Сущность и результаты активационной терапии

Теория адаптационных реакций открывает перспективы использования целенаправленного вызова «состояний здо­ровья». Мы назвали активационной терапиейсистему воздей­ствий, основанную на теории адаптационных реакций и направленную на получение состояний здоровья. Активационная терапия включает активационное оздоровление, активацион-ную профилактику и собственно активационную терапию, которая может проводиться как самостоятельно, так и сов­местно со специальной терапией для повышения ее эффек­тивности.

Активационные мероприятия проводятся не «против» (болезни, микрофлоры, симптома), а «за»: за восстановление гармонии, целостности, физиологических взаимоотношений между подсистемами.

По нашему мнению, как и по мнению уже многих спе­циалистов (глава 10), активационные мероприятия необхо­димы на всех этапах оздоровления, профилактики и лечения различных заболеваний.

В современной медицине практикуется широкое и часто необоснованное применение антибиотиков, глюкокорти-коидных гормонов и различных синтетических лекарствен­ных препаратов, нарушающих систему регуляции, подавляю­щих активность защитных подсистем организма, что приводит к быстрому «подлечиванию» заболеваний, выведе­нию из состояния обострения болезни, но способствует увеличению числа хронических больных. Свой вклад сюда "вносит применение больших доз или сильнодействующих лечебных средств без достаточно обоснованного индиви­дуального подбора как характера, так и величины действую­щего фактора. Кроме того, населению легко доступен целый арсенал симптоматических средств, которые усовершенст-

вуются и множатся с каждым годом. Полностью запретить производство подобных средств было бы другой крайностью: могут быть ситуации, когда приходится идти во вред здо­ровью на быстрое купирование симптома. Но эти средства, к сожалению, употребляют не только в крайних случаях, а назначают для систематического применения.

В то же время, уже на данном уровне развития иссле­дований можно предложить для проведения массового оздо­ровления и активной профилактики, то есть, для повышения уровня здоровья населения теоретически обоснованную сис­тему мероприятий с учетом пола, возраста, исходного сос­тояния, т.е. типа адаптационной реакции и уровня реактив­ности; а для лечения различных заболеваний - аналогичную систему с учетом наличия, характера и тяжести заболевания, т.е. многих факторов, определяющих индивидуальную чувствительность. Несмотря на пропаганду в печати здоро­вого образа жизни, основные мероприятия и основные средства современной медицины направлены на лечение тяжелых и хронических больных. С философских позиций это объясняют тем, что в центре представлений медицины находится категория «болезнь», а не категория «здоровье» (Щепин О.П., Царегородцев И.Г., Ерохин В.Г., 1983; Еро-хин В.Г., 1985). Поэтому в настоящее время необходима перестройка медицины в плане настоящей активной профи­лактики, которая ставит во главу угла категорию «здоровье» и которую необходимо проводить не тогда, когда болезнь уже развилась и процессы старения зашли далеко, а при малейших отклонениях от оптимального уровня здоровья. Подход к организму не является системным, т.е. не прини­мается во внимание состояние-организма как целого и взаи­модействие различных подсистем организма. Такое состоя­ние медицины связывают с отсутствием теории медицины, а это, в свою очередь — с отрывом медицины от общих миро­воззренческих позиций философии, являющихся «катего­риальной матрицей» (Ерохин В.Г., 1975), основой для конст­руирования теории здоровья. Поэтому сегодня на первый план выдвигается переориентация мышления в медицине, изменение методологии, конструирование теории медицины (Коновалов В.В., 1997).




Когда же нужно начинать проведение профилактичес­ких мероприятий? В.М.Дильман (1968-1987) считал, что это нужно делать уже в 20-25 лет, когда найденный им закон отклонения гомеостаза, связанный с ростом и развитием организма, начинает работать, отклоняя гомеостаз организма все дальше от нормальных значений и способствуя развитию главных неинфекционных болезней и старения.

И.А.Аршавский (1958-1985), изучая организм в процессе онтогенеза, пришел к выводу о большой частоте рождае­мости физиологически незрелых младенцев (что в дальней­шем приводит к высокой заболеваемости) и предложил — на основе своих теоретических представлений о роли умерен^ ной двигательной активности и холодового закаливания -проводить буквально с младенчества комплекс нормализую­щих воздействий, повышающих резистентность организма.

