Северо-Осетинская государственная
Северо-Осетинская государственная
медицинская академия
Кафедра ортопедической стоматологии
ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ЗУБНЫХ РЯДОВ.
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентв
Курс 6 семестр
Владикавказ, 2007
Утверждено на заседании ЦКМС ГОУ ВПО СОГМА
Протокол № 5 от 15.03.05
Методические рекомендации составлены с учетом профессиональной подготовки будущих врачей – стоматологов. Отражены вопросы патологии зубных рядов, дефекты зубных рядов, и современные методы ортопедического лечения с использованием несъемных и съемных конструкций протезов.
Составители: зав. кафедрой, к.м.н., Дзгоева М.Г
к.м.н., доцент Золоев Р.В.
к.м.н., доцент Хетагуров С.К.
к.м.н., ассистент Хетагуров В.Ф.
ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
ДЕФЕКТОВ ЗУБНЫХ РЯДОВ
Методические указания студентам
Для семинарского занятия №1
1. Тема занятия:
Частичное отсутствие зубов. Неосложненная форма. Этиология. Клиника. Классификация дефектов зубных рядов. Методы обследования. Одонтопародонтограмма. Формулирование диагноза. Заполнение историй болезни. Виды мостовидных протезов. Клинико-теоретическое обоснование определения количества опорных зубов при лечении мостовидными протезами. Определение видов опоры мостовидных протезов; конструкции промежуточной части (тела) мостовидного протеза. Анализ всех методов обследования и одонтопародонтограммы. Препарирование двух зубов под штампованные металлические (или другие виды комбинированных коронок), как опоры паяного мостовидного протеза. Принцип создания параллельности коронок опорных зубов. Снятие рабочего и вспомогательного слепка.
2. Цель занятия:
Изучить изменения в зубочелюстной системе, обусловленные частичной потерей зубов;
Определить факторы, усугубляющие их проявление, раскрыть компенсаторные возможности зубочелюстной системы, процессы сложной морфологической и функциональной перестройки в различных ее звеньях.
Показать тесную взаимосвязь между отдельными элементами жевательного аппарата, диалектическое единство формы и функции на клинических примерах.
Студент должен знать:
1) изменения в зубочелюстной системе в результате частичной потери зубов.
2) компенсаторные возможности зубочелюстной системы.
3) факторы, усугубляющие проявление изменений в ЗЧС, обусловленные частичной потери зубов.
Студент должен уметь:
1) провести обследование пациента с частичной вторичной адентией.
2) поставить диагноз, составить план лечения.
3) определить класс дефектов зубных рядов по Кеннеди, Гаврилову.
Студент должен ознакомиться:
1) классификацией дефектов зубных рядов по Кеннеди.
2) классификацией дефектов зубных рядов по Гаврилову.
3) клиническими проявлениями вторичных деформаций прикуса, феномен Попова-Годона.
3. Структура практического пятичасового занятия (200 минут):
Этапы занятия | Оборудование, учебные пособия | Время (мин) |
1. Организационный момент. | Академический журнал | 3 минуты |
2. Проверка домашнего задания, опрос. | Вопросник, учебные задачи, плакаты | 40 минут |
3. Объяснение учебного материала, демонстрация на пациенте. | Плакаты, слайды, компьютерные демонстрации, истории болезни, пациенты. | 40 минут |
4. Самостоятельная работа студентов: обследование пациента с частичным отсутствием зубов, заполнение истории болезни. | Пациент, истории болезни. | 110 минут |
5. Обобщение занятия. | 5 минут | |
6. Задание на дом. | 2 минут |
4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1. Перечислите основные заболевания, являющиеся причинами разрушения твердых тканей зубов.
2. С какой целью проводят зондирование, пальпацию и перкуссию зубов?
3. Охарактеризуйте степени подвижности зубов по Энтину.
4. Принцип определения эффективности жевания по Оксману.
5. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Ведущие симптомы клиники частичной потери зубов.
2. Характеристика дефектов зубных рядов и их классификации (Кеннеди, Гаврилов).
