Ареактивность в организме как колебательной системе

Состояние ареактивности развивается при длительном поддержании в организме одной и той же реакции примерно одних и тех же уровней реактивности(иначе невозможныбыли бы столь одинаковые показатели лейкоцитарной формулы). Так как ареактивность - более благоприятное состояние, чем соответствующая реакция и, вместе с тем, более стойкое, то, согласно теоретическим представлениям, — и уровень синхронизации при ареактивности более высо­кий. Мы думаем, что основные черты состояний ареактив­ности: стойкость, высокий уровень синхронизации, более выгодная энергетика — связаны с тем, что при ареактивности колебаниями с частотами,*свойственными одноименной реакции, охвачено значительно большее количество струк­турных элементов на всех иерархических уровнях (вплоть до субклеточного), чем при соответствующей реакции. Отсюда можно заключить, что спектр колебаний при ареактивности достаточно широк и соответственно увеличивается возмож­ность резонировать с внешними воздействиями, сответст-вующими данной ареактивности. Другие же частоты оказы­ваются недействующими. По предположению Е.Б.Квакиной, в эту «колебательную систему» входят и колебания, возбуж-

даемые параметрически с помощью так называемого «пара­метрического резонанса». Существенно, что исходные коле­бания могут быть сколь угодно малы, но благодаря интенсивной энергетической подпитке, происходящей при параметрическом резонансе, (например, дважды за один период колебаний, при соотношении собственных и входных частот как 1:2), происходит их быстрая раскачка. В системе начинают совершаться нарастающие (некоторое время) коле­бания около положения равновесия, способствуя поддер­жанию ее устойчивого неравновесного состояния - основ­ного, по Бауэру (1935), свойства живых систем. Иначе говоря, при ареактивности благодаря наличию множества малых собственных колебаний, совпадающих по фазе с внешними, возникает множественный спектр колебаний. Следовательно, возрастает возможность энергетической подпитки от множества внешних факторов, среди которых большое место занимают физические полевые факторы, о чем свидетельствуют исследования А.П.Дуброва (1969), В.П.Казначеева (1985) и др. Поэтому при ареактивности в общий ритм организма входит больше гармоник разной частоты - от высоких до низких, осуществляется большая «наполненность» частотного спектра организма.

Поскольку при состояниях ареактивности синхрони­зация охватывает существенно большее число элементов на всех иерархических уровнях вследствие длительного поддер­жания одной и той же реакции примерно одних и тех же уровней реактивности, то состояния ареактивности соот­ветствуют «породившей» их реакции. Однако тот факт, что они более благоприятны, чем реакции, говорит о том, что они переходят как бы на более высокие уровни реактив­ности, чем соответствующие (исходные) реакции. Возможно, повышение уровня реактивности как раз и происходит благодаря улучшению процессов синхронизации, т.к. хоро­шая синхронизация характерна именно для высоких уровней реактивности, т.е. для реакций на малые по абсолютной величине воздействия.

С более полной синхронизацией при ареактивности связана большая однотипность изменений в органах и подсистемах организма.

Изучение подсистем организма показало, что при нали­чии определенной общей адаптационной реакции, особенно если она не стойкая, в отдельных органах могут быть следы предыдущей реакции. Например, если имеется нестойкая реакция активации, то в тимусе преобладают признаки, характерные для реакции активации, но в части структур лимфоидной ткани видны следы бывшего ранее стресса.

Кроме того, неоднородность, мозаичность изменений при развитии реакций связана с тем, что различные под­системы и органы имеют разную чувствительность и повреж­даемость и поэтому могут находиться в разных местных адаптационных реакциях, отличных от общих, и на разных уровнях реактивности. Так, среди эндокринных желез наи­более повреждаемы щитовидная железа и эпифиз, а наиме­нее — надпочечники; в иммунитете более повреждаем клеточный иммунитет; в мозгу - центры положительных эмоций и т.д. При наличии патологического очага изме­нения в нем отличаются от общей реакции. Так, например, при росте опухоли в организме чаще всего отмечается стресс, а в ткани опухоли - переактивация.

При состояниях ареактивности, когда процессы синхро­низации охватывают значительно большее число структур­ных элементов различных иерархических уровней, картина в подсистемах организма менее разнообразная, чем при адаптационной реакции, но более благоприятная. Конечно, в патологических очагах, особенно повреждаемых подсис­темах и генетически неполноценных системах (locus minoris resisthencia) изменения могут отличаться от преобладающих при данном состоянии ареактивности, т.к. восстановление здесь происходит медленнее, в последнюю очередь.

Как уже говорилось, синхронизация обусловливает ус­тойчивость сложной колебательной системы и оптимальный энергетический режим функционирования (Путилов А.А., 1987). Возможно, именно в результате большей синхрониза­ции и энергетического преимущества даже патологические стойкие состояния, связанные с ареактивностью, более благоприятны для организма, чем соответствующая реакция на воздействие той же силы.


Наши рекомендации