Результаты оперативного вмешательства при ринолалии и других аномалиях лицевого скелета
Приложение 2
ЭТИОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Таблица 1
Экзогенные (внешние) | Эндогенные (внутренние) 3 | ||
ОРГАНИЧЕСКИЕ | Пренатальные (внутриутробные, дородовые) | Интоксикации - никотин, алкоголь, наркотики, лекарства (инсулин, жаропонижающие, противосудорожные, антипаразитические, антибиотики, витамины (А), гормональные препараты), пищевые бытовые и химические отравления, пестициды и минеральные удобрения в продуктах, экологическое воздействия, выхлопы автотранспорта, инфекции (грипп, токсоплазмоз, краснуха, паротит), радиация, недостаток питательных веществ (меди, марганца, магния, цинка = влияние региона на частоту рождения детей с расщелинами). Токсикозы, несовместимость по резус-фактору, профессиональные вредности - вибрация и прочее, гипоксия, хронические и эндокринные заболевания матери, физические травмы 6 | |
Натальные (родовые) | Центральные | Асфиксии, черепно-мозговые травмы, внутричерепные кровоизлияния | |
Периферические | Травмы артикуляционного аппарата и других органов, участвующих в речи. 13 | ||
Постнатальные (послеродовые) | Центральные | Травмы: ушибы, сотрясения, сдавления черепа, кровоизлияния, переохлаждения и перегревания Г.М., отравления, менингоэнцефалиты 17 | |
Периферические | Травмы артикуляционного аппарата и других органов, участвующих в речи. 20 | Артриты, заболевания внутренних органов 21 | |
Перинатальные (Пренатальные + натальные) 22 | |||
Функциональные Соматические (телесные) | Физическая ослабленность организма в результате длительной болезни (желудочно-кишечные расстройства, глисты, коклюш) | Физическая ослабленность в результате хронических заболеваний внутренних органов, нарушения обмена веществ (н-р: фенилкетонурия) 27 | |
Социальные | Глухонемые родители, родители с нарушениями речи, длительная госпитализация, эмоциональная депривация, педагогическая запущенность, сверхшумное окружение, испуг, двуязычие в семье. 29 | ||
Психоневрологические | Менинго-энцефалиты | Умственная отсталость, нарушения памяти, внимания, др. психических процессов 33 | |
Наследственные | Возраст родителей, нарушение строения органов артикуляции, особенности течения психических процессов (для заикания), темп речи. 36 |
Приложение 3
Материала для реферирования № 1
Приложение 3
Материала для реферирования № 2
Приложение 4
Глоссарий
1. Аденоидная ткань – ткань, составляющая основу лимфатических желез.
2. Аденоиды – опухолевидное разрастание аденоидной ткани носоглотки, глоточной и небной миндалины.
3. Адентия-врожденное отсутствие зубов и их зачатков, бывает одного или нескольких.
4. Аспирация– трение воздуха о голосовые складки, создаваемое сужением голосовой щели без напряжения мускулатуры.
5. Астения – состояние, характеризующееся повышенной слабостью, утомляемостью, частой сменой настроения, раздражительностью, слезливостью, вегетативными нарушениями (покраснение кожи, потливость, изменение дыхания, сердцебиения и давления).
6. Бронхоаденит – воспаление лимфатических узлов, прилежащих к бронхам.
7. Велофарингиальная недостаточность- недостаточное небно-глоточное смыкание во время фонации.
8. Велярный - относящийся к мягкому небу.
9. Гипердинамический синдром – синдром двигательной расторможенности (признак раннего поражения центральной нервной системы). Ребенок излишне активный, суетливый, раздражительный, подвижный, переключаемый, неспособный к целенаправленному, организованному поведению.
10. Гиперемия- увеличенное кровенаполнение сосудов какого-либо органа или ткани.
11. Гиперкинез– насильственные движения из-за неконтролируемых сокращений мышц.
12. Гиперкинезия – усиление двигательной функции какого- либо органа.
