Современное понимание национальной системы здравоохранения.

Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан. В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:

- федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);

- органы и учреждения государственной системы ОМС;

- частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);

- общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности.

Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:

1. Лечебно-профилактические.

2. Охраны материнства и детства.

3. Санитарно-эпидемиологической службы.

4. Санаторно-курортные.

5. Патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы.

6. Аптечные.

7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики.

8. Образовательные и научно-исследовательские.

Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Ключевые вопросы деятельности:

- здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;

- качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;

- курортное дело;

- санитарно-эпидемиологическое благополучие;

- уровень жизни и доходов населения;

- оплата труда;

- пенсионное обеспечение;

- социальное страхование;

- условия и охрана труда;

- социальное партнерство и трудовые отношения;

- занятость населения и безработица;

- трудовая миграция;

- альтернативная гражданская служба;

- социальная защита;

- демографическая политика;

- физическая культура и спорт;

- туризм;

- защита прав потребителей.

Цели и задачи деятельности Министерства определены исходя из посланий Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития РФ и направлены на обеспечение достижения следующих целей:

- повышение материального уровня жизни населения;

- повышение уровня здоровья населения;

- обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;

- обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;

Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
- Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,
- Федеральной службы по труду и занятости,
- Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию,
- Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму,
- Пенсионного фонда РФ,
- Фонда социального страхования РФ,
- Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Необходимо отметить, что на Министерство здравоохранения и социального развития РФ возложен ряд полномочий бывшего Министерства труда, в частности функции по принятию и утверждению таких нормативно-правовых актов, как:

- Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

- размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы в зависимости от предъявляемых к работникам требований и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам;

- должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций применительно к условиям оплаты труда, утвержденным Правительством;

- порядок ведения пенсионной документации;

- порядок подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты;
- правила выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению и др.


Министерство здравоохранения и социального развития РФ в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства РФ.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.

Диспансеризация населения.

Диспансеризация - это комплекс мероприятий, обеспечивающий раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых,бронхолегочных, онкологических болезней, сахарного диабета), факторов риска этих заболеваний, совокупную оценку состояния здоровья человека с определением группы здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию факторов риска, предотвращение развития заболеваний, их осложнений и достижение активного долголетия.

Диспансеризация включает:

• комплексное обследование, позволяющее оценить состояние здоровья человека, выявить на самых ранних стадиях не только заболевания, но и саму предрасположенность к ним, а именно - факторы риска заболеваний. Объем и характер комплексного обследования зависит от пола и возраста человека. Все обследования в городских поликлиниках города Москвы проводятся на современном оборудовании с применением новейших методов диагностики;

• оказание квалифицированной медицинской помощи по коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний и ранних проявлений этих заболеваний; у лиц, имеющих доказанные заболевания, - проведение диспансерного наблюдения или оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Основными элементами диспансеризации в работе являются:

• активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса;

• полное клиническое обследование;

• динамическое наблюдение за состоянием здоровья;

• осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание, трудоустройство;

• знакомство с условиями труда и быта с целью установления связи между ними и выявленными заболеваниями, разработка мер по устранению вредных факторов среды и обеспечению наиболее благоприятных условий жизни человека;

пропаганда среди диспансерных контингентов рационального режима питания, труда и отдыха;

• периодическое обобщение данных об эффективности диспансеризации.

Диспансеризация включает:

ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением лабораторных и инструментальных исследований;

• дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;

• выявление заболеваний на ранних стадиях;

• определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;

• разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий, динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.

Диспансеризация включает в себя 4 последовательных этапа:

• определение диспансеризуемых контингентов населения;

• активное выявление больных и правильная организация их учета;

• активное систематическое наблюдение за диспансеризуемыми лицами, комплексное лечение, патронаж; • организация общественных профилактических мероприятий;

• диспансерная работа контролируется заведующим отделением.

Наши рекомендации