В системе адаптационных реакций

И ИХ СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ*

Вданной монографии описана закономерность, назван­ная Периодической системой адаптационных реакций и

* Понятие архетипа, введенное знаменитым психологом К. Юн-гом, в настоящее время получает широкое общекультурное упот­ребление (см. Подводный А.Б., 1996, 1997; Файдыш Е.А., 1995). Под архетипом понимается некая основополагающая идея, принцип поведения или развития, обобщенный образ группы объектов или явлений в природе, обществе, науке, литературе и др. Обсуждаются, например, архетип сюжета народной сказки, архетип советского человека, архетипические способы поведе­ния и архетипические взаимоотношения в семье определенной национальности и т.п. После К. Юнга в теоретической медици­не нами применено впервые.

состоящая в том, что в ответ на ступенчатое изменение силы стимула от пороговой до летальной с шагом в К происходит смена адаптационных реакций в уже хорошо известной читателю последовательности. На самом деле на практике нельзя получить последовательного прохождения организма по всем ячейкам Периодической системы при изменении дозы на К реакции в широком диапазоне. Смену реакций в каждом отдельном случае можно получить лишь в довольно узком «фрагменте» Периодической системы: при использова­нии коэффициента реакции чаще всего осуществляется переход между соседними реакциями или из одной реакции в одноименную ближайшего уровня, либо соседнюю бли­жайшего уровня — соответственно при изменении дозы в К4, К3 или в К5 раз.

Приведем хотя бы некоторые примеры, когда напря­мую, с изменением дозы в Кп раз, не получается расчетный результат.

Первое. При реакции тренировки крайне редко можно получить малыми дозами биостимуляторов или тому подоб­ными неповреждающими стимулами стресс предыдущего уровня реактивности, уменьшив дозу в К раз. На уменьше­ние и без того уже мягкого воздействия организм, скорее всего, не ответит стрессом. Исключение составят случаи, когда эта тренировка вызвана совсем недавно в организме с хроническим стрессом.

Второе. Также не происходит «правильной» смены реак­ций при стойких состояниях: ареактивности, хроническом или глубоком остром стрессе, переактивации, повышенной активации высоких уровней, тренировке очень низких уровней реактивности (последняя характерна для организма, в какой-то степени не очень больного в целом, но имеющего серьезный местный патологический очаг; тогда получается такая ситуация, что от стресса организм еще умеет уйти, но активацию в нем вызвать трудно). Более того, если бы было возможно получить из любой реакции любую другую, раз­делив или умножив на соответствующий коэффициент, то едва ли произошла бы эволюция жизни на Земле: никакое состояние не было бы устойчивым и каждый день проис­ходила бы смена реакций; вместо постоянства (пусть относи-




тельного) параметров гомеостаза приходилось бы говорить об их химерности и виртуальности, многие функции в таком организме просто не могли бы осуществляться.

Третье. Почти никогда не должно получаться перевести организм скачком из одной реакции в намеченную другую отдаленного уровня реактивности. Причин для этого много: а) вследствие умножения ошибки в индивидуальном К при возведении его в большую степень получится непредсказуе­мая реакция; б) вследствие различной подвижности различ­ных подсистем организма при резком изменении дозы может произойти непредсказуемое «перераспределение сил» между этими подсистемами - и разовьется также непрогнозируемая реакция; в) а скорее всего — останется та же самая в силу инертности любой реакции по сравнению с уровнем реак­тивности. Действительно, соседние реакции одного и того же уровня отличаются друг от друга качественно. Это значит, что при переходе из одной в другую принципиально меня­ется все - от внутримитохондриальной энергетики и гормо­нальных соотношений до высшей нервной деятельности. В то же время, одноименные реакции даже отдаленных друг от друга уровней имеют гораздо больше сходства между собой и меньше отличий, чем соседние разноименные. И по прин­ципу наименьшего действия организму при резком измене­нии дозы легче изменить уровень реактивности, чем реак­цию. Большая трудность перехода в качественно иное состояние по сравнению со сходным, хотя и более далеким по дозе, объясняется также с позиций закономерности реа­гирования сложных открытых систем по законам синерге­тики (см. далее).

