Внутрибольничные инфекции и их предупреждение
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), «внутрибольничная инфекция— это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, проявляются или не проявляются симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в больнице».
Проблема профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ) актуальна в настоящее время для всех стран мира — экономически развитых и развивающихся, с переходной, неустойчивой или отсталой экономикой. Связано это с тем, что природа ВБИ определяется не только недостаточностью социально-экономической обеспеченности лечебной сферы, но и не всегда предсказуемыми эволюциями как в макро-, так и в микробиоценозах (в том числе под воздействием экологического пресса), динамикой отношений организма хозяина и микрофлоры. Рост ВБИ на каком-то этапе может быть и следствием прогресса медицины при использовании новых диагностических и лечебных препаратов и других медицинских средств, при осуществлении сложных манипуляций и оперативных вмешательств, применении прогрессивных, но недостаточно изученных методик.
Ущерб, связанный с внутрибольничной заболеваемостью, складывается из удлинения времени пребывания больных в стационаре, роста летальности, а также сугубо материальных потерь.
Источниками ВБИ являются больные и бактерионосители из числа больных и персонала лечебных учреждений. Среди них наибольшую опасность представляет медицинский персонал, относящийся к группе длительных носителей и больных стертыми формами, а также длительно находящиеся в стационаре больные, которые нередко становятся носителями устойчивых внутрибольничных штаммов. Роль посетителей стационаров как источников ВБИ по общепринятому мнению, признается крайне незначительной.
Пути и факторы передачи ВБИ весьма разнообразны, что существенно затрудняет поиск причин заболеваний. Это может быть зараженный (контаминированный) инструментарий, медицинская аппаратура, белье, постельные принадлежности, а также загрязненные предметы ухода за больными, недостаточно обеззараженный шовный и перевязочный материал, дренажи, трансплантаты, растворы для переливания (кровь, кровозамещающие и др. жидкости), спецодежда, обувь, волосы и руки больных и персонала, дезинфицирующие средства с заниженной концентрацией активного агента и др.
Особо опасными процедурами считаются трансфузии крови (сыворотки, плазмы), инъекции (от подкожных до внутрикостных), пересадки органов и тканей, операции, интубация, ингаляционный наркоз, катетеризация сосудов, мочевыводяших путей, гемодиализ и др.
В больничной среде могут сформироваться опасные резервуары возбудителей, в которых микрофлора переживает длительное время и размножается.
Особую опасность представляет формирование бактерионосительства среди больных и медицинского персонала. Исследования последних лет показали, что носительство золотистого стафилококка широко распространено среди медиков и встречается у 40 — 50 % врачей, у 60 —70 % медицинских сестер и у 80 —90 % санитарок больниц (для сравнения — вне стационара St. aureusперсистирует в верхних дыхательных путях у 20 — 40 % людей).
В зависимости от путей и факторов передачи различают следующие ВБИ:
· воздушно-капельные (аэрозольные),
· водно-алиментарные,
· контактно-бытовые,
· контактно-инструментальные,
· постинъекционные,
· постоперационные,
· послеродовые,
· посттрансфузионные,
· посттравматические инфекции и другие формы.
Классификации ВБИ
Клинические классификации предполагают разделение ВБИ на две категории в зависимости от возбудителя на болезни, вызываемые облигатно-патогенными и условно-патогеннымимикроорганизмами. В зависимости от характера и длительности течения выделяют:
· острые,
· подострые,
· хронические.
По степени тяжести различают:
· тяжелые,
· среднетяжелые,
· легкие формы клинического течения.
В зависимости от степени распространения инфекции выделяют:
- генерализованные инфекции (бактериемия, виремия, микемия, септицемия, септикопиемия и др.),
- локализованные инфекции.
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь лечебно-профилактических учреждений должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников и дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с применением моющих (мыльно-содовых растворов) и дезинфицирующих средств. Протирка оконных стекол должна проводиться не реже 1 раза в месяц — изнутри и по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 4—6 мес — снаружи. Использование для влажной уборки синтетических моющих средств не допускается.
В операционном блоке должна быть предусмотрена отделка стен, окраска потолка и других частей помещения, а также покрытие пола материалами, обеспечивающими легкость и эффективность мытья и дезинфекционной обработки. В зоне строгого режима проводят ежедневную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств (после окончания операций), один раз в месяц — генеральную уборку. В зоне стерильного режима генеральная уборка проводится еженедельно.
