Врач обязан помнить, что безопасность и эффективность прививки зависят от качества вакцины, от здоровья ребёнка и этики проведения этой иммунобиологической операции.

Сложилась довольно странная традиция: вакцинологии – дисциплины, предмета – как бы и не существует в медицине, а «неприкасаемые» прививки не относятся к... иммунологии.

Иммунопрофилактика без иммунной системы!

Студентам-медикам вопрос вакцинации освещается лишь с одной стороны и только положительной – «пользы в победе над инфекционными болезнями». В целом же эта медицинская «помощь» в бытующем варианте никак не соотносится ни со здоровьем современных детей, ни с изменившейся окружающей средой, ни с эволюционными особенностями микроорганизмов, ни с изначальными представлениями о предназначении вакцин. Дети продолжают подвергаться массированному медицинскому вмешательству, начиная с новорождённости до юношеского возраста.

Сбор материалов по анализируемым вопросам занял у меня более 35 лет, из них 12 лет работы в ГНИИ контроля. Информация, которую я здесь представляю, включает:

1. собственные экспериментальные данные (3-5);

2. не только мои, но и совместные работы, а также публикации многочисленных авторов, в их числе и контролеров ГНИИ контроля о низком уровне качества отечественных вакцин, давно устаревших методов изучения их активности и безопасности; особенно много публикаций о «неусовершенствованной вакцине АКДС», о чем пишут со дня её внедрения в практику детского здравоохранения; между тем, именно такую вакцину продолжают ввозить нам и зарубежные «помощники», а мы вводим её массово грудным детям (!);

3. публикации о малой эффективности БЦЖ в борьбе с туберкулёзом и её опасности для новорождённых, особенно с ослабленной иммунной системой;

4. знание обстановки на отечественных предприятиях, производящих противовирусные и антибактериальные вакцины;

5. документы ГНИИ контроля об условии изготовления и контроля вакцин, о чем я в свое время писала: «Закрой этот контрольный орган, наши вакцины от этого не будут ни лучше, ни хуже...»;

6. сведения (благодаря моему пребыванию в ГНИИ контроля) о том, что ни одна вакцина не изучена по её влиянию на иммунокомпетентные клетки, не поставлено ни одного эксперимента на животных в такой последовательности, как вводят вакцины детям, отсутствует прогноз отдалённых последствий от состояния «напряженности иммунитета», продолжающегося многие годы;

7. противопоказания, существовавшие до конца 90-х годов, но мало кому известные и совершенно не учитываемые врачами при осуществлении прививок;

8. положения о диагностических службах, отвечающих на вопросы: нужно ли и можно ливакцинировать конкретного ребёнка;

9. существование приказа №260 от 11 апреля 1960 г. Минздрава СССР о том, что необходимо укомплектовать санитарно-эпидемиологические станции врачами-иммунологами, поскольку «полноценность работы в области специфической профилактики в значительной степени зависит от квалификации врачей-иммунологов»... Увы! – «а воз и ныне там»...

10. наличие перечня «обилия поствакцинальных осложнений»,прежде всего на БЦЖ и АКДС;

11. документы – научные публикации, цинично и открыто демонстрирующие использование в нашей стране неограниченного числа детей – «добровольцев в эксперименте» –при изучении активности и безопасности новых вакцин, среди них и импортных, о чем не ставят в известность родителей (!!!);

12. публикации Всемирной организации здравоохранение (ВОЗ), не только комитета по РПИ, в связи с международной практикой использовании вакцин;

13. сведения о комитетах по биоэтике, о целях и задачах биоэтики,проблемах и перспективах, регулирующих правовые и законодательные взаимоотношения между гражданином-пациентом (в том числе и добровольцев в эксперименте)и органами здравоохранения;

14. документы «Этического кодекса Совета международных медицинских организаций(CIOMS) по проведению экспериментов с использованием животных» (из публикаций и личных контактов), а также знания о некачественном, «античеловеческом», нестандартном содержании экспериментальных животных в наших вивариях, принадлежащих предприятиям по изготовлению вакцин и ГНИИ контроля, об антигуманном и безнравственном обращении с ними, об ограниченном использовании альтернативных биологических моделей, помогающих получать значительно более достоверные результаты; отсутствие качественных экспериментальных моделей сделало наши препараты востребованными только у нас в стране – на национальном уровне, выход на международный рынок закрыт! Последнее подтверждает бытовавшую ранее ложь о том, что «советские вакцины – лучшие в мире»...

Таким образом, широчайший диапазон вопросов по междисциплинарным исследованиям даёт представление о том, что такое вакцинология,как она неоднозначна, когда рассматривается с точки зрения иммунологии, иммуногенетики и многочисленных других проблем.

Прививка вакциной,вакцинопрофилактика, как любое открытие, имеет свою историю: от заветов Эд. Дженнера (29, 30) до «дьявольского упорства РПИ ВОЗ» (31)...

В данном случае изучение истории необходимо не только ради знаний истинного предназначения вакцин, но и для того, чтобы молодёжь могла сравнивать, совершенствовать и выбирать лучшее в предлагаемой профилактике здоровья.

Надо сказать, что в любой дисциплине есть примеры, относящиеся к разряду хрестоматийных, которые десятилетиями кочуют из статьи в статью, из монографии – в другую монографию, намертво врастая цитатами не только в страницы учебников, но и в сознание человека. Именно по такой схеме переписывают публикации о победе оспы, одержанной будто бы благодаря «поголовной противооспенной вакцинации всех жителей всех стран» (26а, с. 5).

Но мало кому известны иные, очень важные сведения (даже врачам-вакцинаторам!) о том, что задолго до объявленной ВОЗ победы над оспой (1980 г.) многочисленные страны отказались от применения осповакцины из-за нарастания поствакцинальных осложнений, в основном -на центральную нервную систему(10, 11,32, 33). Огромное число публикаций по поствакцинальным осложнениям свидетельствует о том, что нет ни одной области медицины, куда бы прививки не привнесли ятрогенные повреждения. Вмешательство в иммунную систему не может рассматриваться как нечто изолированное от функций других систем – органов, тканей, клеток организма в целом.

В «Очерках истории здравоохранения России» (под ред. акад. РАМН О.П. Щепина, М, 1999 г.) на с. 419 читаем: «Объявленная основным принципом советского здравоохранения профилактика, сыгравшая большую роль на первом этапе развития здравоохранения в борьбе с эпидемиями, постепенно обросла пустыми декларациями, общими лозунгами и на деле перестала быть методом активной борьбы за сохранение здоровья народа»(выделено мной – Г.П.Ч.). Сказанное тем более важно, что профилактика «только прививками» не может обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие ни населения, ни государства: вспышки дифтерии продолжаются, туберкулёз не только не исчез, но и катастрофически растёт число заболевших им...

Стратегия вакцинации в каждой стране своя, в зависимости от эпидемиологической необходимости. Так, в США, очевидно, учитывая все современные экологические беды, обрушившиеся на детей в XX веке, прививки осуществляют по методам и системе, резко отличающейся от нашей. Достаточно сказать об отсутствии вакцинации БЦЖ новорождённых, а две первые прививки против полиомиелита осуществляются убитой (инактивированной) вакциной.

Наши рекомендации