Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками
1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
7. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
8. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
Стратегии безопасного поведения,
которые следует обсудить с детьми и родителями
Безопасность по телефону
· Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего, ты можешь легко ошибиться. Никогда и никому не говори, что ты дома один.
· Если просят назвать адрес, не называй, попроси перезвонить позже, назвав время прихода родителей.
· Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя; Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и сообщи обязательно родителям.
· Если абонент ошибся номером и спрашивает, какой это номер, попроси назвать его набранный и ответь, что он ошибся, не называя своего.
· Если незнакомец спрашивает у тебя, один ли ты дома, отвечай, что нет, и кто-то из родителей спит или в ванной.
· Если звонивший говорит, что он друг твоих родителей и просит тебя назвать адрес, попроси позвонить позже или дай телефон родителей на работе, но не давай адрес, даже если тебе показалось, что ты узнал голос абонента!
· Если тебе звонят знакомые твоих родителей и говорят, что они скоро придут, попроси их подойти ко времени прихода твоих родителей.
Безопасность: один дома
· Если нежданные гости позвонили тебе в дверь, не открывай, а попроси зайти позже, а сам тут же перезвони родителям и попроси их придти домой.
· Кто бы ни спрашивал тебя о распорядке дня в твоей семье, не говори.
· Никогда не открывай дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришел. Не открывай дверь на ответ: "Это я!".
· Если ты один дома, не открывай дверь никому, даже если эти люди представились работниками коммунальных служб, полиции или почты. Попроси зайти позднее, назвав время прихода твоих родителей.
· Если ты дома не один, и пришли работники коммунальных служб,попроси их назваться полным именем и сказать о причине визита, пусть твои родители позвонят им на место работы, выяснят, действительно ли это те люди, за кого они себя выдают.
· Если тебя просят принести попить или дать позвонить, объясни, как дойти до ближайшего магазина, где можно купить воды, или попроси сказать номер телефона, сам позвони и, не открывая двери, расскажи, что тебе ответили.
· Если ты не можешь открыть дверь, не доверяй ключи посторонним.
· Если к тебе в дом пришли посторонние, которые напали на твоих родителей, не пытайся бороться с ними, выбегай из квартиры и зови на помощь людей (соседей, прохожих), можешь при этом громко кричать "Пожар!".
· Если ты пришел домой, а дверь в квартире оказалась открытой, не заходи, пойди к соседям и от них позвони домой, и если трубку не снимают, вызывай полицию "02".
· Если около квартиры стоит посторонний, не подходи к нему, пойди в другой конец лестничной клетки и позвони к соседям, когда они откроют, попроси их о помощи.
Безопасность в лифте
· Научите детей правилам безопасности в лифте, объясните, чем чревато их невыполнение.
· Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи.
· Кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять дома или оставил на улице.
· Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или полиции, не плачь, будь спокойным, постарайся вовлечь насильника в разговор.
· Насильник прижимает тебя к себе – укуси его так сильно, как только можешь.
· Если вы все же стали жертвой изнасилования, расскажите все близким и сходите с ними на освидетельствование.
Безопасность на улице
· Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.
· Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас.
· Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.
· Если вы не сможете придти за ним в школу или детский сад, предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо. Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали.
· Если ты увидел группу людей, постарайся обойти их.
· Если тебя пытаются втянуть в спор или драку, уходи немедленно.
· Если к тебе подошли люди и спрашивают, как пройти, объясни на словах, нарисуй схему, но ни в коем случае не провожай их, даже если тебе это по дороге или тебя предлагают подвезти на машине.
· Если к тебе подошли посторонние и говорят, что их прислали твои родители, при этом просят отвести их домой, откажись, сославшись, что тебя не предупреждали.
· Не играй вблизи дорог, стоящих автомашин, в подвалах и чердаках.
· Если тебя пытаются увести насильно, громко кричи: "Это не мои родители, я их не знаю! Меня зовут... Мой телефон... позвоните моим родителям!".
