он должен сложить, а в субтесте «Сложение фигу Л не имеет образца перед собой. Сравнительный анализ иы нения заданий по этим двум субтестам показал более нм оценки по субтесту «Сложение фигур». Именно такой • горитмизированный конструктивный праксис без опор| образец требует активной работы пространственного ноо жения, наиболее труден для больных с ДЦП.

Получены также достоверно более низкие, чем в но| оценки при выполнении заданий по методике Косса. (Ц ность решения конструктивных задач по данной мето заключается в том, что элементы, из которых состоит обр модель, не совпадают непосредственно с воспринимаем, зрительными структурами (кубиками). Для правильно!, шения такой конструктивной задачи необходимо сна' I а л I решифровать непосредственное впечатление от образца н| менты, из которых эти конструкции воспроизводятся.

Для качественного анализа осоГх'пт стей выполнения ребенком заданий исполъ. «Кубики Косса» с классификацией следуют^ ошибок:

— отрыв от образца-модели;

— применение метода проб и ошибок;

— персеверации;

— обратное воспроизведение: а) формы, б) цвета;

— инерция (субъективный синтез): а) гипертрофироими!
воспроизведение цвета;.6) инерция простая; в) имор(
ритма и симметрии.

Качественный анализ ошибок больных с ДЦП шлеш что у подавляющего большинства из них наблюдпл ошибки соположения. Это проявлялось в том, что фигуры | бирались механически, без учета имеющихся пространгп ных отношений на образце-рисунке. Например, вместо

функций у школьников со спастической диплегией

|Н1М(1Н пировать ромб, большинство больных строили и п ,ттсм переводили фигуру в ромб. Многие дети не Я'Ш шоих ошибок. Выполнение заданий из девяти ку-НИ ирмктически было недоступно больным с ДЦП. Су-1ИИИП1.1Г трудности испытывали дети с пространствен-иш ммпм деталей, воспроизводили их в перевернутом и Меньшинство детей затруднялись в предварительной |Н'1иропко в задании, что проявлялось в систематиче-ифыиг от образца-модели, в хаотичных манипуляци-НУ'иилмн. Выявленные особенности подчеркивают не-НН1И иг л| штельно-пространственных функций у больных

(ИЛУ " <н м достоверные статистические различия по пока­тим пимяти ивнимания. Особые трудности вызвали у детей II индмпия по субтесту «Арифметика». Наблюдался замед-щ(||\ тгмм наполнения заданий. При решении устных за­щит I. пока лея наглядный материал. Детям сложно было „ м 1 1 . и т I м яти условие задачи . Выполнение этого теста тре-,| N1.11 иной концентрации внимания, что вызывает значи-Мп.1г трудности у больных с ДЦП. Самые низкие оценки п. ...... :убтесту «Шифровка». Успешность выполнения

нМ дмнпого субтеста зависит не только от свойств внима-н Н1 1 |,гпт| >ация, распределение, переключение), но и от осо-Н'И'й мрительно-моторной координации, от скорости фор-ЦИМ1НШ дмигательных навыков.

м|1|им1 и 1 1, ионный анализ выявил, что если в группе здоро-1)| тмим. ников показатели первого блока (вербальные (Пинии) достоверно коррелируют со всеми вербальными ц «пм и , '1'< » » группе детей с ДЦП имеется достоверное чис-Пиррол и ционных связей с показателями не только вер-||М1Ын шкал, но и невербальных. Это говорит о высокой (имш-ти иербальных функций в развитии интеллекта ,..цнш к школьников с ДЦП в отличие от здоровых школь-Цим 1|'|'огс) же возраста.

рй к торн ы и анализ показал высокую нагрузку в данной ,ни ч но('| группе больных с ДЦП на вербальный блок, что И»»1 подчеркивает важное значение вербальных функций Ми и шчггуальном развитии детей с ДЦП младшего школь-

1, Нарушение функций у школьников со спастической диплегией


 

Полученные данные подтверждают результаты многочис­ленных клинических и педагогических наблюдений, отрав жающие диспропорцию в развитии интеллекта у больных] с церебральным параличом, которая проявляется в более вы­соком развитии вербальных функций и недоразвитии зри­тельно-пространственных функций.

Итак, у детей с ДЦП младшего школьного в о з^ р а с т а выявлено снижение уровневых характеристик интел­лекта и нарушение структурообразования интеллектуальных функций, проявляющееся в высокой значимости вербальных функций в структуре развития интеллекта (у здоровых де-' тей данного возраста значимость вербальных функций суще­ственно ниже).

