История помощи лицам с физическими (двигательными) нарушениями

Легенды рассказывают, что в большинстве дохристианских общин, за исключением Древней Индии и Древнего Египта, где проявляли милость и участие к людям с отклонениями в развитии, детей с выраженными (физическими) недостатками убивали либо притесняли. У кочевых народов правом на жизнь обладал лишь тот, кто мог быть полезен общине.



Проведенный в Санкт-Петербурге Ассоциацией родителей детей-инвалидов с нарушением опор­но-двигательного аппарата анализ показал, что среди этих детей:

— 6% — практически полностью способны к самообслуживанию;

— 50% — к неполному самообслуживанию;

— 30% — к частичному самообслуживанию;

— 14% — полностью не способны к самообслуживанию.

В Древней Греции с физическими недостатками ассоциировали такие негативные качества человека, как трусость, мстительность, вероломство. Это представление Гомерзапечатлел в образе Терсита. У спартанцев существовал даже печально знаменитый тест на выживание, который заключался в том, что новорожденных с физическими отклонениями оставляли на волю природы и диких зверей в горах.

Приблизительно в VI в. до н. э. существовала идея о воспитании активного гражданина, согласно которой каждый гражданин должен был быть в состоянии исполнять какую-либо






Глав а I. Общие вопросы и экскурс в историю

§ 2. История помощи лицам с физическими нарушениями



государственную службу. Дети с отклонениями в развитии по­лучали доступ к образованию лишь при условии, что они были «сносны» [Мег1сеп8, 1988]*. Наилучшим примером в этом от­ношении был Сократ, физические отклонения которого не пре­пятствовали его обучению.

Большинство выдающихся ученых древности придержи­вались иного мнения. Так, Платон считал, что государство должно сохранять за собой право решать вопрос о «пригод­ности граждан» к обучению, что легко позволяло исключить «непригодных». Пригодность для обучения признавалась лишь для двух высших классов общества — солдат и вое­начальников. Аристотель отводил государству лидирующую роль в деле воспитания граждан и полагал, что не стоит обучать тех, кто не слышит и не может говорить.

На протяжении многих веков глава римской семьи, т.е. отец семейства, имел не только юридическое право, но и даже обязан был, по указу государства, умертвить своего ребенка, если он родился с аномалией [В. "\Л/"иуЬ8, 1991]. За­тем римское право смягчилось, римские семьи стали все боль­ше использовать в качестве педагогов рабов-греков, создавая базис для гуманистического мышления.

В раннехристианскую эпоху люди-инвалиды могли рассчитывать на кров и помощь только со стороны ду­ховных общин. Таким же положение оставалось и в Средние века, когда за пределами стен монастыря или аббатства лю­ди с отклонениями в развитии были вынуждены бродяж­ничать и просить милостыню. Отклонение рассматривалось как знак дьявола. Инквизиция отправляла таких людей на костер. Самые «удачливые» развлекали знать в качестве шу­тов при дворах вельмож и на ярмарках.

Х.Л. Вивес (1492—1540), В. Ратне (1571—1635), Я. Ко-менскии (1592—1670) были важнейшими деятелями эпохи Возрождения, которые пытались организовать помощь людям-инвалидам. Но вплоть до эпохи Просвещения отношение общества к инвалидам, мало менялось. Благода­ря Дж. Локку (1632—1704) и Ж.Ж. Руссо (1712—1778), про­изошел поворот в отношении к инвалидам.

* См. список литературы на с. 359—367 пособия.

Вынужденная жизнь на подаяние перестала быть для инвалидов чем-то само собой разумеющимся, а уступила место концепции человеческого достоинства и социальной пользы.

В конце XVIII — начале XIX в. в работах И. Г. Песталоцци (1746—1827) и Ф. Фрёбеля (1782—1852) появляются элементы ортопедагогического учения (ортопедагогика — выпрямляющая педагогика). В теории воспитания Песталоцци, связанной с привитием практических навыков детям с отклонениями в развитии, на первом месте стоит наглядность и самостоятельность. Фрёбель указывал на неотъемлемую роль воспитания и важность ранней диагностики и лечения таких детей.