· Если ты уходишь из дома в отсутствие родителей, оставь записку, куда и с кем ты пошел, где тебя искать и во сколько ты будешь.
· Если ты задерживаешься, то позвони родителям и предупреди их.
· Если во время прогулки к тебе подходит незнакомец и предлагает пойти с ним, обещая что-то за это, откажись, а вечером расскажи родителям.
· Если с вами едет подвыпивший человек, лучше уступить ему место, перейти в другой конец автобуса, и ни в коем случае не делать ему замечаний.
· Незнакомец предлагает вашему ребенку посмотреть что-либо или помочь донести сумку, обещая заплатить, ребенок должен ответить категорическим отказом.
· Ему предложили попробовать себя на сцене или подготовить к конкурсу красоты: пусть ваш ребенок, не стесняясь, спросит, когда он может подойти вместе с вами и куда.
· Если ребенок видит тормозящую машину, он должен как можно дальше отойти от нее и ни в коем случае не садиться, даже если улица, которую ищут, ему по пути;
· Если человек оказался настойчив, ребенок может подойдя к любому дому и сделав вид, что он живет именно здесь, помахать рукой и позвать родственников, которых он "видит".
Примерная тематика занятий (родительских собраний)
Варианты тем занятий | Привлечение специалистов в ОУ и вне ОУ для подготовки и проведения занятий |
Насилие в обществе как социально-психологическая проблема | юрист |
Ненасильственное общение в семье. Ненасильственные отношения «ребенок-взрослый» | психолог |
Безопасное поведение ребенка. Как защитить ребенка от насилия | психолог, сотрудники ОВД, |
Воспитание у ребенка навыков терпимого отношения и ненасильственного поведения | психолог |
Права родителей и права ребенка | специалист по охране прав детства, социальный педагог |
Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям
1. Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты по предупреждения насилия над детьми. - М.: ВЛАДОС, 1997.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1997.
3. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995.
4. Данилова О.Л. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты. - //Практикум по гендерной психологии - /Под ред. Клециной И.С. – СПб.: «Питер» 2002 – с. 389-403.
5. Куликова А.А. Защита прав ребенка: вопросы и ответы. - М., 2005.
6. Макарова Н.И. Педагогика ненасилия - современное направление в философии воспитания // Вопросы философии. - 2002. - № 5.
7. Новичихина И.Н. Домашнее насилие как социальная опасность //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2007. - № 2 - с. 74-79.
8. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада. - Пособие для работников дошкольных учреждений / Под ред. Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение, 2003, с. 82-83.
9. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
10. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос, 2004. - с. 261-269.
Примерные темы занятий (классных часов) с учащимися
Варианты тем занятий | Привлечение специалистов в ОУ и вне ОУ для подготовки и проведения занятий | Адресат |
Насилие в обществе как социальная и психологическая проблема | педагог | Учащиеся старших классов |
Проблема ненасилия и гендерного равенства | психолог | Учащиеся старших классов |
Ненасильственные взаимоотношения (например: «Ребята.; давайте жить дружно!» - для учащихся начальной школы; «Как справиться со своей агрессией» - для учащихся 5-9 классов) | психолог | Учащиеся всех категорий |
Как избежать насилия и защитить себя (например, блок для девочек «Как не стать жертвой насилия») | психолог, сотрудники ОВД | Учащиеся средней и старшей школы |
Толерантное (терпимое) отношение как форма ненасильственного поведения по отношению к людям | психолог |
Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям
1. Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические вопросы, практические и правовые аспекты по предупреждения насилия над детьми. — М.: ВЛАДОС, 1997.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1997.
3. Данилова О.Л. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты // Практикум по гендерной психологии /Под ред. Клециной И.С. – СПб.: «Питер» 2002. – с. 389-403.
4. Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств // Библиотека «Первое сентября», серия «Воспитание, образование, педагогика».- 2007. - № 2.
5. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
6. Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассникоВ // Вестник практической психологии образования. - 2006. - № 1,3,4; 2007. - № 1,2,3, 4.
