Организация (этапы) статистического исследования

1 этап – цель и задачи исследования;

2 этап – организационный (составление программы и плана исследования): объект исследования, статистическая совокупность и ее структура, виды статистической совокупности (генеральная, выборочная), единица наблюдения, учетные признаки (количественные, атрибутивные, факторные, результативные), макеты статистических таблиц, виды статистических исследований (сплошное, выборочное), определение численности выборочной совокупности, способы отбора материала (случайный, механический, типический, серийный, комбинированный);

3 этап – сбор информации;

4 этап – обработка данных, статистическая группировка собранного материала, подготовка материалов для сводки, статистическая сводка, статистические таблицы, обработка данных с использованием современных математико-статистических методов и вычислительных средств;

5 этап – анализ и оформление результатов статистического исследования (составление графических изображений);

6 этап – внедрение результатов исследования в практику и оценка эффективности.

План исследования предусматривает определение объекта наблюдения, единицы наблюдения, времени, места, способ проведения, кадры, средства, сроки выполнения отдельных этапов.

Объект исследования – совокупность, о которой должны быть собраны статистические данные.

Единица наблюдения – каждый случай изучаемого явления, подвергающийся описанию, единица счета.

Время – период, в течение которого регистрируются все случаи изучаемого явления (текущее наблюдение) или момент, на который происходит учет всех единиц наблюдения (моментное или единовременное наблюдение)

Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения.

Учетный документ – четко сформулированные вопросы программы, оформленные в виде персональных карт, списков, журналов, талонов и т.д.

Разработка материала

4 этап (разработка материала) складывается из следующих элементов:

1) Контроль (проверка материала) – просмотр регистрационных бланков с целью исключения данных, имеющих дефекты.

2) Разметка признаков, имеющихся в регистрационных бланках. Проводится по заранее разработанному шифру (номер шифра по возрасту, номер шифра по классу болезней) Например, если изучается общая заболеваемость населения различных возрастных групп по классам заболеваний, то на каждом регистрационном бланке ставится шифр возрастной группы, к которой относится больной и шифр класса болезней.

Группировка материала в соответствии с программой исследования. Сводка материала (подсчет регистрационных бланков в каждой группе и занесении цифровых данных в таблицы)

Группировка признака – расчленение всей совокупности на однородные части. Этот этап проводится после сбора материала, но начинается еще при планировании исследования, когда составляется программа работы. Группировка может производиться по атрибутивным (типологическим) и вариационным (количественным) признакам.

Сводка – обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического наблюдения, в определенные группы. Программа сводки, идея обобщения рассматриваются также в начале работы в виде составления макетов разработочных таблиц. На практике сводка состоит в подсчете регистрационных бланков

Виды разработочных таблиц: простые (один признак), групповые (два признака в связи друг с другом), комбинационные (три признака и более в связи друг с другом)

В результате группировки и сводки в разработочных таблицах материал наблюдения представлен в виде абсолютных суммарных чисел, которых недостаточно для сравнения, оценки результатов и выводов. В связи с чем определяются различные виды относительных величин (показатели).

Особенности собирания материала при клинико-статистических исследованиях:

Изучаются клинические вопросы (например, эффективность применения медикаментозных средств, способа оперативного вмешательства, профилактических прививок, отдаленные результаты лечения и др.)

Часто для исследования выделяют две группы больных: 1) группа для которой применяется новый метод лечения и 2) контрольная, состоящая из больных которые лечились традиционным методом.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий,условий и методов оказания лечебно-профилактической помощи населению растет роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения.От ее знания и умения, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть слаженная работа служб и подразделений лечебных учреждений.Особое значение имеет высокий профессионализм медицинской сестры при работе с детьми.

Профилактическая направленность в педиатрии является наиболее актуальной проблемой. В связи с реформой здравоохранения,в частности,с развитием сестринского дела, внедрением сестринского процесса в практику, на медицинских сестер возлагаются большие обязанности:расширяются пределы их компетенции не только в вопросах ухода,но и диагностики патологических состояний.Наиболее важное значение это приобретает при диспансеризации детей в условиях детских образовательных учреждений,где медицинская сестра является важной фигурой,осуществляющей контроль за состоянием здоровья детей.

Наши рекомендации