П. 1.19 инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 24 мая 2007 г.
Электробезопасность.
П. 1.19 инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 24 мая 2007 г. № 959Р.
Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:
- прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям электрооборудования вагона;
- открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электрокалориферов, электронагревателей котла отопления;
- ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование вагона;
- подниматься на крышу вагона для производства каких либо работ. Складная лекция для подъема на крышу должна быть сложена и заперта трехгранным ключом на замок и опломбирована;
- производить какую либо работу в вагоне при производстве маневровой работы. Необходимо прекратить работу, сесть на нижнюю полку и не производить никаких работ до полной остановки состава.
П. 3.5 инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 24 мая 2007 г. № 959Р.
Требование охраны труда при эксплуатации электрооборудования вагона:
3.5.1. Эксплуатацию и обслуживание электрооборудование вагона необходимо производить в соответствии с инструкциями по его эксплуатации. Производить ремонт и наладку электрооборудования самостоятельно запрещается.
3.5.2. При обнаружении любых неисправностей радио и электрооборудования или возникновении утечки тока, замыкания на корпус любого из полюсов в электрооборудовании вагона необходимо отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
3.5.3. При снижении сопротивления изоляции в электрических цепях вагона по показаниям системы контроля проводник должен вызвать поездного электромеханика или сообщить начальнику поезда.
3.5.4. Штепсельные розетки, установленные в коридорах и туалетных помещениях, на напряжении питания 220 В следует использовать только для подключения электробритв,а на напряжение питания 54 В или 110 В – для подключения пылесоса.
3.5.5. Устанавливать в светильниках лампы большей мощности, чем предусмотрено документацией завода-изготовителя не допускается.
3.5.6. Перед подачей высокого напряжения в высоковольтную магистраль состава вагонов от колонки стационарного пункта электроснабжения об этом должен быть проинформирована поездная бригада. На торцевых дверях головного и хвостового вагонов должна быть вывешены таблички с надписью красного цвета: «Осторожно! Состав под напряжением». При электроснабжении состава вагонов от стационарного пункта электроснабжения дежурные проводники должны находиться в вагоне.
3.5.7. На станциях смены локомотива при подключении высоковольтной магистрали состава вагонов к электровозу проводник должен наблюдать за ее состоянием. В случае пробоя высоковольтной магистрали необходимо по цепочке через проводника соседнего вагона сообщить об этом поездному электромеханику или начальнику поезда.
Понятие ЭБ.
Электробезопасность – это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих от электрического тока и электрической дуги.
Группа ЭБ для проводника пассажирского вагона.
Проводникам пассажирских вагонов присваивается II группа ЭБ. II квалификационная группа присваивается неэлектрическому персоналу, обслуживающему установки и оборудование до 1000 В, в качестве электро-технлогического персонала.
Группы электроустановок.
По условиям электробезопасности, электроустановки подразделяются на 2 категории. Первая категория это электроустановки до 1000В и вторая категория это электроустановки свыше 1000В.
Действие на организм человека электрического тока.
Действие электрического тока на организм человека: тепловое, химическое, биологическое, механическое.
Классификация электротравм.
По тяжести электроравмы могут быть четырех степеней:
I степень – характеризуется судорожным сокращением мыщц без потери сознания;
II степень – характеризуется судорожным сокращением мыщц с потерей сознания;
III степень – характеризуется судорожным сокращением мыщц с потерей сознания и нарушением сердечной и дыхательной деятельности;
IV степень - клиническая смерть.
Пожарная безопасность
Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, распоряжение № 2255р от 05 ноября 2009г.
2.1) Требование по обеспечению ПБ.
2.1.1. Требование по обеспечению ПБ при подготовке вагонов в рейс.
1. Запрещается выпускать в эксплуатацию вагоны, не имеющие полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными установками пожарной сигнализации и пожаротушения, а также с неисправными аварийными выходами при их наличии в вагонах.
2. Все электроустановки должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, могущих привести к пожарам.
3. Пожароопасные узлы вагона должны проверяться и очищаться от пыли, горючих материалов от мусора.