13. Гиперназализация– характеристика речи детей с открытой ринолалией, при которой тембр голоса имеет носовой оттенок из-за попадания воздушной струи в носовую полость; при сильной гиперназализации речь для восприятия недоступна(хрип, шум, хлюпанье).
14. Гиперопека - чрезмерная опека родителей, приводящая к эгоистичности ребенка.
15. Гипертонус– повышенный тонус.
16. Гипертрофия– увеличение объема органа или ткани за счет количества составляющих его клеток.
17. Гипоназализация - характеристика речи детей с закрытой ринолалией, при произнесении звуков воздушная струя в носовую полость не попадает (голос глухой, сдавленный, менее звучный), отсутствие звуков [м], [м’], [н], [н’] или произнесение их с меньшей чем в норме назализацией.
18. Гипотония – пониженный тонус.
19. Голос –компонент речи,совокупность различных по высоте, силе, тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата
20. Голос металлический –отсутствует богатство, цвет.
21. Голос приглушенный –голос, как будто застревающий в задней части ротовой полости, быстро затухающий.
22. Голос сиплый –образуется при неполном смыкании голосовых складок, когда кроме звуковых волн, еще из гортани выходит «дикий» воздух, то есть не «обработанный» колебаниями голосовых складок. Происходит из-зараздражения и набухания гортани, голосовых складок, при скоплении слизи, что сопровождается состоянием гиперемии. Вы можете чувствовать такое после голосового утомления, перед болезнью горла, и во время неё, курения.
23. Голос слабый –недостаточная сила (громкость) голоса из-за слабости дыхательного аппарата или недостаточной энергичностью смыкания голосовых складок (часто при паретичности). Что такое паретичность.
24. Голос хриплый –более сильная степень сиплого голоса (дополнительные причины – папилломатоз, стеноз, парезы, параличи, гипертрофия гортани и голосовых складок, певческие узелки).
25. Гуканье– начальная стадия гуления, произнесение сочетания гласных и согласных звуков (преобладают заднеязычные в сочетании со звуком [а] и аморфные гласные).
26. Гуление – ранняя стадия лепета, голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, более продолжительны и разнообразны, чем гуканье.
27. Диастема – промежутки между зубов, щель между передними зубами.
28. Дисграфия – нарушение письма.
29. Дислексия – нарушение чтения.
30. Дистония– состояние изменения тонуса от очень низкого до очень высокого (в зависимости от утомляемости при попытках произнесения речи).
31. Евстахиит– воспаление слизистой оболочки евстахиевой трубы.
32. Инфантильный – патологическое состояние, характеризующееся сохранением черт, присущих детскому и подростковому возрасту.
33. Кардиопатия – нарушения в деятельности сердца.
34. Ларингиальный– гортанный
35. Лепет – голосовые реакции ребенка на внешние раздражители положительного характера: многократный повтор слогов (расцвет лепета примерно в первые 6-8 месяцев жизни).
36. Летальный – смертельный.
37. Макроглоссия– патологическое увеличение размеров языка.
38. Микорглоссия- патологическое уменьшение размеров языка.
39. Минимальная мозговая дисфункция - см. энцефалопатия.
40. Назализация– приобретение звуком носового тембра из-за опухания небной занавески и прохождения воздушной струи одновременно через рот и нос.
41. Небные миндалины – скопление лимфоидной ткани в слизистой оболочке верхних дыхательных путей.
42. Носовая эмиссия –утечка воздуха через нос при произнесении ротовых звуков.
43. Обертон (резонаторный тон) –дополнительные (добавочные) тона (звука) голоса. Обертона более высокие и слабые чем основной тон, сливаются с основным тоном и на слух отдельно не распознаются. Образуются от дополнительных колебаний не полностью голосовых связок, а отдельных их частей.
44. Обтуратор –приспособление для закрытия дефектов твердого или мягкого неба.
45. Папиллома – доброкачественная опухоль, выступающая над поверхностью кожи или слизистой в виде сосочка.
46. Папилломатоз – патологический процесс, характеризующийся образованием множественных папиллом на каком-либо участке кожи или слизистой.
