Здоровье в возрастном аспекте
Возникает вопрос: как отличается понятие «здоровье» в разных возрастных границах: детской, подростковой, в молодом и среднем возрасте, на этапах старения? Во всех ли этих группах наиболее высокий уровень здоровья при реакции активации, особенно повышенной, высоких уровней реактивности (на малую величину действующего фактора), либо при соответствующей ареактивности? В детском и подростковом возрасте и в юности происходит рост организма и его развитие как физическое, так и психическое, психоэмоциональное, согласно генетической программе и под влиянием среды. При этом в организме развиваются разные функциональные состояния, связанные с типом адаптационных реакций, уровнем реактивности или ареактивности. Если судить по общеизвестной норме лейкоцитарной формулы, то относительное содержание лимфоцитов у детей, подростков и в юности высокое, что говорит о том, что в этих возрастных
группах преобладает реакция повышенной активации (с поправкой на возраст). Это совпадает с нашими многолетними исследованиями, которые говорят о том, что у здоровых детей, подростков и в юности наблюдается реакция повышенной активации, с процентным содержанием лимфоцитов, соответствующим этой реакции в данном возрасте. Здоровые дети подвижны, активны, жизнерадостны, у них хороший сон и аппетит, что также соответствует характеристике повышенной активации. Широко известно также, что дети и подростки отличаются высокой чувствительностью и большей реактивностью. Это говорит о том, что реакции у них развиваются на высоких уровнях реактивности, т.е. организм здоровых детей и подростков обладает способностью выбирать из множества падающих раздражителей малые, наиболее выгодные. Наши многолетние исследования также подтверждают это.
Состояния ареактивности у здоровых детей и подростков нами наблюдались крайне редко, буквально в единичных случаях. Связано ли это с высокой реактивностью, или с очень активным метаболизмом резко выраженного анаболического характера в связи с нарастанием массы тела, высокой лабильностью и большой ролью новизны, или какими-то другими факторами, мы пока определенно сказать не можем. Можем только предполагать, что это, в первую очередь, связано с генетической программой роста и развития, которая подразумевает активную адаптацию растущего организма к значительным изменениям прежде всего внутренней среды. Таким образом, у детей и подростков состояние здоровья связано преимущественно реакцией повышенной активации высоких уровней реактивности.
Развитие у детей и подростков даже реакции тренировки, которую мы в других возрастных группах характеризуем как «нижнюю половину зоны нормы», свидетельствует о снижении уровня здоровья. При этом встречаются «третье» состояние (между здоровьем и болезнью), состояние предболезни и даже болезни. При тяжелых заболеваниях даже у детей развивается стресс. При некоторых заболеваниях (например, при туберкулезе или гепатите) развивается переактивация. Возрастные нормы реакций приведены в главе 9, разделе 9.4.
После завершения генетической программы роста и развития основная задача организма для сохранения здоровья -поддержание уровня гомеостаза, соответствующего норме, и его оптимизация (разумеется, психическое и духовное развитие продолжается). Вместе с тем, в молодом возрасте адаптация продолжает оставаться очень активной: молодые люди ведут активный образ жизни, могут часто менять место жительства, начинают работать (выбирают работу), создают семью и т.д. и т.п. Чаще всего высокий уровень здоровья в этом возрасте связан также с реакцией повышенной активации высоких уровней реактивности. У молодых еще остается высокая реактивность, способность выбирать малые управляющие воздействия, вызывающие развитие энергетически выгодных и физиологичных реакций высоких уровней реактивности. У некоторых молодых людей (в настоящее время у очень небольшого процента - менее одного) отмечался особенно высокий уровень здоровья: они почти не устают, годами не болеют, настроение хорошее и т.п. У них отмечалась повышенно-активационная ареактивность. Лейкоцитарная формула соответствовала реакции повышенной активации и в динамике повторялась без каких-либо изменений. Развитие повышенно-активационной ареактив-ности в молодом возрасте - это не способ защиты, а способ оптимизации уровня здоровья. Кроме того, как уже говорилось, такая ареактивность является подвижной, с частыми переходами в реакции. При чрезмерно больших нагрузках и болезнях возможен, хотя и крайне редко, переход в ареактивность другого рода, чаще - переактивационную, реже — стрессорную, уже как мера защиты, облегчающая состояние организма по сравнению с этими же реакциями соответствующего уровня.
