Старение и система ареактивности

Немаловажное значение для реализации программы сохранения жизни имеет и система ареактивности, хотя этот вопрос еще мало изучен и нуждается в дальнейших иссле­дованиях. Уже сейчас можно сказать, что на поздних этапах

Старения ареактивность довольно высоких этажей становится важным путем повышения резистентности организма. Этот путь не самый эффективный и экономичный, но он в какой-то мере препятствует тому отклонению гомеостаза, которое развивается при соответствующих реакциях. Этим путем достигается продление жизни в старости. Чем ниже уровень реактивности, на котором развивается ареактивность, тем это менее благоприятно.

Переход в состояние ареактивности низких уровней реактивности (высоких этажей) - это своеобразная защита от тяжелых нагрузок любой природы. При старении на фоне далеко не оптимального состояния даже несмотря на высо­кую чувствительность, организм теряет способность разви­вать реакции на высоких уровнях реактивности. По мнению Е.Б.Квакиной, это связано с тем, что организм в старческом возрасте, реагируя на малое, как на большое, переходит вследствие этого в уравнительную или парадоксальную фазы парабиоза, растянутые во времени (Фролькис В.В., 1988). Организм реагирует одинаково - одной реакцией близких уровней реактивности - на раздражители и малой, и боль­шой величины. Таким образом, сначала реакция независимо от величины воздействия стабилизируется, утрачивается лабильность, и затем организм переходит в соответствующую ареактивность (т.е. при такой же формуле крови). Даже если в первую, нервную, фазу реакции ЦНС отреагирует на малое адекватно, то затрудняется развитие второй, гуморальной, фазы по разным причинам. Это и свойственные процессу старения нарушения нервных влияний и передачи инфор­мации на разных уровнях (Фролькис В.В., 1989), и высокий порог гипоталамуса к гомеостатическим влияниям, и многие другие нарушения. Развитие общих адаптационных реакций в старческом возрасте под влиянием слабых раздражителей затрудняется и вследствие десинхронизации центральных звеньев и периферических подсистем организма. Поэтому в тяжелых условиях среды стареющий организм, долгое время существующий в какой-то неблагоприятной реакции низких уровней реактивности, стремится «ускользнуть» в состояние ареактивности. В результате длительного поддержания одной и той же реакции примерно одних и тех же уровней реак-

тивности, как уже говорилось в главе 5, создается колеба­тельный контур со включением частотных характеристик многих иерархических уровней за счет большого числа жи­вых структур, а возможно, и молекулярных и субмолекуляр­ных. Это, в свою очередь, приводит к переходу на более высокие уровни реактивности благодаря улучшению процес­сов синхронизации.

С позиции устойчивого неравновесия (Бауэр Э., 1935) получаемая из внешней среды энергия идет на построение новых живых структур - на внутреннюю работу. Э. Бауэр прямо связывает массу живых структур и величину струк­турной энергии с продолжительностью жизни. По его мне­нию, после прекращения роста организма его масса и вели­чина структурной энергии неизбежно снижаются, что приводит к старению и смерти. Роль избыточного анаболиз­ма, накопления живой массы, в основном за счет скелетной мускулатуры, показана И.А.Аршавским. В системе ареактив-ности, когда преимущественно происходит реализация внутренней работы, отмечается наибольшее восстановление и даже накопление живых структур. Внешняя работа по адаптации практически сведена к минимуму, поэтому раз­рушения структур и их значительного сдвига в сторону рав­новесия почти не происходит. Все это как будто хорошо для организма и должно замедлить процессы старения, но не на низких уровнях реактивности.

Состояния ареактивности низких уровней реактивнос­ти, даже активационные, далеки от оптимальных для борьбы со старением. Отсутствие реакции на любой новый раздра­житель (кроме тех, которые соответствуют по частотам дан­ному состоянию ареактивности и действуют резонансным путем, поддерживая его), приводит к снижению лабильнос­ти, уменьшению роли новизны, что делает систему в этом смысле более закрытой. Упорядоченность процессов гомеос-таза при ареактивности не возрастает, как при антистрес-сорных реакциях высоких уровней реактивности, а остается постоянной. Переход из состояния ареактивности низких уровней реактивности (высоких этажей) на реакцию соответ­ствующего уровня очень опасен, т.к. при этом к организму предъявляются большие требования. Снижение лабильности




резко снижает адаптивность организма, что, естественно, особенно опасно в пожилом возрасте. Фактически, адаптив­ность — это снижение жесткости, наличие каких-то степеней свободы в параметрах жизненного и даже нормального гомеостаза. Вместе с тем, снижение лабильности способст­вует повторным переходам в состояния ареактивности, и одна и та же реакция держится дольше.

