По разделу № 2 «Краниология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
По разделу № 2 «Краниология»
по дисциплине «Анатомия»
Индекс 2.Б.7
Направление подготовки 31.05.02 Педиатрия
Квалификация (степень) специалист
Форма обучения очная
Курс 1
Семестр 1
Методические указания разработаны на основании Рабочей программы по дисциплине «Анатомия», утвержденной в 2014 г. по специальности Педиатрия 31.05.02, Инструктивно-методических материалов для преподавателей под ред. Н. А. Харлова, 2009
Методические указания разработали
Фамилия И.О. | Должность | Ученая степень, ученое звание | Кафедра |
Машак А.Н. | Заведующий кафедрой | Д.м.н., профессор | Анатомии человека |
Залавина С.В. | Профессор | Д.м.н., доцент | Анатомии человека |
Васильева О.В. | Доцент | К.м.н., доцент | Анатомии человека |
Аристова Е.С. | Доцент | К.м.н., доцент | Анатомии человека |
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры анатомии человека
Протокол № 1 от 28.08. 2014 г.
Зав.кафедрой Машак А.Н., д.м.н., профессор ____________
Актуализация | Протокол заседания кафедры №__ от _____________ |
№ п/п | Этап практического занятия | Примерное распределение учебного времени (%) |
1. | Организационная часть | ~5% |
1.1. | Приветствие, овладение вниманием аудитории, установление контакта с аудиторией | |
1.2. | Проверка присутствующих (отсутствующих), записи в журнале | |
Введение | ~5% | |
2.1. | Сообщение темы, цели (актуальность и проблемность практического занятия), план практического занятия | |
3. | Контроль материала | ~30% |
3.1. | Входной контроль (коллективный): тестирование | |
3.2. | Фронтальный опрос/дискуссия по анатомическим препаратам и методическим пособиям. | |
4. | Основная часть занятия | ~50% |
4.1. | Введение в новую тему с демонстрацией анатомических препаратов и методических пособий. | |
4.2. | Инструктаж по технике безопасности | |
4.3. | Выдача методических указаний | |
4.4. | Самостоятельная практическая работа студентов по анатомическим препаратам и методическим пособиям. | |
4.5. | Индивидуальное и групповое консультирование при выполнении заданий | |
5. | Заключительная часть | ~10% |
5.1 | Подведение итогов практической работы. Оценка результатов, ответы на вопросы. Информация для студентов, которые получили неудовлетворительные оценки | |
5.2 | Задание для самостоятельной работы, источники информации, рекомендуемая литература | |
6. | Завершение занятия, оформление учебного журнала |
Регламент проведения практического занятия
На кафедре анатомии человека
Примечание:отдельные практические занятия могут отличаться по продолжительности этапов.
Тема 2.1. Кости мозгового черепа
Введение
Цель занятия:
Зн.3 - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма взрослых, детей и подростков на основе на основе структурной организации… тканей и органов
Зн.4 - строение и топографию тканей, органов и систем организма взрослых, детей и подростков во взаимодействии с их функцией в норме
Зн.5 - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового… организма взрослого, ребенка и подростка
Ум.1 - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
Ум.2 - пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовывать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов
Ум.3 - демонстрировать на анатомических препаратах и других наглядных пособиях основные элементы строения органов человека
Вл.1 - медико-анатомическим понятийным аппаратом
Контроль материала(критерии оценивания прописаны в Приложении 2)
I.Тестовый контроль
II.Вопросы для фронтального опроса:
1. Назвать и продемонстрировать части лобной кости:
2. Анатомическая характеристика решетчатой кости.
3. Назвать и продемонстрировать части клиновидной кости:
4. Назвать и продемонстрировать части затылочной кости:
5. Анатомическая характеристика теменной кости. Определение принадлежности теменной кости к стороне тела.
6.Определить принадлежность препарата височной кости к стороне тела.
7.Назвать и продемонстрировать части височной кости
8. Особенности строения лобной кости новорожденного и сроки её окончательной оссификации. Лобная пазуха
9. Особенности строения затылочной кости новорожденного, сроки её окончательной оссификации.
10. Особенности строения клиновидной кости новорожденного и сроки её оссификации. Клиновидная пазуха.
11. Особенности строения теменной кости новорожденного и сроки её окончательной оссификации.