Примерный конспект занятия с учащимися[1]
НАСИЛИЕ
Задачи:
1.Объяснить, что существует моральное и физическое насилие.
2.Объяснить, что случаи насилия могут происходить среди сверстников, между младшими и старшими детьми и подростками, что насилие может исходить и от взрослых людей, знакомых и незнакомых.
3.Указать на разницу между насилием и наказанием.
4.Научить избегать насилия по отношению к себе.
Содержание:
1.Общая беседа с классом и обсуждение ситуации морального насилия.
2.Групповая работа: ранжирование ситуаций насилия по степени опасности для здоровья.
3.Обсуждение разницы между насилием и наказанием за Проступок.
4.Повторение материала: как распознать опасность насилия со стороны взрослых и избежать ее.
Информация для учителя:
Тема урока весьма сложна, но актуальность затронутой проблемы столь велика, что, несмотря на трудности, не следует отказываться от его проведения. Однако уроку должны предшествовать тщательная подготовка и четкая ориентация самого педагога в проблеме. Если вы сомневаетесь в каких-то деталях, заранее проконсультируйтесь со школьным психологом или другими специалистами, которые могут вам помочь.
В начале урока можно опросить учеников о том, бывали ли с ними случаи, когда, например, их товарищ просил сделать что-либо, чего им не хотелось делать, а он настаивал. Пусть сначала поднимут руки те, кто отказался, так как это противоречило их жизненной позиции, а затем те, кто согласился. Попросите добровольцев из первой и второй группы рассказать об этих случаях. Если ученики не сочтут это возможным, то разберите вместе ситуацию, которую вы им предложите. Например: «Два товарища выполняли домашнее задание. Оно оказалось довольно трудным. Один все же постарался и справился, а другой, увидев, что оно трудное, не стал его делать. Наутро в школе, узнав, что его товарищ справился, он попросил списать задание. Первому ученику не хочется давать списывать, так как он считает, что в этом нет никакой пользы для товарища. Вместо этого он предлагает ему помочь разобраться в задании. Но товарищ отказывается, не желая «тратить время», и начинает «морально давить на него». Задайте ребятам вопрос, как поступили бы они в такой ситуации.
Затем попросите объяснить свои ответы тех, кто дал бы списать, и тех, кто отказал бы. Подведите итог обсуждения, сделав вывод о том, что это был пример морального насилия. Расскажите детям о том, что ситуации, в которых один человек осуществляет моральное насилие над другим, могут быть различными. Как себя вести в этих случаях? Многие уступают еще и потому, что знают: за моральным может последовать физическое насилие. Например, товарищ рассердится и даже ударит тебя. Тогда вашей дружбе придет конец. Но скорее всего ей также придет конец, если ты поймешь: твой товарищ просто хочет использовать твои способности, а не является тем близким и надежным человеком, каким ты его считал. Поэтому важно осознать: если подобная ситуация возникает и твой товарищ не понимает мотивов отказа (и не желает, как в нашем примере, вместо списывания принять помощь), то это уже серьезный повод задуматься, нужны ли тебе близкие отношения с таким человеком. Придет ли он тебе на помощь в трудную минуту?
Разобрав случай насилия между сверстниками, спросите учеников о том, приходилось ли им попадать в ситуации морального или физического насилия, исходящие от старших. Попросите назвать, к каким категориям принадлежали люди, подвергавшие их моральному или физическому давлению (старшие подростки, родственники, незнакомые взрослые).
Затем проведите групповую работу по экспертизе ситуаций. Раздайте группам комплекты карточек, в которых описаны случаи морального и физического насилия между людьми, относящимися к различным категориям: между сверстниками - младшими и старшими школьниками; между школьниками и их родственниками; между школьниками и знакомыми взрослыми; между школьниками и незнакомыми взрослыми. Попросите учеников проранжировать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья. Пусть на первое место они поставят самые опасные ситуации. Комплекты карточек во всех группах могут быть одинаковыми (см. раздаточный материал). Обсудите выбор каждой группы и обоснованность такого выбора. В ходе обсуждения выработайте общее мнение. Можно повесить на доску подготовленный заранее плакат с правильными ответами, предложив сравнить их с тем, что решили в группах ученики.
