История помощи лицам с физическими (двигательными) нарушениями
Легенды рассказывают, что в большинстве дохристианских общин, за исключением Древней Индии и Древнего Египта, где проявляли милость и участие к людям с отклонениями в развитии, детей с выраженными (физическими) недостатками убивали либо притесняли. У кочевых народов правом на жизнь обладал лишь тот, кто мог быть полезен общине.
Проведенный в Санкт-Петербурге Ассоциацией родителей детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата анализ показал, что среди этих детей:
— 6% — практически полностью способны к самообслуживанию;
— 50% — к неполному самообслуживанию;
— 30% — к частичному самообслуживанию;
— 14% — полностью не способны к самообслуживанию.
В Древней Греции с физическими недостатками ассоциировали такие негативные качества человека, как трусость, мстительность, вероломство. Это представление Гомерзапечатлел в образе Терсита. У спартанцев существовал даже печально знаменитый тест на выживание, который заключался в том, что новорожденных с физическими отклонениями оставляли на волю природы и диких зверей в горах.
Приблизительно в VI в. до н. э. существовала идея о воспитании активного гражданина, согласно которой каждый гражданин должен был быть в состоянии исполнять какую-либо
Глав а I. Общие вопросы и экскурс в историю
§ 2. История помощи лицам с физическими нарушениями
государственную службу. Дети с отклонениями в развитии получали доступ к образованию лишь при условии, что они были «сносны» [Мег1сеп8, 1988]*. Наилучшим примером в этом отношении был Сократ, физические отклонения которого не препятствовали его обучению.
Большинство выдающихся ученых древности придерживались иного мнения. Так, Платон считал, что государство должно сохранять за собой право решать вопрос о «пригодности граждан» к обучению, что легко позволяло исключить «непригодных». Пригодность для обучения признавалась лишь для двух высших классов общества — солдат и военачальников. Аристотель отводил государству лидирующую роль в деле воспитания граждан и полагал, что не стоит обучать тех, кто не слышит и не может говорить.
На протяжении многих веков глава римской семьи, т.е. отец семейства, имел не только юридическое право, но и даже обязан был, по указу государства, умертвить своего ребенка, если он родился с аномалией [В. "\Л/"иуЬ8, 1991]. Затем римское право смягчилось, римские семьи стали все больше использовать в качестве педагогов рабов-греков, создавая базис для гуманистического мышления.
В раннехристианскую эпоху люди-инвалиды могли рассчитывать на кров и помощь только со стороны духовных общин. Таким же положение оставалось и в Средние века, когда за пределами стен монастыря или аббатства люди с отклонениями в развитии были вынуждены бродяжничать и просить милостыню. Отклонение рассматривалось как знак дьявола. Инквизиция отправляла таких людей на костер. Самые «удачливые» развлекали знать в качестве шутов при дворах вельмож и на ярмарках.
Х.Л. Вивес (1492—1540), В. Ратне (1571—1635), Я. Ко-менскии (1592—1670) были важнейшими деятелями эпохи Возрождения, которые пытались организовать помощь людям-инвалидам. Но вплоть до эпохи Просвещения отношение общества к инвалидам, мало менялось. Благодаря Дж. Локку (1632—1704) и Ж.Ж. Руссо (1712—1778), произошел поворот в отношении к инвалидам.
* См. список литературы на с. 359—367 пособия.
Вынужденная жизнь на подаяние перестала быть для инвалидов чем-то само собой разумеющимся, а уступила место концепции человеческого достоинства и социальной пользы.
В конце XVIII — начале XIX в. в работах И. Г. Песталоцци (1746—1827) и Ф. Фрёбеля (1782—1852) появляются элементы ортопедагогического учения (ортопедагогика — выпрямляющая педагогика). В теории воспитания Песталоцци, связанной с привитием практических навыков детям с отклонениями в развитии, на первом месте стоит наглядность и самостоятельность. Фрёбель указывал на неотъемлемую роль воспитания и важность ранней диагностики и лечения таких детей.
