Лекция 1. Психогении в экстремальных ситуациях. Динамика психогений.
Лекция 1. Психогении в экстремальных ситуациях. Динамика психогений.
Психогении (от греч. psyche - душа и gemao - порождаю) -
расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования.
В возникновении психогений существенную роль играет определенная готовность к «психическому срыву», развивающаяся на фоне ослабленности организма после перенесенного заболевания, длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт.
Психическая травма - вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику. По интенсивности психотравмирующие воздействия делятся на массированные (катастрофические), внезапные и острые, приводящие к резкому подавлению адаптационных возможностей человека и т.д.
При переживании кризисной ситуации чаще всего встречаются такие реакции как:
- Плач
- Истероидные реакции
- Нервная дрожь
- Страх
- Психомоторное возбуждение
- Агрессивное поведение
- Ступор
- Апатия
Плачможно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса. Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.
Признаки:
• человек уже плачет или готов разрыдаться;
• подрагивают губы;
• наблюдается ощущение подавленности;
• в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.
Помощь:
• Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.
• Можно и желательно использовать элементарные приемы телесно ориентированной терапии: установите физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладьте по голове). Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.
• Применение приемов «активного слушания» помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе.
• Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
• Не задавайте много вопросов, не давайте советов.
Истероидные реакции.
Признаки:
• сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;
• чрезмерное возбуждение,
• множество движений, театральные позы;
• речь эмоционально насыщенная, быстрая;
• крики, рыдания.
Помощь:
• Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку.
• Если это не опасно для Вас, останьтесь с пострадавшим наедине.
• Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
• Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»).
• После истерики наступает упадок сил. В этом случае уложите пострадавшего спать.
• До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
• Не потакайте желаниям пострадавшего.
Нервная дрожь.
Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней.
Признаки:
Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).
Помощь:
Нужно усилить дрожь. Для этого возьмите пострадавшего за плечи и сильно резко потрясите в течение 10 – 15 секунд, во время этого разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять это как нападение.
Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки
Страх.
Признаки:
• напряжение мышц (особенно лицевых);
• сильное сердцебиение;
• учащенное поверхностное дыхание;
• сниженный контроль собственного поведения.
Психомоторное возбуждение.
Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное что он может делать - это двигаться. Движения могут быть совсем простые («я побежал, а когда пришел в себя оказалось, что не знаю где нахожусь») или достаточно сложные («я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).
Признаки:
• движения резкие,
• бесцельные и бессмысленные действия;
• ненормально громкая речь;
• часто отсутствует реакция на окружающих.
Агрессивные реакции.
Признаки:
• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
• словесные оскорбления, брань;
• мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.
Помощь:
• Сведите к минимуму количество окружающих.
• Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
• Поручите пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
• Демонстрируйте благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
• Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
Ступор. Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.
Признаки:
• резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи,
• отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль),
• "застывание" в определенной позе,
• оцепенение, состояние полной неподвижности,
• возможно напряжение отдельных групп мышц,
• часто ограниченные координированные движения глаз.
Помощь:
• Сложите пострадавшему пальцы на обеих руках на основании большого пальца.
• Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями.
• Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
• Говорите пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).
Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
Апатия.
Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, какие бы то ни было проявления эмоций отсутствуют.
Признаки:
• безразличное отношение к окружающему;
• вялость, заторможенность;
• речь медленная, с большими паузами.
Помощь:
• Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов («Как Вас зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»).
• Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.
• Если нет возможности отдохнуть, то, разговаривая с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).
Лекция 1. Психогении в экстремальных ситуациях. Динамика психогений.