4. При приемке состава поезда производится проверка качества подготовки вагонов в рейс. При этом проверяют следующее:
ü пульты управления электрооборудованием
ü работоспособность пакетных переключателей, тумблеров и автовыключателей
ü состояние пломб на оборудовании, где оно предусмотрено (аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными и должны быть заменены)
ü состояние потребителей электроэнергии;
ü внутрипоездную связь: начальник поезда – машинист и радиосвязь ПРП;
ü состояние установки пожарной сигнализации (УПС);
ü межвагонные электрические соединения;
ü отопительные установки, кипятильники, электропечи;
ü состояние топок, колосниковых решеток, наличие пламяотражателей;
ü отсутствие посторонних предметов в пожароопасных местах;
ü порядок хранения горючих материалов;
ü состояние противопожарного инвентаря.
Сопротивление изоляции электрических цепей вагона проверяется по сигнальным лампам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона. При исправной изоляции должен наблюдаться одинаковый накал нитей обеих сигнальных ламп или светодиодов. Неодинаковое свечение свидетельствует о неисправной изоляции электрических цепей вагона. Такие вагоны ставить в рейс запрещается.
2.1.2. Требование по обеспечению ПБ в пути следования.
Запрещается:
ü включать под нагрузку осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра
ü заменять сработавшие предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи
ü заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной
ü включать электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона
ü хранить посторонние предметы вблизи электроаппаратуры
ü регулировать или ремонтировать электроприборы на ходу поезда
ü эксплуатировать вагон с утечкой тока на корпус вагона
ü включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля
ü оставлять межвагонные электрические соединения не убранными в холостые розетки и защитные коробки
ü эксплуатировать неисправные АКБ
ü оставлять без надзора вагоны
ü применять для растопки легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин, масло и др.), а также сжигать топливо не соответствующее эксплуатационной документации, применять для растопки дрова, длина которых превышает размер топки
ü топить котел, бойлер и кипятильник с водой ниже допустимого уровня
ü выбрасывать на перегонах и в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона
ü использовать открытый огонь для обогрева или приготовления пищи
ü курить в неустановленных местах (только в нерабочем тамбуре, с пепельницами – не менее двух)
ü перекрывать тамбурные двери в пути следования поезда на «секретку» при неисправной вызывной сигнализации
ü заграждать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры)
ü допускать к поездке пассажиров с ЛВЖ
При обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа погасла, другая горит полным накалом), проводник обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать ПЭМа или ЛНП.
При переходе на электроснабжение вагона от исправного соседнего ПЭМ обязан сначала убедиться в полной исправности последнего. При отсутствии утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели соответственно «подача в магистраль» и «прием из магистрали». После этого не мене 15 минут осуществлять непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов.
Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, проверять показания электроизмерительных приборов и сигнализации, а также остановить поезд стоп-краном при возникновении в вагоне неисправности, угрожающей жизни людей или БД. После этого необходимо вызвать по цепочке ПЭМа или начальника поезда.
2.2) Причины возникновения пожаров в вагоне.
Пожар в вагоне возникает не сразу. При перегрузке электрические провода нагреваются постепенно, появляется характерный запах горящей резины и пряжи, обусловленный перегревом изоляции. От слабых контактов происходит местный нагрев контактных зажимов, предохранителей, а также возникает характерный запах. От чрезмерного нагрева изоляции проводов могут загореться даже сами панели с аппаратурой. Поэтому при появлении запахов – предвестников загорания и разрушения изоляции – необходимо обнаружить их источник и принять необходимые меры.
1. Пожары в вагонах могут возникнуть вследствие:
ü скопления пыли, грязи на приборах электрооборудования и электропроводке
ü попадания влаги на электропроводку
ü наличия в защищаемой цепи неисправных предохранителей
ü нарушения изоляции электрических цепей потребителей
ü перегрузки проводов и приборов электрооборудования
ü больших переходных сопротивления цепей в электроприборах и электросетях
ü подключения электроприборов, не предусмотренных конструкцией вагона
ü неквалифицированное вмешательство в работу электрооборудования
ü нарушение правил пользования отопительными установками
ü хранение в пожароопасных местах любых горючих материалов
ü курения в неустановленных местах
ü провоза ЛВЖ, использование открытого огня
ü удаление шлака и золы на ходу поезда
ü оставление проводником вагона без надзора
2. Причинами пожаров в подвагонном оборудовании могут быть:
ü короткое замыкание в АКБ
ü пониженное сопротивление изоляции АКБ
ü повышенный зарядный ток АКБ
ü плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и изоляции.
Огнетушитель углекислотный.
