Эталоны ответов к экзаменационным вопросам УМКД ОП 08Общественное здоровье и здравоохранение. дЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Эталоны ответов к экзаменационным вопросам УМКД ОП 08Общественное здоровье и здравоохранение. дЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Развитие учения об общественном здоровье и здравоохранении.
Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное».
Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира.
Критерии оценки качества здравоохранения.
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров:
антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей);
физических(частота пульса, артериальное давление, температура тела);
биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.);
биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи, с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:
-отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
-доступность первичной медико-санитарной помощи.
-уровень иммунизации населения.
-степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
-состояние питания детей.
-уровень детской смертности.
-средняя продолжительность предстоящей жизни.
-гигиеническая грамотность населения.
Критерии общественного здоровья
Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
Показатели инвалидности.
Показатели физического развития.
Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (например, в течение года).
Основные факторы риска важнейших неинфекционных заболеваний и их социальное медицинское обеспечение.
Неинфекционные заболевания, известные также как хронические болезни, не передаются от человека человеку. Они возникают незаметно, имеют длительную продолжительность и, как правило, медленно прогрессируют. Четырьмя основными типами неинфекционных заболеваний являются сердечно-сосудистые болезни (такие как инфаркт и инсульт), онкологические заболевания, хронические респираторные болезни (такие как хроническая обструктивная болезнь легких и астма) и диабет.
Факторы риска различают:
модифицируемые, те, влияние которых можно устранить: табакокурение, злоупотребление алкоголем, стрессовые ситуации (дистрессы), несбалансированное питание, недостаточная физическая активность, избыточная масса тела, низкий культурный и образовательный уровень;
немодифицируемые, те, влияние которых нельзя устранить: возраст, пол, генетическая предрасположенность.
Для профилактической медицины больший интерес представляют модифицируемые факторы риска. Их можно разделить на факторы, связанные с образом жизни и факторы окружающей средой, которые, взаимодействуя с генетическими, ведут к появлению биологических факторов риска, через которые и происходит их реализация в заболевание.
Диспансеризация населения.
Диспансеризация - это комплекс мероприятий, обеспечивающий раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых,бронхолегочных, онкологических болезней, сахарного диабета), факторов риска этих заболеваний, совокупную оценку состояния здоровья человека с определением группы здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию факторов риска, предотвращение развития заболеваний, их осложнений и достижение активного долголетия.
Диспансеризация включает:
• комплексное обследование, позволяющее оценить состояние здоровья человека, выявить на самых ранних стадиях не только заболевания, но и саму предрасположенность к ним, а именно - факторы риска заболеваний. Объем и характер комплексного обследования зависит от пола и возраста человека. Все обследования в городских поликлиниках города Москвы проводятся на современном оборудовании с применением новейших методов диагностики;
• оказание квалифицированной медицинской помощи по коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний и ранних проявлений этих заболеваний; у лиц, имеющих доказанные заболевания, - проведение диспансерного наблюдения или оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
Основными элементами диспансеризации в работе являются:
• активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса;
• полное клиническое обследование;
• динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
• осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание, трудоустройство;
• знакомство с условиями труда и быта с целью установления связи между ними и выявленными заболеваниями, разработка мер по устранению вредных факторов среды и обеспечению наиболее благоприятных условий жизни человека;
пропаганда среди диспансерных контингентов рационального режима питания, труда и отдыха;
• периодическое обобщение данных об эффективности диспансеризации.
Диспансеризация включает:
ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением лабораторных и инструментальных исследований;
• дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;
• выявление заболеваний на ранних стадиях;
• определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;
• разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий, динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.
Диспансеризация включает в себя 4 последовательных этапа:
• определение диспансеризуемых контингентов населения;
• активное выявление больных и правильная организация их учета;
• активное систематическое наблюдение за диспансеризуемыми лицами, комплексное лечение, патронаж; • организация общественных профилактических мероприятий;
• диспансерная работа контролируется заведующим отделением.
Информация и здоровье
Информация может оказать двоякое влияние на здоровье человека в зависимости от того, какого содержания она: позитивная, способствующая укреплению здоровья, или негативная. Источником позитивной информации являются медицинские работники. Они пропагандируют основы здорового образа жизни, дают рекомендации по интересующим вопросам профилактики заболеваний, по вопросам укрепления здоровья, о факторах риска и т.д. Наряду с медработниками позитивную информацию распространяют педагоги, средства массовой информации. Однако некоторые из них распространяют негативную информацию, псевдонаучную. Понятно, что такая информация, а также реклама алкогольных напитков, курения, других факторов риска оказывает отрицательное влияние на здоровье, т.к. увеличивается число лиц с нездоровым образом жизни, не соблюдающих гигиенические рекомендации или неправильно их выполняющих. Поэтому информация должна быть достоверной и своевременной.
Необходимо отметить, что наше население имеет низкий уровень информированности. И причина этого в недостатке соответствующей литературы. Медицинская литература в основном посвящена лечению, а не профилактике заболеваний, больным, а не здоровым.
Возраст и здоровье
Между возрастом и состоянием здоровья человека существует определённая зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Но эта зависимость не является строго прямолинейной, она имеет вид образной кривой. Именно так изменяется один из показателей общественного здоровья – смертность. Наряду со смертностью в старческом возрасте, смертность встречается и в молодых возрастных группах. Наиболее высокие уровни смертности наблюдаются в возрасте до 1 года и в пожилом возрасте старше 60 лет. После 1 года уровень смертности снижается и достигает минимума в возрасте 10-14 лет. Для этой группы возрастной показатель смертности минимальный (0,6%). В последующем возрасте смертность постепенно возрастает и особенно быстро после 60 лет.