Промышленная революция (1760—1880) отмечалась ростом физических увечий и травм из-за убогих условий труда и жилья, что привело к увеличению числа инвалидов. Городская семья оказалась не в состоянии взять на себя заботу об одном из своих членов, если это был инвалид. Появляются лечебно-педагогические учреждения. Так, Д.Н.Э. фон Курц в 1832 г. основал техническую школу для бедных хромых детей, которая готовила их к жизни и работе на фабрике.

Как реакции на бедственное положение инвалидов, начиная с 1850 г. стали возникать многочисленные, в основном религиозно-благотворительные, организации по уходу. Появлялись ортопедагогические клиники, пристальное внимание медицины было направлено прежде всего на инвалидов-детей и подростков. В известном смысле был сделан шаг назад: лечебно-педагогический подход уступил место только лечебному. Первое клиническое описание детского церебрального паралича было сделано английским врачом-хирургоом В.Д. Литтлем (1810—1894). Он сам страдал левосторонней косолапостью и в 1853 г. опубликовал работу, которая называлась « О природе и лечении деформаций человеческого каркаса». В 1861 г. в лекции о спастической ригидности подчеркнул, что серьезные и специфические недуги могут быть врожденными. Он доложил об этом на заседании английского Королевского клинического общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенных при родах травмах головы развились параличи





Глава I. Общие вопросы и экскурс в историю

§ 2. История помощи лицам с физическими нарушениями



конечностей [W.V. Little, 1862]. Почти 100 лет это заболева­ние называлось болезнью Литтля.

В 1906 г. немецкий ортопедагог В. Бизальский обнаро­довал «статистику хромоты». Эти данные демонстрировали колоссальную многочисленность таких детей среди школь­ников с нормальным развитием психики и интеллекта. Не­обходимо было улучшать систему образования и социальной защиты этих детей. Так, впервые в мире в 1920 г. в Герма­нии появляется закон «О помощи хромым», по которому ин­валидам гарантировались превентивные меры, медицинская, педагогическая и профессиональная реабилитация.

Медицинская и социально-педагогическая реабилитация детей с церебральным параличом на различных этапах раз­вития общества решалась по-разному. В конце XVIII — начале XIX в. в Европе начинают появляться не только дома призрения, но и лечебные учреждения для детей с двигатель­ными нарушениями. Они возникали в столицах и крупных городах, например в Лондоне, Копенгагене, Стокгольме, Мюнхене и др.

Старейшим учреждением для реабилитации детей, стра­дающих нарушениями моторики, является «Приют для де­вочек-инвалидов в Кватрехте» в Бельгии, где в 1921 г. была создана база для начального образования 15 парализованных детей. В 1947 г. первая школа, где обучались дети с физиче­скими недостатками, была создана в Нидерландах. Она по­лучила название «Митиль» по имени девочки из знаменитой пьесы «Синяя птица» Метерлинга. Школе «Митиль» пред­стояло стать нарицательным именем для школ, где обу­чаются дети с двигательными нарушениями. Приблизитель­но в тот же период такие учреждения стали появляться и на других континентах — в США, Японии, Австралии.

Как это ни цинично, но именно благодаря двум мировым войнам произошло ускорение создания системы реабилитации инвалидов. Трудовая реабилитация пострадавшим во время войны могла рассматриваться как экономический фактор по­полнения поредевших рядов рабочих.

Глубокое отвращение к концентрационным лагерям и идее Гитлера о сверхчеловеке сильно укрепили моральный фактор помощи инвалидам, ведь Гитлер приказывал уничто-

жать в первую очередь инвалидов даже прежде евреев, цыган и гомосексуалистов.

В России учреждение для детей с такой патологией впервые появилось в Санкт-Петербурге в 1890 г. Общество «Синий крест» открывает «приют для детей-калек и паралитиков» на 20 человек. В этом приюте дети находились под наблю­дением врачей, получали начальное образование и обучались ремеслу. С 1904 г. консультантом, а затем и руководителем лечебного процесса в приюте был основоположник отечественной ортопедии, профессор Военно-медицинской академии Г.И. Турнер. В 1936 г. на базе лечебно-педагогического уч­реждения для детей с двигательными нарушениями был организован Научно-исследовательский институт детской ортопедии и травматологии имени Г.И. Турнера. В настоя­щее время на Лахтинской 10, где был организован первый в России приют для детей-калек, находится поликлиника Института Турнера, кафедра детской ортопедии и травматологии.