47. Паралич – неспособность органа совершить движение (из-за атонии – отсутствия тонуса мышц, или гипертонии- спастического состояния мышц).
48. Парез – наполовину паралич.
Приложение 5
I. Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Дата рождения________________________________________________
Дата обследования_____________________________________________
Возраст______________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________
__________________________________________________________________
Из какого детского садапоступил(номер, район)___________________
__________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола МППК, от какого числа)_____________________________________________
__________________________________________________________________
Диагноз районной МППК_______________________________________
__________________________________________________________________
II. Сведения о родителях
Мать: (Ф.И.О., профессия, образование, работает, домохозяйка)_____
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец: (Ф.И.О., профессия, образование, работает, безработный)____
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в раннем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка навыков самообслуживания; становление предметно-практической, изобразительной, конструктивной, игровой деятельности, психомоторики, речи, особенности поведения, взаимоотношения с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком своего недостатка, отношение к нему)______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания отца, матери, ближайших родственников_____________________________________________________
Двуязычие в семье_____________________________________________
Полная или не полная семья_____________________________________
Бывают ли ссоры в семье________________________________________
__________________________________________________________________
III. Общий анамнез
От какой беременности ребенок _________________________________
Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери, нарушения питания матери________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем закончились предыдущие беременности_______________________
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным излияниям)
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении________________________________
Вскармливание: к груди приложили на … день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.
Вскармливание грудью до …
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное
Выписка из родильного дома на … день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины___________________
__________________________________________________________________
Жалобы больного или его родственников__________________________
__________________________________________________________________
Наследственность (сколько детей в семье, есть ли у других детей или у родителей патология губы или неба; не встречался ли этот дефект у других родственников обследуемого)_________________________________________
В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство, по поводу какого дефекта (расщелина губы, твердого неба, мягкого, односторонняя, центральная, сумбукозная и т.д) и каковы результаты восстановительной хирургии)__________________________________________________________
Отношение ребенка к своему дефекту (речи и внешнего облика)_______
__________________________________________________________________
Отношение к ребенку в семье (в детском саду, в школе и характер воспитания дома)___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Обследование педиатра
Заключение __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Изолированное________________________________________________
В слогах______________________________________________________
В словах______________________________________________________
В фразах______________________________________________________
В связных текстах______________________________________________
Обследуемый звук | а | о | у | и | э | ы | м | н | п | б | в | ф | т | т | д | д | к | к |
Начало слова | ||||||||||||||||||
Середина слова | ||||||||||||||||||
Конец слова | ||||||||||||||||||
Обследуемый звук | г | г | х | с | с | з | з | ц | ш | ж | щ | ч | л | л | р | р | й | |
Начало слова | ||||||||||||||||||
Середина слова | ||||||||||||||||||
Конец слова |
Условные обозначения:
(-) – отсутствие звука
(+) – нормативное произношение звуков
( ) – звук, на который заменяются звуки
(иск) – искаженное (ненормативное) произношение звука
Исследование дикции
Четкость, внятность, качество; состояние мелодико-интонационной стороны речи (громкость, разборчивость, эмоциональность, выразительность)____________________________________________________________________________________________________________________
Исследование словаря
Активный словарь
Обобщающие понятия__________________________________________
Глаголы______________________________________________________
Существительные______________________________________________
Наречия______________________________________________________
Прилагательные_______________________________________________
Существительные______________________________________________
Местоимения__________________________________________________
Пассивный словарь
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование связной речи
Монолог (рассказ по серии сюжетных картинок)____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Диалог (беседа о природе)_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
Протокол № 1
Обследование словаря
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности словаря
«Скажи наоборот»
Цель:обследование антонимов
Ход: «Сейчас я буду кидать тебе мяч и говорить слово, а ты мне его возвращай, и называй слово противоположное по значению»
Название | Выполнил | Не выполнил |
Худой (толстый) | ||
Высокий (низкий) | ||
Узкий (широкий) | ||
Большой (маленький) | ||
Сладкий (горький) | ||
Мягкий (твердый) | ||
Тепло (холодно) |
Критерии: все слова – высокий уровень; ошибся или вызвало затруднее в одном – двух словах – средний уровень; более двух слов – низкий уровень.