В группе детей с ДЦП с р е д н е г о ш ко льного воз­раста выявлены достоверные статистические различия в уровневых оценках вербального, невербального и общего интеллекта по сравнению со здоровыми детьми того же воз­раста. Получены достоверные статистические различия по всем шкалам, за исключением шкалы «Последовательные картинки». Успешность выполнения этого субтеста зависит от способности ребенка представлять логическую последова­тельность действий, понимать социальный контекст и от уме­ния составить некоторый целостный образ события. Дети с ДЦП успешно справлялись с заданиями этого субтеста, что говорит о сохранности их способности к прогнозированию ло­гической последовательности действий.

Анализ соотношения уровневых оценок по блокам (см. рис. 12) выявил достоверно высокие оценки по вербальному блоку и низкие оценки по перцептивному блоку. Так же как и в предыдущей возрастной группе, дети с ДЦП с тру­дом справлялись с выполнением заданий «Кубики Косса» и «Складывание объектов». Наблюдались существенные трудности предварительной-ориентировки в задании на про­странственный анализ и синтез.

Корреляционный анализ выявил наибольшее число дос­товерных связей первого блока (вербальное понимание) не только с вербальными шкалами, но и с общим показателем интеллекта и показателями вербального и невербального ин­теллекта. Это свидетельствует о более выраженной интеграции 100


14-  
13-  
12-   11,3
 
11 -     10,3 ю,2    
10-               9,5
9-           8,5      
8-                
7-                    
6-                    
5-                    
4-                    
3-                    
2-                    
1-                  
-                    
' г: ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1 ---------------------- — ---------- ---- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- вербальный перцептивный блок памяти
блок блок и внимания
больные ДЦП

здоровые дети

Рис. 12. Показатели уровневых оценок интеллекта по блокам у здоровых и больных ДЦП среднего школьного возраста

Психических функций у больных с ДЦП данной возрастной руппы в сравнении с предыдущей. Например, в предыдущей Возрастной группе больных с ДЦП не выявлено достоверных 1 корреляционных связей между вербальными и невербальны-итоговыми оценками. В анализируемой возрастной груп-те показатели по невербальным субтестам («Кубики Косса», •Недостающие детали», «Объем слухоречевой памяти», Шифровка») достоверно коррелируют с общим показателем иербального интеллекта. Факторный анализ выявил высо-ИСую нагрузку и на вербальные факторы («Осведомленность», ! «Понятливость», «Словарный запас»).

Таким образом, уровневый и структурный анализ интел-[Яекта у детей с ДЦП среднего школьного возраста показывает [качественное изменение процесса структурообразования »Психических функций в данной возрастной группе. Однако

Глава V. Нарушение интеллектуальных функций у детей с ДЦП

§ 1. Нарушение функций у школьников со спастической диплегией



больные ДЦП

их показатели существенно отличаются от таковых у здоро­вых детей того же возраста. Уровневые характеристики ин­теллекта у детей с ДЦП достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников, и сама структура интеллекта отличается сла­бой интеграцией вербальных и невербальных функций. Несмотря на то, что уровень вербальных функций у больных с ДЦП выше, чем невербальных, вербальные функции не ока­зывают существенного влияния на общее развитие интеллек­та, отличаются автономностью, слабой взаимосвязанностью с другими психическими функциями. Эти данные говорят о качественном недоразвитии межфункциональных связей при ДЦП. Автономная, изолированная функция, лишен­ная воздействий со стороны других психических функций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. Как справедливо подчеркивал В.В. Лебединский (1985. С. 25): «Изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны по­врежденной функции».

Многие клиницисты и психологи отмечают повышенный вербализм у детей с ДЦП. Это проявляется в многоречиво­сти, в склонности к философствованию, в большом словар­ном запасе, но в слабом понимании значения употребляемых слов. Изолированность речевых функций от других функцио­нальных систем мозга в значительной степени обусловлива­ет дисгармонию интеллектульного развития детей с ДЦП.

В группе детей с ДЦП старшего школьного воз­раста оценки по невербальным шкалам интеллекта дос­товерно ниже в сравнении со здоровыми детьми того же воз­раста. Особые трудности больные с ДЦП испытывали при выполнении заданий перцептивного блока, что указывает на недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синте­за. Уровневые оценки общего и невербального интеллекта у детей данной возрастной группы достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников.