Эффективным противоэпидемическим мероприятием является плановое закрытие хирургических, акушерских и реанимационных отделений стационара не менее 1 раза в году для проведения тщательной санитарной обработки.
Обслуживающий медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной санитарной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью. Хранение ежедневной смены санитарной одежды осуществляется в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Студенты, занимающиеся в отделениях родовспоможения, инфекционном отделении и операционных блоках, должны быть обеспечены сменной спецодеждой лечебного учреждения.
Персонал операционного и родильного блока перед началом работы обязательно проходит санитарную обработку и надевает чистую спецодежду, в которой работает в зоне строгого режима в течение одного дня. Участники операции работают в стерильной одежде, надеваемой после хирургической обработки рук в операционной. В родильном доме и в операционной персонал должен работать в масках, предпочтительнее использовать стерильные маски разового применения.
В родильном зале прием родов осуществляется поочередно на разных кроватях. После родов все применявшиеся объекты обрабатываются дезинфицирующим раствором. В боксированном родильном блоке каждые роды проводят в отдельном боксе (поочередно во всех боксах), после чего в боксе проводится уборка по типу заключительной дезинфекции. Для первичной обработки новорожденного обязателен стерильный индивидуальный комплект.
В родильном зале необходимо в течение первого получаса после рождения прикладывать новорожденного к груди матери (при наличии относительных противопоказаний возможно кратковременное прикладывание на 10 — 30 с, а не кормление), что обеспечивает раннее гарантированное заселение организма новорожденных материнскими штаммами микроорганизмов, препятствующее колонизации малыша госпитальными штаммами. При уходе за новорожденным используют стерильное белье, стерильные ватные тампоны (в отдельных укладках).
Лечение детей с признаками инфекции в отделении новорожденных, а также перевод их в обсервационное отделение запрещается. Они должны быть выведены из акушерского стационара в день установления диагноза. После выписки родильниц и детей в освободившейся палате (палатах) проводят уборку по типу заключительной дезинфекции, постельные принадлежности подвергают камерной дезинфекции.
При выявлении (осмотре, опросе в отделении или лабораторных исследованиях) гнойничковых заболеваний, бактериурии, ОРЗ персонал необходимо временно отстранять от участия в операциях и контакта с пациентами до полного выздоровления.
Перед и после каждой манипуляции медицинский персонал обязантщательно вымыть руки.
При поступлении в стационар больные должны (за исключением имеющих медицинские противопоказания) пройти специальную санитарную обработку в приемном отделении.
Большое внимание следует уделять также вопросам питания в больницах. Существуют централизованная и децентрализованная системы организации питания в них. При централизованной системе на центральном пищеблоке больницы изготавливают готовые блюда, которые затем доставляют непосредственно в отделение, где их подогревают и раздают больным. При такой системе блюда готовятся заранее, они некоторое время хранятся на кухне, пища несколько раз перекладывается из одной посуды в другую, транспортируется (часто по улице), охлаждается и подогревается. При этом в значительной степени теряются вкусовые качества пищи, снижается ее витаминная ценность, в процессе доставки возможна контаминация готовых блюд. При децентрализованной системе на центральном пищеблоке заготавливаются полуфабрикаты, а в отделениях оборудованы кухни-доготовочные, в которых из полуфабрикатов относительно быстро изготавливают готовые блюда, которые сразу раздают больным. При такой системе пищевая ценность рациона значительно улучшается. При организации питания в больницах следует иметь в виду, что в настоящее время существует весьма прогрессивная тепловая техника, позволяющая быстро и качественно осуществлять изготовление блюд для питания (различного рода автоматы для приготовления пищи, сверхвысокочастотные печи и т.д.).
Пищеблок следует размещать в отдельно стоящем здании, не сблокированном с главным корпусом, с удобными наземными и подземными транспортными связями (галереями) с другими (лечебными) корпусами. В буфетных в каждом отделении должно быть предусмотрено два раздельных помещения: для подогрева и раздачи пищи (не менее 9 м2) и моечная посуды (не менее б м2). Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения. Раздача пищи должна производиться в халатах с маркировкой «Для раздачи пищи». Контроль раздачи пищи в соответствии с назначенными диетами осуществляет старшая медицинская сестра. Не допускается привлекать к раздаче пищи младший обслуживающий персонал.
Санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока, буфетных отделений, кулинарной обработке и реализации пищевых продуктов предусмотрены соответствующими Санитарными правилами и нормами.