Электромагнитные поля и статическое электричество

Основными источником электромагнитных полей и статического электричества в медицинских учреждениях могут является:

· персональные электронно-вычислительные машины;

· видео-дисплейные терминалы.

Лазерное излучение

Лазерные установки широко используются в медицине, в частности, в хирургии.

К лазерам I класса относятся такие лазеры, выходное излучение которых не представляет опасности для глаз и кожи.

К лазерам II класса относятся такие лазеры, выходное излучение которых представляет опасность при облучении глаз прямым или зер­кально-отраженным излучением.

К лазерам III класса относятся такие лазеры, выходное излучение которых представляет опасность при облучении глаз прямым, зеркально отраженным, а также диффузно отраженным излучением на расстоянии 10 см от диффузно отражающей поверхности, и (или) при облучении ко­жи прямым и зеркально отраженным излучением.

К лазерам IV класса относятся такие лазеры, выходное излучение которых представляет опасность при облучении кожи диффузно отра­женным излучением на расстоянии 10 см от диффузно отражающей по­верхности.

При воздействии лазерного излучения на организм человека возмож­но развитие как первичных, так и вторичных биологических эффектов. Первичные - это органические изменения, возникающие непосредственно в облучаемых тканях; вторичные - неспецифические изменения, возни­кающие в ответ на облучение организма. Органами-мишенями для лазер­ного излучения являются кожа и глаза.

К работе с лазерами должны допускаться лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр и не имеющие меди­цинских противопоказаний.

Ионизирующие излучения

Основными источниками ионизирующего излучения в медицинских учреждениях являются рентгеновские установки и установки для лучевой терапии, а также применяемые в диагностических целях радионуклеиды.

Ионизирующая радиация при воздействии на организм человека мо­жет вызвать два вида эффектов: детерминированные пороговые эффекты (лучевая болезнь, лучевой ожог, лучевая катаракта, лучевое бесплодие и др.) и стохастические (вероятностные) эффекты (злокачественные опу­холи, лейкозы, наследственные болезни).

Ультрафиолетовое излучение

Основными источниками ультрафиолетового излучения в медицин­ских учреждениях являются ртутно-кварцевые лампы, используемые бла­годаря своему бактерицидному действию в помещениях операционных и в процедурных кабинетах. Другой источник ультрафиолетового излуче­ния - установки в физиотерапевтических кабинетах.

Резко выраженное воздействие ультрафиолетовых лучей на кожу может приводить к возникновению дерматитов с диффузной экземой. Отмечается также поражение глаз.

Вследствие воздействия комплекса физических факторов, парамет­ры которых нередко выходят за нормируемые пределы, труд медработника, относит­ся к III классу вредности II-III степени.

Нервно-эмоциональные факторы

Оказание медицинской помощи связано с постоянной необходимо­стью принимать важные решения (иногда - в считанные секунды), с от­ветственностью за жизнь пациентов. До 50% МР отмечают наличие стрессовых ситуаций, возникающих на работе.

Психофизиологические исследования определяют труд МР как ин­тенсивный, умственный, сопровождающийся нервно-эмоциональным на­пряжением; развивающемуся в процессе работы утомлению сопутствует чувство значительной усталости, все это дает основание отнести труд МР к IV категории тяжести.

Для снятия стресса и снижения психо-эмоционального напряжения должны организовываться комнаты отдыха и психологической разгрузки (КПР) для категорий работников, труд которых сопровождается выра­женной нервно-эмоциональной напряженностью (оперирующие хирурга, врачи-реаниматологи, врачи скорой помощи и отделений интенсивной терапии и т. д.).

Эргономические факторы

Эргономический анализ условий труда свидетельствует о существен­ных недостатках в организации рабочих мест МР. В силу специфики своей работы персонал до 30% рабочего времени находится в вынужден­ной позе, в результате наклона тела происходит сдавление и смещение внутренних органов, сдавливание крупных сосудов и нервных стволов бедра, уменьшается экскурсия грудной клетки, большая статическая на­грузка ложится на мышцы верхнего плечевого пояса и позвоночник. Это ведет к быстрому утомлению звеньев опорно-двигательного аппарата, не­сущих основную нагрузку, развитию и проявлению патологии опорно-двигательного аппарата.

Рабочее место МР должно быть организовано с учетом эргономичес­ких и гигиенических требований к производственной мебели оператив­ной зоны и рабочих поз врача.

Биологические факторы

Опасность для здоровья МР обусловлена возможностью инфициро­вания при контакте с пациентами, биологическими образцами, секретами и экскретами.

Риск передачи инфекции между больными и МР различен в зависи­мости от нозологической формы и специфики стационара. Некоторые инфекционные заболевания можно рассматривать как профессиональные болезни МР (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция, туберкулез, дифтерия и др.)