3. Понятие о функциональной перегрузке зубов и компенсаторных механизмах зубочелюстной системы. Травматическая окклюзия и ее виды.
4. Клинические проявления вторичных деформаций прикуса, феномен Попова-Годона.
5. Подготовка полости рта к ортопедическому лечению:
а) терапевтическая;
б) хирургическая (показания к удалению зубов с различной степенью подвижности, одиночно стоящих зубов, корней);
в) ортодонтическая.
Практическая работа:
Демонстрация ассистентом обследования больных с частичной потерей зубов.
Самостоятельная работа студентов: прием больных по теме занятия (опрос, осмотр, обследование, диагноз, план лечения). Заполнение истории болезни.
6. Краткое содержание занятия:
Ассистент демонстрирует на пациенте: осмотр лица, визуальный анализ открывания рта, движений нижней челюсти, осмотр мягких тканей полости рта, языка, слизистой оболочки.
Зубная дуга как часть зубочелюстной системы представляет единое целое благодаря наличию межзубных контактов и альвеолярному отростку, в котором фиксированы корни зубов. Потеря одного или нескольких зубов нарушает это единство и создает новые условия для функциональной деятельности жевательного аппарата.
Среди этиологических факторов, вызывающих частичную адентию, необходимо выделять врождённые (первичные) и приобретённые (вторичные).
Причинами первичной частичной адентии являются нарушения эмбриогенеза зубных тканей, в результате чего отсутствуют зачатки постоянных зубов.
Наиболее распространенными причинами частичной вторичной адентии чаще всего являются: кариес и его осложнения - пульпит, периодонтит, заболевания пародонта, травма, оперативное вмешательство и др. Возникающая при этом клиническая картина зависит от количества утраченных зубов, локализации и протяженности дефекта, вида прикуса, состояния опорного аппарата оставшихся зубов, времени, которое прошло с момента потери зубов, и общего состояния больного.
Начало болезни связано с удалением зуба и образованием дефекта в зубном ряду и как следствием последнего – изменением функции жевания. Единая в морфофункциональном отношении зубочелюстная система распадается при наличии нефункционирующих зубов (эти зубы лишены антагонистов) и групп зубов. Субъективно человек, потерявший один, два и даже три зуба, может не замечать нарушения функции жевания. Однако, несмотря на отсутствие субъективных симптомов поражения зубочелюстной системы, в ней происходят существенные изменения.
Ведущими симптомами в клинике частичной потери зубов являются:
1) нарушение непрерывности зубного ряда (появление дефектов);
2) наличие группы зубов, сохранившей антагонистов (функционирующая группа) и утратившей их (нефункционирующая группа);
3) функциональная перегрузка отдельных групп зубов;
4) вторичная деформация прикуса;
5) снижение высоты нижнего отдела лица;
6) нарушение функции жевания, речи, эстетики;
7) нарушение деятельности височно-нижнечелюстного сустава.
Различают малые дефекты,когда отсутствует не более 3 зубов, средние - при отсутствии от 4 до 6 зубов и большиедефекты, когда нет более 6 зубов.
Разнообразие вариантов дефектов зубных дуг послужило основанием для их классификации. Наибольшее распространение получили классификации Кеннеди и Гаврилова, в которых основным критерием является локализация дефекта.
По классификации Кеннеди все зубные ряды с дефектами делятся на 4 класса:
I - зубные дуги с двусторонними концевыми дефектами;
II - зубные ряды с односторонними концевыми дефектами;
III - зубные ряды с включенными дефектами в боковом отделе;
IV - включенные дефекты переднего отдела зубной дуги.
Каждый класс, кроме последнего, имеет подкласс. Если в зубной дуге имеется несколько дефектов, относящихся к различным классам, то зубную дугу следует отнести к меньшему по порядку классу.
Согласно классификации Гаврилова различают 4 группы дефектов:
1 - односторонние концевые и двусторонние дефекты;
2 - включенные боковые (односторонние и двусторонние) и передние дефекты;
3 - комбинированные;
4 - дефекты при одиночно сохранившихся зубах.