Предназначены для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, и электроустановок напряжением до 1000 В. Представляют собой стальной баллон, в горловину которого ввернуто запорно-пусковое устройство с раструбом.
Располагается этот огнетушитель в косом коридоре.
Для приведения огнетушителя в действие необходимо снять его с кронштейна (с помощью которого он крепится к стенке вагона). Удерживая его одной рукой, другой распломбировать и выдернуть чеку, одновременно направляя раструб на огонь. Подводить струю углекислого газа (снега) к огню нужно с края. При пользовании огнетушитель нельзя поворачивать в горизонтальное положение. Не пользоваться огнетушителем голыми руками во избежание обморожения.
Огнетушитель пенный.
Предназначены для тушения твердых, жидких, газообразных веществ, и электроустановок, находящихся под напряжением не более 1000 В.
Состоят из корпуса, наполненного огнетушащим порошком. Принцип действия основан на использовании энергии сжатого газа и выброса огнетушащего порошка. Данный огнетушитель относится к группе огнетушителей, у которых газ находится в отдельном баллоне высокого давления, размещенном внутри корпуса. Такие огнетушители мене трудоемки в эксплуатации, имеют более простую конструкцию, но требуют повышенной герметичности.
Принцип действия: сорвать пломбу, поднять рукоятку запуска в верхнее положение, направить шланг на огонь, нажать на рукоятку пистолетного распылителя.
Огнетушитель воздушно-пенный.
Воздушно-пенные огнетушители ОВП-5 и ОВП-10 предназначены для тушения пожаров и загораний твердых веществ (класс А) и легковоспламеняющихся жидкостей (класс В).
Не допускается применение данных огнетушителей для тушения горящих щелочных металлов и электроустановок, находящихся под напряжением, а также загораний веществ, горение которых происходит без доступа воздуха.
Работа огнетушителя основана на использовании энергии химического источника газа для аэрирования и выброса огнетушащего состава (водного раствора).
Под крышкой размещен пусковой механизм для прокалывания мембраны газового баллона и каналы для выхода рабочего газа (двуокись углерода), к которому привернута сифонная трубка. Крышка с баллоном для рабочего газа крепится на горловине корпуса с помощью гайки.
Двуокись углерода из баллона через каналы и сифонную трубку проникает в корпус и выдавливает раствор пенообразователя. Для выпуска раствора достаточно нажать на рукоятку насадка пеногенератора. При этом открывается клапан и раствор пенообразователя, проходя через насадок, образует пену средней кратности.
В месте соединения боковой сифонной трубки 7 с гибким шлангом 4 находится защитная полиэтиленовая мембрана 6, предотвращающая доступ влаги из воздуха внутрь огнетушителя.
Если рукоятка нажата длительное время, заряд выбрасывается полностью и непрерывно. Отпуская периодически рукоятку насадка, можно заряд выпустить по частям, импульсами.
Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС – 5.
Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС-5 (далее генераторы) предназначены для локализации (пожара подкласса А1) и тушения пожаров (подкласса А2 и В) твердых горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроизоляционных материалов и электрооборудования, в том числе под напряжением, в помещениях производственных, административных и жилых зданий и сооружений, на железнодорожном и автомобильном транспорте, морских и речных судах и т.п.
Для приведения генератора в действие необходимо:
- одной рукой взять генератор за рукоятку;
- опустить генератор вертикально вниз, свободной рукой снять (отвинтить по резьбе) защитный колпачок с втулки узла запуска;
- освободить шнур и резко дернуть за петлю;
- забросить генератор в горящее помещение.
Замедляющий состав в узле пуска обеспечивает задержку срабатывания генератора на 7–10 секунд, необходимые для его безопасного забрасывания в горящее помещение.
При срабатывании узла пуска раздается характерный звук, и из дренажного отверстия на его корпусе появляется струйка дыма.
Внимание! После выдергивания веревочной петли узла запуска обязательно должен быть произведен немедленный заброс генератора, даже если нет уверенности, что узел запуска сработал.
Огнетушитель самосрабатывающий порошковый ОСП-1
устанавливается в электрощитах при проведении ремонтных работ. Могут быть в количестве 2 штук.
Предназначен для тушения горючих жидкостей, газов, твердых материалов и электрооборудования. Не тушит щелочные и щелочно-земельные вещества, горящие без воздуха. Температурный порог срабатывания 100ºС. Компоненты заряда ОСП-1 не токсичны и не вредят здоровью человека. О наличии этого огнетушителя в электрощите свидетельствует красный трафарет.
