Средства защиты от поражения электрическим током.

Средства защиты от поражения эл. током:

· Сигнализация утечек тока на корпус вагона;

· Реле максимального напряжения;

· Аварийная кнопка обесточивания эл. цепей;

· Изоляция;

· Ограждение;

· Заземление;

· Знаки безопасности;

· Применение сигнальных цветов;

· Применение малых напряжений;

· Специальные изолирующие предметы, приспособления.

Заземление – преднамеренное электрическое соединение металлических токонепроводящих частей эл. установки, которые могут оказаться под напряжением с заземляющим устройством. Заземление служит для защиты человека от поражения эл. током в случае пробоя изоляции. К заземляющим устройствам в вагоне относятся: кузов, тележка, буксы, заземляющие шунты.

Пожарная безопасность

Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, распоряжение № 2255р от 05 ноября 2009г.

2.1) Требование по обеспечению ПБ.

2.1.1. Требование по обеспечению ПБ при подготовке вагонов в рейс.

1. Запрещается выпускать в эксплуатацию вагоны, не имеющие полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными установками пожарной сигнализации и пожаротушения, а также с неисправными аварийными выходами при их наличии в вагонах.

2. Все электроустановки должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, могущих привести к пожарам.

3. Пожароопасные узлы вагона должны проверяться и очищаться от пыли, горючих материалов от мусора.

4. При приемке состава поезда производится проверка качества подготовки вагонов в рейс. При этом проверяют следующее:

ü пульты управления электрооборудованием

ü работоспособность пакетных переключателей, тумблеров и автовыключателей

ü состояние пломб на оборудовании, где оно предусмотрено (аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными и должны быть заменены)

ü состояние потребителей электроэнергии;

ü внутрипоездную связь: начальник поезда – машинист и радиосвязь ПРП;

ü состояние установки пожарной сигнализации (УПС);

ü межвагонные электрические соединения;

ü отопительные установки, кипятильники, электропечи;

ü состояние топок, колосниковых решеток, наличие пламяотражателей;

ü отсутствие посторонних предметов в пожароопасных местах;

ü порядок хранения горючих материалов;

ü состояние противопожарного инвентаря.

Сопротивление изоляции электрических цепей вагона проверяется по сигнальным лампам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона. При исправной изоляции должен наблюдаться одинаковый накал нитей обеих сигнальных ламп или светодиодов. Неодинаковое свечение свидетельствует о неисправной изоляции электрических цепей вагона. Такие вагоны ставить в рейс запрещается.

2.1.2. Требование по обеспечению ПБ в пути следования.

Запрещается:

ü включать под нагрузку осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра

ü заменять сработавшие предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи

ü заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной

ü включать электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона

ü хранить посторонние предметы вблизи электроаппаратуры

ü регулировать или ремонтировать электроприборы на ходу поезда

ü эксплуатировать вагон с утечкой тока на корпус вагона

ü включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля

ü оставлять межвагонные электрические соединения не убранными в холостые розетки и защитные коробки

ü эксплуатировать неисправные АКБ

ü оставлять без надзора вагоны

ü применять для растопки легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин, масло и др.), а также сжигать топливо не соответствующее эксплуатационной документации, применять для растопки дрова, длина которых превышает размер топки

ü топить котел, бойлер и кипятильник с водой ниже допустимого уровня

ü выбрасывать на перегонах и в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона

ü использовать открытый огонь для обогрева или приготовления пищи

ü курить в неустановленных местах (только в нерабочем тамбуре, с пепельницами – не менее двух)

ü перекрывать тамбурные двери в пути следования поезда на «секретку» при неисправной вызывной сигнализации

ü заграждать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры)

ü допускать к поездке пассажиров с ЛВЖ

При обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа погасла, другая горит полным накалом), проводник обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать ПЭМа или ЛНП.

При переходе на электроснабжение вагона от исправного соседнего ПЭМ обязан сначала убедиться в полной исправности последнего. При отсутствии утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели соответственно «подача в магистраль» и «прием из магистрали». После этого не мене 15 минут осуществлять непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов.

Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, проверять показания электроизмерительных приборов и сигнализации, а также остановить поезд стоп-краном при возникновении в вагоне неисправности, угрожающей жизни людей или БД. После этого необходимо вызвать по цепочке ПЭМа или начальника поезда.

2.2) Причины возникновения пожаров в вагоне.

Пожар в вагоне возникает не сразу. При перегрузке электрические провода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и пряжи, обусловленный перегревом изоляции. От слабых контактов происходит местный нагрев контактных зажимов, предохранителей, а также возникает характерный запах. От чрезмерного нагрева изоляции проводов могут загореться даже сами панели с аппаратурой. Поэтому при появлении запахов – предвестников загорания и разрушения изоляции – необходимо обнаружить их источник и принять необходимые меры.

1. Пожары в вагонах могут возникнуть вследствие:

ü скопления пыли, грязи на приборах электрооборудования и электропроводке

ü попадания влаги на электропроводку

ü наличия в защищаемой цепи неисправных предохранителей

ü нарушения изоляции электрических цепей потребителей

ü перегрузки проводов и приборов электрооборудования

ü больших переходных сопротивления цепей в электроприборах и электросетях

ü подключения электроприборов, не предусмотренных конструкцией вагона

ü неквалифицированное вмешательство в работу электрооборудования

ü нарушение правил пользования отопительными установками

ü хранение в пожароопасных местах любых горючих материалов

ü курения в неустановленных местах

ü провоза ЛВЖ, использование открытого огня

ü удаление шлака и золы на ходу поезда

ü оставление проводником вагона без надзора

2. Причинами пожаров в подвагонном оборудовании могут быть:

ü короткое замыкание в АКБ

ü пониженное сопротивление изоляции АКБ

ü повышенный зарядный ток АКБ

ü плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и изоляции.

Наши рекомендации