После завершения этой работы остановитесь на ситуации, когда насилие в его различных формах исходит от близких родственников (старших братьев, сестер, родителей). Объясните разницу между насилием и наказанием. Наказание часто следует за проступком. Однако для того чтобы наказание действительно достигало результата, оно не должно быть чрезмерным.
В заключение урока подойдите к самому важному вопросу: как вовремя распознать угрожающую ситуацию и избежать наиболее опасных форм насилия со стороны взрослых, часто незнакомых людей? Напомните ученикам правила поведения с незнакомыми людьми, которые неожиданно проявляют к ребенку повышенный интерес, обещают ему различные блага и пр. Повторите эти правила с классом (предварительно либо запишите их на доске, либо повесьте соответствующий плакат). Если раньше ребята не записывали их в тетради, пусть сделают это теперь.
Раздаточный материал
На карточках описаны различные ситуации морального и физического насилия. Попросите детей разобрать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья и указать наиболее опасные.
Насилие между сверстниками:
1. Ученик, проходя между партами, скинул вещи своего одноклассника на пол. Обиженный одноклассник толкнул обидчика, завязалась драка.
2. Учительница на уроке выдала пособия с заданиями - одно на парту. Один из учеников пособие забрал себе, пригрозив соседке по парте, что не отдаст его, если она не выполнит данное ему задание.
3. Самый сильный мальчик в классе всех бьет и обижает, чтобы его боялись и слушались.
Насилие между младшими и старшими школьниками:
1.Во дворе старшеклассники требуют деньги у младших школьников.
2.Старшеклассник просит знакомого младшего школьника сбегать в магазин за кока-колой. Мальчику не хочется это делать, поскольку он опаздывает в секцию, и он отказывается. Тогда старший начинает угрожать расправой.
Насилие между школьниками и их родственниками:
1. В некоторых семьях родители очень строго относятся к учебе своих детей, поэтому дети, получив плохую оценку, боятся идти домой.
Нередко применяются «силовые меры» и для наказания за другие проступки детей (пришел с гулянья поздно, разбил нечаянно чашку и т.д.).
2. Младший брат пошел на прогулку в свитере старшего брата и нечаянно порвал его. Старший брат рассердился и дал волю рукам.
Насилие между школьниками и знакомыми взрослыми:
Два одноклассника подрались после уроков. Один пострадал больше другого: получил несколько синяков и небольших ушибов. Придя домой, он рассказал о драке родителям. На следующий день отец пострадавшего мальчика нашел обидчика и применил к нему силовые действия.
Насилие между школьниками и незнакомыми взрослыми:
1. Школьник заболел и остался дома. Утром раздался звонок, мальчик подошел к двери и спросил: «Кто там?». Ответил незнакомый голос. Звонивший представился работником рекламной службы и предложил мальчику открыть дверь и посмотреть интересный товар.
Стоит ли открывать незнакомому человеку? Какие могут быть последствия, если мальчик откроет дверь?
2. Две девочки днем возвращались из школы. Вдруг возле них остановилась машина и незнакомый мужчина предложил довезти их до дому. Надо ли садиться в чужую машину? Как эта поездка может закончиться для девочек?
Материал для педсовета
РЕЗКОЕ СЛОВО - ТОЖЕ НАСИЛИЕ[2]
Право на образование ребенка следует рассматривать прежде всего как право на уважение достоинства маленького человека, уважительное отношение к нему со стороны персонала образовательного учреждения, как право насвободное выражение мнений и убеждений. В рамках школы складываются отношения, которые и определяют наличие и использование характера управления образованием ребенка - насильственного или ненасильственного, что обнаруживает, в свою очередь, соблюдение прав ребенка.
