Активационная терапия при раке почки и мочевого пузыря

В урологическом отделении Ростовского научно-иссле­довательского онкологического института активационная терапия проводилась (совместно со старшим научным сотруд­ником отделения, тогда еще кандидатом мед. наук В.П.Задери-ным, большим энтузиастом новых перспективных направле­ний в медицине) по режиму двойного воздействия перемен­ным магнитным полем аппарата «Градиент-1». До начала противоопухолевого лечения — облучения, химиотерапии, оперативного лечения - и затем на протяжении всего курса лечения больные получали ежедневно утром ПеМП индукцией 5 мТл, частотой 50 Гц, в прерывистом режиме (1:1 или 1:2) в течение нескольких секунд на голову (при увеличении воз­действия - до 1 минуты); а затем через 2-3 часа - местное воздействие на проекцию опухоли (или после операции -бывшей опухоли) 30-50 мТл, 50 Гц, в непрерывном режиме в течение 10-20 мин. Целью магнитотерапии было повышение неспецифической резистентности для борьбы с лейкопенией при химио-лучевом лечении, с послеоперационными осложне­ниями, а также для профилактики рецидивов рака мочевого пузыря после радикального комбинированного лечения.

Под наблюдением находились 180 больных. Из них с ра­ком мочевого пузыря I стадии 40 человек, II стадии - 43 человека, III стадии — 40 человек, IV стадии — 3 человека; с раком почки II стадии - 20 человек и III стадии - 34 человека. 58 больных с многофокусными опухолями моче­вого пузыря получали предоперационную лучевую терапию. Активационная магнитотерапия проводилась (сотрудником гормональной лаборатории к.м.н. Н.Н.Капкиной) начиная с 3-5 суток после радикальной операции. У всех больных исследовали нейроэндокринный статус и характер адапта­ционных реакций. Было показано, что после радикальной операции развивается три вида адаптационных реакций:

стресса, тренировки или активации - все на низких уровнях реактивности. Об этом свидетельствовало повышение содер­жания кортизола в крови, 17-ОКС в моче и снижение ТЗ, Т4 в крови, а также норадреналина, дофамина и L-Дофа в моче. В то же время, содержание гормонов и медиаторов в крови и моче больных, получавших магнитотерапию, полностью нормализовалось уже при достижении реакции тренировки (положительное решение по заявке на способ лечения рака № 96119096/14, Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Задерин В.П., Капкина Н.Н).

После радикального комбинированного лечения (облу­чение и операция) многофокусных опухолей мочевого пузы­ря как наиболее часто рецидивирующих проводилось также двойное воздействие магнитным полем, но с другими пара­метрами: центрально — 1 мТл, 50 Гц, модулированное пря­моугольными импульсами с экспозицией 5 сек. с последую­щим нарастанием до 20 сек., после чего проводили в течение 20 мин. воздействие на область операционной раны сину­соидальным полем частотой 50 Гц и начальной индукцией 10 мТл с последующим увеличением не более чем до 50 мТл. Хотя общее число больных еще небольшое (34 с магнитоте-рапией, 33 — без), а срок наблюдения пока три года, сравне­ние результатов в обеих группах говорит о том, что способ активационной терапии для предупреждения рецидивов себя оправдывает (Гаркави Л.Х., Задерин В.П., Капкина Н.Н., Квакина Е.Б., Поляничко М.Ф., Торпуджян И.С, 1994, 1995).

У больных онкоурологического отделения были полу­чены дополнительные лабораторные данные по определению типа адаптационной реакции, которые свидетельствовали о развитии той или иной реакции еще до отражения этого в лейкоцитарной формуле. Исследования проводились в мазке крови, взятой из пальца, параллельно с анализом сигналь­ного показателя адаптационной реакции.

При опухолях почки II и III стадий определяли пара­метр а-соотношение односпиральных и двуспиральных нук­леиновых кислот (по Карнаухову В.Н., 1978) при химио-лу-чевом и оперативном лечении. С помощью корреляционно-

регрессионного анализа было показано, что параметр а име­ет высокую степень корреляции с количеством лейкоцитов периферической крови, процентным содержанием лимфо­цитов и некоторыми иммунологическими показателями (Шейко Е.А., 1992). Низкие значения а у больных с опухоля­ми почки (0,022-0,048) были характерны для хронического стресса и соответствовали низкому уровню содержания одно-спиральных нуклеиновых кислот, что говорит о снижении синтетических процессов в лимфоцитах. При таком уровне а после операции наблюдались различные осложнения (в 63%), а при химиолучевом лечении — выраженные побочные явления (в 75% случаев). Если параметр а был достаточно высоким (0,16-0,37), то послеоперационный период прохо­дил без осложнений, а побочные реакции при химиолучевом лечении были существенно снижены. Важно, что изменение а наступает раньше, чем изменение лейкоцитарной форму­лы. Таким образом, определение этого параметра имеет прогностическое значение в процессе лечения. При низких его значениях проведение оперативного и химиолучевого ле­чения нельзя проводить без предварительной активационной терапии (патент № 2067424, 1996).

Определение у больных раком почки и мочевого пузыря в лимфоцитах и нейтрофилах периферической крови содер­жания гистамина позволило выявить выявить корреляцию между величиной отношения содержания гистамина в лим­фоцитах к этой величине в нейтрофилах (Жукова Г.В., 1994) и прогнозировать появление рецидивов и метастазов в случае высокого показателя (более 0,9) за 4-45 суток до появления этих осложнений (патент № 20J8835, 1994).

Наши рекомендации