Анализ соотношения уровневых оценок по блокам (см. рис. 13) показал достоверные различия в оценках по блоку 2 (уровень перцептивной организации интеллекта) и блоку 3 (память и внимание). Уровень оценок по вербальному блоку


14-  
13-  
12- 11,3 11,2
11 - 10,5        
  1 П 1        
10-     А\У, X   ___      
•': ".''-:.-
                8,8
9-               — — ! •
0 -           7,8      
о 7-                    
6-                    
5-                    
4-                    
з-                    
2-                    
1-                    
о-   вербальный перцептивный блок памяти
блок блок и внимания

здоровые дети

Рис. 13. Уровневые оценки интеллекта по блокам у здоровых и больных ДЦП старшего школьного возраста

у больных детей незначительно ниже, чем у здоровых, что свидетельствует о повышении уровня развития вербальных функций у детей с ДЦП с возрастом. С помощью корреляци-I онного анализа выявлено достоверно высокое число связей блока 2 с показателями общего уровня интеллекта и показа­телями блока 3 (внимание и память), что говорит о высокой значимости этих факторов в развитии перцептив­ных функций.

Так же как в предыдущей возрастной группе больных •С ДЦП, в анализируемой группе наблюдается тенденция • К интеграции психических функций в общей структуре ин-1 теллекта. Несмотря на достаточно высокий уровень вербаль­ных функций (блок 1), они остаются изолированными и не оказывают существенного влияния на развитие мнестических


 

Глава V. Нарушение интеллектуальных функций у детей с ДЦП

функций, пространственного анализа и синтеза, на регул цию психических процессов, как это наблюдается у зд ровых детей. Эти данные указывают на то, что с возрасте функциональные структуры интеллекта у детей с ДЦП хот и имеют тенденцию к интеграции, но отличаются слабой под вижностью, что в значительной степени негативно влияет н качество процесса их структурообразования. Если у здоро вых детей с возрастом определяющее значение в развитго психических функций приобретает уровень абстрактное мышления, то у больных с ДЦП эффективность в развитии психических процессов в значительной степени зависит от энергетических характеристик интеллекта (внимание и па­мять).

Таким образом, процесс структурообразова­ния психических функций у детей с ДЦП имеет качественно иной характер, чем у здоровых школьников. Это проявляется в:

— автономном развитии вербальных функций, их недос­
таточной взаимосвязи с невербальными функциями;

— высокой значимости энергетических характеристик ин­
теллекта (памяти и внимания) в общем интеллектуальном
развитии;

— слабой подвижности психических функций в процессе
их структурообразования.

Полученные экспериментальные данные позволя­ют сделать следующие вывод ы:

1. Общий уровень интеллекта у детей со спастической дипле-
гией располагается, в основном, в диапазоне задержки
психического развития.

2. Структура интеллекта у детей со спастической дипле-
гией отличается выраженной диспропорционально­
стью. Это проявляется в недоразвитии невербальных
функций, обусловленном низким уровнем развития
зрительно-пространственных и энергетических функ­
ций интеллекта.

Нарушение функций у детей с гемипаретической формой ДЦП

3. Возрастной анализ показал, что в младшем школьном воз­
расте наблюдается недоразвитие всех сторон интеллекта
(вербальной, перцептивной и энергетической). В среднем
и старшем школьном возрасте отмечается выраженная
тенденция" развития вербальных структур интеллекта,
при недоразвитии перцептивных и энергетических харак­
теристик.

4. Корреляционный и факторный анализ позволил выявить
качественное своеобразие процесса структурообразования
психических функций у детей с ДЦП. При относительно
сохранном развитии вербального интеллекта отмечается
его автономность, слабая взаимосвязь с невербальными
характеристиками интеллекта. Обнаруживается высокая
значимость внимания и памяти в развитии уровневых
и структурных характеристик интеллекта у детей с ДЦП,
а также слабость межфункциональных связей.

Итак, у детей со спастической диплегией, так же как и у здо-|юкых детей, с возрастом наблюдаются качественные измене­ния в формировании межфункциональных связей, что про­пил яется в тенденции к их интеграции в общей структуре Интеллекта. Однако, несмотря на общую психологическую Ипкономерность в развитии межфункциональных связей

т здоровых и больных детей, у последних имеют место более пч.исая возрастная динамика в их развитии, а также качест­венно иные критерии структурообразования. Все это проявля-

Ьтся в диспропорциональном развитии интеллекта у детей

Ьдцп.

 

Наши рекомендации