III. Решение ситуационных задач (примерный перечень приведен в Приложении 3).
Основная часть занятия
I.Инструктаж по технике безопасности при работе с трупным материалом (здесь и далее):
- работать следует в перчатках, используя для демонстрации анатомический пинцет
- избегать контакта растворов со слизистыми оболочками глаз, ротовой полости
- в случае попадания раствора на слизистые оболочки немедленно промыть их проточной водой, в случае необходимости немедленно обратиться в медицинский пункт лабораторного корпуса НГМУ
II.Самостоятельная практическая работа на занятии.
Уметь продемонстрировать на препаратах:
1. Височная кость 2. Пирамида (каменистая часть) 3. Барабанная часть 4. Чешуя височной кости 5. Сосцевидный отросток 6. Крыша барабанной полости 7. Тройничное вдавление пирамиды 8. Внутренне слуховое отверстие и внутренний слуховой проход 9. Скуловой отросток 10. Нижнечелюстная ямка 11. Суставной бугорок 12. Наружное отверстие сонного канала 13. Внутренне отверстие сонного канала 14. Сонный канал 15. Расщелина большого каменистого нерва 16. Расщелина малого каменистого нерва 17. Борозда большого каменистого нерва 18. Борозда малого каменистого нерва 19. Шилососцевидное отверстие 20. Каменистая ямочка 21. Наружная апертура водопровода преддверья 22. Наружная апертура канала улитки 23. Поддугообразная ямка 24. Мышечно-трубный канал 25. Каменисто-барабанная щель 26. Каменисто-чешуйчатая щель 27. Барабанно-сосцевидная щель 28. Яремная ямка 29. Верхняя челюсть 30. Тело верхней челюсти 31. Лобный отросток 32. Альвеолярный отросток 33. Скуловой отросток 34. Небный отросток 35. Глазничная поверхность 36. Носовая поверхность 37. Нижневисочная поверхность 38. Подглазничная борозда 39. Поглазничный канал 40. Подглазничное отверстие 41. Бугор верхней челюсти 42. Верхнечелюстные отверстия 43. Слезная борозда 44. Верхнечелюстная пазуха 45. Большой небная борозда | 46. Резцовая борозда 47. Зубные альвеолы 48. Межальвеолярные перегородки 49. Нижняя челюсть 50. Тело нижней челюсти 51. Подбородочный выступ 52. Двубрюшная ямка нижней челюсти 53. Челюстно-подъязычная линия 54. Альвеолярная дуга 55. Зубные альвеолы 56. Угол нижней челюсти 57. Ветвь нижней челюсти 58. Жевательная бугристость 59. Крыловидная бугристость 60. Вырезка нижней челюсти 61. Мыщелковый отросток нижней челюсти 62. Крыловидная ямочка 63. Венечный отросток нижней челюсти 64. Отверстие нижней челюсти 65. Подъязычная кость 66. Тело подъязычной кости 67. Малый рог подъязычной кости 68. Большой рог подъязычной кости 69. Небная кость 70. Перпендикулярная пластинка 71. Клиновидный отросток 72. Глазничный отросток 73. Пирамидальный отросток 74. Клиновидно-небное отверстие 75. Гребень носовой раковины 76. Горизонтальная пластинка 77. Большое небное отверстие 78. Малое небное отверстие 79. Слезная кость 80. Сошник 81. Носовая кость 82. Скуловая кость 83. Скуло-глазничное отверстие 84. Скуло-лицевое отверстие 85. Скуло-височное отверстие 86. Лицевая поверхность 87. Височная поверхность 88. Глазничная поверхность Нижняя носовая раковина |
Заключительная часть
I. Список литературы:
1.Список основной литературы
· Анатомия человека : учебник для студентов медицинских вузов: в 3т. / М. Р. Сапин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - , Т.1 608 с.
· Атлас анатомии человека : учебное пособие для студентов медицинских вузов: в 4т. / Р. Д. Синельников. - М. : Новая волна, 2010. - , Т.1 344 с.
2.Список дополнительной литературы
Атлас анатомии человека / Ф. Неттер ; ред. Н. О. Бартош [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2007. - 624 с.
II.Oснащение занятия:
Демонстрационные препараты.
|
Тема 2.2. Кости лицевого черепа. Соединения костей черепа. Основание черепа. Стадии развития черепа. Особенности строения черепа у детей и подростков.