До 50-х гг. в нашей стране дети-инвалиды с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата получали в ос­новном медицинскую помощь и находились на учете в системе здравоохранения. В конце 50-х гг. появились первые школы для детей с поражением опорно-двигательного аппарата в Москве и Ленинграде, вначале предназначавшиеся для детей, перенесших полиомиелит.

За многолетний период в Институте им. Г.И. Турнера в Ленинграде был накоплен огромный опыт не только ортопедо-хирургического лечения детей, но и лечебно-педаго­гической и психологической работы с детьми и подростками с церебральным параличом. Со дня основания приюта на ба­зе института постоянно работала средняя школа, а с 1962 г. была организована первая в СССР психологическая служба для детей и подростков с церебральным параличом под руководством доцента Р.Я. Абрамович-Лехтман. В 1967 г. в клинике института было открыто специальное отделение для восстановительного и ортопедо-хирургического лечения детей с церебральным параличом. В 1968 г. было организовано отделение «Мать и дитя», где ребенок вместе с матерью находился в течение трех месяцев и за этот период получал




Глава I. Общие вопросы и экскурс в историю____________ _^^

комплексное восстановительное лечение; с ним занимались психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре, а мать обучалась уходу за ребенком, получала элементарные педагогические навыки у логопеда, психолога, педагога-де-фектолога. Опыт работы отделения «Мать и дитя» обобщен в научных трудах института.

В конце 50-х гг. в Ленинграде и других крупных городах страны стали появляться санатории и школы-интернаты для детей с нарушениями движений. В основном в этих школах обучались дети с ДЦП. Одним из первых специализирован­ных учреждений для детей с ДЦП в Санкт-Петербурге стал санаторий Комарово, имевший многолетний опыт санатор­но-курортного лечения. Под руководством С.А. Бортфельд были разработаны оригинальные методы лечебной физкуль­туры для детей с ДЦП. В начале 70-х гг. в Москве был от­крыт Всесоюзный Центр восстановительного лечения детей с ДЦП.

В настоящее время в России функционирует более 74 школ для детей с детским церебральным параличом, в которых обучаются 9 тыс. воспитанников, а также специализирован­ные детские сады и группы «Особый ребенок». Однако этих учреждений далеко не достаточно, особенно для подростков и молодых людей с ДЦП. В учреждениях системы соци­альной защиты (для детей с тяжелыми физическими недос­татками) также проживают и проходят реабилитацию дети-инвалиды, более половины из них — с последствиями ДЦП, способные к существованию лишь с помощью различных вспомогательных средств.

По данным К. А. Семеновой, В. Л. Андрианова, И.И. Мирзаевой, Н.Г. Веселова, в настоящее время на 10 тыс. новорожден­ных приходится 34—42 ребенка (данные приблизительные, зависят от региона), страдающих такой формой и тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата, которые не позво­ляют этим детям посещать обычные дошкольные учреждения и обучаться в общеобразовательной школе. Такие дети нахо­дятся в основном на надомном обучении.

Несмотря на значительное число психолого-педагоги­ческих исследований, по проблеме ДЦП не разработаны программы их дифференцированного обучения с учетом

§2. История помощи лицам с физическими нарушениями______

степени тяжести двигательного и интеллектуального дефекта. Решение этих проблем возможно при комплексном клинико-психолого-педагогическом подходе к этой проблеме с использованием многолетнего опыта работы психологов, педагогов, логопедов и других специалистов, о чем пойдет речь в следующих главах.

Контрольные вопросы и задания_____________

1. Дайте характеристику основных направлений курса
«Психология детей с нарушением функций опорно-
двигательного аппарата».

2. Как изменялось отношение к людям с двигательными
нарушениями в разные исторические эпохи?

3. Назовите первые реабилитационные учреждения для
лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

4. Расскажите о вкладе Института ортопедии им. Г.И. Тур-нера в лечение и реабилитацию больных с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.



Наши рекомендации