В отличие от Кеннеди, Гаврилов выделяет челюсти с одиночно сохранившимися зубами, при которых имеются особенности в снятии слепков, подготовке к протезированию и его методике.
Появление дефектов зубных рядов приводит к нарушению единства зубочелюстной системы не только в морфологическом, но и в функциональном отношении.
Группа зубов, сохранившая своих антагонистов (функционирующая), получает дополнительную нагрузку, что ставит ее в необычные условия восприятия жевательного давления.
При непрерывности зубного ряда жевательное давление передается по межзубным контактам на рядом стоящие зубы и распространяется по всей зубной дуге. Функционирующая группа зубов принимает на себя всю нагрузку и оказывается в состоянии значительного функционального напряжения. Например, при потере боковых зубов функционирующая группа фронтальных зубов начинает осуществлять смешанную функцию (откусывание и перетирание пищи). Это приводит к стиранию режущих краев зубов и, как следствие, к снижению высоты нижнего отдела лица, что, в свою очередь, может пагубно отразиться на функции височно-нижнечелюстного сустава. Помимо того, функция перетирания пищи необычна для пародонта передних зубов, поскольку физиологически он приспособлен к функции откусывания. Таким образом, появляется жевательная нагрузка, неадекватная по силе, направлению и продолжительности действия для пародонта функционирующих зубов, что постепенно приводит к функциональной перегрузке зубов.
Биологическое назначение пародонта как опорного аппарата заключается в восприятии жевательного давления, которое в физиологических пределах является стимулятором обменных процессов, поддерживает жизнедеятельность пародонта. Окклюзия, при которой на зубы падает нормальная жевательная нагрузка, называется физиологической.
Окклюзия, при которой возникает функциональная перегрузка зубов, называется травматической.Различают первичную и вторичную травматическую окклюзию. При первичной на здоровый пародонт оказывается повышенное жевательное давление в результате появления супраконтактов на пломбах, вкладках, искусственных коронках, отсутствия зубов, нерациональной конструкции протеза и т.д. При вторичной травматической окклюзии нормальное физиологическое давление становится неадекватным в результате дистрофии пародонта (пародонтоз).
Способности пародонта приспосабливаться к повышению функциональной нагрузки определяют его компенсаторные возможности, или резервные силы. Явления компенсации выражаются в усилении кровообращения, увеличении числа и толщины шарпеевских волокон пародонта, явлениях гиперцементоза и т.д.
Состояние пародонта зависит от общего состояния организма, ранее, перенесенных заболеваний, поверхности корня, ширины периодонтальной щели, соотношения клинической коронки и корня. Изменения в пародонте, возникшие вследствие перегрузки, могут быть ликвидированы, если причина травматической окклюзии будет устранена. Если этого не будет сделано, и компенсаторные возможности иссякнут, то разовьется первичный травматический синдром (патологическая подвижность зубов, атрофия альвеолярного отростка и травматическая окклюзия).
В соответствии с делением травматической окклюзии на первичную и вторичную следует различать первичный и вторичный травматические синдромы.
В участке зубочелюстной системы, где имеются зубы, лишенные антагонистов (нефункционирующее звено), происходит значительная перестройка, вызванная выключением части зубов из функции.
Вторичное перемещение зубов приводит к нарушению окклюзионной поверхности зубных рядов. При этом наиболее типичными являются:
1) вертикальное перемещение верхних и нижних зубов (одностороннее и двустороннее);
2) их дистальное или мезиальное перемещение;
3) наклон в сторону дефекта или в вестибуло-оральном направлении;
4) поворот по оси;
5) комбинированное перемещение.
Для верхних зубов наиболее типичны вертикальное зубоальвеолярное удлинение и щечный наклон. Нижним зубам свойственно мезиальное перемещение, часто сочетающееся с язычным наклоном. Примером комбинированного перемещения является веерообразное расхождение передних верхних зубов при заболеваниях пародонта.
Описываемые деформации известны давно. Еще Аристотель наблюдал "удлинение" зубов, лишенных антагонистов, однако принимал это за действительный их рост. Перемещение зубов после частичной их потери у человека отмечали Гунтер (1771) и Груббе (1898) и назвали это явление вторичными аномалиями.
В 1880 году В.О. Попов в эксперименте на морских свинках обнаружил деформацию челюсти после удаления резцов, которая выражалась в смещении зубов, лишенных антагонистов, и изменении формы окклюзионной поверхности.
Годон (1907) пытался объяснить механизм вторичного перемещения, создав теорию артикуляционного равновесия. Под последним он понимал сохранность зубных дуг и беспромежуточное прилегание одного зуба к другому. Годон считал, что на каждый зуб действуют 4 взаимно уравновешенные силы (равнодействующая которых равна нулю): две исходят от соседних зубов, контактирующих с мезиальной и дистальной сторон, и две силы возникают за счет антагонирующих зубов. Следовательно, каждый элемент зубной дуги (при непрерывности ее) находится в замкнутой цепи сил. Эту цепь сил он представил в виде параллелограмма. При потере хотя бы одного зуба исчезает равновесие сил, действующих как на крайние зубы в области дефекта, так и на зуб, лишенный антагонистов (цепь замкнутых сил разрывается, и не происходит нейтрализации отдельных сил, возникающих при жевании), поэтому указанные зубы перемещаются. Следовательно, сложные биологические процессы Годон объяснил механическими силами.
А.Я. Катц (1940), критикуя данную теорию, указал, что ошибка Годона заключается в том, что основой артикуляционного равновесия он считал контакт между зубами и не учитывал приспособительные реакции организма (изменения в пародонте, альвеоле). Он отметил, что даже правильно артикулирующие зубные ряды без нарушения непрерывности зубного ряда под влиянием внешних и внутренних факторов могут смещаться, что физиологично и опровергает понятие артикуляционного равновесия.
По Катцу устойчивость зубочелюстной системы находится в зависимости от выраженности компенсаторных механизмов организма вообще, и зубочелюстной системы в частности. Значит, реактивные силы организма определяют изменения в зубочелюстной системе. Катц установил, что при наличии дефектов в ней происходит морфологическая перестройка костной ткани.
Д. А. Калвелис (1961), объясняя механизмы смещения зубов, лишенных антагонистов, указал, что равновесие зубов обеспечивается благодаря связочному аппарату и жевательному давлению. При выключении жевательного давления зуб выдвигается из альвеолы вследствие невыравненного напряжения окружающей его ткани.
Для семинарского занятия №2
1. Тема занятия:
Специальные методы подготовки полости рта к протезированию.
2. Цель занятия:
Изучить методы специальной подготовки полости рта к ортопедическому лечению, освоить сущность и методики устранения феномена Попова-Годона, метод предварительной перестройки миотатического рефлекса, сочетанные методы подготовки полости рта к протезированию.
Студент должен знать:
1) специальные терапевтические методы подготовки полости рта к протезированию (показания к депульпированию зубов).
2) специальные хирургические методы подготовки полости рта к протезированию.
3) специальные ортодонтические методы подготовки полости рта к протезированию.
Студент должен уметь:
1) провести обследование пациента с вторичной частичной адентией.
2) поставить диагноз, составить план лечения.
3) при необходимости назначить проведение специальных мероприятий по подготовке полости рта к протезированию.
3. Структура практического пятичасового занятия (200 минут):
Этапы занятия | Оборудование, учебные пособия | Время (мин) |
1. Организационный момент. | Академический журнал | 3 минуты |
2. Проверка домашнего задания, опрос. | Вопросник, учебные задачи, плакаты | 40 минут |
3. Объяснение учебного материала, демонстрация на пациенте. | Плакаты, слайды, компьютерные демонстрации, истории болезни, пациенты. | 40 минут |
4. Самостоятельная работа студентов: обследование пациента с частичным отсутствием зубов, заполнение истории болезни. | Пациент, истории болезни. | 110 минут |
5. Обобщение занятия. | 5 минут | |
6. Задание на дом. | 2 минут |
4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1. В чем заключается санация полости рта?
