ПОМОГИТЕ КУРЯЩИМ ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ РЕШИТЬСЯ ПРОЧЕСТЬ ЭТУ КНИГУ. Но сначала изучите ее содержимое и постарайтесь поставить себя на место курильщика.
Не заставляйте их читать книгу или перестать на том основании, что они портят себе здоровье или зря тратят деньги. Он уже знает это, причем лучше вашего. Курящие курят не потому, что им это нравится или этого хочется. Они лишь говорят так другим и себе, чтобы сохранить самоуважение. Они курят потому, что ощущают себя в зависимости от сигарет, потому что считают, будто сигареты помогают расслабиться, дают смелость и собранность, и что жизнью невозможно будет насладиться без сигарет. Если пытаться заставить курильщика перестать, он почувствует себя зверем в клетке и захочет сигарет еще сильнее. Так он может превратиться в тайного курильщика, и в его представлении сигарета станет еще вожделеннее (см. главу 26).
Вместо этого сосредоточьтесь на обратной стороне медали. Поместите его в компанию завязавших (в одной Британии их 15 миллионов). Попросите их рассказать курильщику о том, как они тоже считали, будто подсели на всю жизнь, и насколько лучше живется некурящим.
Как только поможете ему поверить, что он способен перестать, он начнет настраиваться на восприятие. Тогда начните объяснять природу заблуждения, создаваемого ломкой. Не Что сигареты не только не дают ему поддержку, но что именно они разрушают его собранность, вызывают в нем раздражение и беспокойство.
Тогда он сам будет готов прочесть эту книгу. Он будет ждать, что предстоит читать многие страницы о раке легких, сердечных заболеваниях, и т.д. Объясните, что подход здесь совсем другой, и что ссылки на болезни — лишь маленькая часть книжного материала.
ПОМОЩЬ В ПЕРИОД ОЧИЩЕНИЯ. Страдает ли бывший курильщик или нет, считайте, что страдает. Не пытайтесь уменьшить его страдания рассказами, что перестать легко, — он может и сам. Вместо этого говорите ему, как им гордитесь, как лучше он стал выглядеть, как приятнее от него пахнет, как легче он стал дышать. Особенно важно не прекращать говорить об этом. Когда курильщик делает попытку завязать, эйфория от самой попытки и от внимания со стороны друзей и коллег может оказать ему помощь. Но они быстро обо всем забывают, поэтому не прекращайте хвалить.
Когда он перестанет говорить о курении, вы можете решить, что он забыл о нем, и не захотите ему напоминать. Наоборот обычно бывает при Методе силы воли, когда курильщик одержим лишь этим. Так что не бойтесь поднимать тему и продолжайте его хвалить, он сам скажет, если не захочет слушать напоминания о курении.
Изо всех сил постарайтесь облегчить его нагрузку в период очищения. Попытайтесь придумать способы сделать его жизнь веселее и интереснее.
Период этот может оказаться трудным и для некурящих. Когда один человек в группе раздражен, он может посеять вокруг общее неудовольствие. Поэтому предупреждайте такие случаи, если завязавший будет раздражен. Он может хорошо выместить все на вас, но не давайте сдачи, — именно сейчас ему больше всего нужна ваша похвала и симпатия. Если раздражены и сами, постарайтесь этого не показывать.
Один из трюков, который я разыгрывал, когда пытался бросить Методом силы воли, был вот какой: закатить истерику в надежде, что моя жена или друг скажут: «Не могу вынести, когда ты так страдаешь. Ради бога, покури уже». Тогда курильщик не потеряет лица — он ведь не «сдался», его попросили. Если завязавший прибегнет к такой уловке, ни за что не давайте ему повода закурить. Взамен скажите: «Если это у тебя после курения, тослава богу, что ты скоро освободишься. Как здорово, что у тебя хватило ума и смелости бросить».
Заключение: Помогите завершить этот скандал
Я считаю, что табакокурение — крупнейший общественный скандал, включая даже ядерное оружие.
Без сомнения, основа цивилизации, причина того, что люди так далеко продвинулись, вот в чем: мы способны передавать знания и опыт не только друг другу, но и следующим поколениям. Даже простейшие виды знают потребность предостеречь отпрысков о невзгодах жизни.
