Нарушения двигательных функций

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные наруше­ния у детей с церебральным параличом представляют собой Своеобразное отклонение моторного развития, которое без со­ответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влия­ние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, с временем начала сис­тематической лечебно-коррекционной работы.

Для развития произвольных движений, навыков и уме­ний нужна согласованная работа мышц. Мышцы всегда ра­ботают в определенных схемах, регуляцию которых осуще­ствляет ЦНС. Примером нормального движения может быть присаживание из положения лежа на спине: сгибание голо­вы на грудь происходит одновременно со сгибанием и округ­лением спины, что позволяет сесть из положения лежа. Если в положении на спине прижать голову к подушке, спина вы­прямляется, напрягается и присаживание становится невоз­можным. Подобное нарушение схемы движения имеется у детей с церебральным параличом.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что

Глава III. Психологические особенности детей с ДЦП

и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

Неправильные схемы движений у детей с ДЦП могут за­крепляться и приводить к формированию патологических поз положений тела и конечностей.

Наиболее часто встречаются следующие неправиль­ные позы:

1) Голова поднята вверх и откинута назад, руки и ноги на­пряжены и разогнуты, спина разогнута. Эта поза затрудняет
возможность сесть из положения лежа на спине, тормозит
развитие прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятель­ности, что препятствует овладению самообслуживанием,
учебными и трудовыми навыками.

2) Голова повернута вправо, правые рука и нога разогну­
ты, а левые — согнуты; или наоборот: голова повернута вле­во. Левые рука и нога разогнуты, а правые — согнуты.

Эти неправильные позы приводят к тому, что ребенок не может согнуть руку, к которой обращено лицо, т. е. он не в состоянии рассмотреть взятый в руку предмет. У него не формируется важнейшая для психического развития совме­стная деятельность руки и глаза — зрительно-моторная ко­ординация. Это препятствует развитию как произвольных движений, навыков самообслуживания, письма, так и позна­вательной деятельности.

3) Голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты. Эта по­
за затрудняет развитие прямостояния, ходьбы, манипуля­тивной деятельности, препятствует развитию произвольных
движений ребенка. В школе ребенку крайне трудно овладеть
навыками учебной и трудовой деятельности.

Все указанные неправильные позы препятствуют разви­тию движений и навыков самообслуживания у детей с ДЦП. Они также могут мешать ребенку в овладении предметно-практической деятельностью.

Иногда неправильные позы и схемы движений выраже­ны нерезко, и их влияние на произвольные движения начина­ет проявляться только в процессе развития более сложных двигательных функций. Однако во всех случаях характер­ной особенностью двигательных расстройств при ДЦП

§ 1. Нарушение двигательных функций

Является зависимость нарушений движений в конечностях От положения головы ребенка.

У некоторых детей при нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются явления апраксии (неумение выпол­нять целенаправленные практические действия). Такие дети С особым трудом осваивают навыки самообслуживания: оде-I 1ания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок и т. п. Многие затрудняются в рисовании, конструи­ровании и т. д. Необходимо отметить, что целенаправленные | практические действия формируются в процессе двигатель­ного опыта.

Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений, необходимых в учебной и трудовой деятельности. У некоторых учащихся, особенно на первых этапах обучения, отмечаются неустойчивая ходьба, плохая координации движений, несформированность реакций равновесия, и<-обычные позы тела, конечностей и головы. У отдельных детей нарушения моторики осложняются насильственными I движениями (гиперкинезами) головы, рук, плечей, гри­масами лица и т. д., особенно усиливающиеся при волне­нии , испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при ' попытках выполнять те или иные целенаправленные дей­ствия.

Остановимся более подробно на тех трудностях, которые дети могут испытывать при овладении навыком письма, са­мообслуживания и трудовыми навыками. В качестве приме­ра приведем особенности овладения навыком письма детей с церебральным параличом.

Трудности при овладении навыком письма у учащихся с церебральным параличом связаны прежде все­го с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, затрудняющими захват и удержание пред­мета.

Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления

Глава III. Психологические особенности детей с ДЦП

мышц кисти. Такие учащиеся при письме обычно держат ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счет движений кисти, а иногда используются дополнитель­но движения всей рукой. Пальцы при этом резко напряже­ны, неподвижны и плотно сжимают ручку. Это приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчивым по­черком, буквы прыгают по строке, неравномерны по ве­личине, не соблюдаются строчки. Особенно затруднено соеди­нение отдельных элементов букв в целое, резко нарушена плавность письма.