2. Назовите клинические формы феномена Попова-Годона.
3. Каковы показания к удалению одиночно стоящих зубов
5. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Специальные терапевтические методы подготовки полости рта к протезированию (показания к депульпированию зубов).
2. Специальные хирургические методы подготовки полости рта к протезированию.
3. Специальные ортодонтические методы подготовки полости рта к протезированию:
а) зубоальвеолярное удлинение и способы его устранения:
б) морфологическая перестройка тканей зубочелюстной системы по Пономаревой.
4. Учение Рубинова о функциональных звеньях и рефлексах жевательной системы.
5. Показания к перестройке миотатического рефлекса жевательных мышц перед протезированием, се методика.
Практическая работа:
Демонстрация ассистентом больных с частичной потерей зубов, нуждающихся в подготовке полости рта к протезированию (терапевтической, хирургической или ортопедической). Самостоятельная работа студентов прием тематических больных.
6. Краткое содержание занятия:
Специальные мероприятия,проводимые при подготовке полости рта к ортопедическому лечению, преследуют следующие цели:
а) облегчение проведения процедур, связанных с протезированием;
б) ликвидация нарушений окклюзионной поверхности;
в) создание условий для рационального протезирования (углубление преддверия полости рта, устранение рубцов слизистой оболочки и др.).
Специальная подготовка полости рта к протезированию состоит из терапевтических, хирургических и ортодонтических мероприятий. К специальным терапевтическим мероприятиям относят депульпирование зубов:
а) при сошлифовывании большого количества твердых тканей в процессе подготовки чубов под коронки (особенно фарфоровые и металлокерамические);
б) при выраженном наклоне зуба:
в) при необходимости значительного укорочения коронки зуба, нарушающего окклюзионную поверхность.
К терапевтическим мероприятиям относится также замена металлической (амальгамовой) пломбы при изготовлении протеза из сплава на основе золота.
Хирургическая специальная подготовкаполости рта к протезированию состоит в следующем:
а) удаление экзостозов (костные образования на альвеолярном отростке и теле челюсти в виде выступов, бугров, шипов, остроконечных гребней), которые мешают наложению протеза и легко изъязвляются при давлении, оказываемом протезом:
б) резекция альвеолярного отростка при его гипертрофии (если она препятствует протезированию);
в) устранение рубцовых тяжей слизистой оболочки, которые являются помехой при протезировании съемными протезами (во время операции удаляют рубец и тут же накладывают протез):
г) удаление подвижной слизистой оболочки альвеолярного отростка (болтающегося гребня);
д) имплантация.
В участке зубочелюстной системы, где часть зубов лишена антагонистов, происходят значительные изменения, вызванные выключением части зубов из функции (феномен Попова-Годона). Наиболее типичными являются: вертикальное перемещение верхних и нижних зубов, дистальное или метальное перемещение, наклон в сторону дефекта или в язычно-щечном направлении, поворот по оси, комбинированное перемещение.
Вторичные деформации прикуса приводят к нарушению окклюзионной плоскости, уменьшению межальвеолярного пространства в области деформации, иногда к нарушению движений нижней челюсти
В зависимости от клиники намечается соответствующий план лечения.
Деформации зубных рядов, образующиеся после частичной потери зубов, определяют необходимость проведения предварительной подготовки полости рта. Она направлена на выравнивание окклюзионной поверхности зубных рядов, восстановление высоты нижнего отдела лица, для возможности проведения в последующем рационального зубного протезирования.
Вторичные деформации прикуса устраняют путем:
1) укорочения и сошлифовывания выдвинувшихся и наклонившихся зубов;
2) перемещения зубов в вертикальном направлении с помощью специальных лечебных аппаратов (ортодонтический метод)
3)удаления выдвинувшихся зубов (хирургический метод);
4) восстановления высоты нижнего отдела лица.
Выбор метода зависит от вида деформации, состояния пародонта сместившихся зубов (функциональной ценности зуба), возраста больного и его общего состояния.
