I. подготовительная часть - 10 мин.

МЧС РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«1 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УЧЕБНЫЙ ПУНКТ ФПС

I. подготовительная часть - 10 мин. - student2.ru

УТВЕРЖДАЮ
Начальник Учебного пункта ФПС ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике»
подполковник внутренней службы
С.А. Чураков
«____»__________________2017г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения занятия по дисциплине «Психологическая подготовка»

со слушателями специального первоначального обучения пожарных

Тема № 1.2.1 «Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС»

Рассмотрено на заседании пед.совета
протокол №_____от ______________
"_____"________________20 года

Цель занятия:познакомить слушателей с общими принципами общения с пострадавшими в ЧС

Количество часов: 2 часа

Место проведения: учебный класс

Метод проведения: классно-групповой

Материальное обеспечение: план - конспект

Руководящие документы и литература:

1. А.П. Самонов «Психология для пожарных». Пермь 1999.

2. М.И. Марьин «Профессиография основных видов деятельности пожарных». Москва 1998.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 мин.

· Проверка по списку - 2 мин.

· Объявление темы, цели занятия, рассматриваемых вопросов – 8 мин.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 60 мин.

Особенности общения с пострадавшими, переживающими горе, утрату

Специфика работы специалиста МЧС России предполагает взаимодействие с людьми, переживающими горе. Профессионализм, проявленный в этом взаимодействии, может значительно повлиять на то, как человек, потерявший близкого, справится с этой утратой.

Под утратой понимается безвозвратная потеря значимого для человека объекта (дома, работы, семьи, домашнего животного, социального статуса, и, как крайний вариант, близкого человека).

Тяжесть и глубина переживаний зависит от многих факторов, и проявления процесса горевания могут быть разными. Это зависит от личности горюющего, от взаимоотношений с утраченным объектом, от особенностей утраты, но неизменным остается одно: при любой утрате человеку придется пройти все стадии горевания, пережить боль утраты и решить все задачи, предъявляемые миром, в котором уже нет утраченного объекта. Весь процесс переживания утраты называется работой горя. В процессе этой работы горюющий должен решить следующие задачи:

· признать факт и обстоятельства потери;

· пережить боль потери, пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;

· наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата;

· выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.

Решение последней задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку.

Фазы горя

Нормальное (не патологическое) течение горя – процесс поэтапный.

Продолжительность и интенсивность горевания в целом, а также его стадий (о которых речь пойдет ниже), весьма индивидуально и зависит от многих внешних и внутренних причин.

Фаза шока и оцепенения

Начальная фаза горя – шок и оцепенение. «Не может быть!» – такова первая реакция на весть о смерти близкого человека. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем оно продолжается девять дней. Наиболее заметная черта этого состояния – оцепенение.

В продолжение этой фазы человек выглядит, в общем, как всегда, ведет себя, как обычно, выполняет свои обязанности – учится, работает, помогает по хозяйству. Это дает основание для окружающих восхищаться его «мужеством» и «силой воли». Как это ни странно, человек чувствует себя вполне хорошо. Он не испытывает страданий, снижается чувствительность к боли и даже «проходят», беспокоившие его прежде, заболевания. Такая бесчувственность может расценивается окружающими как недостаточность любви к умершему и эгоизм. От горюющего человека требуется бурное выражение эмоций, если же он не плачет, его упрекают и винят. Между тем, именно такое «бесчувствие» свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. И чем дольше длится этот «светлый» промежуток, тем более продолжительными и тяжелыми будут последствия.

Конечно, если внимательно присмотреться к человеку, то можно заметить некоторые внешние проявления состояния шока. Так, движения его несколько механические (как у робота), лицо амимичное, неподвижное, речь невыразительная, мало интонированная. Двигается и говорит он несколько замедленно, немного запаздывает с реакцией: когда к нему обращаются, отвечает не сразу, а чуть помедлив. Сильных чувств не проявляет вовсе, временами может улыбаться.

Для этой фазы характерна также утрата аппетита, периодически возникающая мышечная слабость, малоподвижность, которая иногда сменяется минутами суетливой активности.

В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, возникает душевное онемение, оглушенность. Наблюдаются так называемые явления дереализации (нарушение восприятия, окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок, нарушения памяти). Дереализация часто сопровождается состояниями «уже виденного». Возможны также явления деперсонализации - это состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного «Я». Пострадавшим кажется, что события их жизни происходят с кем-то другим, что они как бы «просматривают» свою жизнь в кинотеатре. Восприятие внешней реальностипритупляется, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях этого периода.

Эти явления можно объяснить следующим образом. Шок оставляет человека в том времени, когда умерший был еще жив. Настоящее сопровождается ощущениями, что «это происходит не со мной», «как будто это происходит в кино». Несмотря на обманчивое внешнее благополучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться острым реактивным состоянием, характеризующимся расторможенностью, агрессией. Также велик риск суицидальных реакций. Поэтому, несмотря на внешнее благополучие, людям на этой стадии необходима постоянная психологическая поддержка. На стадии шока и оцепенения человека ни в коем случае нельзя оставлять одного, при этом можно даже не разговаривать с ним, просто молча быть рядом. После того, как вы закончили свою работу, не оставляйте пострадавшего одного, убедитесь, что он находится со своими родственниками или близкими людьми. Возможно применение тактильных контактов. Например, поглаживания по спине или по голове, способны вызвать у человека чувство жалости к себе и поможет ему заплакать.

