Лечение патологической беременности как средство оздоровления будущих детей

Здоровье будущих поколений находится под серьезной угрозой. И.А.Аршавский уделял большое внимание оздоров­лению детей раннего детского возраста с позиций разрабаты­ваемого им «физиологического стресса». Он отмечал высо­кую частоту рождаемости физиологически незрелых мла­денцев. Очевидно, что оздоровление детей нужно начинать еще раньше, во внутриутробном периоде.

Нами были предприняты попытки лечения патологичес­кой беременности как состояния, угрожающего рождению физиологически незрелых детей, что усугубляется современ­ными методами лечения. Работа проводилась совместно со специалистами (врачом-акушером В.И.Розиной под руковод­ством д.м.н. проф. В.П.Юровской — г. Ростов-на-Дону) на контингенте беременных женщин с привычным невынаши­ванием беременности эндокринной этиологии (гипофункция яичников).

Известные способы лечения такой патологии предус­матривают применение прогестерона или нескольких препа­ратов эстрогенного ряда (диэтилстильбэстрол, фолликулин, микрофоллин и др.) в сочетании с прогестероном. Во всех случаях смысл лечения сводится к тому, чтобы добиться нор­мального соотношения в крови беременных уровня эстроге­нов и прогестерона, о чем судят по кольпоцитологическому анализу. Однако такие способы лечения могут вызвать неже­лательные стойкие изменения в организме как матери, так и плода, не говоря о том, что само лечение является громозд­ким (путь проб и ошибок).

Мы предложили давать экстракт элеутерококка в субте-

рапевтических снижающихся дозах по экспоненте вплоть до установления спокойной или повышенной активации. Гор­моны при этом не назначались. Было проведено лечение 67 женщин, контрольная группа состояла из 60 женщин. Элеутерококк давали в течение всей беременности до 37-й недели. При этом достигалась нормализация кольпоцитоло-гического анализа, что свидетельствовало о коррекции гор­мональных нарушений в организме.

Разработанный нами способ дает возможность достиже­ния лечебного эффекта физиологическим путем, причем устраняется не только невынашивание, но излечивается ги­пофункция яичников. У женщин контрольной группы, полу­чавших гормоны в соответствии с традиционным способом, как правило, отмечался стресс. Они предъявляли жалобы на головную боль, тошноту, слабость. У женщин, получавших только элеутерококк, беременность была сохранена, жалоб не было, дети рождались физиологически зрелые.

Кроме женщин с привычным невынашиванием бере­менности, под нашим наблюдением в разные периоды вре­мени находились 18 женщин с токсикозами. Анализы крови показали, что токсикозы протекали на фоне либо стресса, либо резко напряженных антистрессорных реакций. Если удавалось переводить эти реакции в гармоничную реакцию активации, признаки токсикоза уменьшались вплоть до полного исчезновения жалоб.

*** Заключая разделы об активационном оздоровлении и профилактике, нужно подчеркнуть, что длительное прове­дение активационного оздоровления и профилактики и сво­евременные активационные мероприятия, предпринятые до развития болезни, - путь к соматическому, психическому и духовному здоровью. Эти виды лечения снимают страхи, тревогу, депрессию, способствуют оздоровлению родителей будущих детей (генетическому здоровью), а также самих детей, что, по идее, ведет к повышению уровня здоровья последующих поколений.

АКТИВАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Если лечение приводит к успешному исходу, этот исход есть результат активизации внутрен­них механизмов исцеления.

Э. Уэйл

Живое - это целое, гармония частей. Так цвет включает белый цвета природы всей.

А. Гаркави

Активационные мероприятия проводятся не «против» (болезни, микрофлоры, симптома), а «за» восстановление гармонии, целостности, физиологических взаимоотношений между подсистемами. Поэтому они являются не терапевти­ческими, как это понимается в современной медицине, а целительскими, то есть, восстанавливающими целостность организма.

Активационная терапия применялась при самых различ­ных заболеваниях (рис. 9.2).