Введение
Цель занятия:
Зн.2 - антропогенез и онтогенез человека
Зн.3 - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма взрослых, детей и подростков на основе на основе структурной организации… тканей и органов
Зн.4 - строение и топографию тканей, органов и систем организма взрослых, детей и подростков во взаимодействии с их функцией в норме
Зн.5 - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового… организма взрослого, ребенка и подростка
Ум.1 - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
Ум.2 - пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовывать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов
Ум.3 - демонстрировать на анатомических препаратах и других наглядных пособиях основные элементы строения органов человека
Вл.1 - медико-анатомическим понятийным аппаратом
Контроль материала(критерии оценивания прописаны в Приложении 2)
I.Тестовый контроль
II.Вопросы для фронтального опроса:
1. Назвать и показать на черепе верхнюю челюсть.
2. Определить принадлежность верхней челюсти к стороне тела.
3. Дать анатомическую характеристику тела верхней челюсти и поверхностей. Верхнечелюстная пазуха.
4. Анатомическая характеристика отростков верхней челюсти.
5. Анатомическая характеристика нижней челюсти.
6. Назвать и показать на черепе слёзную, носовую кости, сошник, нижнюю носовую раковину.
7. Дать анатомическую характеристику нёбной кости и продемонстрировать её на черепе.
8. Назвать типы и виды соединений костей черепа (примеры)
9. Характеристика височно-нижнечелюстного сустава.
10. Виды движений в височно-нижнечелюстном суставе.
11. Анатомическая граница между крышей и основанием мозгового черепа.
12. Отделы внутренней поверхности основания черепа:
13. Наружная поверхность основания черепа, её анатомические образования и отверстия.
14. Сроки зарастания родничков, сроки формирования швов мозгового черепа.
15. Особенности строение височной кости новорожденного.
16. Особенности строения верхней челюсти новорожденного
17. Особенности строения нижней челюсти новорожденного
18. Сроки окончательного синостозирования костей мозгового черепа
III. Решение ситуационных задач (примерный перечень приведен в Приложении 3).
Основная часть занятия
Самостоятельная практическая работа на занятии: показать на препаратах
|
|
Заключительная часть
I. Список литературы:
1.Список основной литературы
· Анатомия человека : учебник для студентов медицинских вузов: в 3т. / М. Р. Сапин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - , Т.1 608 с.
· Атлас анатомии человека : учебное пособие для студентов медицинских вузов: в 4т. / Р. Д. Синельников. - М. : Новая волна, 2010. - , Т.1 344 с.
2.Список дополнительной литературы
Атлас анатомии человека / Ф. Неттер ; ред. Н. О. Бартош [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2007. - 624 с.
II.Oснащение занятия:
|
Крыловиднонебная ямки.
Введение
Цель занятия:
Зн.2 - антропогенез и онтогенез человека
Зн.3 - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма взрослых, детей и подростков на основе на основе структурной организации… тканей и органов
Зн.4 - строение и топографию тканей, органов и систем организма взрослых, детей и подростков во взаимодействии с их функцией в норме
Зн.5 - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового… организма взрослого, ребенка и подростка
Ум.1 - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
Ум.2 - пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовывать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов
Ум.3 - демонстрировать на анатомических препаратах и других наглядных пособиях основные элементы строения органов человека
Вл.1 - медико-анатомическим понятийным аппаратом
Контроль материала(критерии оценивания прописаны в Приложении 2)
I.Тестовый контроль
II.Вопросы для фронтального опроса:
- Подвисочная яма, её границы и сообщения.
- Височная яма, её границы и сообщения.
3. Глазница и её стенки
4. Сообщения глазницы
5. Крыло-небная ямка, её стенки
6. Сообщения крыло-небной ямки
7. Носовая полость, её стенки
8. Носовые ходы, чем они образованны
9. Сообщения носовой полости
10. Воздухоносные пазухи костей черепа и их сообщения
11. Прямая обзорная рентгенограмма черепа
12. Боковая обзорная рентгенограмма черепа
13. Соотношения мозгового и лицевого отделов черепа новорожденного
14. Периоды активного роста мозгового и лицевого отделов черепановорожденного
15. Особенности строения лицевого черепа новорожденного
16. Особенности строения носовой полости новорожденного, её возрастные преобразования
III. Решение ситуационных задач (примерный перечень приведен в Приложении 3).
Основная часть занятия
Самостоятельная практическая работа на занятии:
1. Повторить материал раздела по препаратам, муляжам и таблицам, ориентируясь на вопросы для фронтального опроса занятий № 2.1-2.3.