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 2
Обследование словаря
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности словаря
«Назови одним словом»
Цель: обследование обобщающих понятий: насекомые, фрукты, овощи, одежда, головные уборы
Ход: «Назови картинки, которые я перед тобой выкладываю. Есть ли между ними связь, какая? Как эти картинки можно назвать одним словом?».
Название карт | Выполнил | Не выполнил |
Насекомые | ||
Фрукты | ||
Овощи | ||
Одежда | ||
Головные уборы |
Критерии: справился со всеми заданиями – высокий уровень; Сделал ошибку в одной картинке – средний уровень; сделал ошибку в более чем одной картинке – низкий уровень.
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 3
Обследование словаря
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности словаря
«Рыболов»
Цель:обследование синонимов
Ход: «Саша, вот тебе удочка – сейчас ты будешь ловить картинки и называть, что поймал. А как это слово можно назвать по-другому?».
Название | Выполнил | Не выполнил |
Помидор (томат) | ||
Ишак (осел) | ||
Король (царь) |
Критерии: правильно подобранные слова – высокий уровень, 1 ошибка – средний уровень; более 1 ошибки – низкий уровень.
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 4
Обследование словаря
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности словаря
«А как ты думаешь?»
Цель:обследование понимания значения слов
Ход: «Саша, вот тебе две картинки: холодильник и зонт. Как ты думаешь, для чего нужны эти предметы, как ты это понимаешь?»
Критерии: развернутый ответ, полные предложения, понимания значения всех слов – высокий уровень; затруднение в объяснении одного слова – средний уровень; нежелание отвечать или неправильный ответ, неполные предложения – низкий уровень
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 5
Обследование словаря
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности словаря
«А как ты думаешь?»
Цель:обследование понимания названия предметов
Ход: «Саша, вот тебе картинки: утюг, кровать, стул, чашка. Как ты думаешь, для чего нужны эти предметы, как ты это понимаешь?»
Критерии: развернутый ответ, полные предложения, понимания значения всех слов – высокий уровень; затруднение в объяснении одного - двух слов – средний уровень; нежелание отвечать или неправильный ответ, неполные предложения, затруднение в объяснении более двух слов – низкий уровень
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 1
Обследование ГСР
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности ГСР
«Три медведя»
Цель:обследование понимания суффикса «ищ»
Ход: «Саша, ты знаешь сказку «Три медведя»? Ты помнишь, какой большой был папа-медведь; чуть поменьше мама, и маленький медвежонок? Сейчас я буду называть части тела мама - медведицы, а ты будешь называть их у папы и сына. Например: У мамы – глаза, у папы – глазища, а у сына – глазки»
Название | Выполнил | Не выполнил |
Глазища | ||
Ушища | ||
Головища | ||
Усища | ||
Лапища | ||
Носище | ||
Хвостище |
Критерии: все правильно названные слова не вызывающие затруднений – высокий уровень; 2 неправильно названных слова – средний уровень; более 3 слов – низкий уровень
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 2
Обследование ГСР
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности ГСР
«Огород»
Цель:согласование существительного с числительным
Ход: «Саша, ты знаешь, что такое огород и что на нем растет? Но ведь овощи не могут расти по одному. Сейчас я буду называть тебе овощи и фрукты, а ты назовешь, когда их одна, три и пять штук».
Название | |||
Критерии: все правильно согласованные слов – высокий уровень; затруднения, просьба о помощи, ошибки в 2-4 словах – средний уровень; ошибки в более 4 словах – низкий уровень.
