Роль уровней реактивности при старении и в механизме его преодоления
У здоровых молодых людей в подавляющем большинстве случаев встречаются реакции спокойной и повышенной активации без элементов напряженности. Что это значит? В главе 2 показано, что такие реакции развиваются в ответ на малый по абсолютной величине действующий фактор, они физиологичны, гармоничны и энергетически выгодны. Именно реакции активации, особенно повышенная, высоких уровней реактивности являются истинными реакциями антистарения.
Те же реакции, но низких уровней реактивности, т.е. развивающиеся в ответ на большие по абсолютной величине раздражители, имеют черты рассогласования работы подсистем организма, признаки напряженности. Энергетика при них не так выгодна, напряжена. Такие реакции мы встречали и в пожилом возрасте, и у молодых, но нездоровых людей. Антистрессорные реакции даже низких уровней реактивности лучше, чем стресс или переактивация соответствующих уровней, но они все же не являются самыми эффективными для преодоления процессов старения.
Как меняется уровень реактивности, свойственный каждому человеку в процессе жизни и старения? В детстве, как известно, чувствительность и реактивность очень высоки, и у здоровых детей реакции (почти всегда — повышенная активация) развиваются на высоких уровнях реактивности. У женщин высокая чувствительность сохраняется дольше, чем у мужчин, по-видимому, в связи с циклическими изменениями в женском организме. Однако у всех — у женщин медленнее, у мужчин быстрее - происходит снижение чувствительности, а вследствие этого — снижение уровня реактивности. Разными являются только сроки. Несколько позднее, при уже выраженном старении, чувствительность изменяется, или даже извращается. Наблюдается повышение чувствительности в такой степени, что слабые раздражители становятся сильными. Иногда действие малого и сильного раздражителя уравнивается - возникает уравнительная фаза. Поэтому, когда действует малый раздражитель, реакции раз-
виваются не на высоких, а на низких уровнях реактивности. В ряде случаев сильное действует, как малое, а малое — как большое (парадоксальная фаза). Поскольку сильных раздражителей, особенно при старении, встречается больше, то такое извращение чувствительности может служить защитой от быстрого спуска с высоких уровней реактивности на неблагоприятные, низкие. Так или иначе, изменения чувствительности при старении неоднозначны.
Организм постепенно начинает избирать все более сильные воздействия в качестве управляющих факторов -т.е. факторов, вызывающих развитие адаптационной реакции. Это во многом связано с невозвращением к исходному, более благоприятному уровню вследствие вынужденной реакции на чрезмерные, сильные раздражители окружающей среды: плохой экологии, тяжелых психоэмоциональных нагрузок и других сильнодействующих факторов. Кроме того, эти факторы часто несут отрицательную эмоциональную окраску, и эндогенное состояние мозга в старом возрасте способствует развитию отрицательных эмоций (Фролькис В.В., 1993). Так как нагрузки и, особенно, психоэмоциональное напряжение отнюдь не уменьшаются, а чаще, в условиях нашей жизни еще и увеличиваются - все это способствует переходу организма в неблагоприятные реакции низких уровней реактивности. Однако такое приспособление мало эффективно, т.к. при этом организм теряет способность избирать в качестве управляющих малые, выгодные воздействия. Эта способность теряется не безвозвратно, но вернуть ее нелегко.
Поэтому можно представить себе, что по мере старения привычные для каждого организма раздражители, даже без увеличения внешних нагрузо'к, становясь так или иначе относительно более сильными, сдвигают реакции организма на все более и более низкие уровни — высокие этажи («вверх по лестнице, ведущей вниз», рис. 7.1), на которых реакции, как отмечалось ранее, являются энергетически менее выгодными, дисгармоничными, напряженными.
Получается положительная обратная связь: в дисгармоничном состоянии организм теряет способность реагировать на слабые раздражители, поэтому реагирует на сильные,
Рис. 7.1. Человек в течение жизни поднимается по «этажам» все выше и выше — на низкие уровни реактивности. Актива-ционная терапия способствует «спуску с этажа» в любом возрасте (стрелка вниз): восстановлению более высоких уровней реактивности и здоровья.