Для защиты МР от воздействия биологического фактора и снижения риска инфицирования необходимо соблюдение:

- использование индивидуальных средств защиты - масок, перча­ток, очков, халатов и др.;

- безопасные приемы и методы работы с острыми колющими и ре­жущими инструментами;

- проведение дезинфекции и стерилизации медицинского инстру­ментария многократного использования в строгом соответствии с дейст­вующими инструкциями, рекомендациями;

- предпочтительное использование безопасного (атравматического)
инструментария,замена травматических технологий на атравматические.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В лечебных учреждениях, независимо от их специализации, на все категории медицинского персонала воздействуют неблагоприятные фак­торы госпитальной среды: разнообразные химические и фармакологичес­кие вещества, циркулирующие биологические агенты, нервно-эмоцио­нальное напряжение, возможность травматизма, суточный режим работы. Но в каждом подразделении имеются специфические вредности, обуслов­ленные характером выполняемой работы.

  Вид подразделения Специфические вредности
  Инфекционные отделения и стационары • Контакт с инфекционными больными, циркуля­ция различных возбудителей инфекционных за­болеваний • Нервно-эмоциональное напряжение • Химические вещества (дезинфектанты, лекарст­венные вещества) • Суточный режим работы
  Отделения анестезиологии-реанимации и операцион­ные блоки стационаров • Анестетические газы, наркотические вещества и другие химические вещества • Скелетно-мышечное напряжение (работа стоя) • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекцией • Нервно-эмоциональное напряжение • Суточный режим работы • Подъем тяжестей
  Хирургические отделения • Циркуляция условно-патогенных микроорганиз­мов • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекцией • Нервно-эмоциоиалыюе напряжение • Химические вещества (анестетики, дезинфектан­ты, антисептики, лекарственные вещества) • Суточный режим работы
  Рентгенологические отделения и кабинеты • Радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений
  Физиотерапевтические отделения и кабинеты • Электромагнитные поля (СВЧ, УВЧ, ВЧ, НЧ, СНЧ) • Ультразвук • Сероводород • Радон • Фармакологические средства
Патолого-анатомические отделения • Формалин, растворители, красители, консерван­ты и другие химические вещества • Трупный материал • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекцией  
Стоматологические кабинеты и отделения • Шум, вибрация • Химические вещества (ртуть и т.д.) • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекцией • Скелетно-мышечное напряжение (верхние конечности) • Напряжение зрительного анализатора  
Клинико-диагностические и бактериологические лаборатории • Возбудители инфекционных заболеваний • Напряжение зрительного анализатора • Аллергены  
Психиатрические, наркологические и психоневрологические отделения, больницы • Патологическое мышление и агрессивность больных • Нервно-эмоциональное напряжение • Нейролептические средства • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекпиеп • Химические вещества (лекарственные вещества, дезинфектапты) • Суточный режим работы  
         

Ситуационная задача 1

Условие.Комплексная городская больница на 300 коек будет расположена вблизи зеленого массива, вдали от источников шума и загрязнения воздуха. На участке предусмотрены следующие зоны: озеленения (40%); лечебных неинфекционных корпусов; лечебного инфекционного корпуса; патолого-анатомического корпуса; хозяйственная. На территорию больницы будет преду­смотрено три въезда, причем один из них предназначен для подъезда к инфекционному корпусу и патолого-анатомическому отделению.

В составе больницы имеется терапевтическое отделение, со­стоящее из двух палатных секций. В набор помещений каждой палатной секции входят: палаты, место дневного пребывания боль­ных, процедурная, буфетная-столовая, кабинет врача, кабинеты старшей медицинской сестры и сестры-хозяйки, туалетные ком­наты, палатный коридор.

Задание.Дайте гигиеническое заключение по приведенной си­туации.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Укажите особенности расположения больницы в черте го­рода.

2. Какие зоны должны быть выделены на территории больнич­ного участка?

3. Перечислите системы строительства больниц.

4. Отметьте особенности расположения инфекционного корпу­са на территории участка больницы.

5. Перечислите отделения больницы, имеющие собственные приемные отделения.

6. Что является основным помещением приемного отделения детских и инфекционных больниц?

7. Дайте определение палатной секции.

8. Перечислите помещения, входящие в состав палатной сек­ции.

9. Назовите особенности планировки инфекционного кор­пуса.

10. Дайте определение внутрибольничной инфекции.

11. Перечислите пути и факторы передачи внутрибольничной инфекции.

Ситуационная задача 2

Условие.При бактериологическом исследовании воздуха пала­ты реанимационного отделения городской больницы города К. с помощью прибора Кротова прососали 250 л воздуха. Для посева использовались стандартные чашки Петри с плотными питатель­ными средами. После инкубирования в термостате в течение 48 ч при температуре 36 — 37 °С подсчитали колонии с пересчетом их количества на 1 м3 воздуха палаты. Общая бактериальная обсемененность воздуха составила 1 500 колоний, количество золотисто­го стафилококка - 8 шт., синегнойной палочки - 1шт.