Выравнивание окклюзионной поверхности путем укорочения зубов производят с сохранением (при отсутствии болезненности) или удалением пульпы (при снятии значительного слоя твердых тканей зуба). Зубы после их укорочения покрывают искусственными коронками.
Однако более приемлем ортодонтический метод исправления окклюзионных нарушений, так как при этом не только сохраняются зубы, но и производится перестройка альвеолярного отростка и окклюзионных взаимоотношений (метод В.А. Пономаревой). При этом исходят из положения о том, что смещение зуба есть результат перестройки костной ткани альвеолярного отростка вследствие отсутствия функции: значит, при восстановлении функции жевания возможна и обратная перестройка, приводящая к правильному положению зуба. Пародонт зубов, оказавшихся в контакте с лечебными протезами, получает повышенную нагрузку, благодаря чему происходит морфологическая перестройка альвеолярного отростка, одновременно с этим перемешаются и зубы.
Ортодонтическая подготовка полости рта к протежированию показана при 1-ой клинической форме феномена Попова-Годона. Для этой цели применяют лечебный аппарат с накусочной площадкой. Он может быть съемным и несъемным. Первый представляет собой пластиночный протез с кламмерным креплением (опорно-удерживающий кламмер). Искусственные зубы ставят так, чтобы в контакте с ними находились лишь смещенные зубы. Щель между остальными зубами должна составлять около 2 мм. Лечебная пластинка должна быть хорошо припасована, не должна балансировать Форма окклюзионной поверхности, степень смешения зубов и контакт их с накусочной площадкой регулируются врачом. Необходимо два раза в месяц контролировать соотношение зубных рядов и корригировать высоту накусочной площадки, используя быстротвердеющую пластмассу.
Действие лечебной пластинки продолжается до тех пор, пока зубы-антагонисты не вступят в контакт. Если окклюзионная поверхность зубных рядов еще недостаточно выровнена (не полностью устранено смещение чубов), то вновь на накусочную площадку наращивают слой пластмассы толщиной 1-2 мм, производя при этом разобщение зубов-антагонистов. Окклюзионное соотношение зубов регулируется, таким образом, до тех пор, пока смешение зубов полностью или частично не ликвидируется и не появится возможность для выбора рациональной конструкции постоянного зубного протеза. В зависимости от топографии дефекта зубного ряда (концевой, включенный или сочетанный дефекты) конструкция лечебного аппарата варьирует. Так, при концевом дефекте с одной или двух сторон следует изготовить аппарат в виде дугового протеза. При одностороннем включенном дефекте и смещении антагонистов рекомендуется лечебный аппарат по типу съемного мостовидного протез.
При нарушении окклюзионной поверхности в области включенного дефекта исправить положение 1-2 чубов можно с помощью мостовидного протеза. Опорные зубы препарированию в этом случае не подвергаются. Тело мостовидного протеза представляет собой фасонное литье в виде решетки, на которой укрепляются пластмассовые зубы. Повышение высоты нижнего отдела лица производится на промежуточной части протеза. После выравнивания окклюзионной поверхности зубного ряда дефект его замещается протезом, конструкция которого выбирается в зависимости от показаний. До получения протеза больной должен постоянно носить лечебный аппарат, так как возможен рецидив.
Для ускорения перемещения зубов (ортодонтическое лечение в среднем составляет 3-4 месяца) предложен аппаратурно-хирургический метод лечения. Суть последнего состоит в декортикации или компактостсотомии альвеолярного отростка в области перемещаемых чубов, т.е. механическом ослаблении костной ткани альвеолярного отростка. После операции накладывают протез. Этим сокращается срок лечения. Противопоказаниями для кортикотомии являются II клиническая форма зубочелюстной деформации, заболевания пародонта.
Удаление сместившихся зубов показано при патологической подвижности их, неблагоприятном соотношении длины клинической коронки и корня, хроническом периодонтите, разрушенной коронке, значительном вертикальном перемещении зуба, при большом наклоне зуба в сторону дефекта, в преклонном возрасте, при общих хронических заболеваниях сердечно-сосудистой, нервной системы.