Промышленная революция (1760—1880) отмечалась ростом физических увечий и травм из-за убогих условий труда и жилья, что привело к увеличению числа инвалидов. Городская семья оказалась не в состоянии взять на себя заботу об одном из своих членов, если это был инвалид. Появляются лечебно-педагогические учреждения. Так, Д.Н.Э. фон Курц в 1832 г. основал техническую школу для бедных хромых детей, которая готовила их к жизни и работе на фабрике.
Как реакции на бедственное положение инвалидов, начиная с 1850 г. стали возникать многочисленные, в основном религиозно-благотворительные, организации по уходу. Появлялись ортопедагогические клиники, пристальное внимание медицины было направлено прежде всего на инвалидов-детей и подростков. В известном смысле был сделан шаг назад: лечебно-педагогический подход уступил место только лечебному. Первое клиническое описание детского церебрального паралича было сделано английским врачом-хирургоом В.Д. Литтлем (1810—1894). Он сам страдал левосторонней косолапостью и в 1853 г. опубликовал работу, которая называлась « О природе и лечении деформаций человеческого каркаса». В 1861 г. в лекции о спастической ригидности подчеркнул, что серьезные и специфические недуги могут быть врожденными. Он доложил об этом на заседании английского Королевского клинического общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенных при родах травмах головы развились параличи
Глава I. Общие вопросы и экскурс в историю
§ 2. История помощи лицам с физическими нарушениями
конечностей [W.V. Little, 1862]. Почти 100 лет это заболевание называлось болезнью Литтля.
В 1906 г. немецкий ортопедагог В. Бизальский обнародовал «статистику хромоты». Эти данные демонстрировали колоссальную многочисленность таких детей среди школьников с нормальным развитием психики и интеллекта. Необходимо было улучшать систему образования и социальной защиты этих детей. Так, впервые в мире в 1920 г. в Германии появляется закон «О помощи хромым», по которому инвалидам гарантировались превентивные меры, медицинская, педагогическая и профессиональная реабилитация.
Медицинская и социально-педагогическая реабилитация детей с церебральным параличом на различных этапах развития общества решалась по-разному. В конце XVIII — начале XIX в. в Европе начинают появляться не только дома призрения, но и лечебные учреждения для детей с двигательными нарушениями. Они возникали в столицах и крупных городах, например в Лондоне, Копенгагене, Стокгольме, Мюнхене и др.
Старейшим учреждением для реабилитации детей, страдающих нарушениями моторики, является «Приют для девочек-инвалидов в Кватрехте» в Бельгии, где в 1921 г. была создана база для начального образования 15 парализованных детей. В 1947 г. первая школа, где обучались дети с физическими недостатками, была создана в Нидерландах. Она получила название «Митиль» по имени девочки из знаменитой пьесы «Синяя птица» Метерлинга. Школе «Митиль» предстояло стать нарицательным именем для школ, где обучаются дети с двигательными нарушениями. Приблизительно в тот же период такие учреждения стали появляться и на других континентах — в США, Японии, Австралии.
Как это ни цинично, но именно благодаря двум мировым войнам произошло ускорение создания системы реабилитации инвалидов. Трудовая реабилитация пострадавшим во время войны могла рассматриваться как экономический фактор пополнения поредевших рядов рабочих.
Глубокое отвращение к концентрационным лагерям и идее Гитлера о сверхчеловеке сильно укрепили моральный фактор помощи инвалидам, ведь Гитлер приказывал уничто-
жать в первую очередь инвалидов даже прежде евреев, цыган и гомосексуалистов.
В России учреждение для детей с такой патологией впервые появилось в Санкт-Петербурге в 1890 г. Общество «Синий крест» открывает «приют для детей-калек и паралитиков» на 20 человек. В этом приюте дети находились под наблюдением врачей, получали начальное образование и обучались ремеслу. С 1904 г. консультантом, а затем и руководителем лечебного процесса в приюте был основоположник отечественной ортопедии, профессор Военно-медицинской академии Г.И. Турнер. В 1936 г. на базе лечебно-педагогического учреждения для детей с двигательными нарушениями был организован Научно-исследовательский институт детской ортопедии и травматологии имени Г.И. Турнера. В настоящее время на Лахтинской 10, где был организован первый в России приют для детей-калек, находится поликлиника Института Турнера, кафедра детской ортопедии и травматологии.