«Мы - люди - остались такими же, какими были на протяжении миллионов лет, - бесконечно жадными, завистливыми и агрессивными, подозрительными, полными тревог и отчаяния. Мы - страшная смесь ненависти, страха и доброты, насилие и мир одновременно. Внешняя социальная культура - результат внутренней психологической структуры наших человеческих отношений, каждый из нас - это склад всего прошлого» - так писал великий Кришнамурти, один из самых необычных восточных мудрецов XX века.
Как утверждают психологи, в основе отношений «человек - человек» лежит управление собой и другими, цель которого - достижение желаемого стиля, вида, способа поведения, что и происходит в пределах школьного взаимодействия.
При этом «нарушается благоприятное эмоциональное состояние школьника» (С.М. Тромбах), его эмоциональное благополучие, а значит, здоровье. Размышляя о сути человеческих взаимоотношений, В. Франкл выделял три группы ценностей: ценность творчества, ценность переживаний, ценность отношений. Забывая об этом, мы нарушаем право ребенка на самовыражение и самоопределение.
Работа по совершенствованию системы управления собой и другими требует знаний и представлений о характере, принципах управления, и прежде всего - насильственном и ненасильственном.
В понятиях «насилие» и «свобода» есть нечто общее: и то, и другое строится на отношениях между людьми и с самим собой.
«Ненасильственное управление предполагает делание, деятельность, общение с удовольствием для себя, что сохраняет здоровье во всех его проявлениях» (Ю.М. Орлов). Но формами ненасилия человек пользуется редко.
Проблема насилия рассматривается в науке широко. «Насильственное управление - это не только когда убивают: сказанное резкое слово - тоже насилие, мы подчиняемся насильственному управлению из чувства страха, когда нас грубо отстраняют, чего-либо лишают. Насилие - это тонкая и глубокая вещь» (Кришнамурти). Оно всегда ведет к нарушению прав человека.
Если вглядеться в историю и методологию вопроса, то следует сделать вывод, что проблема насильственного управления сложна. На протяжении тысячелетий человек прибегал к насилию. Наказание за нежелательные для управителя действия, несмотря на свою неэффективность, применяется с момента возникновения человечества. Управленческое поведение как подчиняющего, так и подчиняемого выработано не ими, оно существовало до них и было усвоено через инстинкт и научение.
Человек же принял эту модель в чистом виде и на протяжении долгого исторического времени прибегает к ней, превзойдя природный инстинкт животных, поскольку выработал символы устрашения более разнообразные, чем существующие в животном мире. Эти символы предупреждают необходимость практической реализации каких -либо форм насилия немедленно и в разных ситуациях. Так, угрожающе звучат слова учителя: «Дневник на стол!» - которые лишь предваряют грядущую расправу, и можно представить, что творится в душе ребенка в этот миг и какими последствиями для здоровья это грозит.
Как пишет И. А. Зимняя, мотивация педагогической деятельности связана с желанием власти. Г.А. Мюррей еще в 1938 г. назвал этот мотив потребностью в доминировании. «Потребность в доминировании» зачастую удовлетворяется в насильственном управлении. В ходе взаимодействия педагога с учениками она выражается во взглядах (злых, ироничных, насмешливых, предупреждающих), в жестах, мимике, интонации, аффективной речи и т.д.
Наблюдая за деятельностью студентов во время пробных уроков, мы пришли к выводу, что из всех методов взаимодействия в семи случаях из десяти студенты пользуются предупреждающими жестами, мимикой, нежелательными для детей действиями, интонацией.
Использование вербальных и невербальных средств взаимодействия создает безграничные возможности применения способов управления через насилие. В свою очередь, наблюдая данные приемы в работе учителя, школьник переносит их в область собственной деятельности, что можно наблюдать на практике.
Существуют два основных философских подхода в определении насилия. Один гласит: насилие - прирожденное свойство человека; другой утверждает: это результат социального и культурного влияния среды, в которой мы обитаем. Об этом пишет и Э. Фромм, объясняя отказ от свободы в пользу деспотизма разрушением сообщества, которое жестко программировало жизненные проявления человека. В результате свобода оказывается не востребованной, так как человек не всегда готов к саморегуляции и нуждается во внешней силе, которая бы им управляла.