Следует подчеркнуть, что здоровье необходимо беречь смолоду, поскольку, во-первых, большая часть детей ещё здорова, а у некоторых имеются начальные признаки заболеваний, которые можно устранить; во-вторых, детский и подростковый возраст имеет ряд анатомо-физиологических особенностей, психофизические особенности, отличается несовершенством многих функций и повышенной чувствительностью к неблагоприятным факторам среды. Вот почему именно с детства нужно научить ребёнка соблюдать здоровый образ жизни и другие мероприятия по укреплению здоровья.
Здоровье и его критерии.
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Критерии здоровья:
· отсутствие болезни
· Нормальное функционирование организма в системе «человек-окружающая среда»
· Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие
· Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
· способность к полноценному выполнению основных функций
Культура и здоровье
Уровень культуры населения имеет непосредственное отношение к его здоровью. Культура в данном случае понимается широко (т.е. культура вообще) и медицинская культура – как часть общечеловеческой культуры. Конкретно влияние культуры на здоровье сводится к тому, что чем ниже уровень культуры, тем выше вероятность возникновения заболеваний, тем ниже другие показатели здоровья. Непосредственное и наиболее важное значение для здоровья имеют следующие элементы культуры:
культура питания,
культура проживания, т.е. поддержание жилья в соответствующих условиях,
культура организации досуга (отдыха),
гигиеническая (медицинская) культура: соблюдение правил личной и общественной гигиены зависит от культуры человека (культурный их соблюдает, и наоборот).
При соблюдении указанных гигиенических мероприятий показатель уровня здоровья будет выше.
Специальные
Коэффициент общей плодовитости (фертильности) дает углубленное представление о размерах рождаемости. Принято считать плодовитым (детородным, фертильным, производственным) возраст женщин 15–49 лет. Представляет собой отношение числа рождений за год у женщин детородного возраста к численности женщин детородного возраста, выражается в расчете на 1000 (в промиллях)
Повозрастные коэффициенты плодовитости – отношение числа рождений за год у женщин определенного возраста к численности женщин той же возрастной группы, выражается в расчете на 1000 (в промиллях):
Суммарный коэффициент рождаемости характеризует среднее число детей, которое родит женщина условного поколения в течение всего репродуктивного периода. Рассчитывается как сумма повозрастных коэффициентов для возрастов от 15 до 49 лет. Деление на 1000 производят, чтобы привести значение коэффициента к 1 женщине.
Коэффициент брачной плодовитости (устранение влияния размеров брачности) – отношение числа рождений у женщин, состоящих в браке, к численности женщин в плодовитом возрасте (15–49 лет), состоящих в браке, выражается в расчете на 1000 (в промиллях)
Здоровье и образ жизни.
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие. Уровни здоровья в медико-социальных исследования
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет, а во всём мире — на шесть лет.
Показатели здоровья.
Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса,артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и другихбиомаркеров.
Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи, с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:
отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
доступность первичной медико-санитарной помощи.
уровень иммунизации населения.
степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
состояние питания детей.
уровень детской смертности.
средняя продолжительность предстоящей жизни.
гигиеническая грамотность населения.
Здоровый образ жизни
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья[26].
Организация работы на ФАПе
Основное значение в структуре сельского врачебного участка имеет ФАП.
ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке.
Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.
ФАП может быть организован при числе жителей в сельском населённом пункте от 700-900 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 2 км.
300-700 человек при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 4 км.
300 и менее человек, если расстояние 6 км.и более.
В штат ФАПа вводится медицинская сестра - 0.5 ставки при числе жителей 900-1300 человек, 1 ставка – 1300-1800 человек.
Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:
· процедурная;
· комната фельдшера и акушерки;
· комната экстренного приема родов;
· комната временного пребывания пациентов;
· санузел для персонала;
· санузел для пациентов;
· санитарная комната.
· Оснащенность ФАПа по стандарту перечислена в приказе в приложении №17.
Образование населения и средства массовой информации.
Средства массовой информации выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных её ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.Формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение- состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.
На СМИ как фактор социализации возложен ряд функций, в том числе: 1) информационная (является источником разнообразной информации); 2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное); 3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении[7]. Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни". В связи с тем, что самоизменение человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение". Помимо отрицательго воздействия СМИ на, подростка возникает опасность оторванности его от реальной жизни: у ребенка, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он главный участник событий. В данной ситуации он осуществляется как Homoprobabilis - человек Возможный или Вероятный, т. е. он все время удерживается в напряжении несовпадения с самим собой[8] его сознание проживает опыт, не имеющий ничего общего с фактическим телесным опытом. СМИ создало совершенно новую ситуацию в процессе формирования потребностей. Кино и телевидение практически безгранично раздвигают перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни. В результате могут сформироваться потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями. Однако мониторинг социологических исследований, проведенный Центром социологии образования Российской Академии образования показал, что учащиеся, регулярно пользующиеся компьютером, имеют более высокие оценки не только по информатике, математике и предметам естественнонаучного цикла, но и по гуманитарным предметам (академическая успешность), а также значительно чаще посещают выставки, музеи, театры, концерты. Таким образом, влияние средств массовой информации на социализацию подростка неоднозначно, в связи с чем перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса; при правильном стиле общения взрослого с ребенком с помощью СМИ, с одной стороны, можно уберечь подрастающее поколение от вредных влияний медиа, а с другой - сформировать у него критическое мышление и способность к исследовательскому анализу получаемой информации.
Эталоны ответов к экзаменационным вопросам УМКД ОП 08Общественное здоровье и здравоохранение. дЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО