Тема 5. Санитарно-противоэпидемический
Режим в ДОУ: 1 занятие - 2 часа
План
1. Причины высокой заболеваемости детей в ДОУ.
2. Профилактические мероприятия в ДОУ.
3. Противоэпидемические мероприятия в ДОУ.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Причины высокой заболеваемости детей в ДОУ.
2. Профилактические мероприятия в ДОУ:
· нормы наполняемости групп;
· организация утреннего приема, приема вновь поступающих детей, после отпуска и болезни;
· ежедневная и генеральная уборка помещений;
· правила мытья посуды;
· маркировка и смена постельного белья, полотенец;
· санитарная обработка игрушек;
· медицинское обследование сотрудников ДОУ;
· профилактические прививки. Организация прививочной работы в ДОУ.
Противоэпидемические мероприятия:
· изоляция заболевшего ребенка;
· карантин;
· дезинфекция.
Задания для самостоятельной работы№7
1. Заполните таблицу, отражающую особенности каждой из детских
Инфекций. Подробно описать характер сыпи:
Название заболевания | Инкуб. период | Возбудитель | Пути передачи | Характерные симптомы | Карантин | Прививки |
Корь | ||||||
Скарлатина | ||||||
Ветряная оспа | ||||||
Краснуха | ||||||
Коклюш | ||||||
Дифтерия | ||||||
Вирусный паротит | ||||||
Полиомиелит | ||||||
Менинго-кокковая инфекция |
2. Перечислите детские инфекции в зависимости от частоты встречаемости в настоящее время (от наиболее распространенной до спорадической заболеваемости).
3. Перечислите детские инфекции по тяжести (от наиболее доброкачественной до наиболее опасной).
Раздел 4.
Профилактика детского травматизма и острых состояний,
Оказание детям первой помощи
Тема 6. Первая помощь детям при травмах: 1 занятие - 2 часа
План
1. Закрытые травмы.
2. Переломы костей.
3. Раны.
4. Кровотечения.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Ушиб – определение понятия, признаки, первая
помощь.
2. Растяжение связок – определение понятия, признаки, первая
помощь.
3. Вывих – определение понятия, признаки, первая помощь.
4. Переломы костей – определение понятия, признаки, первая помощь.
5. Раны – определение понятия, признаки, первая помощь.
6. Кровотечения – определения понятия, классификация.
7. Капиллярное кровотечение – признаки, первая помощь.
8. Венозное кровотечение – признаки, первая помощь.
9. Артериальное кровотечение – признаки, первая помощь.
10. Носовое кровотечение, первая помощь.
Задания для самостоятельной работы№8
Заполните таблицу:
Вид травмы | Признаки | Первая помощь |
ушиб | ||
растяжение связок | ||
вывих | ||
перелом |
1. Ожоги, обморожения.
2. Отравление.
3. Инородное тело в организме.
4. Острая сосудистая и дыхательная недостаточность.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Ожоги – определение понятия, характеристика, первая
помощь.
2. Обморожение – определение понятия, характеристика, первая
помощь.
3. Тепловой удар – определение понятия, характеристика, первая
помощь.
4. Отравление – определение понятия, признаки, первая
помощь.
5. Обморок – определение понятия, характеристика, первая
помощь.
6. Шок – определение понятия, характеристика, первая
помощь.
7. Первая помощь при попадании инородного тела в организм.
8. Первая помощь при аллергических реакциях.
9. Первая помощь при судорожном синдроме.
10. Простейшие реанимационные мероприятия.
11. Особенности реанимации у детей.
Задания для самостоятельной работы №9
1.Заполните таблицу:
Вид кровотечения | Признаки | Первая помощь |
капиллярное | ||
венозное | ||
артериальное | ||
носовое |
2.Законспектируйте материал по вопросу «судорожный синдром у детей, первая помощь при судорогах».
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЕДИАТРИЯ»
1.Гигиена и санитария. Задачи гигиены. Группы факторов внешней среды,
влияющих на организм человека (примеры их положительного и
отрицательного влияния).
2. Современные проблемы в развитии цивилизации. Примеры негативного
влияния.
