Принципы активационной терапии
Все пациенты носят в себе собственного врана. Они приходят к нам, не зная этой истины. Мы поступаем наиболее успешно тогда, когда даем шанс действовать этому врачу.
Альберт Швейцер
Принцип целенаправленного получения нужной адаптационной реакции
Основной принцип активационной терапии - это целенаправленное получение и поддержание в организме нужной из имеющихся в Периодической системе адаптационной реакции с присущим ей комплексом изменений в организме. Мы назвали такую терапию активационной, так как чаще всего мы стремимся вызывать физиологические реакции активации. Именно при этих реакциях комплекс изменений в организме и на многих его иерархических уровнях соответствует состоянию здоровья.
Таким образом формируется нужное функциональное состояние, при котором организм сам способен бороться с имеющимися нарушениями, т.е. воздействие на патологический процесс является опосредованным.
Мы лечим, не используя принцип «против болезни», а используем принцип «за организм». В состоянии здоровья, которое с позиции адаптационных реакций характеризуется разви-
тием антистрессорных реакций (в первую очередь, реакций повышенной и спокойной активации) высоких уровней реактивности, организм сам борется со всевозможными нарушениями и болезнями. Для этого организм использует свои собственные закономерности, некоторые из которых найдены нами. Нам нужно проводить активационную терапию в соответствии с этими закономерностями. Даже когда мы соединяем общее воздействие с местным, мы также стремимся вызвать в патологическом очаге нужную местную адаптационную реакцию. Обычно при сочетании общей и местной актива-ционной терапии (при воспалительных очагах, дегенерации, травме и т.д.) мы стремимся вызвать местно также анти-стрессорную реакцию, чаще — местную активацию, а при остром воспалительном процессе — вначале тренировку. Исключением является опухоль, когда мы стремимся местно, в ткани опухоли, вызвать стресс, причем выраженный, а в организме
- реакцию активации высоких уровней реактивности. В этом случае наше местное воздействие направлено непосредственно «против» опухоли и должно изменить соотношение сил в системе опухоль-организм в пользу организма. Однако учитывая, что с помощью сравнительно малых воздействий можно использовать другой механизм противоопухолевого действия
— увеличение дифференцировки опухолевых клеток — нельзя исключить, что местно мы также будем стремиться вызывать антистрессорную реакцию повышенной активации, стимулирующую процессы дифференцировки клеток.
Интересно, что принцип изменения соотношения в системе организм-патогенный агент использовался нами при сочетании активационной терапии с антибиотиками при воспалительных процессах (например, пневмониях, тяжелых бронхитах и т.п.). Исследование чувствительности патогенной микрофлоры к антибиотикам до начала активационной терапии обычно свидетельствовало о низкой чувствительности и к ограниченному числу антибиотиков. После получения в организме реакции активации без резких признаков напряженности картина принципиально менялась: чувствительность патогенной микрофлоры становилась высокой по отношению к широкому спектру антибиотиков. Соотношение организм-патогенный агент изменялось в пользу организма.
Таким образом, активационная терапия основывается на принципе опосредованного влияния — через сам организм -на различные нарушения и заболевания, как общие, так и местные, особенно при использовании не только общих, но и местных активационных воздействий.
Принцип индивидуализации
При многих видах терапии, в том числе общепринятой, много говорится об индивидуальном подходе. Однако чаще всего это сводится к учету веса, объема крови, крайних вариантов возраста.
Принцип индивидуализации лежит в основе актива-ционной терапии. Без его использования активационная терапия проводиться не может.
При первой стратегии активационной терапии принцип индивидуализации используется непосредственно, явно: человеку дается первая доза, достаточно небольшая, чтобы не причинить вреда, а затем, в соответствии с его индивидуальным ответом происходит коррекция дозы. Это периодически повторяется в процессе лечения.
При использовании программированных режимов принцип индивидуализации используется в скрытой форме, но его значение не меньше. Принцип индивидуализации при активационной терапии практически связан с использованием индивидуальной чувствительности человека. Нашими многолетними исследованиями показана зависимость чувствительности не только от пола и возраста, но и от типа исходной реакции, уровня реактивности, характера и наличия заболевания и его тяжести. Индивидуальная чувствительность формируется из многих факторов. Можно было бы сказать, что среди этих факторов мы не учитываем генетических. На самом деле, они во многом учитываются, так как генетические факторы обусловливают тип преобладающей у данного человека адаптационной реакции. Наблюдая за семьями в трех поколениях, мы отмечали преобладание у части семьи одной и той же реакции, причем именно у тех родственников, которые внешне похожи друг на друга.
Таким образом, при использовании программированных режимов учитываются особенности чувствительности по многим факторам, определяющим индивидуальную чувстви-
тельность и обеспечивающим соблюдение принципа индивидуализации активационной терапии.
Немного о характеристике изменения чувствительности в зависимости от некоторых особенностей. У мужчин после 21-25 и до 60-65 лет происходит снижение чувствительности. Потому начинать для них активационную терапию приходится с нижней, а иногда и средней терапевтической дозы. У женщин высокая чувствительность сохраняется всю жизнь, но после экологических катастроф последних десятилетий и им начальную дозу приходится применять лишь на 1/3 меньше терапевтической, как и пожилым мужчинам старше 60-65 лет. У детей начальная доза зависит от возраста. Известна зависимость чувствительности от типа адаптационной реакции и уровня реактивности. Анализ крови делается перед началом активационной терапии, особенно у больных, что позволяет учитывать и тип реакции, и примерно группу уровней реактивности. При наличии воспалительных процессов доза вначале должна быть довольно большой — в пределах терапевтической, так как для противовоспалительного действия нужны собственные глюкокортикоиды, а их секреция при всех реакциях увеличивается с увеличением абсолютной величины действующего фактора. Конечно, развитие стресса нежелательно, так как при срессе наблюдаются нарушения иммунитета, но реакции активации и тренировки должны быть средних, а не высоких уровней реактивности. Вместе с тем, если имеются заболевания сердечнососудистой системы, то нужно стремиться к развитию анти-стрессорных реакций высоких уровней реактивности, т.е. использовать по возможности самую малую, но вызывающую развитие реакции, величину воздействия, хотя при этом противовоспалительный эффект наступает медленнее.