Исследование, проведённое среди выпускников педагогического колледжа, показало, что из 43 опрошенных выпускников 39 одобрили концепцию насилия («хорошо, что заставляли, ругали, наказывали, строго спрашивали...») и лишь четыре написали, что с удовольствием делали все сами.
Таким образом, формула «я могу сам, я хочу сам, я буду сам» срабатывает редко. Человек одобряет, принимает модель насильственного управления и видит ее положительные результаты.
Литературные источники подтверждают: чем выше культура человека, общества, культура отношений в системе взаимодействия «ученик - учитель», тем менее значима и употребляема система насилия. Она имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Каждый педагог должен помнить, что тяга к насилию сидит внутри него самого, и чем умнее человек, тем более он способен стать выше насилия или использовать более тонкие и негрубые его формы.
Так, студенты педагогического колледжа, изучая влияние эмоциональной памяти на результаты деятельности и активность младшего подростка, провели следующий эксперимент: первую неделю студенты вели уроки в обычном режиме, активно используя оценки и оценочные суждения; вторую неделю работали в режиме завышения отметок, а неудовлетворительный результат оценивался как отличный, с выдвижением перспективы роста; третью неделю - в режиме безотметочном и безмотивационном; четвертую - в режиме строгих требований выполнения норматива.
Как же менялась активность детей в разных ситуациях? Оказалось, что уровень активности соответствовал уровню использования системы насилия.
Возможно ли применение ненасильственной формы управления в условиях профессионального и школьного обучения?
Изучение проблемы насильственного управления (через словесное воздействие) на уроках физкультуры и спортивных занятиях показало, что на 45 пробных уроках в начальных классах, повышенная интонация использовалась 203 раза, насмешка - 24, морализирование - 13, придирки - 17, замечания - 392, оскорбление - 7, гнев - 19, одобрение - 28, похвала - 93, просьба - 12, юмор - 9, угроза - 13, поощрение самостоятельности - 16.
Дети реагировали по-разному: уходом от деятельности, раздражением, обидой, молчаливым подчинением, подавленным состоянием, равнодушием, активной деятельностью при похвале. Вывод понятен: насилие вызывает у ребенка негативную реакцию.
В чем проблема? Дети неуправляемы или мы отмечены низкой культурой? У детей выработался стереотип к такому воздействию или нам не хватает ума на другие формы?
Интересные ответы дали подростки из спортивной группе (ушу). Был задан вопрос: «Почему вы занимаетесь спортом?». 70% детей ответили: «Чтобы уметь защищаться», «Чтобы ничего не бояться », « Чтобы уметь дать сдачи».
Вывод однозначен: ребенок испытывает на себе насильственное управление и затем берет его на вооружение. В этой ситуации следует говорить и о низкой правовой осведомленности детей. Ю.М. Орлов выделяет условия процветания насильственного управления, которые хорошо прослеживаются в школе:
- отрицание свободы управляемого, признание иллюзорности его существования; признание того, что его поведение ущербно и нуждается в управлении;
- возведение эмоционального барьера и уменьшение проницаемости «я» управителя по отношению к обучающемуся, отрицание идентичности между управителем и тем, кем управляют;
- повышенная чувствительность управителя, страх недостижения цели управления, что соответствует эмоциональной, социальной и духовной незрелости управителя.
Изложенные условия взаимосвязаны, основаны на особенностях мышления управителя и управляемого.
Существует большое количество классификаций видов насильственного управления, явных и скрытых. Известное изречение «Похвала - пилюля для дурака» тоже имеет глубокий смысл, корнями уходящий в суть насильственного управления.
Его распространенные последствия: садистское поведение и приспособленчество, постоянный страх и тревожность, работомания и суетливость - в основе реакций лежит синдром возмездия за насилие, а частая похвала приводит к тому, что ребенок становится «трудоголиком», теряя физическое и психическое здоровье.