Четвертое. В каждом данном организме невозможно получить весь диапазон состояний от реакций самых высо­ких уровней реактивности до реакций самых низких уровней Периодической системы: каждый организм работает лишь в более или менее узком коридоре уровней, являющемся для него привычным; и нужно провести большую и длительную работу, чтобы изменить границы этого коридора.

Что же, в таком случае, отражает Периодическая систе­ма? Правильно ли она построена, если множество переходов в ней затруднены? Вспомним Периодическую систему хими-

ческих элементов. Тот факт, что из каждого элемента нельзя получить любой другой, и также тот факт, что при распаде трансурановых элементов образуются непредсказуемые эле­менты, не умаляет практического значения расположения элементов именно по порядку атомного номера. Именно положение в ячейке системы определяет свойства элемента. Точно так же, благодаря открытию Периодической сис­темы реакций, мы имеем представление: а) о структуре сис­темы функциональных состояний организма и их зависимости от величины действующего фактора; б) о функциональном состоянии организма при каждой данной реакции данного уров­ня; в) о наличии или отсутствии возможностей перевести эту реакуию тем или иным способом в другую; г) о месте данного функционального состояния во всей системе функциональных состояний.

Теоретическое и практическое изучение закономернос­тей реагирования организма при каждой адаптационной реакции позволило разработать программированные режимы изменения воздействий, позволяющие все-таки получать желаемые состояния из имеющихся. Однако переход проис­ходит также не в наперед жестко заданную ячейку, а в бла­гоприятное состояние, минуя ряд непрогнозируемых или не жестко заданных промежуточных.

Приведенные «исключения» являются не нарушением действия Периодического закона реакций, а следствием закономерностей реагирования организма как сложной само­организующейся системы, работающей по-разному в зависи­мости от функционального состояния.

Поэтому невозможность из каждой реакции получить любую другую однократным изменением дозы не умаляет концептуальной роли Периодической системы адаптацион­ных реакций и состояний ареактивности в систематизации функциональных состояний организма, т.к. в этой системе представлены архетипы всех возможных адаптацион­ных реакций и а р х е т и п и ч е с к и е п у т и переходовмежду ними (Кузьменко Т.С., 1988). Совершая тот или иной переход, организм получает доступ к использованию других принципов, и таким образом в итоге - возможность попасть в любую из ячеек Периодической системы.

Таким образом, Периодическая система реакций и Периодическая система ареактивности описывают спектр различных функциональных состояний организма, соответ­ствующих совокупности всех известных в настоящее время архетипов этих состояний.

С позиций синергетики, а также с точки зрения теории когнитивных динамических сетей, организм может занимать одно из устойчивых положений, соответствующее бассейну притяжения того или иного аттрактора в пространстве сос­тояний. Каждое из этих положений будет соответствовать определенному функциональному состоянию, то есть, сог­ласно нашим.представлениям — определенной адаптацион­ной реакции или ареактивности определенного уровня реактивности.

Каждое состояние сложной системы в синергетике опи­сывается множеством переменных. Очень незначительное количество этих переменных являются так называемыми параметрами порядка: по этим переменным можно судить о состоянии системы в целом и даже о значениях большинства остальных переменных. Эти значения могут в известной сте­пени меняться при постоянных параметрах порядка, но сист­ема при этом преобразуется топологически инвариантно (бублик остается бубликом даже после завязывания его узлом или надувания его по типу воздушного шарика). Так проис­ходит при переходе в одноименную реакцию другого уровня реактивности. Если же параметр порядка меняется, то вместе с ним качественно меняется вся система, т.е. множество остальных переменных состояния — происходит неравновес­ный фазовый переход (бублик превращается в шар без дыро­чек или в крендель с двумя дырочками). Так происходит при смене реакций.