Можно выделить два основных типа неправильного пись­ма. В одном случае ученик начинает писать с достаточной си­лой и нормальными по величине буквами, затем их размер изменяется, строки спускаются вниз, разборчивость письма заметно нарушается. В другом наоборот, ученик начинает пи­сать мелкими буквами почти без нажима, затем размеры букв и сила нажима увеличиваются.

Неравномерность письма особенно выражена у учащихся с гиперкинезом, так как насильственные движения мешают работе пальцев в момент письма. Вот почему у этих детей при хорошем начале строки внезапно письмо обрывается и идет волнистая, прерывистая линия вверх или вниз, часто с про­рывом страницы тетради.

Акт письма у детей с церебральным параличом формиру­ется крайне медленно. Вместе с тем и при уже сформированом акте письма, но при больших объемах письменных работ в старших классах, при увеличении скорости письма все эти дефекты моторики руки могут проявиться вновь в большей или меньшей степени.

При формировании трудовых и бытовых навыков значи­тельно проявляются также дефекты моторики рук. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части, слепить различные фигурки. Особые трудности они испытывают при работе с природным материалом и бумагой. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невоз­можность соразмерять мышечные усилия с двигательной за­дачей обусловливают невозможность и большую трудность

• выполнении трудовых операций с природным материалом

I бумагой.

Особенности двигательных нарушений у учащихся с церебральным параличом выражаются в их затруднениях н а уроках физической культуры. Выполнение упражнений затруднено из-за того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения в нужной амплитуде движений, осуществить движения слит­но и в нужном темпе, согласовать движение рук, туловища

и ног.

У этих учащихся могут отмечаться трудности при упраж­нении с различными предметами: затруднен захват и удер­жание предметов различной формы и величины, нарушена точность передачи и броска предметов и т. п. Нарушение дви­гательной сферы затрудняет, а порой делает невозможным выполнение упражнений, требующих бега, прыжков, лаза­нья и т. д. Нередко у детей с церебральным параличом при выполнении упражнений отмечается нарушение дыхания; оно становится поверхностным, аритмичным, что еще более затрудняет выполнение упражнений. На начальных этапах обучения выделяется значительная группа учащихся, кото­рые из-за двигательных нарушений не могут в заданном тем­пе пройти по залу в общей шеренге, выполнить элементар­ные упражнения с предметами, на скорость и координацию

движений.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с ДЦП отрицательно влияют на весь ход их психического развития, формирование навыков самообслуживания, учебной и тру­довой деятельности.

Нарушения сенсорных функций

Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существен­ную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные,


. в а III. Психологические особенности детей с ДЦП интеллектуальные и речевые ПГГГ'Г-- — - ^
Гл а I

У этих больных.

расстройства, наблюдаемые

Сенсорные расстройства включают нарушение зритель­ного, слухового, тактильного и кинестетического воспри­ятия (восприятия движений). Сенсорные функции имеют большое значение для становления познавательной деятель­ности ребенка, для формирования у него высших психиче­ских функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.

У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности про­странственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отноше­ний. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Сравнительные исследования особенностей ося­зательного и зрительного восприятия у дошкольников с це­ребральным параличом свидетельствуют, что в основе на­рушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга. При этом степень тяжести двигательного дефекта не всегда является определяющим фактором в недоразвитии сенсорно-перцеп­тивной деятельности у этих детей.

Тактильное восприятие

У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от ка­сания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые ис­пытывает человек, когда берет предмет в плотных перчат­ках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП явля­ется не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, 50

§ 2. Нарушения сенсорных функций

(Из-за чего у ребенка не формируются правильные представления о движении.

Слабое ощущение своих движений и затруднения дейст­вий е предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это препятствует становлению предметных действий, что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития детей с ДЦП.

Слуховое восприятие

При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеется нарушение деятельности слухового анали­затора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наибо­лее часто наблюдается при наличии гиперкинезов. Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и со­хранность на низкочастотные. При этом наблюдаются харак­терные нарушения звукопроизношения.

Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, и, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму.

