Рабочая группа «Качество повседневной жизни»
I. Проект «Центр мониторинга по благоустройству городской среды»
1. Межведомственные и муниципальные комиссии в большинстве случаев состоят из чиновников, в связи с чем зачастую не учитывается мнение общественности. Кроме того, при разработке дизайн-проектов по благоустройству дворов и общественных территорий не учитывается мнение представителей актуальных некоммерческих организаций, например, инвалидов или спортсменов. К примеру, Распоряжением Губернатора Томской области от 01.03.2017 № 60-р определен состав межведомственной комиссии Томской области по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». В состав межведомственной комиссии входят 12 представителей органов власти из 18 членов.
Рекомендуем увеличить число представителей общественности (НКО), ассоциаций собственников жилья, спортивных организаций, жилищно-эксплуатационных, строительных и подрядных организаций, ТОС, председателей советов многоквартирных домов в межведомственных и муниципальных общественных комиссиях. Вышеуказанные субъекты представляют интересы участников реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», что позволит учесть их мнение при принятии решений и обсуждении проблемных вопросов.
2. Некоторые критерии по включению заявок в программы по благоустройству необоснованно препятствуют жителям благоустроить свои дворы и общественные территории. Составление сметной документации (жители не способны сделать это профессионально), или срок эксплуатации МКД (у сравнительно новых домов дворы тоже могут быть не благоустроены). На программу, которая будет реализовываться 5 лет (2018-2022гг), сроки приема заявок на включение дворов и (или) общественных территорий устанавливают всего 30 дней.
Рекомендуем проанализировать региональные критерии отбора заявок на включение в программу, составить список некорректных критериев, обсудить на экспертном совещании. Исключить необоснованные критерии по отбору заявок. Увеличить сроки приема заявок на включение дворов и общественных территорий в программы по благоустройству на срок 2018-2022 гг.
3. В настоящее время реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» не синхронизируется с мероприятиями государственной программы «Доступная среда» и Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта», которые также направлены на создание и благоустройство инфраструктуры. Согласованный подход к обустройству территорий по всем трем программам позволит создавать, адаптировать и облагораживать инфраструктуру в регионах одновременно с существенной экономией для бюджета.
Рекомендуем обеспечить синхронизацию приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» с другими проектами и программами.
4. Для обеспечения информационной открытости необходимо предусмотреть возможность подачи заявок онлайн, сделать журнал регистрации заявок общедоступным, опубликовать его на сайте администрации. Таким образом можно реально повысить доверие граждан к принципам отбора дворовых и общественных территорий в муниципальные программы благоустройств. К примеру, в Региональное отделение ОНФ в Томской области поступают жалобы жителей по вопросам открытости проведения процедур по благоустройству.
Рекомендуем Администрации Томской области использовать передовые информационные технологии при реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»:
- обеспечить подачу онлайн заявок граждан для благоустройства дворовых территорий и общественных пространств;
- создать единую информационную платформу, посвященную реализации приоритетного проекта, с функционалом, необходимым для участников приоритетного проекта (возможность отслеживать ход выполнения работ, публикация отчетных документов и фотоснимков, и т.д.).
II. Капитальный ремонт
Сегодня у собственников жилья меньше стало вопросов к качеству проведения работ, ужесточился отбор подрядных организаций, выросла ответственность у подрядчиков. В то же время граждане по-прежнему жалуются на очередность и критерии включения дома в краткосрочные трехлетние планы по капремонту. Это уже прерогатива местных властей. Необходимо совместно выработать конкретные предложения для того, чтобы сделать систему отбора более гибкой, прозрачной и справедливой. В региональное отделение ОНФ в Томской области неоднократно поступали обращения жителей города Томска и области. Например, в многоквартирном доме на Иркутском тракте, д.102, уже несколько лет протекает кровля. Хотя есть официальное заключение экспертизы, что крыша здания находится в недопустимом техническом состоянии, дом не включен в краткосрочный план проведения капремонта на 2016-2018гг. Аналогичные вопросы возникают у жителей дома на улице Бела Куна, д,4, где также долгое время течет крыша и существует угроза жизни, здоровью и имуществу граждан. Однако объект поставлен в очередь на проведение капремонта только на 2023г.
Рекомендуем Администрации Томской области обеспечить открытость, проверяемость порядка определения очередности проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Томской области. Создать на муниципальном уровне комиссии по определению очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с включением в их состав представителей общественных организаций. Обеспечить открытость работы данных комиссий.