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 3
Обследование ГСР
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности ГСР
«Облачковое молоко»
Цель:обследование пересказа
Ход: «Саша, сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты слушай внимательно, запоминай, а потом перескажешь его мне»
«Мы засыхаем!», - сказали цветы. «Чем вас полить?», - спросил лягушонок. «Облачковым молоком!». Лягушонок взял ведро и пошел искать облачковое молочко. На поляне он повстречал корову, которая предложила ему своего молока. «Нет, мне нужно облачковое молоко!», - и пошел дальше. Потом он встретил козу, и история повторилась. Наконец, лягушонок повстречал облачко, и оно ему дало своего молочка. Он вернулся домой и стал поливать цветы. «Что ты делаешь?», - спросила мама. «Поливаю цветы облачковым молоком». «Но ведь это вода!», - ответила мама.
Критерии: ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 4
Обследование ГСР
Дата:________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________
Возраст:_____________________________________________________
Цель: выявить уровень сформированности ГСР
«Путаница»
Цель:обследование умения согласовывать существительные с глаголами; выявить уровень сформированности внимания
Ход: «Саша, сейчас я прочитаю тебе предложения, а ты должен найти в них ошибку и исправить ее»
Неправильный вариант | Правильный вариант | Выполнил | Не выполнил |
Критерии: ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6
Перечень изученного материала для подготовки к тестированию
Ринолалия Темы для подготовки к тестированию | Ринолалия Темы для подготовки к тестированию |
1. Все термины по изучаемому курсу 2. Статистические данные о нарушении речи по типу ринолалия 3. Причины возникновения ринолалии · Экзогенные причины · Эндогенные причины · Социальные причины · Наследственные причины · Генетическая предрасположенность 4. Классификацию ринолалий 5. Виды расщелин 6. Приспособления для детей с ринолалией 7. Исторические сведения об изучении нарушения речи по типу ринолалия 8. Психолого-педагогическая характеристика детей с ринолалией 9. Болезни, характерные для детей с ринолалией. 10. Дыхание детей с ринолалией, виды дыхания. 11. Нарушения голоса при ринолалии 12. Речевое развитие ринолалика (все стороны речи – звукопроизношение, фонематический слух, ритмико-слоговая структура речи) 13. Аномалии в строении артикуляционного аппарата у ринолаликов 14. Возрастные особенности зубов - онтогенез 15. Обследование (субъективные, объективные методы, примеры заданий по всем направлениям обследования, принципы, и прочее 16. Всю систему коррекционной работы при ринолалии | 1. Все термины по изучаемому курсу 2. Статистические данные о нарушении речи по типу ринолалия 3. Причины возникновения ринолалии · Экзогенные причины · Эндогенные причины · Социальные причины · Наследственные причины · Генетическая предрасположенность 4. Классификацию ринолалий 5. Виды расщелин 6. Приспособления для детей с ринолалией 7. Исторические сведения об изучении нарушения речи по типу ринолалия 8. Психолого-педагогическая характеристика детей с ринолалией 9. Болезни, характерные для детей с ринолалией. 10. Дыхание детей с ринолалией, виды дыхания. 11. Нарушения голоса при ринолалии 12. Речевое развитие ринолалика (все стороны речи – звукопроизношение, фонематический слух, ритмико-слоговая структура речи) 13. Аномалии в строении артикуляционного аппарата у ринолаликов 14. Возрастные особенности зубов - онтогенез 15. Обследование (субъективные, объективные методы, примеры заданий по всем направлениям обследования, принципы, и прочее 16. Всю систему коррекционной работы при ринолалии |
Приложение 7
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Общие сведения о ринолалии (Определение, Статистика, причины, виды ринолалии симптоматика при них, Классификация расщелин при открытой ринолалии).
2. Вторичные нарушения развития при ринолалии. Профилактика вторичных нарушений развития при ринолалии.
3. Понятие о логопедическом массаже при ринолалии. (Общие сведения о массаже - противопоказания, необходимые материалы, длительность, регулярность и т.п., массаж верхней губы, нёба после операции, массаж лицевых мышц).
4. Различные виды гимнастики, необходимые для формирования правильной речи при ринолалии, (гимнастика для неба (Волкова Л.С.); гимнастика для дыхания (Волкова Л.С.); гимнастика для губ и щек (Волкова Л.С.); гимнастика для языка (Волкова Л.С.); голосовые упражнения (Волкова Л.С.); гимнастика для жевательных мышц при рубцах в области небных дужек (Ермакова И.И. Приложение № 2.), комплекс физических и дыхательных упражнений для детей (Ермакова И.И. Приложение 1).