Если только не взорвется ядерный арсенал, не случится ничего страшного. Защитники ядерного вооружения могут вечно бубнить: «Оно нужно для поддержания мира». Если же оно взорвется, то проблема курения будет решена, как и любая другая, и к выгоде политиков, не останется ни одного, кто мог бы сказать: «Вы ошибались» (Интересно, не поэтому ли они так смело выступают в поддержку ядерного оружия).
Тем не менее, насколько я против ядерного оружия, подобные решения, по крайней мере, принимаются из благих побуждений, в искренней вере в их помощь человечеству, в то время как истинные факты курения известны всем. Быть может, в последнюю войну люди искренне верили, будто сигареты придают смелости и решимости. Сегодня же верхушке известно, что это заблуждение. Только посмотрите нынешнюю рекламу сигарет. Там ничего не говорится о расслаблении или удовольствии. Единственное, о чем там рассказывают — о качестве табака. А кого интересует качество отравы?
Откровенное лицемерие достигает невероятных пределов. В нашем обществе напряженно относятся к героину и токсикомании. Но в сравнении с табакокурением эти проблемы — крошечные прыщики на лице нашего общества. Шестьдесят процентов населения зависимо от никотина, и большинство его тратит уйму карманных денег на сигареты. У десятков тысяч людей каждый год из-за зависимости рушатся жизни. Курение на сегодня крупнейший убийца в обществе, и оно же — самое крупное капиталовложение в бюджете Великобритании. Горести никотинщиков приносят ему 8 000 000 000 фунтов ежегодно, и табачным компаниям позволено тратить 120 000 000 фунтов в год на продвижение в массы этой грязи.
Как умно эти табачные компании размещают на пачках предупреждение Минздрава, а британское правительство тратит жалкие гроши на телевизионные марафоны, включающие в себя предупреждения о раке, вони изо рта и отрезанных ногах, а потом морально себя оправдывает, заявляя: «Мы предупредили вас об опасности. Выбор за вами». Хотя у курильщика не больше выбора, чем у героинщика. Курильщики не принимают решение втянуться, их заманивают в хитрую ловушку. Если бы у курящих был выбор, назавтра курили бы только подростки, которые начинают с мыслью о том, что способны остановиться, когда захотят.
К чему эти дутые обычаи? Почему героинщиков считают преступниками, но все же дают им возможность зарегистрироваться в Британии как наркоманам, получать бесплатный героин и соответствующее лечение, чтобы легче было слезть с иглы? А попробуйте зарегистрировать зависимость от никотина. Вам не дадут сигареты со скидкой. Придется и дальше платить втридорога.
Если обратитесь за помощью к врачу, он либо скажет: «Прекратите, это же вредит здоровью», что вам и так известно, либо пропишет другую никотиновую зависимость, которая обойдется вам в цену лекарства, опять же, содержащего наркотик, с которого вы пытаетесь слезть.
Раковые кампании не помогают курильщикам перестать. А мешают им. Они только запугивают курящих, из-за чего тем больше хочется курить. Они даже не уберегают от зависимости подростков. Подросткам известно, что от сигарет можно умереть, но также они знают, что от одной сигареты ничего не будет. Привычка очень широко распространена, так что подросток, рано или поздно, под давлением общества или из любопытства, попробует одну-единственную сигарету. А раз она будет гадкой на вкус, он наверняка втянется.
Почему мы позволяем этому скандалу длиться и длиться? Почему правительство не развернет правильные кампании? Почему нам не сообщают, что никотин наркотик и смертельный яд, что он не расслабляет и не помогает собраться, а разрушает нервы, и что для зависимости нужна одна-единственная сигарета?
Помню, как читал «Машину времени» Г. Х. Уэллса. В этой книге описывается случай в отдаленном будущем, когда человек падает в реку. А его товарищи сидят себе на берегу, как коровы, безразличные к его отчаянным крикам. Этот случай показался мне бесчеловечным и крайне неприятным. Всеобщее безразличие нашего общества к проблеме курения мне кажется очень похожим. Мы позволяем показывать в пиковые часы соревнования по метанию дротиков под патронатом табачных компаний. Раздается крик: «Сто восемьдесят очков!» Потом показывают игрока, который закуривает сигарету. А представьте, что самый накал турнира спонсировала бы мафия, а игрок был бы героинщиком, который делает себе укол.
Почему мы позволяем обществу склонять здоровых юных подростков, молодежь, жизнь которой полна и без курения, к пожизненной трате огромных сумм за право разрушать себя физически и морально в вечном рабстве, грязи и болезнях?