Распространение лечебного эффекта по многим подсис­темамвместо узконаправленного на одну, в которой диаг-носцируется основное заболевание, некоторыми ортодок­сальными медиками воспринимается как недостаток неспе­цифической терапии по сравнению со специфической. Однако не бывает так, чтобы при разившемся заболевании страдала только одна подсистема или один орган. Обычно то, что составляет основу жалоб, не является ядром патоло­гии (Махонькина Л.Б., 1996): оно лежит глубже и не прояв­ляет себя явным образом. Первичные нарушения в так назы­ваемом ядре патологии при-водят со временем к длинной цепочке нарушений. Обычно в официальной медицине лече­нию подлежит каждое из звеньев этой цепочки в отдель­ности, за исключением самого главного звена — ядра пато­логии. При таком подходе болезнь либо не ликвидируется полностью, либо возвращается, либо появляются новые




лечение патологической беременности как средство оздоровления будущих детей - student2.ru

Рис. 9.2. Показания к вызову реакции активации при профи­лактике активационной терапии

Жалобы в результате возникновения новых нарушений в качестве побочного эффекта. Предметом же активационной терапии является нормализация организма в целом, то есть всех нарушенных звеньев и связей между ними. Это возможно благодаря тому, что активационная терапия ис-

Пользует системный подход. Как это ни тривиально говорить после врачей древности, врачей российской терапевтической школы и т.п., но лечить надо человека в целом, а это до сих пор еще не стало девизом нашей (западной) медицины.

При активационной терапии постепенное повышение уровня реактивности с развитием оптимальной антистрессор-ной реакции гармонизирует все подсистемы, облегчает этим работу организма как с ядром патологии, так и с много­численными наслоениями, включая «основное» заболевание.

За более чем 25 лет применения активационной терапии ее эффективность подтвердилась у большого количества больных (более 7 тысяч). Она проводилась, в частности, при воспалительных процессах разной локализации: бронхитах, пневмониях, гастритах, панкреатитах, энтероколитах, коли­тах, сальпингоофоритах и др. Использовались как биостиму­ляторы природного происхождения, так и адреналин в малых дозах и магнитное поле — постоянное и переменное. Приме­нялись обе стратегии активационной терапии.

Подход к лечению отличался от лечения состояний предболезни тем, что в тяжелых случаях, с резко выраженной симптоматикой заболеваний применялось и специальное лечение, и даже симптоматическое, особенно в начале ост­рого заболевания или в начале обострения. Например, при неспецифической пневмонии с высокой температурой и бо­лями вначале применялись и антибиотики, к которым определялась высокая чувствительность микрофлоры (в пос­леднее время мы стремимся вместо антибиотиков применять методы очищения организма от эндотоксинов и антигомо-токсические препараты), жаропонижающие средства и даже (при сильных болях) мягкие болеутоляющие и успокаиваю­щие средства. Параллельно проводилась активационная те­рапия, например, прополисом по методу двойного воз­действия: утром прием малой дозы per os, а через 2-3 ч — ингаляции. Очень эффективным при лечении пневмоний был адреналин в малых дозах (подкожные инъекции), подбираемых по обратной связи с использованием сигналь­ного показателя или вводимых по экспоненциальному режи­му. После развития реакции активации, спокойной и особенно повышенной без выраженных элементов напря-

женности, общее состояние и настроение быстро улучша­лись, нормализовалась температура, боли уменьшались или исчезали, уменьшался кашель, а при рентгенологическом исследовании отмечалось уменьшение или исчезновение вос­палительного инфильтрата в легких. Потребность в жаропо­нижающих, болеутоляющих и успокаивающих исчезала. Сложнее было с приемом антибиотиков. В те времена требовалось проведение «полного курса» этих не вполне безобидных средств. Нужно ли это? В части случаев у больных отмечалась непереносимость к вводимым антибио­тикам. В этих случаях мы проводили активационную тера­пию без антибиотиков и получали при лечении неспе­цифической пневмонии не худший эффект. После этого мы решались не доводить до конца при наличии хорошего эффекта «полный курс». Мы тщательно наблюдали за боль­ными, чтобы не пропустить обострения. Однако при про­должении активационной терапии эффект продолжал оста­ваться хорошим и больные выздоравливали. Длительное наблюдение за частью больных говорило о том, что рециди­вы наблюдались в 2-3 раза реже и были более легкими, чем после вылеченной без активационной терапии пневмонии.

Проведение активационной терапии при пневмониях туберкулезной этиологии показало, что применять спе­циальные противотуберкулезные препараты необходимо. Активационная терапия лишь увеличивала эффективность специфического лечения и давала возможность проводить интенсивную противотуберкулезную терапию при хорошем состоянии больных.