3. Современные подходы к определению здоровья и болезни. Здоровый
образ жизни и проблемы его формирования.
4. Показатели индивидуального здоровья. Факторы, влияющие на состояние
здоровья. Факторы риска. Система профилактических мероприятий.
5. Возрастная периодизация. Формирование групп ДУ с учетом возраста
детей. Группы здоровья.
6. Физиологические состояния новорожденных. Определение должных
массы и роста детей 1-го года жизни.
7. Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни.
Безусловные рефлексы детей 1-го года жизни.
8. Основы вскармливания детей. Составление суточного рациона грудному
ребенку.
9. Осанка. Виды нарушений. Профилактика.
10. Формы стоп. Плантография. Профилактика плоскостопия.
11. Гигиенические требования к земельному участку.
12. Гигиенические требования к планировке помещений ДУ.
13. Гигиенические требования к оборудованию игральных и групповых
комнат, спален, раздевальни, туалетных комнат.
14. Требования к детской мебели.
15. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.
16. Гигиенические требования к тепловому режиму помещений ДУ и к
организации водоснабжения.
17. Санитарное содержание ДУ.
18. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня ДУ.
19. Гигиена учебной деятельности детей.
20. Санитарно-гигиенические требования к условиям организации работы
детей с компьютером.
21. Гигиенические требования к трудовой деятельности детей.
22. Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям.
23. Гигиенические требования к игрушкам.
24. Требования к детским книгам.
25. Гигиенические требования к организации сна детей.
26. Компоненты пищи и их назначение (белки, жиры, углеводы, витамины,
минеральные вещества, вода).
27. Организация питания в детских общеобразовательных учреждениях.
28. Гигиенические требования к транспортировке и хранению продуктов
питания.
29. Санитарные требования к кулинарной обработке продуктов. Санитарный
режим пищеблока.
30. Особенности рационального питания детей.
31. Гипоаллергенная диета.
32. Сущность закаливания. Принципы закаливания.
33. Характеристика процесса закаливания. Эффекты закаливания. Виды
закаливания.
34. Закаливающие процедуры для детей от 2-3-летнего возраста.
35. Закаливание воздухом.
36. Закаливание солнцем.
37. Закаливание водой. Купание в открытых водоемах.
38. Босохождение.
39. Гигиена одежды и обуви.
40. Заболевания нервной системы, их предупреждение.
41. Феномены патологического сна у детей. Эпилепсия.
42. Заболевания полости носа. Острое и хроническое воспаление миндалин.
43. Пневмония. Профилактика заболеваний органов дыхания.
44. Профилактика нарушений зрения.
45. Гигиенические требования к освещенности.
46. Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и к
цветовому оформлению помещений ДУ.
47. Гигиена кожи.
48. Кожные болезни и их профилактика.
49. Аллергические состояния.
50. Особенности инфекционных болезней. Звенья эпидемического процесса.
51. Механизмы передачи инфекции. Иммунитет. Иммунопрофилактика.
52. Профилактика инфекционных заболеваний.
53. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: скарлатина, корь.
54. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: краснуха, дифтерия.
55. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: коклюш,
эпидемический паротит.
56. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи: ветряная оспа.
57. Острые респираторные заболевания. Грипп.
58. Вирусные гепатиты.
59. Полиомиелит.
60. Туберкулез и его профилактика.
61. Пищевые отравления и их предупреждение.
62. Дизентерия.
63. Гельминтозы у детей и их профилактика.
64. Рахит.
65. Предупреждение укусов клещей и клещевого энцефалита.
66. Закрытые повреждения: ушиб, растяжение связок и сухожилий,
переломы. Принципы оказания первой медицинской помощи.
67. Открытые повреждения: раны и кровотечения. Принципы оказания
первой медицинской помощи.
68. Ожоги. Принципы оказания первой медицинской помощи.
69. Отморожения. Принципы оказания первой медицинской помощи.
70. Тепловой и солнечный удар. Обморок. Принципы оказания первой
медицинской помощи.
71. Первая помощь при попадании в организм инородного тела.
72. Понятие о реанимации. Искусственное дыхание и непрямой массаж
сердца.
73. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении.