Органы-мишени при сахарном диабете.

Орган Проявления нарушений
     
     
     
     

10.Для какого заболевания характерен такой внешний вид больного (справа)?

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru ___________________________________

Занятие 7.

Инфекционные и паразитарные болезни.

Цели практического занятия.

· Знать:

– основные термины и понятия;

– классификацию, причины, механизмы развития инфекционных и паразитарных болезней, их макро- и микроскопическую характеристику, клинические проявления, морфологическую динамику, исходы, причины смерти.

· Уметь:

– распознавать на макро- и микропрепаратах различные виды инфекционных заболеваний , давать заключение о морфологической динамике заболевания и его исходах,

- решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

· Владеть:

– умением анализировать макро- и микроскопические изменения и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:

1.Грипп. Этиология, патологоанатомические изменения в различные степени

тяжести течения заболевания. Осложнения, прогноз, причины смерти.

2.СПИД. Понятие. Патологоанатомические изменения.

3.Брюшной тиф. Этиология, патогенез, клинико-морфологические

изменения, осложнения.

4.Сальмонеллёз. Этиология, патологоанатомические изменения.

5.Дизентерия. Этиология, патологоанатомические изменения.

6.Холера. Этиология, патологоанатомические изменения.

7.Чума. Этиология. Клинико-морфологические формы.

Патологоанатомические изменения.

8. Туберкулёз.Этиология, классификация, патогенез, патологоанатомические

изменени, осложнения, исходы.

9.Сепсис.Этиология, основные морфологические особенности, осложнения,

причины смерти больных.

10.Сифилис. Этиология, патогенез, классификация, клинические проявления.

11.Грибковые заболевания (микозы, актиномикоз): этиология,

классификация, патологоанатомические изменения.

12.Кандидоз. Этиология, патогенез, морфогенез.

13.Аспергиллёз. Этиология, патанатомия.

14. Малярия. Этиология, формы, клинико-морфологические изменения.

15. Амебиаз. Этиология, патогенез, микро- и макроскопические изменения, осложнения.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1.Оппортунистические инфекции (виды, причины, клинические проявления,

особенности течения).

2.Риккетсиозы – определение, эпидемиология, этиология, патогенез и клинико-морфологические проявления.

Работа на практическом занятии:

1. Дополните.

Инфекционными называются болезни, вызываемые …_________________________________________________________________________________________________________________________________. Инфекционный процесс зависит от…___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Дайте определения.

Симбиоз – это…_______________________________________________________________________________________________________________________________

Комменсализм – это…________________________________________________________________________________________________________________________________

Паразитизм – это..______________________________________________________________________________________________________________

Антропонозы –это________________________________________________

Антропозоонозы –это________________________________________________________________________________________________________________________________

Биоценозы –это_________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу.

Грипп

Степень тяжести Патологоанатомические изменения

4.Опишите патологическую анатомию СПИДа:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подпишите макропрепарат

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru ____________________________

5. Назовите основные признаки и симптомы ВИЧ-инфекции:

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru _____________________________________________________________________________

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru ________________________________________________________________________________________________________________________________

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru ____________________________________________

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru __________________________________________________________________

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru _________________________________________________________________________________________________________________________________

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru _________________________________________________

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru __________________________________________________________________

6. Ответьте на вопросы тестового контроля.

Выберите 1 или несколько правильных ответов.

1. Инфекционные болезни, встречающиеся только у человека:

1) Антропонозы

2) Антропозоонозы

3) Биоценозы

4) Протозойные инфекции

2. Оппортунистические инфекции – это:

1) Заболевания, вызываемые условно-патогенной флорой, которая обычно не приводит к болезни у здоровых людей (с нормальной иммунной системой)

2) Инфекционные болезни встречающиеся только у человека

3) Инфекционные болезни встречающиеся только у животных

4) Болезни, передающиеся через укусы насекомых

3. Острейшее инфекционное заболевание с преимущественным поражением желудка и тонкой кишки:

1) Чума

2) Холера

3) Дизентерия

4) Сальмонеллёз

4. Для дизентерии характерно:

1) Поражение тонкой кишки

2) Поражение толстой кишки

3) Интоксикация

4) Гипотермия

5. Общее инфекционное заболевание, возникающее всвязи с существованием в организме очага инфекции:

1) СПИД

2) Туберкулёз

3) Сепсис

4) Актиномикоз

6. Возбудителем сифилиса является:

1) Палочка Коха

2) Сальмонелла

3) Энтеровирус

4) Бледная трепонема

7. Группа заболеваний, вызываемых грибами:

1) Биоценозы

2) Антропонозы

3) Микозы

4) Зоонозы

8. При кандидозе пищевода на слизистой оболочке образуются:

1) Язвы

2) Плёнки, которые полностью закрывают просвет

3) Папилломы

4) Петрификаты

9. В зависимости от вида плазмодий выделяют следующие виды малярии:

1) Однодневную

2) Трёхдневную

3) Четырёхдневную

4) Тропическую

10. Первое клиническое проявление сифилиса:

1) Сифилома (твёрдый шанкр)

2) Полиаденит

3) Сифилоиды

4) Диффузное интерстициальное воспаление

7. Решите ситуационные задачи.

Задача 1.

Больной заболел остро. Появилась высокая температура, интоксикация. На 10-й день болезни на коже туловища появилась розеоло-папулезная сыпь. На 17-й день болезни выявлены признаки острого живота, диагностирован перитонит. Больной скончался. На вскрытии в подвздошной кишке обнаружены глубокие язвы в области некротзированых групповых фолликулов. Одна из язв перфоративная. В брюшной полости фибринозно-гнойный экссудат.

1. О каком заболевании идет речь?

2. Какая это стадия заболевания?

3. Какой вид имели мезентериальные лимфатические узлы?

4. Обнаружение каких образований в групповых фолликулах и лимфатических узлах брыжейки при гистологическом исследовании имеет диагностическое значение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №2.

Девочка 6 лет заболела остро: тенезмы, диарея, токсикоз. Из испражнений выделены шигеллы Зонне. Смерть наступила при нарастающих явлениях интоксикации.

1. О каком заболевании идет речь?

2. Какова локализация характерных для заболевания изменений?

3. В чем морфологическая особенность этих изменений у детей?

4. Какие морфологические формы заболевания выделяют у детей?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 3

У больной О., 29 лет. Через 3 дня после криминального аборта повысилась температура до 400С, отмечено появление на коже множественных кровоизлияний. Через 2 суток после появления этих симптомов наступила смерть.

1. О какой клинико-морфологической форме сепсиса можно думать?

2. Какой это вид сепсиса в зависимости от характера входных ворот инфекции?

3.Охарактеризуйте морфологию местных изменений.

4. Какие процессы можно обнаружить: в паренхиме органов; в строме; в кроветворной и лимфоидной ткани?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4.

У ребенка 6 лет после ОРВИ сохранялись слабость, потливость, вечерний субфебрилитет. При осмотре кожные покровы бледные, шейные лимфатические узлы увеличены, мягкие, селезенка увеличена. В нижних отделах правого легкого ослабленное дыхание, небольшое количество мелкопузырчатых хрипов. В анализе крови небольшой лейкоцитоз, увеличение числа палочкоядерных нейтрофилов и повышение СОЭ. В сыворотке крови увеличено количество фибриногена, гаптоглобина, альфа-антитрипсина.

1. О чем свидетельствуют перечисленные клинические и лабораторные признаки, какие исследования следует сделать дополнительно для уточнения диагноза?

2. Поставьте диагноз в случае положительной реакции Манту.

3. При рентгенологическом исследовании легких обнаружены: тень в нижней доле справа, увеличение регионарных лимфатических узлов, связывающие их полосковидные тени. Назовите обнаруженный процесс, заболевание, клинико-морфологическую форму заболевания.

4. Какие еще возможны локализации обнаруженного процесса?

5. Перечислите варианты течения и исходы данной клинико-морфологической формы заболевания.

6. Опишите гистологические изменения лимфатического узла корня легкого. Назовите иммунопатологическую реакцию, лежащую в основе гистологических изменений.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5.

Мужчина 32 лет обратился в поликлинику по поводу значительного увеличения в размерах паховых лимфатических узлов. Врач заподозрил венерическое заболевание и направил больного сдать анализ крови. При этом оказалась положительная реакция Вассермана.

Вопросы к ситуационной задаче № 4

1. О какой патологии следует думать?

2. Чем характеризуется первичный период этого заболевания?

3. Чем характеризуется вторичный период этого заболевания? Где возникают данные изменения?

4. Чем характеризуется третичный период этого заболевания?

5. Возможно ли одновременное обнаружение признаков всех трех периодов этой болезни? С чем это связано?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Для какого заболевания характерны такие изменения кожи и слизистых оболочек?

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru _______________________________

9. Дайте определение актиномикоза:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Актиномикоз (челюстно-лицевая форма

Занятие 8.

Болезни нервной системы.

Болезни зубов.

Цели практического занятия.

· Знать:

– основные термины и понятия;

– классификацию, причины, механизмы развития нервных и зубных болезней, их макро- и микроскопическую характеристику, клинические проявления, морфологическую динамику, исходы, причины смерти.

· Уметь:

– распознавать на макропрепаратах различные виды нервных болезней и болезней зубов , давать заключение о морфологической динамике заболевания и его исходах,

- решать тестовые и ситуационные задачи, отвечать на контрольные вопросы.

