О коэффициенте адаптационных
РЕАКЦИЙ (КР) И ЕГО ОТНОШЕНИИ
К КОСМИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ
Биоритмы Земли! Вам звучать в унисон Колебаниям наихрустальнейшей сферы, -Этой музыкой был Пифагор потрясен, Утверждая начала космической эры.
Ю. Линник
Втрудах древних мыслителей, а также современных ученых (Вернадский В.И., 1960; Пресман А.С., 1997) живой организм рассматривается как микрокосм и часть биосферы. Отражение космических законов мы также находим в закономерностях развития адаптационных реакций. При сравнении биоритмической структуры организма с музыкальным звукорядом, в основе гармонии которого лежат ритмы Космоса, выявляются интересные соответствия. Так, в октаве — интервале, содержащем все семь ступеней диатонического звукоряда (от «до» до «до» или от «соль» до «соль» и т.д.), отношение верхней граничной частоты к нижней граничной частоте равно 2. Было замечено, что и большинство биоритмов отличаются друг от друга приблизительно на целое число октав, т.е. различия кратны двойке. Как известно, при октавном переносе не происходит искажения мелодий, что объясняется способностью слуха обнаруживать кратные резо-нансы. Полагают, что все это не является специфической особенностью слухового анализатора, а соответствует биоритмическим закономерностям работы различных подсистем организма (Воронин Г.В., 1978). Так, спектральный анализ ЭЭГ обнаруживает поактавное распределение некоторых биоритмов мозга (например, гамма- и бета-ритма), т.е. отличие последующего ритма от предыдущего в 2 раза.
С учетом этого Т.С.Кузьменко проанализировала коэффициент реакции (КР), выведенный ранее Л.Х.Гаркави и Е.Б.Квакиной на основании эмпирического обобщения.
Наиболее часто встречающийся КР у здоровых людей (т.е. при не нарушенной гармонии биоритмов), как мы уже отмечали, равен 1,2 или немного менее. Так как мы исходили из того, что число типов адаптационных реакций - четыре, то на основании использования октавного принципа можно теоретически рассчитать КР и сравнить его с полученным ранее. При извлечении корня четвертой степени из 2 получаем КР = 1,19. Таким образом, КР, полученный эмпирически, соответствует рассчитанной величине с достаточной точностью, а количество основных реакций, равное 4, соответствует гармонии биоритмов. В музыке такой интервал соответствует малой терции. Поэтому одноименные реакции получаются при умножении или делении величины дозы на 2 - как перенос мелодии на октаву.
Если уподобить октаву уровню реактивности, приняв, например, граничные ноты «до» за одноименные реакции соседних уровней, то тогда частоты стресса, спокойной активации, повышенной активации и тренировки (4 реакции) могут быть распределены в октаве с равными промежутками и соотноситься между собой, например, так:
Интересны аналогии б синергичным и антагонистическим действием при электростимуляции и влиянии электрического поля. Синергичное влияние обнаруживается при удвоении первой действующей частоты, в то время как для получения другого, в том числе и противоположного эффекта, частота должна быть увеличена непременно менее, чем в 2 раза — в 1,05; 1,222; 1,189; 1,255 и т.д. соответственно каждой октаве (Дубров А.П., 1987). А.П.Дубров также связывает такие эффекты с понятием диссонансных и консонансных звуков в музыкальном ряду.
Можно предполагать, что сравнительное изучение биоритмов гармоничных и напряженных адаптационных реакций в сопоставлении с соотношениями диссонансных и консонантных аккордов, а также сопоставление естественных путей переходов из одной реакции в другую с «разрешением» аккордов в музыке, может выявить интересные внутренние аналогии, важные теоретически, и некоторые тонкости для воспроизведения гармоничных адаптационных реакций на практике.