До 50-х гг. в нашей стране дети-инвалиды с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата получали в основном медицинскую помощь и находились на учете в системе здравоохранения. В конце 50-х гг. появились первые школы для детей с поражением опорно-двигательного аппарата в Москве и Ленинграде, вначале предназначавшиеся для детей, перенесших полиомиелит.
За многолетний период в Институте им. Г.И. Турнера в Ленинграде был накоплен огромный опыт не только ортопедо-хирургического лечения детей, но и лечебно-педагогической и психологической работы с детьми и подростками с церебральным параличом. Со дня основания приюта на базе института постоянно работала средняя школа, а с 1962 г. была организована первая в СССР психологическая служба для детей и подростков с церебральным параличом под руководством доцента Р.Я. Абрамович-Лехтман. В 1967 г. в клинике института было открыто специальное отделение для восстановительного и ортопедо-хирургического лечения детей с церебральным параличом. В 1968 г. было организовано отделение «Мать и дитя», где ребенок вместе с матерью находился в течение трех месяцев и за этот период получал
Глава I. Общие вопросы и экскурс в историю____________ _^^
комплексное восстановительное лечение; с ним занимались психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре, а мать обучалась уходу за ребенком, получала элементарные педагогические навыки у логопеда, психолога, педагога-де-фектолога. Опыт работы отделения «Мать и дитя» обобщен в научных трудах института.
В конце 50-х гг. в Ленинграде и других крупных городах страны стали появляться санатории и школы-интернаты для детей с нарушениями движений. В основном в этих школах обучались дети с ДЦП. Одним из первых специализированных учреждений для детей с ДЦП в Санкт-Петербурге стал санаторий Комарово, имевший многолетний опыт санаторно-курортного лечения. Под руководством С.А. Бортфельд были разработаны оригинальные методы лечебной физкультуры для детей с ДЦП. В начале 70-х гг. в Москве был открыт Всесоюзный Центр восстановительного лечения детей с ДЦП.
В настоящее время в России функционирует более 74 школ для детей с детским церебральным параличом, в которых обучаются 9 тыс. воспитанников, а также специализированные детские сады и группы «Особый ребенок». Однако этих учреждений далеко не достаточно, особенно для подростков и молодых людей с ДЦП. В учреждениях системы социальной защиты (для детей с тяжелыми физическими недостатками) также проживают и проходят реабилитацию дети-инвалиды, более половины из них — с последствиями ДЦП, способные к существованию лишь с помощью различных вспомогательных средств.
По данным К. А. Семеновой, В. Л. Андрианова, И.И. Мирзаевой, Н.Г. Веселова, в настоящее время на 10 тыс. новорожденных приходится 34—42 ребенка (данные приблизительные, зависят от региона), страдающих такой формой и тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата, которые не позволяют этим детям посещать обычные дошкольные учреждения и обучаться в общеобразовательной школе. Такие дети находятся в основном на надомном обучении.
Несмотря на значительное число психолого-педагогических исследований, по проблеме ДЦП не разработаны программы их дифференцированного обучения с учетом
§2. История помощи лицам с физическими нарушениями______
степени тяжести двигательного и интеллектуального дефекта. Решение этих проблем возможно при комплексном клинико-психолого-педагогическом подходе к этой проблеме с использованием многолетнего опыта работы психологов, педагогов, логопедов и других специалистов, о чем пойдет речь в следующих главах.
Контрольные вопросы и задания_____________
1. Дайте характеристику основных направлений курса
«Психология детей с нарушением функций опорно-
двигательного аппарата».
2. Как изменялось отношение к людям с двигательными
нарушениями в разные исторические эпохи?
3. Назовите первые реабилитационные учреждения для
лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Расскажите о вкладе Института ортопедии им. Г.И. Тур-нера в лечение и реабилитацию больных с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.