Мы также считаем, что в современной экологической обстановке, на которую накладывается нездоровый образ жизни с гипокинезией и гиподинамией, избыточным и нерациональным питанием, злоупотреблением спиртными напитками (не говоря о наркомании, токсикомании), фар­макологическими препаратами, при невиданной никогда еще ранее «фармакологической вакханалии» (А.С.Залманов), при психоэмоциональном напряжении, становится очевидной необходимость профилактики «с самого начала», т.е. с пренатального периода. Учитывая, что рождающиеся дети часто уже физиологически неполноценные («физиологичес­ки незрелые»), нами была проведена работа по оздоровлению будущих матерей, что приводило к развитию реакции акти­вации (иногда тренировки) и снижению токсикозов беремен­ности, связанных, чаще всего, со стрессом. Совместно с акушерами разработан способ лечения привычного невына­шивания беременности эндокринной этиологии с помощью вызова малыми дозами биостимуляторов реакции активации, исключающий применение гормональных (эстрогенных) препаратов, использующихся для лечения этого состояния.

Таким образом, активационная терапия применялась нами, начиная с пренатального периода. Сами по себе факты нормального течения беременности на фоне гармоничной реакции активации и патологии беременности, возникающей

на фоне стресса или реакций низких уровней реактивности, говорят о существенной роли типа адаптационной реакции при вынашивании ребенка. После рождения ребенка роль адаптационных реакций в его жизни не уменьшается. Обсле­дование детей, подростков, девушек и юношей показало, что у многих есть отклонения от нормы адаптационных реакций, даже при отсутствии определенных заболеваний. Если не вернуть их в «границы нормы», то можно считать с большой долей вероятности, что в дальнейшем у них разовьется какая-либо предболезнь, а затем и болезнь. Коррекция адап­тационных реакций у детей при сочетании со специфи­ческим лечением и без него (на курорте, в школах и детских садах) приводила к существенному улучшению здоровья.

У взрослых активационная терапия применялась самос­тоятельно для профилактики и оздоровления, а также в соче­тании со специфическими методами для повышения эффективности лечения самых различных заболеваний: вос­палительных процессов разной локализации, некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы, психических и даже онкологических заболеваний. Такой широкий спектр применения активационной терапии связан с ее неспеци­фичностью и направленностью на оптимизацию деятельнос­ти организма как целого. Результаты можно считать обнадеживающими.

В случаях самостоятельного применения активационной терапии получено повышение уровня здоровья и исчезнове­ние жалоб общего характера у нескольких тысяч доброволь­цев, находившихся в донозологических состояниях, у ликви­даторов последствий чернобыльской аварии, в состояниях предболезни. Активационная терапия самостоятельно приме­нялась нами и при лечении'начальных стадий различных заболеваний, реабилитации, а также с целью омоложения и лечения болезней старения.

В случаях, когда одновременно использовали и способы специфической терапии, на первый взгляд трудно отдиффе­ренцировать эффект, полученный с помощью этих способов, от эффекта активационной терапии. Однако сравнение с контрольными группами и статистическими данными при соответствующих заболеваниях и методах лечения позволяет

отметить три вида эффекта при сочетании специфических методов с активационной терапией: это, во-первых, - уси­ление эффективности специфического лечения (по коли­честву койко-дней; выраженности полученного результата, и в том числе, в случаях, не поддававшихся только специ­фическому лечению; а также в значительном сокращении количества и доз применявшихся специфических средств); во-вторых - улучшение состояния организма в целом (сни­жение побочного эффекта от специфического лечения, а также параллельное улучшение состояния других подсистем, не подлежавших лечению); и в-третьих - пролонгирование эффекта (табл. 12.1). Такой «тройной эффект» активацион­ной терапии наблюдался при самых различных заболеваниях; онкологические заболевания не составляли здесь исключе­ния. Резистентность у онкологического больного снижена еще более значительно, а методы специфической терапии в онкологии способствуют ее дальнейшему снижению. Поэто­му проведение активационной терапии при химиолучевом или оперативном лечении онкологических больных особенно необходимо. Принципиальная разница в состоянии и эффек­тивности лечения больных, подвергаемых только специфи-

Таблица 12.1

Наши рекомендации