ДЕНЬГИ. Многие не могут себе этого позволить.
ЗДОРОВЬЕ. Чтобы облегчить ломку, приходится принять яд. Способность справляться с этим ядом колеблется для каждого человека в разное время и ситуации его или ее жизни. Это автоматически сдерживает.
ДИСЦИПЛИНА. Насаждается обществом, или работой курящего, или его родными и близкими, или самим курильщиком вследствие обычной игры в перетягивание каната, которая ведется в голове любого курящего.
Когда-то я считал свое непрерывное курение слабостью. Я не мог понять, как мои друзья способны ограничивать потребление десятью-двадцатью штуками в день. Я знал, что воли у меня более чем достаточно. Мне никогда не приходило в голову, что многие курящие неспособны курить одну за другой: для этого нужны очень крепкие легкие. Некоторые из этих людей, которым обычно завидуют заядлые курильщики, выкуривают полпачки в день только потому, что их организм неспособен выкурить больше, либо потому что курить больше им не по карману, либо курить больше им не позволяет работа, окружение или ненависть к своей зависимости.
На этой стадии полезно дать несколько определений.
НЕКУРЯЩИЙ. Человек, который ни разу не попадал в ловушку, но не должен предаваться самодовольству. Не курит он лишь по воле Господа. Все курильщики были убеждены, что никогда не втянутся, а некоторые некурящие иногда пробуют сигарету.
КУРЯЩИЙ ПО СЛУЧАЮ. Людей, курящих от случая к случаю, можно разделить на две основных группы:
Курильщик, который уже попал в ловушку, но еще этого не понял. Не завидуйте таким курильщикам. Они еще только пробуют нектар во рту росянки, и вскоре гарантировано будут курить регулярно. Помните, как и любой алкоголик в начале пил от случая к случаю, так и все курильщики поначалу курят нерегулярно.
Курильщик, который до этого был заядлым, и считает, что ему не остановиться. Такие курильщики имеют самый жалкий вид. Они попадают под разные категории, каждую из которых нужно рассмотреть отдельно.
КУРЯЩИЙ ПО ПЯТЬ ШТУК В ДЕНЬ. Если ему нравятся сигареты, зачем он курит за день не больше пяти? Если ему все равно, курить или нет, зачем он вообще тратит на сигареты время? Не забывайте, на самом деле это «привычка» колотиться головой о стену, чтобы стало легче, когда остановишься. Курящий по пять штук облегчает ломку едва на один час в день. Все остальное время он колотит головой в стену, посвящая этому занятию почти всю жизнь. Он курит по пять штук в день потому, что ему либо не по карману курить больше, либо его беспокоит вред здоровью. Заядлого курильщика легко убедить в том, что это не приносит удовольствия, но курящего по случаю поди убеди. Любой, кто прошел попытку сократить количество, знает, что это худшая пытка на свете, и что она гарантированно держит человека в зависимости всю жизнь.
КУРЯЩИЙ ТОЛЬКО УТРОМ ИЛИ ТОЛЬКО ВЕЧЕРОМ. Обрекает себя на страдания от ломки наполдня, чтобы облегчить ее во вторую половину. Опять же, спрашивается: если ему нравятся сигареты, почему он не курит в течение дня, а если сигареты ему не нравятся — зачем он вообще тратит на них время?
«ПОЛГОДА КУРЮ, ПОЛГОДА НЕТ». (Или «Могу бросить, когда захочу.Я уже тысячу раз это делал»). Если ему нравится курить, зачем нужно переставать на полгода? А если не нравится, зачем начинать снова? На самом деле он остается втянут. Даже избавившись от физической зависимости, он живет с главной проблемой — с промывкой мозгов. Он всякий раз надеется, что прекратит категорически, а потом снова проваливается в западню. Многие курящие завидуют подобным бросальщикам-начинальщикам. Они думают: «Как здорово настолько все контролировать: хочешь — куришь, не хочешь — не куришь». Всегда упускается из виду, что эти бросальщики-начинальщики ничего не контролируют. Когда они курят, то мечтают этого не делать. Они проходят через трудности прекращения, потом чувствуют себя обделенными и снова попадают в ловушку, а потом опять мечтают не курить. Им плохо как никому на свете. Когда они курят, то мечтают не делать этого, а когда не курят — мечтают закурить. Хотя, если подумать, это справедливо для жизни любого курящего. Когда курить можно, мы либо принимаем это как должное, либо желаем не курить. Только когда сигареты курить нельзя, они кажутся ох как желанны. Вот в чем ужасная дилемма всех курящих. Победить невозможно, потому что все вечно тоскуют по мифу, по иллюзии. Выиграть можно лишь одним способом: перестав и курить, и унывать!
«КУРЮ ЛИШЬ ПО ОСОБЫМ ПОВОДАМ». Конечно, все мы с них начинали, но разве не удивительно, как быстро растет их количество, и мы, не успев этого заметить, курим уже по любому поводу?