2. Повторить материал лекционный:
· Строение и развитие черепа
Заключительная часть
I. Список литературы:
1.Список основной литературы
· Анатомия человека : учебник для студентов медицинских вузов: в 3т. / М. Р. Сапин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - , Т.1 608 с.
· Атлас анатомии человека : учебное пособие для студентов медицинских вузов: в 4т. / Р. Д. Синельников. - М. : Новая волна, 2010. - , Т.1 344 с.
2.Список дополнительной литературы
Атлас анатомии человека / Ф. Неттер ; ред. Н. О. Бартош [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 624 с.
II.Oснащение занятия: см. занятия №№ 2.1-2.2
Введение
Цель занятия:
Зн.2 - антропогенез и онтогенез человека
Зн.3 - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма взрослых, детей и подростков на основе на основе структурной организации… тканей и органов
Зн.4 - строение и топографию тканей, органов и систем организма взрослых, детей и подростков во взаимодействии с их функцией в норме
Зн.5 - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового… организма взрослого, ребенка и подростка
Ум.1 - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
Ум.2 - пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовывать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов
Ум.3 - демонстрировать на анатомических препаратах и других наглядных пособиях основные элементы строения органов человека
Вл.1 - медико-анатомическим понятийным аппаратом
Рубежный контроль материала - контрольный опрос(критерии оценивания прописаны в Приложении 2). К контрольному опросу допускаются студенты, не имеющие не отработанных пропущенных занятий и лекций (регламент отработок прописан в Приложении 1)
- Компьютерное тестирование (примерный перечень вопросов размещен: ngmu.ru – кафедра анатомии человека – документы – педиатрический факультет – тесты).
- Устный индивидуальный опрос по практической части раздела:
1. Граница между сводом и основанием черепа.
2. Затылочная кость: части, большое затылочное отверстие, наружный затылочный выступ, верхняя выйная линия, нижняя выйная линия, наружный затылочный гребень.
3. Затылочная кость: части, крестообразное возвышение, внутренний затылочный выступ, борозда поперечного синуса, внутренний затылочный гребень.
4. Затылочная кость: части, затылочный мыщелок, подъязычный канал, мыщелковая ямка, яремная вырезка, яремный отросток, борозда сигмовидного синуса, скат, глоточный бугорок.
5. Клиновидная кость: части, турецкое седло, гипофизарная ямка, бугорок седла, спинка седла, бороздка перекреста зрительных нервов, зрительные каналы, сонная борозда.
6. Клиновидная кость: части, клиновидный гребень, клиновидный клюв, клиновидные раковины, апертура клиновидной пазухи, верхняя глазничная щель.
7. Клиновидная кость. Большое крыло: поверхности, круглое отверстие, овальное отверстие остистое отверстие, пальцевидные вдавления, мозговые возвышения ,артериальные борозды, подвисочный гребень.
8. Клиновидная кость: части, крыловидный канал, ость клиновидной кости, медиальная и латеральная пластинки крыловидного отростка, крыловидный крючок.
9. Теменная кость: края и углы, определить принадлежность кости к правой или левой половине.
10. Теменная кость: теменной бугор, верхняя и нижняя височные линии, борозда верхнего сагиттального синуса, борозда сигмовидного синуса. Ямочки грануляции паутинной оболочки, пальцевидные вдавления ,мозговые возвышениия, артериальные борозды .
11. Лобная кость: части, лобные бугры, надглазничный край ,скуловой отросток .
12. Лобная кость: части, надглазничная вырезка (отверстие), лобная вырезка, височная линия, надбровная дуга, надпереносье, скуловой отросток .
13. Лобная кость: части, борозда верхнего сагиттального синуса, лобный гребень, слепое отверстие, пальцевидные вдавления, мозговые возвышения, решетчатая вырезка.
14. Лобная кость: части, ямка слезной железы, блоковая ямка, блоковая ость, носовая ость, апертура лобной пазухи.
15. Решетчатая кость: глазничная пластинка кости, лабиринты, ячейки, петушиный гребень, носовые раковины, носовые ходы.
16. Височная кость: части, поверхности каменистой части, края пирамиды, верхушка, наружный слуховой проход, его отверстие.
17. Височная кость: части, расщепления и борозды большого и малого каменистого нервов, тройничное вдавление, каменисто-чешуйчатая щель, дугообразное возвышение, крыша барабанной полости.