При онкологических заболеваниях, особенно при тяжелом состоянии, также должна избираться минимально действующая доза. То же относится и к защите от повреждающего действия химио- и лучевой терапии опухолей. Нужно при выборе дозы также учитывать заранее метод активационной терапии, который нужно применять в данном случае. Если это экспоненциальный режим или режим двойной экспоненты, при которых доза или сила воздействия систе-
матически уменьшается, то нужно оставить возможность движения вниз по дозе или силе действующего фактора.
При лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата - подсистемы с низкой чувствительностью - необходимо большое воздействие. При этом обычно применяется режим двойного воздействия (и это уже обеспечивает подачу больших доз) в сочетании с режимом подбора дозы или силы по закону случайных чисел.
Таким образом, программированные режимы актива-ционной терапии учитывают многие факторы, определяющие индивидуальную чувствительность. На практике показано, что при этом принцип индивидуализации используется не менее эффективно, чем при стратегии с обратной связью (по сигнальному показателю реакции). В тех случаях, когда программированные режимы недостаточно эффективны (чаще всего - при лечении тяжелых заболеваний), для их более гибкого изменения иногда исследуется сигнальный показатель реакции по анализу крови, но не систематически, как при стратегии с обратной связью, а гораздо реже.
Принцип минимизации
Целью активационной терапии является «стянуть» организм с высоких этажей на низкие: в реакции высоких уровней реактивности, так как эти состояния наиболее физиологичны. Поэтому мы стремимся к минимизации воздействия.
В других видах лечения этот принцип либо не применяется, либо, как в гомеопатии, используется в ином виде: применение постоянных малых доз.
Мы пока, в основном, стремимся к уменьшению дозы в пределах физиологических значений, т.е. в пределах параметров доз, которые работают в организме при физиологических состояниях. Это относится, например, к нейротроп-ным веществам: адреналину, норадреналину и т.п. (Известно, что концентрация адреналина в крови составляет величину порядка до 2 мкг на 1 л крови - 0,00001%). В пределах физиологических значений дозовые зависимости являются логарифмическими и подчиняются найденным нами коэффициентам реакции и экспоненциальной зависимости.
Принцип минимизации используется при разных стра-
тегиях активационной терапии: с обратной связью по сигнальному показателю при изменении дозы или силы воздействия на коэффициент реакции и еще более - при экспоненциальном режиме, так как снижение дозы по определенной экспоненте представляет собой наиболее легкий для организма путь по дозе вниз.
На принципе минимизации работает также режим подбора дозы по закону случайных чисел, поскольку новизна это вообще метод повышения чувствительности к малым дозам, и кроме того, в этом режиме, как правило, возможно постепенное снижение используемого диапазона доз.
В то же время, мы уже применяем в активационной терапии гомеопатические и антигомотоксические препараты и получаем хороший эффект. По-видимому, гомеопатические и антигомотоксические средства, несмотря на дозовые отличия, также могут вызывать антистрессорные реакции (Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., 1991).
В аллопатической терапии применяются так называемые терапевтические дозы в определенном (часто узком) диапазоне. Это связано, по-видимому, с тем, что целью такой терапии является получение определенного, однозначного специфического эффекта. К сожалению, часто действие таких доз оказывается неблагоприятным для общих неспецифических адаптационных реакций организма и приводит к развитию стресса или переактивации, или напряженных антистрессорных реакций. Наиболее яркими примерами неблагоприятного действия на организм являются противоопухолевые химиопрепараты, наряду с противоопухолевым влиянием, вызывающие развитие в организме, главным образом, стресса. Вообще, все фармакологические средства, работающие по принципу «против»» (против опухоли, противо микробов, против артериального давления, против боли и т.п.), обычно оказывают на организм нежелательное действие. С этой точки зрения активационная терапия - это терапия, в основе которой лежит принцип «за»: за повышение активности регуляторных и защитных подсистем, за повышение коэффициента полезного действия процессов метаболизма, за улучшение функционального состояния организма как единой системы. И только после реализации этих «за» орга-
низм сам работает против опухоли, против любого патологического процесса.
При активационной терапии воспалительной реакции организма возвращается ее истинное назначение как одной из основных защитных реакций. Это особенно ярко видно на примере физиологической реакции активации — наиболее стойкой реакции здоровья. При этой реакции провоспали-тельный потенциал повышен, но на фоне высокой активности регуляторных и защитных подсистем происходит выздоровление, а не переход воспалительных процессов в хроническую форму. Важность воспалительной реакции как защитной, устраняющей, «выжигающей», или нейтрализующей токсины, подчеркивается в гомотоксикологии (Введение в гомотокси-кологию, обзор, 1994).
Нужно отметить, что на фоне реакции активации терапевтический диапапзон многих фармакологических средств может быть сдвинут вниз по дозе, т.е. осуществлена минимизация и терапевтических доз.
Кроме того, индивидуальный подбор дозы фармакологических средств внутри терапевтического диапазона доз по коэффициенту реакций или одному из программированных режимов с целью вызова физиологической реакции активации превращает это средство дополнительно в средство активационной терапии, причем сохраняется и значительно усиливается его специфическое действие.