При резко выраженной гипертрофии альвеолярного отростка, кроме удаления расположенных в нем зубов, прибегают к экономной резекции альвеолярного отростка (альвеолотомии).
В 1955 г. Рубинов разработал учение о функциональных звеньях жевательной системы, а в 1962 г. дополнил его сведениями о рефлексах жевательной системы.
И.С. Рубинов делит жевательный аппарат на два звена: фронтальный и боковой отделы. В этих участках при одном и том же тонусе жевательных мышц развивается неодинаковое давление при жевании. В жевательное звено включаются следующие части:
а) опорная (пародонт);
б) моторная (мускулатура):
в) нервно-регулирующая;
г) соответствующие зоны васкуляризации и иннервации.
В жевательном звене происходит координированное взаимодействие всех частей.
Рефлексы, возникающие в области зубочелюстной системы в процессе жевания:
а) периодонто-мускулярный;
б) гингиво-мускулярный;
в) миотатический;
г) взаимосочетанные.
Периодонто-мускулярный рефлекс проявляется во время жевания естественными зубами, при этом сила сокращения жевательной мускулатуры регулируется чувствительностью рецепторов периодонта.
Гингиво-мускулярный рефлекс осуществляется после потери зубов, при пользовании съемными протезами, когда сила сокращения жевательной мускулатуры регулируется рецепторами слизистой оболочки, покрывающей твердое небо и беззубые участки альвеолярного отростка
Миотатический рефлекс проявляется при функциональных состояниях, связанных с растяжением жевательной мускулатуры. Начало миотатическому рефлексу дают импульсы, возникающие в рецепторах, находящихся в жевательных мышцах и сухожилиях.
Взаимосочетанныс рефлексы проявляются, например, при пользовании бюгельными протезами
И.С. Рубинов, описавший схему функционального жевательного аппарата и установивший периодонто-мускулярный и гингиво-мускулярный рефлексы, не учел пародонто-мускулярно-артикуляционный (суставной) рефлекс. В этом звене в физиологической норме наиболее реактивным является рецепторный аппарат пародонта и связок ВНЧС.
Импульсы по II и III ветвям тройничного нерва поступают в чувствительные ядра продолговатого мозга. Оттуда в чувствительные ядра зрительного бугра и далее в чувствительную зону переднего полушарии коры головного мозга. Там они переключаются с чувствительных на двигательные ядра и по нервным центробежным путям возвращаются к жевательным мышцам, вызывая реакцию сокращения. Чем больше опущена нижняя челюсть, тем больше растягивается жевательная мускулатура. Постепенно вырабатывается новая длина мышечного волокна в состоянии физиологического покоя. В этом состоит сущность функциональной предварительной перестройки миотатического рефлекса.
Методика.На верхнюю челюсть изготавливается съемная пластинка с накусочной площадкой во фронтальном отделе, где имеет место смыкание зубов (в боковых отделах - дезокклюзия) У больных, пользующихся съемными протезами, можно повысить высоту нижнего отдела лица на старых протезах. Все давление переносится на передние зубы, где величина жевательного давления в 2-2.5 раза меньше по сравнению с областью жевательных зубов (сила сжатия в области передних зубов - 30 кг, а в области моляров - 80 кг), поэтому субъективных расстройств в процессе перестройки рефлекса не наступает. Пластинкой пользуются постоянно.
Во время перестройки тонус мышц резко возрастает (в течение 2 недель), затем постепенно уменьшается. Следует вновь повысить высоту нижнего отдела лица - это метод последовательной дезокклюзии. Перестройка миотатического рефлекса происходит в среднем в течение 4-6 недель.
В клинике судят о перестройке по ощущениям больного (чувство комфорта возникает у больного с пластинкой во рту, без нее - чувство неудобства).
