Сопоставление поведения во время выполнения физи-
ческих упражнений показало, что фехтовальщики, находившиеся в активации, и особенно в повышенной, выполняли упражнения легко, в хорошем темпе, с активным стремлением к увеличению нагрузки, на ярком положительном эмоциональном фоне. Наблюдалась быстрая восстанавливаемость (по показателям АД, пульса и дыхания).
Фехтовальщики, находившиеся в реакции тренировки, упражнения выполняли правильно и точно, но с пониженной скоростью. Частота и протяженность пауз отдыха была увеличенной по сравнению с активационной группой на 15-20%. Стремления к увеличению нагрузки не было. Напротив, было желание уменьшить нагрузку. Эмоциональный фон неяркий. Частота пульса, дыхания и АД меньше повышались по сравнению с «активационной» группой, но медленнее восстанавливались.
Фехтовальщики с реакцией стресса выполняли упражнения с большой скоростью, но значительной потерей точности, с резкими, плохо скоординированными движениями; критическая самооценка была снижена, что приводило к неправильному определению действий, как своих, так и противника. Паузы отдыха были неравномерны: то чрезмерно длительны, то слишком коротки. На замечения тренера реагировали резко, неадекватно, вступали в спор с судьей. Частота пульса и дыхания, а также АД повышались почти так же значительно, как при активации, но почти не восстанавливались к концу занятий, а в некоторых случаях - наоборот, резко снижались.
Фехтовальщики с переактивацией или с напряженными реакциями плохо проводили разминку, неравномерно технически вели бои. Эмоциональный фон характеризовался частой сменой настроения. Пульс, АД, частота дыхания менялись неравномерно. Занимающиеся ОФП при реакции активации выполняли упражнения с удовольствием, без грубых ошибок, уставали незначительно с быстрым восстановлением на положительном эмоциональном фоне. Частота пульса и дыхания, дыхательный объем и АД равномерно повышались к середине и восстанавливались к концу занятия. Те, кто постоянно посещал занятия на протяжении трех лет и преимущественно находился в реакции активации, практически не болели даже сезонными простудными заболеваниями.
Из группы ОФП те, кто находился в реакции тренировки, выполняли упражнения в замедленном темпе, быстрее уставали, внимание рассеивалось, эмоциональный фон неяркий. Частота пульса а также АД не восстанавливались к концу занятий. Частота дыхания к концу занятий снижалась. Дыхательный объем увеличивался к середине занятий на 10-15%, а к концу возвращался к исходному.
Находившиеся в стрессе выполняли упражнения неохотно, с резкими, плохо скоординированными движениями, с неадекватным напряжением, с большим количеством ошибок. Частота пульса и АД резко увеличивались к середине занятий, незначительно снижаясь к концу. Дыхание было неравномерным как по частоте, так и по глубине.
Интересно сопоставить эффективность выполнения упражнений при разных реакциях с морфологическими изменениями периферических нервных окончаний (импрегнация серебром), наблюдавшимися в опытах на животных при развитии адаптационных реакций под влиянием магнитного поля (глава 4). При стрессе в скелетной мускулатуре отмечалось уменьшение количества нервных волокон и окончаний, неравномерность их импрегнации (фрагментация), в моторных бляшках резко уменьшалось число терминалей и ядер шванновских клеток. Это свидетельствует о наличии при стрессе признаков перераздражения вплоть до деструкции нервных элементов как чувствительных, так и двигательных. При активации нервные волокна в скелетной мускулатуре утолщались, наблюдалась их гиперимпрегнация, а в моторных бляшках - утолщение терминалей и гиперимпрегнация ядер шванновских клеток, т.е. реакция активации характеризовалась высоким уровнем функционирования чувствительных и двигательных нервных волокон и окончаний. В реакции тренировки отмечалась умеренная функциональная активность периферических нервных окончаний: определялось значительное количество нервных волокон, а также тонких терминалей в моторных бляшках и гиперимпрегнация шванновских клеток. Таким образом, при разных адаптационных реакциях различаются не только функциональные, но и морфологические изменения самого «субстрата движения».