· Владеть:

– умением анализировать макро- и микроскопические изменения и давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию:

1.Болезнь Альцгеймера. Этиология, клинико-морфологические изменения,

осложнения, причины смерти.

2.Болезнь Шарко. Этиология, клинико-морфологические изменения,

осложнения, причины смерти.

3.Рассеянный склероз. Этиология, клинико-морфологические изменения,

осложнения, причины смерти.

4.Энцефалит. Этиология, классификация, патологоанатомические изменения.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1.Болезни твёрдых тканей зуба (кариес, некариозные поражения) –

этиология, патогенез, клинико-морфологические проявления.

2.Болезни пульпы и периапикальных тканей зуба (рективные изменения

пульпы, пульпит, периодонтит) – этиология, патогенез, патанатомия,

осложнения, исходы.

Работа на практическом занятии:

1. Заполните.

Болезни ЦНС

2. Болезни Альцгеймера морфологически характеризуется атрофией головного мозга, преимущественно – лобных, височных и затылочных областей. Может развиваться гидроцефалия.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru

Опишите клинические проявления болезни Альцгеймера:

- ____________________________________________________________

______________________________________________________________

-____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставьте недостающие по смыслу слова.

Болезнь Шарко – …______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru

Клинически проявляется…__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________и периостальных рефлексов. Причина неизвестна.

4.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Для какого заболевания характерно образование в головном и спинном мозге рассеянных очагов демиелинизации, в которых происходит разрастание глии с формированием очагов склероза (бляшек)? ________________________________________________________________

5. Дополните.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Энцефалит – это…___________________________________________________________________________________________________________________________

Клещевой энцефалит – это острое вирусное природно-очаговое заболевание с…______________________________ или …__________________________________ путем передачи. Вызывается вирусом клещевого энцефалита, который относится к арбовирусам. Заболевание характеризуется…_______________________. Инкубационный период – …____________ дней. Болезнь начинается…_____________________с лихорадки, сильной головной боли, нарушений сознания, иногда возможны…____________________________________________________, менингиальные симптомы,..______________ и параличи. Макроскопически отмечаются…______________________ сосудов мозга, набухание его ткани и мелкие…________________________________.

6. Дайте определение:

Кариес – это…________________________________________________________________________________________________________________________________

Пульпит - …______________________________________________________

Периодонтит - ...____________________________________________________

7. Дайте краткое описание патологоанатомических изменений в каждую стадию развития кариеса.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru

Стадия пятна …____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поверхностный кариес...___________________________________________________________________________________________________________________________

 

Средний кариес …______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глубокий кариес …_____ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дополните.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Осложнением среднего и особенно глубокого кариеса является…__________________.

К некариозным поражениям твердых тканей зубов относятся…___________________________________________________, флюороз,…______________________________и кислотный некроз.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Заболевание, развивающееся при длительном и избыточном поступлении в организм фтора и сопровождающееся поражением не только зубов, но и многих органов - …____________________.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru Профессиональное заболевание, встречающееся у людей, работающих в области производства неорганических кислот - …____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.

Органы-мишени при сахарном диабете. - student2.ru При каком заболевании наблюдается такой дефект эмали?..._________________________________________

10. Решите ситуационные задачи.

Задача 1.

Больной Ж., 21 год, поступил в инфекционную клинику 21.05 на 2 день болезни с жалобами на головную боль, озноб, общую слабость, боли в мышцах; температура тела – 38,5°С. При осмотре у больного выявлены незначительная ригидность мышц затылка и горизонтальный нистагм. Пульс – 84 удара в минуту, АД – 135/80 мм рт. ст. Менингеальных и очаговых симптомов не было. Из анамнеза выяснено, что 10 дней назад удалил присосавшегося клеща в правой подмышечной области. Серопрофилактика проведена в день удаления клеща.

1. Диагноз?

2. Этиология и патогенез данного заболевания?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2.

Студент А. обратился к врачу медпункта 20.10 в 1 день болезни с жалобами на головную боль в области лба и глазниц, кашель. Заболел остро, температура повысилась до 39,5°С, отметил ломоту во всем теле, слабость, не смог продолжать занятия. В общежитии, где он проживает, имеются больные с насморком и кашлем. При осмотре выявлены среднетяжелое состояние, гиперемия кожи лица, инъекция сосудов склер и конъюнктив. Кожа влажная. Дыхание везикулярное, одышка (18 в минуту), сухой кашель, неприятные ощущения за грудиной. Тоны сердца приглушены, пульс – 112 ударов в минуту, АД – 100/80 мм рт. ст. Живот мягкий, при пальпации безболезненный, печень и селезенка не увеличены. Диспепсических явлений нет. Менингеальные явления отсутствуют. При осмотре ротоглотки обнаружены яркая гиперемия слизистой, отечность мягкого неба, обильная “зернистость” в области дужек и язычка.

1. Ваше предположение о диагнозе? Обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации