Лекция 1. Психогении в экстремальных ситуациях. Динамика психогений.

Лекция 1. Психогении в экстремальных ситуациях. Динамика психогений.

Психогении (от греч. psyche - душа и gemao - порождаю) -

расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.

В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.

Психическая травма - вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику. По интенсивности психотравмирующие воздействия делятся на массированные (катастрофические), внезапные и острые, приводящие к резкому подавлению адаптационных возможностей человека и т.д.

При переживании кризисной ситуации чаще всего встречаются такие реакции как:

- Плач

- Истероидные реакции

- Нервная дрожь

- Страх

- Психомоторное возбуждение

- Агрессивное поведение

- Ступор

- Апатия

Плачможно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса. Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

Признаки:

• человек уже плачет или готов разрыдаться;

• подрагивают губы;

• наблюдается ощущение подавленности;

• в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помощь:

• Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.

• Можно и желательно использовать элементарные приемы телесно ориентированной терапии: установите физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладьте по голове). Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

• Применение приемов «активного слушания» помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе.

• Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

• Не задавайте много вопросов, не давайте советов.

Истероидные реакции.

Признаки:

• сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;

• чрезмерное возбуждение,

• множество движений, театральные позы;

• речь эмоционально насыщенная, быстрая;

• крики, рыдания.

Помощь:

• Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку.

• Если это не опасно для Вас, останьтесь с пострадавшим наедине.

• Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

• Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»).

• После истерики наступает упадок сил. В этом случае уложите пострадавшего спать.

• До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

• Не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь.

Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней.

Признаки:

Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).

Помощь:

Нужно усилить дрожь. Для этого возьмите пострадавшего за плечи и сильно резко потрясите в течение 10 – 15 секунд, во время этого разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять это как нападение.

Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки

Страх.

Признаки:

• напряжение мышц (особенно лицевых);

• сильное сердцебиение;

• учащенное поверхностное дыхание;

• сниженный контроль собственного поведения.

Психомоторное возбуждение.

Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное что он может делать - это двигаться. Движения могут быть совсем простые («я побежал, а когда пришел в себя оказалось, что не знаю где нахожусь») или достаточно сложные («я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Признаки:

• движения резкие,

• бесцельные и бессмысленные действия;

• ненормально громкая речь;

• часто отсутствует реакция на окружающих.

Агрессивные реакции.

Признаки:

• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

• словесные оскорбления, брань;

• мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Помощь:

• Сведите к минимуму количество окружающих.

• Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

• Поручите пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

• Демонстрируйте благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

• Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

Ступор. Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Признаки:

• резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи,

• отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль),

• "застывание" в определенной позе,

• оцепенение, состояние полной неподвижности,

• возможно напряжение отдельных групп мышц,

• часто ограниченные координированные движения глаз.

Помощь:

• Сложите пострадавшему пальцы на обеих руках на основании большого пальца.

• Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями.

• Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

• Говорите пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Апатия.

Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, какие бы то ни было проявления эмоций отсутствуют.

Признаки:

• безразличное отношение к окружающему;

• вялость, заторможенность;

• речь медленная, с большими паузами.

Помощь:

• Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов («Как Вас зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»).

• Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

• Если нет возможности отдохнуть, то, разговаривая с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Лекция 1. Психогении в экстремальных ситуациях. Динамика психогений.

Наши рекомендации