«Я ЗАВЯЗАЛ, НО ИНОГДА ВЫКУРИВАЮ ОДНУ СИГАРУ (СИГАРЕТУ)». В некотором смысле эти курильщики — самый жалкий вид. Они либо идут по жизни с постоянным чувством лишения, либо, что бывает чаще, случайная сигара превращается в две. Они балансируют на скользком обрыве, и ведет он лишь в одну сторону — ВНИЗ. Рано или поздно они снова станут заядлыми курильщиками. Они снова попали в ту самую ловушку, с которой начали.
Есть еще две категории людей, курящих от случая к случаю. Первый тип всегда курит только случайные сигары или сигареты на праздниках. На самом деле это некурящие люди. Курить им не нравится. Просто они чувствуют, что выпадают из общества. Им охота участвовать в развлечении. Все мы так начинали. В следующий раз, когда по кругу пойдут сигары, проследите, как через некоторое время курящие перестанут поджигать их. Даже заядлый курильщик с нетерпением ждет, когда сигары закончатся. Он бы уж лучше курил свою марку. Чем дороже и крупнее сигара, тем больше она донимает — чертовой дряни хватает чуть не на весь вечер.
Вторая категория встречается по-настоящему редко. Из тысяч людей, которые обращались ко мне за помощью, я могу припомнить буквально лишь дюжину примеров. Этот тип лучше всего можно описать, описав такой случай.
Мне позвонила женщина, желающая частного сеанса. Она оказалась юрисконсультом, курила почти двенадцать лет и за время курения ни разу не выкурила больше двух сигарет в день. Она, между прочим, оказалась дамой очень волевой. Я объяснил, что показатель успеха у групповых сеансов так же высок, как у частных, и что в любом случае я могу оказать индивидуальную терапию только тому, чье лицо слишком известно и может подорвать работу в группе. Она заплакала, и против слез я устоять не мог.
Сеансы стоили очень дорого: в самом деле, курильщики в большинстве не поняли бы, зачем она вообще решила перестать. Они с радостью заплатили бы цену, которую я назначил этой даме, чтобы уметь курить по две сигареты в день. Они ошибаются, предполагая, будто курящие по случаю живут счастливее и больше себя контролируют. Контролируют — может быть, но счастливее — нет. В нашем случае отец и мать этой женщины умерли от рака легких еще до того, как она попала в зависимость. Как и я, она очень боялась курения перед тем, как выкурила первую сигарету. Как и я, она в итоге пала жертвой массированного напора и попробовала сигарету впервые. Как и я, она помнит ее противный вкус. В отличие от меня, который очень быстро сдался и стал заядлым курильщиком, она не съехала под откос.
В сигаретах человек находит лишь одно удовольствие: прекращение жажды по ним, будь то почти неощутимая физическая жажда никотина или умственная пытка, вызванная запретом почесать, где чешется. Сами по себе сигареты — лишь грязь и отрава. Потому иллюзия наслаждения и возникает только после периода воздержания. Как в случае голода и жажды, чем дольше терпишь, тем большее удовольствие кроется в облегчении. Курильщики по ошибке считают курение просто привычкой. Они думают: «Если получится сократить до определенного уровня или курить только по особым случаям, мозг и тело это примут. Тогда я смогу держать его на этом уровне, или смогу еще урезать, если захочется». Четко уясните: никакой «привычки» не существует. Курение — наркотическая зависимость. Его естественное свойство — облегчать ломку, а не сокращать ее. Даже чтобы удержать его на нынешнем уровне, вам пришлось бы всю оставшуюся жизнь закалять дисциплину и силу воли, потому что чем устойчивей к наркотику становится ваше тело, тем больше, а не меньше, оно хочет получать его. Когда наркотик начинает разрушать вас физически и умственно, он постепенно повреждает вам нервную систему, ломает вашу смелость и собранность, так что вы все меньше способны мешать сокращению промежутков между сигаретами. Поэтому на первых порах мы можем курить, а можем - нет. Простужаемся — так берем и прекращаем. Также это объясняет, почему человек вроде меня, никогда не страдавший иллюзорным наслаждением, продолжает курить одну за другой, даже если каждая сигарета становится физической пыткой.
Не завидуйте этой женщине. Когда куришь за половину дня лишь одну сигарету, она кажется величайшей ценностью на свете. Эта бедная женщина двенадцать лет находилась в перетягивании каната посередине. Она не могла перестать курить, и все же боялась увеличить потребление, чтобы не получить рак, как ее родители. И двадцать три часа десять минут каждого дня ей приходилось бороться с искушением. На то, что ей удалось, нужна громадная сила воли, и, как я уже сказал, такое случается редко. И в итоге она ударилась в слезы. Давайте посмотрим на это с позиций логики: либо курение дает истинную поддержку или удовольствие, либо нет. Если дает, кому захочется ждать его час, день или неделю? Зачем лишать себя опоры или удовольствия в промежутках? А если ни истиной опоры, ни истинного удовольствия нет, тогда зачем вообще тратить время на сигареты?
Помню еще один случай, мужчину из тех, что курят по пять штук в день. Он начал телефонный разговор скрипучим голосом: «Мистер Карр, перед смертью я хочу только одно: прекратить курить». Вот как этот человек описал свою жизнь.
"Мне шестьдесят один год. У меня случился рак горла из-за курения. Теперь я не могу физически осилить больше пяти самокруток в день.