ОСП-1 представляет собой герметичный стеклянный сосуд (крепится горизонтально), заполненный огнетушащим порошком и газообразователем. При температуре 100ºС газообразователь разлагается, давление возрастает, что приводит к разрушению сосуда и импульсному выбросу огнетушащего порошка. При возникновении загораний в районе установки ОСП-1 или появлении его признаков (дым) допускается применения любых других первичных средств пожаротушения (ручных огнетушителей, воды, пены) с соблюдением мер предосторожности от лопнувших осколков колбы. Работы по осмотру и демонтажу сработавшего ОСП-1 производятся после снижения температуры до нормальной не раньше, чем через 2 часа после его срабатывания.
УГП (Установка газового пожаротушения).
Она предназначена для объемного тушения пожара в пультах управления пассажирских вагонов, обеспечивает работу в автоматическом режиме по сигналу «пожар» от УПС. Тушение пожара обеспечивается за счет заполнения объема пульта управления огнегасящей аэрозольной смесью.
Установка состоит из 4-х генераторов, размещенных в нижней зоне пульта управления. Необходимая для тушения пожара концентрация аэрозольной смеси обеспечивается двумя основными генераторами, работающими одновременно. Они составляют I очередь пожаротушения, а два других– II очередь (резервную).
Установка водяного пожаротушения (далее по тексту - УВПТ)
В пассажирских вагонах является составной частью системы водоснабжения вагона и предназначена для тушения пожара в начальной её стадии развития после обесточивания вагона. УВПТ состоит из водяного бака, который связан с системой водоснабжения вагона с помощью постоянно отрытого крана и обратного клапана обеспечивающего постоянный уровень воды в баке, пожарного насоса, водяных труб диаметром 25 мм с быстродействующими кранами и насадками для присоединения пожарных рукавов (2-а поста).
При возникновении пожара необходимо вытащить из ниши рукав, одного из ближайших постов к пожару, и размотать его, затем открыть быстродействующий кран, включить пожарный насос и направить пожарный ствол на очаг пожара.
Классификация пожаров.
Класс А – горение твёрдых веществ;
Класс В – горение жидких веществ;
Класс С – горение газообразных веществ;
Класс D – горение металлов или металлосодержащих веществ (огнетушители специального назначения);
Класс Е – пожары электрооборудования, находящихся под напряжением.
2.5) Обязанности обслуживающего персонала при обнаружении пожара (регламент действия при пожаре).
Охрана труда
Инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 24 мая 2007 г. № 959Р.
4.1) Общие требования ОТ.
К самостоятельной работе проводника в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку, а также первичную проверку знаний по охране труда и электробезопасности на право обслуживания электроустановок до и выше 1000 В.
В процессе работы проводник должен проходить:
- повторные инструктажи не реже одного раза в три месяца;
- внеплановые инструктажи;
- целевые инструктажи;
- периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
- очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда;
- периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в два года;
- периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год;
- проверку знаний по электробезопасности не реже 1 раза в год;
- проверку знаний на право обслуживания хвостового вагона не реже 1 раза в год;
- периодическое, не реже 1 раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемый на работу проводник должен проходить это обучение не позднее одного месяца после приема на работу.
Во время работы на проводника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
- Движущийся подвижной состав, транспортные средства;
- Повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
- Недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
- Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- Повышенная подвижность воздуха (сквозняки);
- Повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- Повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;
- Пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;
- Повышенный уровень электромагнитных излучений;
- Расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола вагона);
- Нервно-психические (эмоциональные) перегрузки;
- Патогенные микроорганизмы при контакте с постельными принадлежностями, уборке вагона.
Проводник должен иметь следующую спецодежду (в летний период):
- Халат хлопчатобумажный (два);
- Перчатки резиновые;
Во время работы необходимо соблюдать:
Проводник во время дежурства должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.
Перед отправлением в рейс проводник должен привести в порядок форменную и специальную одежду. Одежда должна быть подобрана по размеру и росту, исправна, не сковывать движения. Обувь должна быть удобной, на низком каблуке (до 5 см), с закрытым носком и пяткой.
Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно друг от друга в специально предназначенных для этого местах.
Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу проводнику следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на диване головой к двери, при этом солнцезатемнитель окна должен быть опущен.
Требования ОТ перед началом работ.