ЛДС. Подготовка полости рта к протезированию:
Терапевтическая | Сошлифовывание твердых тканей зубов Депульпирование Депульпирование + сошлифовывание Лечение кариеса и его осложнений Снятие зубных отложений: замена амальгамовых пломб |
Хирургическая | Удаление корней зубов, не используемых при протезировании Удаление зубов при обнажении корней на 1\3 и более Удаление зубов при значительном смещении Удаление зуба + резекция альвеолярного отростка - имплантация - пластика альвеолярного гребня |
Ортодонтическая | Несъемный протез с фасонным литьем Съемный протез с опорно-удерживающими кламмерами - морфологическая перестройка для устранения феномена Попова-Годона Накусочная пластинка Катца для перестройки миотатического рефлекса по Рубинову |
7. Ситуационные задачи:
1. У больного 72 лет имеется частичная потеря зубов. Зубная формула
На нижней челюсти 43 и 33 зубы имеют подвижность I степени. Отмечается вертикальное смещение 26 и 27 зубов с обнажением корней на 1\3 без видимого увеличения альвеолярного отростка.
Поставьте диагноз и укажите план лечения.
8. Задание на дом:
1. Написать принципы проведения специальных мероприятий по подготовке полости рта к протезированию.
2. Проработать литературу по темам 2-3.
9. Литература:
1. Курс лекций.
2. Гаврилов Е.И., Оксман ИМ. Ортопедическая стоматология
3. Гаврилов Е.И.. Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология
4. Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии.
5. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология.
6 Пономарева В.А. Механизмы развития и способы устранения зубочелюстных деформаций.
7. Рубинов II.C. Физиологические основы стоматологии.
Методические указания студентам
Для семинарского занятия №3
1. Тема занятия:
Мостовидные протезы с опорными штампованными коронками. Клинико-лабораторные этапы. Технологические приемы при изготовлении штампованных паянных мостовидных протезов. Припасовка искусственных коронок во рту пациента. Требования к правильно изготовленным и припасованным коронкам. Снятие рабочего слепка, подбор цвета при наличии комбинированных конструкций. Повторное определение центральной окклюзии.
2. Цель занятия:
Изучить клинико-лабораторные этапы изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов.
Студент должен знать:
1) понятие о мостовидных протезах с опорными штампованными коронками, их составные элементы.
2) особенности препарирования опорных чубов под паяный мостовидный протез.
3) требования к мостовидному протезу, припасованному в полости рта.
Студент должен уметь:
1) определять центральную окклюзию при изготовлении мостовидного протеза.
Студент должен ознакомиться:
1) с клинико-лабораторными этапами изготовления мостовидного протеза с литой промежуточной частью.
2) с клинико-лабораторными этапами изготовления мостовидного протеза с фасетками.
3) с возможными ошибками, их устранением.
3. Структура практического пятичасового занятия (200 минут):
Этапы занятия | Оборудование, учебные пособия | Время (мин) |
1. Организационный момент. | Академический журнал | 3 минуты |
2. Проверка домашнего задания, опрос. | Вопросник, учебные задачи, плакаты | 40 минут |
3. Объяснение учебного материала, демонстрация на пациенте. | Плакаты, слайды, компьютерные демонстрации, истории болезни, пациенты. | 40 минут |
4. Самостоятельная работа студентов: обследование пациента с частичным отсутствием зубов, заполнение истории болезни. | Пациент, истории болезни. | 110 минут |
5. Обобщение занятия. | 5 минут | |
6. Задание на дом. | 2 минут |
4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1. Понятие о мостовидных протезах, их составные элементы.
2. Показания к изготовлению мостовидных протезов.
3. Клинико-биологическое обоснование выбора конструкции мостовидного протеза.
4. Одонтопародонтограмма.
5. Виды мостовидных протезов, их конструктивные элементы.
6. Особенности препарирования опорных чубов под мостовидные протезы.
5. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Понятие о мостовидных протезах с опорными штампованными коронками, их составные элементы.
2. Особенности препарирования опорных чубов под паяный мостовидный протез.
3. Клинико-лабораторные этапы изготовления мостовидного протеза с литой промежуточной частью.
4. Клинико-лабораторные этапы изготовления мостовидного протеза с фасетками.
5. Требования к мостовидному протезу, припасованному в полости рта.
6. Определение центральной окклюзии при изгото