Таким образом, вызов и поддержание антистрессорных адаптационных реакций происходит по законам гармонии. Вероятно, поэтому при развитии реакции активации высоких уровней реактивности гармонизируются биоритмы, организм оздоравливается и приходит в соответствие с заложенной в нем космической гармонией, поскольку все живые организмы эволюционировали в космосе в согласии с «музыкой сфер», гармоничной по своей природе.
Согласно представлениям философской школы Пифаго-рийцев, все количественные соотношения в природе подчинены всеобщей гармонии. Пифагор открыл три основных гармонических созвучия: октавы, квинты и кварты, - обнаружив кратные и дробные резонансы звуковых колебаний в отношениях 2:1, 3:2, 4:3. Пифагорийцы считали, что при вращении планет вокруг Солнца звучит «музыка сфер», в основе которой лежат системы консонансов (благозвучных аккордов). Эта идея развивалась и Кепплером (например, в сочинении «Гармония мира», 1619). КР адаптационных реакций соответствует минимальному гармоническому интервалу Кепплера - малой терции - и соответствующей пропорции Солнечной системы. Три антистрессорные адаптационные реакции укладываются в самый большой космический интервал Кепплера - увеличенную сексту.
В наше время это направление продолжено и показано, что «музыка сфер» - это не символика, а реальный факт. А.М.Молчановым (1992) высказана гипотеза максимальной резонансности планет Солнечной системы и отмечено, что изменение полярности периодически появляющихся пятен на Солнце демонстрирует точный резонанс 1:2 (октава) магнитных и механических явлений. Анализ, проведенный
К.П.Бутусовым (1978), показал, что спектр гравитационных и акустических возмущений, создаваемых планетами, представляет собой наиболее совершенный консонантный аккорд: частоты обращений планет и разности частот обращений образуют спектр, построенный на основе «золотого сечения»: соотношениях частот 3:5 (соединение малой терции с октавой основного звука) и 5:8 (соединение большой терции с октавой основного звука). Расчеты многих авторов демонстрируют, что соотношения космических (астрономических) частот, а также основных физических констант, как и соотношения частот в музыкальных созвучиях, приближаются к отношению соседних чисел рядов Фибоначчи или Люка (Цейзин А., Виппер Ю., 1976; Мару-таев М.А., 1978). Под воздействию именно таких частотных отношений эволюционировала жизнь на Земле. Являясь частью физического мира Вселенной, живые организмы также обладают колебаниями, находящимися в таких же соотношениях. Это продемонстрировано, в частности, в работе Дмитриевой Н.В. (1990) на графической модели функционального состояния здорового чнловека: границы нормы физиологических параметров относятся друг к другу по принципу золотого сечения и как числа ряда Фибоначчи. -Отношения КР адаптационных реакций также не могут случайно совпадать с космическими соотношениями. Что же касается музыки, то из всевозможных сочетаний звуков живым организмам приятны те, которые отражают гармонию Вселенной. Такие звуки действуют благотворно не только на людей, но и на животных и даже растения.
Композитор и математик М.А.Марутаев показал, что расположение планет Солнечной системы соответствует семи октавам, то есть, пооктавное деление является фундаментальным законом гармонии Вселенной. Переносы мелодии или явления из октавы в октаву М.А.Марутаев называет качественно-симметричными преобразованиями, так как при этом сущность, качество мелодии не меняется. Описанная М.А.Марутаевым качественная симметрия разбивает числовую ось на диапазоны, границами которых являются целые степени корня из 2. Им показано, что множство явлений физического и биологического мира подчиняются законам
качественной симметрии с определенными фундаментальными для Вселенной числовыми соотношениями. Например, спектр солнечного света соответствует дорийскому звукоряду, элементы таблицы Менделеева соответствуют чистому строю, так же соотносятся радиусы орбит планет, многие явления в зоологии, физиологии, ядерной физике, квантовой физике. Соотношение частот биоритмов создает некую «музыку» внутри организма (Марутаев М.А., 1978, 1997).