Перед началом работы при получении наряда на маршрут следования поезда проводник должен уточнить местонахождение вагона и безопасный маршрут следования к нему.
Перед отправлением в рейс проводник должен прослушать инструктажи, в том числе по мерам безопасности в аварийных ситуациях.
После получения на базе оборудования вагонов необходимого в рейсе инвентаря проводник должен следовать к вагону по установленным маршрутам прохода, соблюдая меры безопасности при переноске инвентаря, обходя различные сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье. Необходимо быть внимательным в темное время суток, а также при плохой видимости.
При приеме пассажирского вагона проводник хвостового вагона должен проверить дополнительно наличие сумки главного кондуктора, комплекта сигнальных принадлежностей, проверить срок годности петард, целостность и чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, наличие в них электроламп.
После дезинфекционной обработки вагона проводник должен тщательно проверить его, для чего необходимо открыть потолочные дефлекторы, окна и двери, включить вентиляцию, а при наличии запаха - выйти из вагона.
Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки пассажирского вагона, проводник обязан доложить начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер по их устранению.
Требование охраны труда во время работы.
Правила техники безопасности (ТБ) при посадке и высадке пассажиров.
Запрещается высадка и посадка пассажиров до полной остановки поезда.
Проводник после полной остановки поезда должен:
ü открыть дверь,
ü закрепить ее на фиксатор,
ü протереть поручни,
ü поднять откидную площадку, надежно закрепить ее на фиксатор,
ü протереть поручень площадки,
ü выйти из вагона спиной к платформе.
В момент подъема откидной площадки тамбура, проводник должен находиться от нее на безопасном расстоянии. При входе и выходе из вагона проводник должен убедиться в исправности поручней, подножек, ступенек вагона. Дверь закрывать и открывать следует плавно, без стука, держась только за ручки дверей. Закрывать снаружи боковые тамбурные двери за решетку запрещается. Спускаясь вниз по подножкам из тамбура, необходимо держаться руками за поручни, не отрывая рук до тех пор, пока ноги не коснуться земли. Запрещается прыгать с тамбурной площадки или с подножек вагона. Если стоянка поезда менее 5 минут, проводник, посадку и высадку пассажиров производит, находясь в тамбуре. На посадке проводник должен смотреть в хвост поезда для принятия оперативных мер по ограждению поезда.
Требования ОТ по окончании работ.
По прибытии из рейса проводник должен произвести уборку в вагоне, очистить топку и зольник.
Проводник должен проверить исправность внутреннего оборудования вагона, имущества и инвентаря.
Проводник должен сдать дежурство сменяющему его проводнику и надев сигнальный жилет, проследовать в резерв проводников по маршруту служебного провода.
Проводник обязан лично сдать маршрут в нарядную часть и расписаться за следующий выход на работу.
После получения даты следующего выхода на работу проводник обязан покинуть территорию предприятия. Находиться в нерабочее время на территории предприятия, в составах пассажирских поездов без производственной необходимости запрещено.
Загрязненную и неисправную спецодежду проводник, при необходимости, должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.
После работы необходимо вымыть лицо и руки водой с мылом или принять душ.
Механические травмы
При получении механической травмы необходимо остановить кровотечение. При венозном кровотечении кровь темная, вытекает сплошной струей. Способ остановки - давящая повязка в области ранения, придание пострадавшей части тела возвышенного положения. При артериальном кровотечении - алая кровь, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей. Способ остановки кровотечения - наложение жгута, закрутки или резкое сгибание конечности в суставе с фиксацией ее в таком положении. Жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью, и связывают узлом на наружной стороне конечности. После этого первый виток жгута необходимо прижать пальцами и убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием. Жгут на шею накладывают без контроля пульса, охватывая им вместе с шеей заведенную за голову руку, и оставляют до прибытия врача. Для герметизации раны накладывают чистую салфетку или многослойную ткань (упаковку бинта). При наложении жгута (закрутки) под него обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут можно наложить не более чем на один час. При переломах, вывихах необходимо наложить на поврежденную часть тела шину (стандартную или изготовленную из подручных средств - доски, рейки) и с помощью бинта зафиксировать ее так, чтобы обеспечить неподвижность поврежденного участка тела. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану. Шину располагают так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость. При падении с высоты, если есть подозрение, что у пострадавшего сломан позвоночник (резкая боль в позвоночнике при малейшем движении), необходимо дать пострадавшему обезболивающее средство и уложить на ровный твердый щит или широкую доску. Необходимо помнить, что пострадавшего с переломом позвоночника следует перекладывать с земли на щит осторожно, уложив пострадавшего набок, положить рядом с ним щит и перекатить на него пострадавшего. При болях в шейном отделе позвоночника необходимо зафиксировать голову и шею. Пострадавшего с травмой позвоночника запрещается сажать или ставить на ноги. При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс. Не допускается самим предпринимать каких-либо попыток вправления травмированной конечности.