18. Височная кость: части, борозда верхнего каменистого синуса, внутреннее слуховое отверстие, внутренний слуховой проход, поддуговая ямка, наружная апертура (отверстие) водопровода преддверия .
19. Височная кость: части, борозда нижнего каменистого синуса, наружная апертура канальца улитки, яремная вырезка, яремная ямка, наружное и внутреннее отверстия сонного канала.
20. Височная кость: части, каменистая ямочка, нижнее отверстие барабанного канальца, шиловидный отросток, шилососцевидное отверстие, сосцевидный отросток.
21. Височная кость: части, сосцевидный отросток, сосцевидная вырезка, борозда затылочной артерии, сосцевидное отверстие, борозда сигмовидного синуса.
22. Височная кость: части, барабанно-чешуйчатая щель, ее части (каменисто-чешуйчатая и каменисто –барабанная щели), барабанно-сосцевидная щель. Скуловой отросток, нижнечелюстная ямка, суставной бугорок.
23. Височная кость: части, височная поверхность чешуи, мозговая поверхность, пальцевидные вдавления, мозговые возвышения, артериальные борозды, нижнечелюстная ямка, скуловой отросток.
24. Верхняя челюсть: части, поверхности тела, верхнечелюстная расщелина, отростки, подглазничный край, подглазничное отверстие.
25. Верхняя челюсть: части, поверхности тела, подглазничное отверстие, клыковая ямка, носовая вырезка, передняя носовая ость, подглазничный канал, подглазничная борозда, подглазничное отверстие, слезная вырезка.
26. Верхняя челюсть: части, поверхности тела , альвеолярная дуга, альвеолы, межальвеолярные перегородки, альвеолярные возвышения, бугорок верхней челюсти, большая небная борозда.
27. Верхняя челюсть: части, поверхности тела , слезная вырезка, слезная борозда, передний слезный гребень, решетчатый гребень, носовой гребень (на небном отростке), отверстие резцового канала, небные борозды.
28. Нижняя челюсть: части, альвеолярная дуга, зубные альвеолы, межальвеолярные перегодки, альвеолярные возвышения, подбородочный выступ, подбородочные бугорки, подбородочное отверстие, канал нижней челюсти, косая линия.
29. Нижняя челюсть: части, подбородочная ость, двубрюшная ямка, подъязычная ямка, челюстно-подъязычная линия, поднижнечелюстная ямка.
30. Нижняя челюсть: части, ветвь нижней челюсти, угол нижней челюсти, жевательная бугристость, крыловидная бугристость, отверстие нижней челюсти, канал нижней челюсти, язычок нижней челюсти, челюстно-подъязычная борозда.
31. Нижняя челюсть: части, отростки нижней челюсти — венечный и мыщелковый (суставной), вырезки нижней челюсти, гребешок щечной мышцы, мыщелковый отросток: головка, шейка, крыловидная ямка.
32. Небная кость: горизонтальная и перпендикулярная пластинки, носовой гребень, задняя носовая ость, большое небное отверстие, небная и носовая поверхности на горизонтальной пластинке.
33. Небная кость: большая небная борозда, большой небный канал, гребни на перпендикулярной пластинке, отростки: пирамидный, глазничный, клиновидный, клиновиднонебная вырезка.
34. Нижняя носовая раковина, сошник, носовая кость, слезная кость.
35. Скуловая кость (поверхности, лобный и височный отростки, отверстия: скулоглазничное, скулолицевое, скуловисочное ). Подъязычная кость — тело, большие и малые рога.
36. Канал височной кости, содержащий крупную артерию: отверстия, ход, ответвления.
37. Канал височной кости, разделенный на два полуканала: место начала, ход, содержимое.
38. Канал височной кости, имеющий два изгиба: начало, ход, окончание.
39. Каналец височной кости, ответвляющийся от канала лицевого нерва. Места выхода его содержимого.
40. Каналец височной кости, пересекающий канал лицевого нерва: отверстия, ход.
41. Каналец височной кости, проходящий снизу вверх через барабанную полость: отверстия, ход.
42. Глазница: медиальная стенка (кости ее образующие), ямка слезного мешка, носослезный канал (куда открывается), переднее и заднее решетчатые отверстия (куда открываются).
43. Глазница: верхняя стенка, ямка слезной железы. Зрительный канал, верхняя глазничная щель (куда открываются).