В среднем возрасте остается та же задача - сохранение нормального гомеостаза и его оптимизация. Вместе с тем, в этом возрасте, особенно у мужчин, начинается процесс снижения чувствительности, реактивности, связанный с большими психоэмоциональными, экологическими и другими нагрузками. Это постепенно приводит к развитию реакций уже на более низких уровнях или, по выражению В. М. Дильмана, начинает работать «закон отклонения гомеостаза»
(1986). Организм вынужден «выбирать» в качестве управляющих факторов (т.е. факторов, вызывающих развитие определенной адаптационной реакции) все большие по абсолютной величине воздействия. Отклонения от исходного состояния, а зачастую и от уровня нормы все возрастают. Также возрастает и степень «невозвращения» к исходному состоянию, что создает своеобразный порочный круг. Реакции становятся все более напряженными, энергетически невыгодными. Разумеется, этот процесс нелинейный, и его скорость во многом зависит от типа преобладающей у данного человека (животного) реакции. Реакция активации, при которой чувствительность повышается, обусловливает наиболее полезный для организма путь вниз по величине управляющего воздействия. Поэтому у людей в среднем возрасте при преобладании реакции активации путь вверх по «этажам» замедляется. При стрессе наблюдается прямо противоположная картина, при реакции тренировки направленность по величине воздействия также в сторону увеличения, но не такого быстрого, как при стрессе.
В среднем возрасте состояние здоровья чаще связано с реакцией активации, повышенной и спокойной, но не высоких уровней реактивности, а преимущественно средних. Повышенно-активационная ареактивность высоких и средних уровней реактивности встречается очень редко, гораздо реже, чем у молодых. В то же время, при больших, тяжелых нагрузках, действии повреждающих факторов различной природы организм чаще переходит в стрессорную или пере-активационную ареактивность или ареактивность антистрес-сорную, но на низких уровнях реактивности.
В старческом возрасте'(его границы очень размыты) проиходит значительное повышение чувствительности, даже у мужчин (обычно старше 65 лет). С одной стороны, это плохо, т.к. обычные, привычные нагрузки воспринимаются как более тяжелые. Вместе с тем, это увеличивает вероятность развития реакций на малые по абсолютной величине раздражители, хотя вследствие развития парабиотических фаз ответ на такое малое, слабое, извращается (см. главу 7). Отличие высокой чувствительности у молодых и старых заключается в том, что высокая чувствительность у стариков
наблюдается на фоне уже измененного в процессе жизни состояния организма. В этом возрасте преобладают реакции более низких уровней реактивности, даже если это не стресс, а антистрессорные реакции. При таких реакциях, несмотря на высокую чувствительность, организму трудно «выбирать» в качестве управляющего малый действующий фактор, т.к. выбор осуществляется резонансным путем. Иными словами, выбор величины управляющего фактора зависит и от чувствительности, и от ее адекватности силе раздражителя, и от характера исходного состояния. Для возвращения такой способности нужно вначале изменить - улучшить — исходное состояние.
Мы думаем, что даже если в старческом возрасте происходит «выбор» ЦНС малого воздействия, но до формирования гуморального ответа, то есть, до окончательного формирования реакции, адекватной первой, нервной, фазе, дело не доходит. Это можно объяснить тем, что на других иерархических уровнях чувствительность очень низкая, характерная для низких уровней реактивности, то есть, наблюдается десин-хронизация между центральным и периферическими звеньями (см. главу 7). Так, например, хорошо известно, что для «возбуждения» деятельности периферических эндокринных желез требуется существенно большее количество центральных тройных гормонов, чем в молодом и среднем возрасте.
Возможно, именно с этим связано увеличение роли ареактивности в этом возрасте не только как меры защиты при болезнях и перегрузках, но и как меры оптимизации здоровья, поддержания более или менее нормального гомео-стаза и довольно высокого уровня резистентности. Мы нередко наблюдали людей большого возраста, обладающих довольно высокой устойчивостью по отношению ко многим заболеваниям, повреждающим факторам и нагрузкам. Исследования показали, что это — состояния ареактивности, иногда повышенно-активационной (более низких уровней реактивности, чем у молодых), иногда переактивационной, 'иногда даже стрессорной. Реакция повышенной активации в этом возрасте редко обеспечивала высокий уровень здоровья, т.к. была недостаточно стойкой и срывалась или в переактивацию, или в стресс, или в какую-либо ареактивность.
Может быть, этот факт в какой-то мере объясняет большую роль в этом возрасте выработанного стереотипа и меньшую - активности в образе жизни.