Другое дело - повышенно-активационная ареактив-ность высоких уровней реактивности. Она является наиболее стойким состоянием здоровья и одновременно антистарения. Если удается ее поддерживать у пожилых и старых людей, то это способствует оздоровлению, хорошему самочувствию, замедлению старения и сохранению работоспособности даже в глубокой старости. Конечно, для ее развития нужно долго поддерживать в организме физиологическую реакцию повы­шенной активации высоких уровней реактивности с по­мощью действующих факторов, малых по абсолютной вели­чине. В условиях жизни стареющего организма это нелегко, однако возможно. Например, наличие современных методов биорезонансной терапии открывает пути коррекции частот­ных характеристик на разных иерархических уровнях орга­низма, что может быть использовано для формирования повышенно-активационной ареактивности высоких уровней реактивности.

Повышенно-активационная ареактивность высоких уровней реактивности сочетает все достоинства состояний ареактивности и физиологической реакции. Проводится большая внутренняя работа (в терминах Э. Бауэра) по под­держанию и, что особенно важно, дополнительному синтезу живых структур. Отмечается я резонансная подпитка адек­ватными этому состоянию частотами окружающей среды, и отсутствие реакции на неблагоприятные и сильные раздра­жители.

При этом отсутствует снижение лабильности. Это про­исходит потому, что резистентность в состоянии повышен­но-активационной ареактивности высоких уровней реактив­ности в отличие от такой же ареактивности низких уровней реактивности не является жесткой. Организм не закреплен в системе (спирали) ареактивности. Благодаря хорошей синх-

Ронизации и обеспечению энергией организм периодически (скорее всего — в каком-то ритме) осуществляет переходы с системы ареактивности (спирали ареактивности) в систему реакций (спираль реакций) и обратно (глава 11).

Таким образом, мы предлагаем следующие практические подходы к омоложению и продлению жизни: периодическое проведение с помощью программированных режимов (алго­ритмов) дозирования биологически активных средств курсов по вызову и поддержанию в организме реакции активации, особенно повышенной, высоких уровней реактивности (об этом подробно будет сказано в главе об активационной тера­пии) и вызов состояния повышенно-активационной ареактив­ности высоких уровней реактивности как с помощью режимов, длительно поддерживающих соответствующую реакцию, так и с помощью поличастотного воздействия.

ВЫВОДЫ

1. С самого начала существования и развития живого орга­низма в нем начинают работать две программы: более жесткая, генетическая, и более свободная, адаптивная программа развития и самоорганизации, по законам от­крытой сложной колебательной системы. Адаптивная про­грамма реализуется путем развития адаптационных реак­ций и ареактивности. Роль генетической программы особенно велика в периоде роста и развития, подготовки и реализации функции размножения. Процесс старения прямо не связан с генетической программой и происходит по законам адаптивной программы развития сложных открытых самоорганизующихся систем. В пределах пос­ледней возможны значительные вариации: возраст, когда начинается старение, может быть очень разным, и даже возможно двигаться назад вдоль стрелы биологического времени. Это зависит от характера адаптационной реак­ции или состояния ареактивности.

2. При старении развиваются адаптационные реакции низ­ких уровней реактивности и соответствующая ареактив-ность, иногда — стресс.

3. Опыты на старых животных показали, что с развитием реакций на более высоких уровнях реактивности, осо­бенно реакции активации, репродуктивная способность возвращается, внешний вид и состояние внутренних орга­нов существенно изменяется в сторону омоложения. Ана­логичные эффекты наблюдаются у людей, длительно получающих активационную терапию.

4. Закономерность перехода с возрастом на низкие уровни реактивности и реализация закона отклонения гомеостаза могут быть объяснены с позиций теории адаптационных реакций, соответствующих представлениям об организме как открытой колебательной системе. «Ускорение» биоло­гического времени мы связываем с высокой частотой ко­лебаний при развитии реакций низких уровней реактив­ности.

Глава 8

Наши рекомендации