44. Глазница: нижняя стенка. Нижняя глазничная щель (куда открывается ее передняя и задняя части), подглазничная борозда, канал (куда открывается).
45. Глазница: латеральная стенка, скулоглазничное, скулолицевое, скуловисочное отверстия (куда открываются).
46. Полость носа. Грушевидное отверстие (кости, ограничивающие его), передняя носовая ость, костная перегородка носа (кости, входящие в нее), хоаны (чем ограничены).
47. Полость носа: латеральная стенка, клиновиднонебное отверстие, верхнечелюстная расщелина.
48. Полость носа: верхняя, нижняя и задняя стенки, резцовый канал, носослезный канал, клиновидная пазуха.
49. Височная ямка: стенки, сообщения
50. Подвисочная ямка, стенки, сообщения
51. Крыловидно-небная ямка: передняя стенка, 2 канала (куда ведут)
52. Крыловидно-небная ямка: медиальная стенка, 2 отверстия (с чем сообщают)
53. Крыловидно-небная ямка: задняя стенка, 2 щели (с чем сообщают)
54. Наружное основание черепа: кости, образующие переднюю часть наружного основания черепа, хоаны, сошник, резцовый канал, большой небный канал
55. Наружное основание черепа: кости, образующие средний отдел наружного основания, глоточный бугорок, рваное отверстие (чем ограничено, что в него открывается)
56. Наружное основание черепа: наружное отверстие сонного канала, мышечно-трубный канал, яремная ямка, яремная вырезка, яремное отверстие.
57. Наружное основание черепа: шиловидный отросток, сосцевидный отросток, шилососцевидное отверстие, наружный слуховой проход, каменистая ямочка.
58. Наружное основание черепа: заднее отверстие крыловидного канала, овальное отверстие, остистое отверстие, пластинки крыловидного отростка, ость клиновидной кости, крыловидная ямка, крыловидный крючок
59. Наружное основание черепа: задний отдел наружного основания черепа, большое затылочное отверстие, затылочные мыщелки, мыщелковая ямка, подъязычный канал
60. Наружное основание черепа: наружный затылочный выступ, наружный затылочный гребень, верхние и нижние выйные линии. Сосцевидные вырезки, борозда затылочной артерии.
61. Внутреннее основание черепа: кости, образующие переднюю черепную ямку. Мозговые возвышения и пальцевидные вдавления, решетчатая пластинка решетчатой кости. Петушиный гребень, слепое отверстие.
62. Внутреннее основание черепа: кости, образующие среднюю черепную ямку, турецкое седло, гипофизарная ямка, бугорок седла, спинка седла
63. Внутреннее основание черепа: бороздка перекреста зрительная нервов, зрительный канал, сонная борозда, передний и задний наклоненные отростки.
64. Внутреннее основание черепа: рваное отверстие, внутреннее отверстие сонного канала, верхняя глазничная щель. Круглое, овальное, остистое отверстия.
65. Внутреннее основание черепа: на пирамиде височной кости - тройничное вдавление, борозды большого и малого каменистых нервов, расщелина каналов большого и малого каменистых нервов, крыша барабанной полости, дугообразное возвышение, борозда верхнего каменистого синуса.
66. Внутреннее основание черепа: кости, образующие заднюю черепную ямку. Большое затылочное отверстие, скат, внутренний затылочный гребень, крестообразное возвышение, борозда сигмовидного синуса, яремное отверстие, подъязычный канал.
67. Швы: виды швов, сагиттальный, венечный, ламбдовидный швы. Роднички: большой, малый, сосцевидный, клиновидный.
68. Свод черепа: лобные бугры, теменные бугры, надбровные дуги, глабелла, верхние и нижние височные линии, подвисочный гребень, височная ямка, подвисочная ямка, скуловая дуга
69. Синхондрозы: временные и постоянные (каменисто-затылочный, клиновиднокаменистый, клиновиднорешетчатый, клиновиднозатылочный). Синостозы
70. Височно-нижнечелюстной сустав: суставные поверхности, внутрисуставной диск, оси, движения, связки сустава (3).
Основная часть занятия
Самостоятельная практическая работа:
1. Классификация мышц головы (прочитать).
2. Мимические мышцы (показать на муляже, таблице, назвать функцию).
3. Жевательные мышцы (показать на муляже, таблице, назвать точки начала и прикрепления мышц, функцию).
4. Фасции головы и клетчаточные пространства (прочитать, показать на таблице).