Специальный синергетический анализ* системы адапта­ционных реакций (Кузьменко Т.С., 1994) показал, что известные характерные показатели адаптационных реакций (энергетического обмена, эндокринной, иммунной, нервной систем и т. д.), могут быть разделены на параметры порядка

* Синергетика — отрасль науки, описывающая явления самоорга­низации в сильнонеравновесных системах (Хакен Г.)

и остальные переменные состояния. Параметры порядка (самый удобный из них для нас - это процентное содержа­ние лимфоцитов) не изменяются при топологически инва­риантных преобразованиях в организме и характеризуют тип адаптационной реакции.

Совокупность функциональных состояний организма в зависимости от силы действующего фактора разделяется на 4 качественно различные структуры - адаптационные реак­ции. Была показана высокая степень корреляции числа лим­фоцитов с функциональной активностью органов тимико-лимфатической и эндокринной систем (Шихлярова А.И., 1985), т.е. с множеством переменных состояния.

В точках неустойчивости - при смене типа адаптацион­ной реакции - параметры порядка определяют появление новой реакции и, следовательно, характеризуют новый ком­плекс переменных состояния. Смену адаптационных реак­ций можно квалифицировать как неравновесный фазовый переход, а разные реакции соответствуют «режимам переме­шивания» (Кузьменко Т.С., 1994), под которыми понимают устойчивые циклы работы сложных систем, аналогичные предельным циклам или стационарным состояниям простых систем (Молчанов A.M., 1992).

С другой стороны, переменные состояния могут претер­певать значительные изменения при постоянных параметрах порядка, что и происходит с целым рядом показателей гомеостаза на разных уровнях реактивности при одноимен­ных реакциях. Поэтому смену уровня реактивности можно отнести к топологически инвариантным преобразованиям (Кузьменко Т.С., 1994).

Знание законов синергетики помогает понять, почему при уменьшении дозы по экспоненте с крутизной в К в четвертой степени вместо К осуществляется более легкий переход организма на более высокие уровни реактивности. Ведь при топологически инвариантных преобразованиях (пе­реходе в одноименную реакцию другого уровня реактив­ности) происходят незначительные перестройки в системе при сохранении основных соотношений. На это требуется минимум энергии. А для смены адаптационной реакции на соседнюю в ответ на изменение дозы на К требуются значи-

тельные затраты энергии: это полная смена большинства переменных состояния.

Параметры нормального гомеостаза и высокой резис­тентности, наблюдающиеся при антистрессорных реакциях, свидетельствуют о высокой упорядоченности, эволюции сис­темы. Напротив, стресс с присущим ему разбросом параметров и низкой резистентностью характеризуется низкой упорядо­ченностью, при которой происходит инволюция системы.

Занимаясь управлением системой гомеостаза на основа­нии знания архетипов адаптационных реакций, закономер­ностей смены реакций (то есть, архетипических путей переходов между ними) и законов синергетики, мы под­ходим к организму как к самоорганизующейся системе, и поэтому не определяем заранее жестко, по каким ячейкам Периодической системы и за какой срок организм пройдет нужный путь, чтобы в результате оказаться в жестко опреде­ленной нами намеченной ячейке (адаптационной реакции определенного уровня реактивности). Наши воздействия -информационные и направлены на то, чтобы в организме усилилась самоорганизация. При этом он получает возмож­ность пройти из данного состояния через ряд промежу­точных, жестко не определенных, в направлении «желаемой» группы антистрессорных реакций более высоких уровней реактивности. В конце такой перестройки он займет одну из ячеек Периодической системы, характеризующуюся большей упорядоченностью и самоорганизацией, чем исходная. Такая сложная система, как организм, в результате приходит в состояние более гармоничное, чем ему можно навязать извне жестким управлением. Однако проследить пути переходов и направить в сторону увеличения самоорганизации помогает знание архетипа пространства состояний системы, в данном случае— Периодической системы адаптационных реакций. Вэтом и состоит ее теоретическое значение и назначение.

Наши рекомендации