Cousto (1984) путем простых расчетов при использовании коэффициента 2 показал, что продолжительность вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца можно преобразовать по закону октавы в звуки или цвета. Он указывает на несколько возможностей приведения человека в созвучие с колебаниями Вселенной, чтобы Космос резонировал в личности.
Таким образом, нам представляется, что связь физиологии и музыки опосредована на самом деле «музыкой сфер» — физикой и астрономией.
На этом обобщении можно было бы закончить данный подраздел. Однако с теорией адаптационных реакций перекликается еще одно, очень перспективное, на наш взгляд, направление в познании сложных взаимодействий живой и неживой природы. Кроме гармоничных числовых соотношений стали изучаться стохастические характеристики природных колебаний (или отражающих их музыкальных произведений), воздействующие на биологические объекты. Одними из первых в этой области явились исследования Н.И.Музалевской и В.М.Урицкого (1990-1997). Как будет еще рассмотрено в главе 4, ими показано, что биологически активное начало частотных воздействий лежит в характере изменения частоты колебаний больше, чем в их силе или даже в физической природе. Оказалось, что природным колебаниям, космическим и биологическим в равной степени, присущи фрактальные низкочастотные флуктуации со спектром 1/f. Авторы также исследовали спектры различных музыкальных произведений и показали, что в произведениях классической музыки можно выделить такие же темпоральные фракталы. То же относится и к шедеврам живописи. Шедевры искусства, кроме гармоничных соотношений, со-
держат некоторую стохастическую составляющую, также заимствованную их гениальными авторами у природы. В примитивных произведениях искусства такой составляющей не обнаружено. Спектр 1/f-флуктуации поддерживает самоорганизацию в живых организмах, поступая извне, и испускается живыми тканями — производится изнутри. Он нарушается при патологии. А.С.Пресманом (1968, 1983) также высказана мысль, что информация, вносимая электромагнитными полями в биосферу, кодирована по законам музыкальной гармонии (фактически, здесь первичны электромагнитные поля, которые и легли в основу музыкальной гармонии). Это же, согласно А.С.Пресману, отражается и в информационных характеристиках организации живых систем, и в электромагнитных полях биологической природы. Содержание информации в космосе и биосфере А.С.Пресман называет «электромагнитной музыкой» и также подчеркивает универсальный стохастический характер этой музыки с флуктуациями 1/f («фликер-шум»). Он предложил воздействовать на живые организмы колебаниями, полученными в результате не звукового, а электромагнитного воспроизведения классической музыки как источника природных флуктуации (Пресман А.С., 1981). Была сконструирована соответствующая аппаратура и проведен ряд исследований на животных и добровольцах с положительным результатом (Зубкова СМ., 1997).
Еще раньше проведены исследования, показавшие, что в живых организмах можно проследить музыкальную ритмичность вплоть до субклеточного уровня. С.Э.Шноль и А.А.Замятин (1974) на основании анализа частотного спектра акустических и электромагнитных сигналов в клетке установили, что ритмические характеристики музыкальных произведений коррелируют с физиологическими колебательными и релаксационными процессами. Ими сделано заключение о «мелодическом характере» биохимических процессов.
Заканчивая этот «музыкальный» фрагмент, хочется воскликнуть: каким тонким музыкальным инструментом является живой организм, как — учитывая это - бережно нужно проигрывать на нем «мелодию воздействий», не нарушая гармонию как его собственную, так и с окружающей его
средой, и как зачастую грубо и жестко мы нарушаем законы гармонии в погоне за сиюминутным эффектом! Здесь уместно привести уже упоминавшееся нами положение М.Н.Кондрашовой о «невозможности выведения организма из стойкого патологического состояния с помощью сильных воздействий». А словами Л.Б.Махонькиной добавить: даже слабые, но неадекватные воздействия, несмотря на симптоматический эффект, могут привести к непоправимым последствиям в смысле грубого нарушения «симфонии здоровья».