Рекомендации по ведению:на данном этапе необходимо провести опрос. Опираясь на свой опыт, скажите:

- Случалось ли вам в вашей практической деятельности встречаться с подобными состояниями у пострадавших?

- Как вы вступали с ними в контакт?

- Находили ли вы ресурс при общении с пострадавшими в таких состояниях?

- Какие принципы общения с пострадавшими особенно актуальны при установлении контакта и дальнейшем общении с человеком в таком состоянии?

Рекомендации по ведению:далее рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 8).

Фаза завершения

Последняя фаза горевания – фаза принятия смерти. Длительность ее от года до двух лет. Смысл и задача «работы горя» в этой фазе состоят в том, чтобы человек простил себя, отпустил обиду, принял ответственность за свою жизнь, а образ умершего занял в его жизни свое постоянное место – то есть происходит возвращение человеку самого себя. Вспоминая об умершем, человек переживает уже не горе, а печаль – совершенно другое чувство. И эта печаль уже навсегда останется в сердце человека, потерявшего близкого.

Важный момент, о котором нельзя забывать, общаясь с человеком, переживающим утрату, это культуральные особенности переживания горя. Это становится важным еще и потому, что на территории Российской Федерации проживает около 170 этносов. Хотя внутренние содержание процессов работы горя не зависит от культуры, однако их внешние проявления могут разниться. Так, например, в восточной культуре принято ярко выражать свои эмоции по поводу трагических событий, а на западе в большинстве случаев можно увидеть «молчаливое горе».

Общение с жертвой

(пострадавшим временно изолированным в очаге ЧС)

Рекомендации по ведению: здесь рекомендуется демонстрация видео – фрагмента «Интервью об оказании ЭПП пострадавшей». После просмотра проводится обсуждение. Примерные вопросы:

- Как Вы поняли, что было важным для пострадавшей при взаимодействии со спасателями?

- Как Вы предполагаете, сколько времени понадобилось спасателю, чтобы оказать пострадавшей психологическую поддержку?

- Как бы развивалась ситуация, если бы пострадавшей не была оказана психологическая поддержка? Могло ли это осложнить работу спасателя?

- Если описывать работу спасателя с пострадавшей поэтапно, то какие этапы можно выделить?

- Нужно ли общаться с пострадавшими в подобных ситуациях? Почему?

Жертвы – одна из групп пострадавших, к которой относятся люди временно изолированные в очаге ЧС (пострадавшие, находящиеся под завалами обрушенной конструкции, заблокированные в автомобиле, на крыше горящего дома и т.п.).

Взаимодействие с данной группой пострадавших подчиняется основным правилам общения с пострадавшими, а так же имеет определенную специфику. Общение с временно изолированными людьми предполагает общение с ними до начала АСДНР и в течение их, включает в себя 3-и этапа:

1этап. Работа с жертвой до приезда спасателей. Этот этап включает в себя информирование людей о том, что они не одни, их не бросают, помощь идет. Как правило, на данном этапе с жертвой общаются родственники, свидетели и очевидцы события.

2 этап. Работа с жертвой в течение аварийно-спасательных работ. На этом этапе общение с жертвой берут на себя специалисты, участвующие в проведение АСДНР.

3 этап. Работа с «жертвой» после ее извлечения. Завершающий этап работы с жертвой, имеющий свои сложности и предполагающий «правильную» передачу медицинским работникам или родственникам.

Рекомендации по ведению:далее более подробно рассматриваются 2 и 3-й этапы работы с жертвой.

МЧС РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«1 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УЧЕБНЫЙ ПУНКТ ФПС

I. подготовительная часть - 10 мин. - student2.ru

УТВЕРЖДАЮ
Начальник Учебного пункта ФПС ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике»
подполковник внутренней службы
С.А. Чураков
«____»__________________2017г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения занятия по дисциплине «Психологическая подготовка»

со слушателями специального первоначального обучения пожарных

Тема № 1.2.1 «Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС»

Рассмотрено на заседании пед.совета
протокол №_____от ______________
"_____"________________20 года

Цель занятия:познакомить слушателей с общими принципами общения с пострадавшими в ЧС

Количество часов: 2 часа

Место проведения: учебный класс

Метод проведения: классно-групповой

Материальное обеспечение: план - конспект

Руководящие документы и литература:

1. А.П. Самонов «Психология для пожарных». Пермь 1999.

2. М.И. Марьин «Профессиография основных видов деятельности пожарных». Москва 1998.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 мин.

· Проверка по списку - 2 мин.

· Объявление темы, цели занятия, рассматриваемых вопросов – 8 мин.

Наши рекомендации