Задание.Дайте гигиеническое заключение по бактериальной за­грязненности воздуха палаты реанимационного отделения стацио­нара.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. В каком виде микроорганизмы находятся в воздухе помещений?

2. Назовите методы бактериологического исследования воздуха в зависимости от принципа улавливания микроорганизмов с це­лью контроля за их содержанием.

3. В каких помещениях ЛПУ наиболее важно контролировать микробное загрязнение воздуха?

4. Как часто необходимо проводить плановые исследования воз­духа в помещениях ЛПУ, в которых наиболее важно контролиро­вать микробное исследование воздуха?

5. Какие инфекционные заболевания человека могут переда­ваться воздушно-капельным путем?

6. Какие зоонозные заболевания могут передаваться человеку через воздух?

7. Назовите профилактические мероприятия для предотвраще­ния микробной загрязненности воздуха в ЛПУ.

Вариант ответа

Результаты бактериологического исследования воздуха палаты реанимационного отделения показали, что допустимые уровни бактериологической обсемененности воздуха превышены: по об­щему количеству колоний в 1,5 раза; по количеству золотистого стафилококка в 2 раза. Кроме того, обнаружена недопустимая для данного вида лечебных помещений грамотрицательная флора — синегнойная палочка. Причиной такого явления может быть недо­статочная или недобросовестная уборка помещений, нарушение работы вентиляционных систем, госпитализация в данной палате больного, являющегося источником выделения бактерий, и ряд других причин. В такой палате следует проводить дополнительную влажную уборку с использованием бактерицидных веществ (на­пример хлорной извести), улучшить вентиляцию, а также орга­низовать санацию воздуха помещений коротковолновым УФ-излучением. При наличии в палате больного это лучше осуществить с помощью экранированных ламп БУВ, а в период отсутствия больных — лампами ПРК с последующим обязательным провет­риванием помещения.

1. Микроорганизмы находятся в воздухе в виде бактериального аэрозоля (дисперсионная среда — воздух, дисперсная фаза — ка­пельки жидкости или твердые частицы, содержащие микроорга­низмы). Различают три фазы микробного аэрозоля:

а) крупноядерную жидкую с диаметром капель более 0,1 мм (в этой фазе выживают вирусы гриппа, кори и др.);

б) мелкоядерную с диаметром капель менее 0,1 мм (в этой фазе
выживают палочки дифтерии, стрептококки, менингококки и т.д.);

в) бактериальной пыли (выживают бактерии туберкулеза, споры бактерий, грибы).

2. В зависимости от принципа улавливания микроорганизмов различают следующие методы бактериологического исследования
воздуха:

• седиментационный;

• фильтрационный;

• основанный на принципе ударного действия воздушной среды.

3. К помещениям, в которых наиболее важно контролировать микробное загрязнение воздуха, относят: операционные, асепти­ческие и реанимационные палаты, родильные залы, детские па­латы акушерских стационаров.

4. В операционных, асептических и реанимационных палатах, родильных залах, детских палатах акушерских стационаров пла­новые исследования воздуха необходимо проводить 1 раз в месяц.

5. К инфекционным заболеваниям человека, передающимся воздушно-капельным путем, относятся грипп, корь, краснуха, инфекционный мононуклеоз, ветряная оспа, оспа натуральная, эндемический паротит, дифтерия, менингококковая инфекция, коклюш, лепра, микоплазмоз респираторный, туберкулез, хламидиаз респираторный.

6. К зоонозным заболеваниям, которые могут передаваться че­ловеку воздушно-капельным путем, относятся: лихорадка Марбург и Эбола, оспа обезьян, хориоменингит лимфоцитарный, орнитоз.

7. К профилактическим мероприятиям по предотвращению
микробной загрязненности воздуха в ЛПУ относят:

а) соблюдение гигиенических норм и правил при строитель­стве и эксплуатации ЛПУ;

б) соблюдение санитарно-гигиенического режима в отделени­ях (дезинфекция установленными для данного вида помещений средствами, своевременная санация воздуха лампами БУВ, про­ветривание и т.д.), правил личной гигиены.

Контрольные вопросы

1. Какие задачи осуществляют лечебно-профилактические учрежде­ния? Посредством каких мероприятий эти задачи реализуются?

2. Каковы основные требования, предъявляемые к строительству и
эксплуатации лечебно-профилактических учреждений разного профиля
и их отдельных структурных подразделений?

3. Что подразумевает охранительный режим лечебного учреждения и
чем он обеспечивается?

4. Что мы понимает под термином «внутрибольничные инфекции»,
каковы причины данных заболеваний и основные направления их про­филактики?

5. Какие правила личной гигиены являются обязательными для вы­полнения при поступлении и пребывании больных в стационаре?

6. В чем заключается организация питания больных в стационаре и
какими организационными формами оно обеспечивается?

Наши рекомендации