Развивался острый стресс, который при частом повторении переходил в хронический. Такие спортсмены были излишне возбудимы в игре, зачастую допускали ошибки, а при неудачных атаках вели себя грубо.

Перевод стресса с помощью ежедневных слабых воз­действий в реакцию активации нормализовал психическую деятельность, улучшал зрительно-моторные реакции и в целом позволил поддержать хороший функциональный фон и здоровье игроков в течение всего споритвного сезона, в результате чего «Автомобилист» перешел в высшую лигу.

Таким образом, коррекцию адаптационных реакций у спортсменов можно проводить, используя как само физичес­кое воздействие, так и вводя другое, управляющее. Целью такой коррекции является вызов и поддержание гармонич­ной реакции активации, как правило, лучше повышенной. Тогда результатом является оздоровление и улучшение ка­чества профессиональной деятельности.

Совершенно необходимо также проводить коррекцию адаптационных реакций с повышением уровня реактивнос­ти, применяя малые управляющие воздействия, всем, кто в силу профессиональной деятельности подвергается большим физическим и психическим нагрузкам. К такой категории относятся летчики, ракетчики и космонавты. В отношении этой категории людей, которые должны быть особенно здо­ровыми, которые выполняют ответственные задания — нуж­но быть особенно внимательными во избежание срыва: вы­сокая работоспособность у этого контингента людей может быть результатом длительной переактивации (переактива­цией, а не стрессом до поры до времени обычно реагирует сильный организм на большие нагрузки).

Таким образом, применение активационной терапии для оздоровления, повышения уровня здоровья показало ее высокую эффективность (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., 1996).

Изучение закономерностей развития адаптационных реакций под влиянием различных биологически активных факторов, с одной стороны, и физических нагрузок — с дру­гой, говорит о том, что фактор физической нагрузки отли­чается от остальных: при его дозировании должен учиты­ваться не принцип минимизации, а во-первых, принцип

оптимума для данного человека в данный момент времени, иво-вторых — необходимость тренировки нервно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы при нарастании нагрузки до оптимума. Однако нарастание нагрузки должно быть не линейным, а волнообразным. Иначе могут происхо­дить срывы как в персональной (например, спортивной) деятельности, так и в здоровье. Поэтому нами был разра­ботан специальный режим, сочетающий нарастание физи­ческой нагрузки (тренированности в общепринятом смысле этого слова) с убыванием величины управляющего воздейст­вия. И то, и другое лучше осуществлять волнообразно.

В работе человека-оператора в любой области предъяв­ляются аналогичные требования к организму: необходимость быстрого принятия решения на фоне эмоционально-психи­ческого напряжения, быстрота переключения с одного вида оперативной работы на другой и т.п. Наблюдения за различ­ными (небольшими) группами людей, занятых подобной работой, показало, что оптимальными как для их деятель­ности, так и для здоровья являются реакции активации высоких уровней реактивности, особенно повышенная акти­вация (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Шихлярова А.И., 1993). Так, после изучения психо-физического состояния летного состава и космонавтов целенаправленное развитие реакции повышенной активации предлагается нами как для оздоров­ления, так и для длительного сохранения работоспособности в этих профессиональных группах на высоком уровне.

АКТИВАЦИОННАЯ ПРОФИЛАКТИКА

До тех пор, пока здоровье не станет цент­ральным объектом внимания практиков и основной категорией теоретического медицинского мышле­ния, существующая в стране система медицинской службы не может даже чисто номинально тракто­ваться как ЗДРАВО о хранение.

В. Г. Ерохин

Вторым этапом после оздоровления является этап акти-вационной профилактики. Профилактика в наше время пре­вратилась в формальность. Вместе с тем, уже понятно, что

профилактика должна быть «активно-конструктивной», наступательной, осуществляющей «формирование или усиле­ние уже имеющихся оздоравливающих механизмов жизнеде­ятельности организма» (Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г., 1982). Для этого нужно уметь выявлять людей с небольшими отклонениями от состояния здоровья: в донозологических состояниях или в начальных стадиях забо­левания, когда имеются еще лишь функциональные наруше­ния. После выявления их нужно лечить, возвращая к состоя­нию здоровья, причем без применения сильнодействующих лекарств (Ромашов Ф.И., Фролов В.А., 1983; Кацман М.В., Сидоренко Ю.С., Айзенштарк Э.А., 1986). В. М. Дильман (1987) считает, что активную профилактику - профилакти­ческое лечение — нужно начинать с 20-25 лет, когда закан­чивается рост и развитие организма, необходимые для вос­произведения потомства, и «закон отклонения гомеостаза» начинает работать на формирование главных неинфекцион­ных болезней и старения. В.П.Казначеев (1973) говорит о необходимости специального изучения и лечения «донозо-логического» состояния. Мы думаем, что курсы «профилак­тического лечения», неспецифического, повышающего ре­зистентность организма с помощью очень малых доз биостимуляторов можно и нужно проводить с раннего детст­ва, а еще лучше — и раньше, т.е. проводить активационное оздоровление и профилактику у будущих матерей.

При изучении состояний, промежуточных между здо­ровьем и болезнью, или донозологических, мы сделали попытку рассмотреть эту категорию людей с позиции теории адаптационных реакций. Большинство из них (примерно 65%) находится в состоянии напряженных антистрессорных реакций и значительно меньше (примерно 20%) — в стрессе.

Наблюдались эозинофилия (чаще при тренировке), ано-эзинофилия (чаще при активации), моноцитоз, лейкопения или лейкоцитоз. Встречались переактивация, сопровождаю­щаяся анэозинофилией, лейкопенией, моноцитозом. У сов­сем небольшой части обследуемых (около 5%) формула кро­ви укладывалась в картину ненапряженных реакций. Мы могли лишь предположить, что напряжение реакции в дан­ном случае могло выражаться в изменении других параметров.

Мы предприняли попытку лечения этих лиц. Приме­няли различные биостимуляторы, переменное магнитное поле (аппараты «Полюс-1», ГИМП, «Градиент-1» и «Гра-диент-2») совместно с дозированной физической нагрузкой и водными процедурами. Кроме того, использовали соли ян­тарной кислоты - сукцинат натрия или калия как биологи­чески активные вещества, играющие особую роль в энергети­ческом обмене (Кондрашова М.Н., 1972, 1974, 1977). Мы стремились вызвать и поддерживать реакцию активации на высоких уровнях реактивности с помощью малой дозы или силы воздействия, используя экстракт элеутерококка от 2 до 25 капель, настойки жень-шеня и золотого корня от 1 до 15 капель, мумие от 5 до 50 мг, сукцинаты - от 0,25 до 0,5 г, магнитное поле - от 1 до 10 мТл в течение 2-5 мин. Воз­действия проводились ежедневно. Дозу для получения реак­ции активации подбирали и корригировали либо по методу обратной связи с организмом, либо по программированным режимам. В последние годы применяли только программи­рованные режимы, и чаще всего экспоненциальный.

В тех случаях, когда до начала лечения отмечался хро­нический стресс, поддерживание у таких людей не только активации, но даже только тренировки приводило к значи­тельному улучшению состояния, повышению работоспособ­ности, исчезновению жалоб, улучшению сна и аппетита, т.е. фактически люди переводились в состояние здоровья. В слу­чаях, когда до лечения были напряженные антистрессорные реакции, их нормализация переводила людей в категорию здоровых. Когда до лечения наблюдались, согласно анализу крови, ненапряженные реакции, то лечение, заключавшееся в поддержании этих реакций, имело также высокий эффект. Очевидно, исходные реакции были напряжены, хотя и неиз­вестно, по каким параметрам; кроме того, однократно взя­тый исходный анализ мог быть нерепрезентативным.

Если учесть, что в состоянии, промежуточном между здоровьем и болезнью, находится большинство людей и что оно рано или поздно переходит в болезнь, перевод этого сос­тояния в состояние здоровья есть одна из важнейших задач профилактической медицины.

Наши рекомендации