Для некоторых детей характерна недостаточность фоне­матического слуха: они не различают звуки и звукосочета­ния, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как коза—коса, дом— том и т. д. В некоторых случаях, когда нет снижения остро­ты слуха, возможна недостаточность слухового воприятия и слуховой памяти.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к за­держке речевого, а в тяжелых случаях — к недоразвитию речи.

Очень важно выявить нарушения слуха при ДЦП. Боль­шую помощь в этом могут оказать родители. Ранняя диаг­ностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствитель­ность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуков у них недостаточное. С помощью специальных пе­дагогических приемов ребенок постепенно преодолевает страх при восприятии неожиданных звуковых раздражи­телей.

Зрительное восприятие

Необходимо обращать внимание на развитие ощущений младенца, тонкость и точность которых неразрывно связа­ны с развитием его движений. К моменту рождения ребенка наблюдается несогласованное движение глаз, но к концу третьей недели у здорового младенца наблюдается согласо­ванный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируе­мом предмете. Прослеживание предмета, движущегося пе­ред глазами младенца, доступно ему на 30—32 день.

Уже к концу второго месяца жизни здоровый младенец может следить за предметами движущимися в разных на­правлениях. Движущиеся предметы, особенно яркие и кра­сочные привлекают младенца больше, чем бесцветные.

Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП может быть на­рушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остро­ты зрения и т. п., поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его переме­щение.

Длительное, вынужденное положение в постели, наруше­ние движений глаз ограничивают поле зрения у таких детей. Недостаточное развитие предметного восприятия в значи­тельной степени зависит от отсутствия у больных детей пред­метных действий.

Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда хоро­шо держит голову, устойчиво сидит.

§ 3. Нарушения зрительно-моторной координации____________

Тяжелые нарушения зрения (слабовидение и слепота) Встречаются примерно у 10% детей с ДЦП.

У детей с ДЦП (примерно в 20—30% случаев) отмечают­ся косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности Снижений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизволь­ные движения глазных яблок (нистагм). Такие особенности крительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явле­ний окружающей действительности.

Некоторые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, иг­норируя его наружные поля. Например, при большом пора­жении моторного аппарата левого глаза ребенок может вы­работать привычку игнорирования левого поля зрения. При конструировании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой сторо-1 не листа, при рассматривании картинок видит также только изображение справа. Те же нарушения отмечаются и при чте­нии. С такими детьми в дошкольном возрасте необходимо проводить специальные занятия по развитию движений глаз­ных яблок и целостного восприятия предмета.

Нарушения двигательных функций - student2.ru

Нарушениязрительно-моторной координации

Для формирования предметно-практической и познава­тельной деятельности важное значение имеет согласован­ность движений руки и глаза. Вначале здоровый ребенок, двигая рукой в пределах поля зрения, не обращает на нее внимания. Далее взгляд начинает следовать за рукой, а за­тем и направлять движения руки.

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сфе­ры, а также мышечного аппарата глаз согласованные дви­жения руки и глаза развиты недостаточно, особенно если имеются описанные выше неправильные установки тела, головы и конечностей. В этом случае дети оказываются не в состоянии следить глазами за своими движениями, что


Глава III. Психологические особенности детей с ДЦП

препятствует развитию манипулятивной деятельности, в струирования и рисования, а в дальнейшем тормозит фор рование учебных навыков (чтения, письма) и дознаватель] деятельности. Зрительно-моторная ТГО ТТт ттл-- —
кон-

____ ^^^«.1 а иржоаит форми- , письма) и познавательной

зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет по­следовательность букв, слогов, слов. Техника и плавность чтения формируются на этой основе. Такие учащиеся не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, по­скольку соскальзывают с одной строки на другую, вследст­вие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.

Несформированность зрительно-моторной координации проявляется не только при чтении и письме, но и при овла­дении навыками самообслуживания и другими трудовыми и учебными умениями. Так, на уроках труда таким ученикам очень трудно правильно расположить материал, произвести его разметку, расположить выкройку. Особую сложность для них представляют раскрой и выточка отдельных деталей из­делия.

По этой же причине замедляется процесс формирования на­выков самообслуживания. Невозможность проследить глаза­ми за Действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного двигательного акта на уроках физкультуры: дети не могут удер­жать цель, затрудняются бросать и ловить мяч, овладевать уме­ниями и навыками в других спортивных играх.

Нарушения двигательных функций - student2.ru

Наши рекомендации