У детей в возрасте от 5 до 14 лет с хроническими пнев­мониями проводилась активационная терапия с помощью воздействия магнитным полем. Применяли бегущее им­пульсное поле аппарата «Алимп-1» (А.с. 697131, Берлин Ю.В. и др., 1979) в пульмонологическом отделении детской областной больницы при участии зав. отделения М.М.Чепур-ной. Величина магнитной индукции и экспозиция корректи­ровались по анализу крови. У детей отмечался глубокий стресс с процентным содержвнием лимфоцитов менее 20. Вызов и поддержание у детей свойственной им реакции повышенной активации быстро приводил к поразительным

изменениям состояния детей и их поведения. Если на фоне стресса дети были малоподвижны, необщительны, не выказывали интереса к окружающему, то после развития реакции повышенной активации они быстро становились подвижными, веселыми, общительными. Повышался аппетит и интерес к окружающему. Параллельно нормализовалась температура, уменьшались одышка и кашель, количество хрипов в легких, и через 5-10 дней после развития реакции активации дети не жаловались на боли. Рентгенологически определялась значительно меньшая выраженность гипертро­фии бронхососудистого рисунка, т.е. не было данных за пневмонию. При этом удавалось сократить курсы анти-биотикотерапии, что давало возможность сократить и время пребывания в стационаре. При формировании непереноси­мости к антибиотикам лечение пневмонии оказывалось эффективным и без их использования. Появлялась положи­тельная динамика: воспалительный инфильтрат уменьшался и исчезал.

Длительное наблюдение за большинством детей пока­зало, что, как и у взрослых рецидивы отмечались в 2-3 раза реже и были более легкими.

При более легких формах воспалительных заболеваний как органов дыхания, так и других локализаций применялась только активационная терапия и иногда, на короткое время, симптоматические препараты. Эффект также был хорошим. Особенно в последние 10 лет мы стремимся проводить у больных эндоэкологическую очистку организма, назначать диеты согласно основным правилам макробиотики и при первой возможности подсоединять двигательную активность, хотя бы ходьбу на свежем воздухе, дыхательные упражнения и другие виды лечебной гимнастики.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, вклю­чая язвенную болезнь, очень эффективным было применение мумие по режиму двойного воздействия: утром — малую до­зу, а через 2-3 ч - значительно большую. Эффект был очень хорошим, лишь в единичных случаях наблюдалось увели­чение болей. Тогда либо заменяли мумие другим биостиму­лятором, либо уменьшали его дозу.

При тяжелых формах воспалительных процессов любой локализации в начале лечения вместе с активационной тера­пией применялось специальное лечение. Оно отменялось по мере улучшения состояния, а активационная терапия про­должалась, переходя затем в активационную профилактику и активационное оздоровление с помощью приема биостиму­лятора по программированным режимам уже дома.

Нами совместно с гинекологами (под руководством д.м.н. проф. О.И.Барсуковой) проводилось лечение неспеци­фических хронических воспалительных заболеваний женской половой сферы в стадии обострения (Захарова Н.П., Гаркави Л.Х. и др., 1984). Лечение проводилось в стационаре. Ак­тивационная терапия осуществлялась воздействием магнит­ного поля на биологически активные точки в сочетании с традиционной противовоспалительной терапией (102 боль­ных) - сульфаниламидами, антибиотиками и физиотера­пией. Контролем служили 100 женщин, имевших такие же по выраженности и топике воспалительные процессы, но лечившихся без активационной терапии.

Магнитотерапия осуществлялась с помощью аппарата, генерирующего переменное магнитное поле в синхрони­зации с кардиоритмом (Лупичев Л.Н., Файдыш Е.А., 1980, А.С. № 731966). Величину экспозиции варьировали для коррекции характера реакции в пределах 15-25 минут. Воздействия проводили ежедневно, в течение 12 дней.

В период обострения вызывалась реакция тренировки, в периоде реконвалесценции - реакция активации. В таблице 9.3 обобщены результаты лечения. Обычно на третьи сутки пребывания в реакции тренировки отмечалось уменьшение, а к концу четвертых суток — полное прекращение болей. Появлялся аппетит, бодрость, улучшался сон, и это давало возможность отменить обезболивающие препараты. При осмотре на 3-4 сутки регистрировались уменьшение инфиль­трации и напряженности придатков, причем бимануальное исследование становилось менее болезненным или совер­шенно безболезненным. В контрольной группе столь раннего и выраженного эффекта не отмечалось. Обращает на себя внимание уменьшение доз лекарственных средств, что было

Таблица 9.3

Наши рекомендации