Антисоциальное личностное расстройство
[23]
Антисоциальное расстройство личности (АРЛ) — это игнорирование прав других людей. Вероятность этого расстройства повышена у детей, страдающих СДВГ. Люди с диагнозом АРЛ часто нарушают правила и законы, попадают за решетку, постоянно меняют работу и отношения (или не могут их найти). Они бывают замешаны в драках. А поскольку они лишены сопереживания другим, они воруют, разрушают чужую собственность, манипулируют и обманывают людей ради своей выгоды. Личности антисоциального склада обычно импульсивны и не принимают в расчет последствия своих действий.
Традиционно таких людей воспринимают как злых, полных греха, бессовестных «ублюдков». Психолог из Университета Южной Калифорнии Эдриен Рейн оспорил это мнение. Он изучил группу здоровых мужчин и группу мужчин с антисоциальным расстройством личности и выяснил, что сканы мозга участников второй группы показывают сниженную активность лобной коры. Значит, у них просто отключена та часть коры, которая причастна к совести, различению правильного от неправильного, добра от зла. У этих людей, кроме того, наблюдался более медленный сердечный ритм, чем в контрольной группе, и была меньше активность потовых желез. Замедленный сердечный ритм и низкая активность потовых желез обычно связаны с низким уровнем тревожности (вспомните, как потеют у вас ладони и колотится сердце, когда вы волнуетесь). Можно ли сказать, что у людей с антисоциальным расстройством личности очень низкий уровень внутренней тревожности? Можно ли сказать, что лобная кора создает «правильный» уровень тревожности? Интересный вопрос.
Многие чувствуют беспокойство, когда сделали что-то неправильное. Если бы мне понадобились деньги и тут же в голову пришла бы идея ограбить соседний магазин, то следом за ней появились бы тревожные мысли: «А вдруг меня поймают?» («В тюрьме невкусно кормят», «Не хочу, чтобы меня судили», «Не хочу потерять лицензию врача»).
[24]
Эта тревожность не даст мне послушаться криминальной мысли. Но если лобная кора работает плохо и не вызывает никакой тревожной реакции, то я вполне могу отправиться на преступление, не думая о последствиях своего поведения. Интересный врачебный вопрос — может, нам, психотерапевтам, стоит поработать с такими людьми, повышая их уровень тревожности так же, как мы избавляем от излишней тревожности других пациентов.
Нарциссизм
Люди нарциссического склада считают себя лучше и одареннее других. Они требуют постоянного восхищения и признания их достижений. Раздутое самомнение может подтолкнуть их предъявлять окружающим повышенные требования, ожидая немедленного прислуживания. Несмотря на то что они выглядят уверенными в себе, на самом деле у них может быть низкая самооценка, которую они пытаются поднять, ассоциируя себя с теми, кого они считают столь же одаренными, как они сами. Нарцисс склонен искать контактов только с «особыми» людьми, пытаясь поставить себя на одну ступень с ними, и нередко заводит знакомства исключительно ради карьеры и престижа — подтверждения своей избранности. Иногда такие люди, мучаясь от зависти, умаляют достижения других. Человек с нарциссическим отклонением личности может быть грубым или снисходительным, высокомерным и критичным — но притом не выносит критики в свой адрес. Он склонен к перепадам настроения: от подавленности и униженности до чувства превосходства. Нарцисс, как и люди с другими (психопатическими) изменениями личности, может страдать от таких проблем, как анорексия, наркомания, тревожность, депрессия.
У людей нарциссического склада часто оказывается сверхактивной передняя часть поясной извилины, из-за чего они не способны переключить внимание и посмотреть на себя со стороны. А плохая работа лобной коры приводит к недостатку эмпатии (сопереживания другим), что тоже характерно для нарциссизма.
Чувство социального единства с людьми — это основа здоровья души и характера. Если цепляться за представление о том, что ты уникальный, особенный, лучше прочих, то можно собственными руками создать барьеры между собой и окружающими людьми. И тогда реализовывать потребность в социальных связях станет невозможно. Защитные дистанцирующие тактики — критиковать других, проявлять безразличие к их трудностям, приуменьшать или отказываться признавать их заслуги — отнюдь не способствуют чувству безопасности, любви и дружбы. Очень трудно сдвинуться с позиции «Важно только то, что хочу я». Постоянный фокус на «себе любимом», своей внешности, своем имидже в глазах других, основанный на глубинном ощущении тревоги, уводит вас от вашего истинного «я» и не позволяет разглядеть: чего вы хотите на самом деле и для чего живете.
Поскольку нарциссические натуры нередко достигают значительных внешних успехов, бывает трудно различить у такого человека недостаток чувства единства с людьми и духовную бедность. Каждому из нас необходима идентификация себя с другими, умение быть скромным, благодарным, добрым, внимательным и ценить вклад, который окружающие люди привносят в нашу жизнь.