5. Механизм движений височно-нижнечелюстного сустава (разобрать на препарате)..
Заключительная часть
I. Список литературы:
1.Список основной литературы
· Анатомия человека : учебник для студентов медицинских вузов: в 3т. / М. Р. Сапин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - , Т.1 608 с.
· Атлас анатомии человека : учебное пособие для студентов медицинских вузов: в 4т. / Р. Д. Синельников. - М. : Новая волна, 2010. - , Т.1 344 с.
2.Список дополнительной литературы
Атлас анатомии человека / Ф. Неттер ; ред. Н. О. Бартош [и др.]. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 624 с.
II.Oснащение занятия: см.занятия №№ 2.1-2.3., а также:
1. Череп
2. Препарат височно-нижнечелюстного сустава
Муляжи:
1. Мимические мышцы
2. Мышцы головы и шеи
Приложение 1
Примерный перечень ситуационных задач
Задача № 1.
После перенесенного респираторно- вирусного заболевания у пациента не проходят боли в области надпереносья.
1. Какая кость заинтересована?
2. Как объяснить данный факт?
Задача № 2.
После тяжелой травмы у больного в бессознательном состоянии определяется кровотечение из наружного слухового прохода.
1. Какая кость черепа повреждена?
2. Как объяснить кровотечение?
Задача № 3.
Перелом скуловой дуги считается одной из возможных травм у боксеров.
1. Чем образована скуловая дуга?
2. Какую ямку черепа она ограничивает?
Задача № 4.
При отсутствии лечения гнойного процесса в ячейках решетчатого лабиринта наступают осложнения со стороны глазницы.
1. Как объяснить этот факт?
2. Как называется часть решетчатой кости, обращенная в глазницу?
Задача № 5.
Гнойный процесс ячеек решетчатой кости вследствие отсутствия своевременного лечения разрушил часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы.
1. Какая стенка глазницы пострадала?
2. Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы?
3. Укажите ее топографические взаимоотношения с другими костями?
4. Какие ещё кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?
Задача № 6.
У пациента воспалительный процесс из глазницы вследствие несвоевременного лечения перешел в область крыловидно-небной ямки.
1. Почему возможно подобное осложнение? Дайте анатомическое обоснование указанной ситуации.
2. Какие еще топографические образования черепа могу оказаться вовлеченными в воспалительный процесс.
Задача № 7.
Воспаление ячеек сосцевидного отростка височной кости (мастоидит) рассматривается как частое осложнение в практике ЛОР – врачей.
1. Как называется самая большая ячейка сосцевидного отростка?
2. Где эта ячейка локализована по отношению к барабанной полости?
Задача № 8.
При воспалении глотки гнойный процесс может распространиться в барабанную полость через слуховую трубу.
1. На какой стенке барабанной полости открывается полуканал слуховой трубы?
2. Частью какого канала он является?
Задача № 9.
Искривление носовой перегородки, причиняющее большие неудобства (например, затруднение носового дыхания), зачастую требует хирургического вмешательства. Для проведения такой операции необходимо знать анатомию перегородки полости носа.
1. Назовите кости, формирующие носовую перегородку.
2. Как называются отверстия в задней части полости носа, разделенные носовой перегородкой?
Задача № 10.
У больного с переломом основания черепа, линия которого проходит по дну передней черепной ямки, нарушено обоняние. Кроме того, отмечено истечение какой-то жидкости из полости носа.
1. Дайте анатомическое объяснение отмеченных феноменов.
Задача № 11.
У грудного ребенка при кормлении жидкость вытекает через нос.
1. Какой врожденный дефект костей черепа следует предполагать?
2. С какой аномалией развития сочетается данная патология наиболее часто?
Задача № 12.
У ребенка острое респираторное заболевание. Через некоторое время он стал жаловаться на боль в ушке, а еще немного позднее — на боль в головке позади ушной раковины (он, вероятнее всего, пользовался бы именно такими уменьшительными словами). Врачу, к которому обратилась мама, картина была совершенно ясна: необходимо срочное и серьезное лечение.
1. Что происходило в данном случае?
2. Дайте анатомическое обоснование.
Задача № 13.
Педиатром при осмотре ребенка в возрасте 2,5 лет выявлено увеличение лобных и теменных бугров, деформация реберных дуг - "четки", искривление конечностей и плоскостопие.
1. Какое заболевание можно предполагать у ребенка и какова его причина?