5. Коррекционная работа при закрытой функциональной ринолалии (направления работы, примеры заданий).
6. Коррекционная работа при закрытой органической ринолалии (направления работы, примеры заданий).
7. Принципы коррекционной работы при открытой ринолалии.
8. Коррекционная работа при открытой функциональной ринолалии (направления работы, примеры заданий).
9. Коррекционная работа при открытой органической ринолалии (направления работы, примеры заданий).
10. Общие сведения о нарушениях голоса при ринолалии, их коррекция, прогноз.
Приложение 8
Тест по ринолалии (1 вариант)
1. Ринолалия. 1. Различение носового и ротового выдоха. 2. Различение ротовой и носовой фонации. 3. Постановка носовых звуков и их автоматизация. 4. Коррекция звучания ротовых звуков. 5. Дифференциация ротовых и носовых звуков. К какой ринолалии наиболее подходит данная система коррекционной работы: а) Открытая функциональная; б) закрытая функциональная; в) открытая органическая; г) закрытая органическая;
2. Ринолалия. Если у ребенка, вследствие ринолалии голосовые характеристики были несколько нарушены, то к 18 годам, его голос, как правило … . а) улучшается; б) ухудшается; в) нормализуется;
3. Ринолалия. За один прием пение длится примерно … мин. а) 1 - 2; б) 3 - 5; в) 6 -7;
4. Ринолалия. Из перечисленных примеров мягкое небо наиболее поднимается при … . а) дыхании; б) произнесении звуков «м», «н»; в) произнесении согласных звуков; г) произнесении гласных звуков; д) глотании;
5. Ринолалия. К логопедическим занятиям в послеоперационном периоде обычно приступают на … день. а) 5-10; б) 10-15; в) 15-20; г) 20-25; д) 25-30;
6. Ринолалия. Как правило после операции речь ребенка …. а) ухудшается; б) улучшается; в) нормализуется; г) остается такой же как до операции;
7. Ринолалия. Как правило, пороки развития лицевого скелета закладываются на … неделе эмбриогенеза. а) 5-6; б) 7-8; в) 9-10;
8. Ринолалия. Какие из предложенных упражнений вы не выберете для нормализации положения языка у детей ринолаликов. а) «вкусное варенье»; б) «почистим зубки»; в) «пароход гудит»;
9. Ринолалия. Какое слово пропущено в определении. Ринолалия – это нарушение тембра голоса и … обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. а) иннервации; б) фонации; в) произношения;
10. Ринолалия. Логопедический массаж в послеоперационный период выполняется наиболее интенсивно в течении … месяцев. а) 2-х; б) 3-х; в) 4-х; г) 5-и; д) 6-и; е) 7-и;
11. Ринолалия. Массаж проводится за … ч. до или после еды. а) 0,5; б) 1; в) 2; г) 3; д) правильного ответа нет;
12. Ринолалия. Мышцы синергисты работают … . а) независимо друг от друга; б) в разных направлениях; в) в одном направлении; г) поочередно;
13. Ринолалия. Опухолевидные разрастания в области хоан приводят к … ринолалии. а) передней закрытой; б) задней закрытой;
14. Ринолалия. Ослабление здоровья из-за простудных заболеваний формируется при … ринолалии. а) Открытой органической; б) открытой функциональной; в) закрытой функциональной;
15. Ринолалия. Укажите направление коррекционной работы при открытой органической ринолалии, которое встречается только в дооперационном периоде. а) Коррекция развития личности; б) развитие артикуляционной моторики; в) развитие фонематического слуха; г) формирование правильного произношения отдельных звуков; д) правильного ответа нет;
16. Ринолалия. Укажите утверждение, которое является не верными. а) расщелины неба могут сочетаться с расщелинами губы; б) частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных; в) односторонние расщелины встречаются реже двусторонних; г) состояния ринолалии может возникать и без расщелин;
17. Ринолалия.