Термические ожоги
При ожогах первой степени (наблюдается только покраснение и небольшой отек кожи) и ожогах второй степени (образуются пузыри, наполненные жидкостью) необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку. Не следует смазывать обожженное место жиром и мазями, вскрывать или прокалывать пузыри. При тяжелых ожогах (некроз тканей) следует на обожженное место наложить стерильную повязку и немедленно отправить пострадавшего в медицинское учреждение. Запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшему необходимо дать обезболивающее лекарство, обильное питье.
Травмы глаз
При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в медицинскую организацию. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку. При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды. При ожогах химическими веществами необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10 - 15 минут слабой струей проточной воды. При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не проводится. Глаза закрывают стерильной повязкой.
Электротравмы
При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока (отключить электроустановку, которой касается пострадавший, с помощью выключателя, рубильника или другого отключающего аппарата, а также путем снятия предохранителей, разъема штепсельного соединения). При отделении пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается, оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без применения надлежащих мер предосторожности, так как это опасно для жизни. Он должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью или под напряжением шага, находясь в зоне растекания тока замыкания на землю. При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода следует воспользоваться канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду (если она сухая и отстает от тела), избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой. Можно оттащить пострадавшего за ноги, при этом оказывающий помощь не должен касаться его обуви или одежды без средств электрозащиты своих рук, так как обувь и одежда могут быть сырыми и являться проводниками электрического тока. Можно изолировать себя от действия электрического тока, встав на сухую доску. При отделении пострадавшего от токоведущих частей следует действовать одной рукой. Если электрический ток проходит в землю через пострадавшего, который сжимает в руке провод, находящийся под напряжением, то прервать действие электрического тока можно следующим образом: отделить пострадавшего от земли (подсунуть под него сухую доску или оттянуть ноги от земли веревкой или одеждой); перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой; сделать разрыв, применяя инструмент с изолирующими рукоятками (кусачки, пассатижи). Если пострадавший находится на высоте, то отключение установки и тем самым освобождение пострадавшего от действия тока может вызвать его падение с высоты. В этом случае необходимо принять меры для предотвращения дополнительных травм. В тех случаях, когда пострадавший от поражения электрическим током не дышит или дышит редко, судорожно, необходимо проводить искусственное дыхание. В случае отсутствия дыхания и пульса надо немедленно применить искусственное дыхание и массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца делаются до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача. После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо при наличии у него электрического ожога на место электрического ожога наложить стерильную повязку.
Отравления.
При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо промыть желудок пострадавшего, давая ему выпить большое количество (до 6 - 10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды с вызовом у пострадавшего искусственной рвоты. После этого пострадавшего следует напоить теплым чаем и дать выпить 1 - 2 таблетки активированного угля. При отравлении газами, аэрозолями, парами вредных веществ пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери. При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и массажу сердца.
Инфекционные заболевания.
При обнаружении в вагоне пассажиров с признаками инфекционного заболевания проводник должен: немедленно информировать начальника поезда; до прибытия в поезд медицинских работников начать проведение первичных противоэпидемических мероприятий; изолировать больного в отдельное купе или отделить его ширмой, изготовленной из подручного материала (например, простыни); при подозрении на острое кишечное заболевание выделить отдельную посуду для еды, а также емкости для раздельного сбора фекальных и рвотных масс, например, ведра. Можно выделить один из туалетов, а унитаз в нем закрыть. Выделения больного сохраняются до прибытия врача, так как могут потребоваться для отбора анализа, в последующем они подлежат обеззараживанию; при подозрении на заболевание воздушно-капельной инфекцией использовать марлевые маски как больному, так и контактирующим с ним; во всех случаях проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств в вагоне и туалетах, которыми пользовался больной. Не следует спешить с применением лекарственных средств (антибиотиков, сульфаниламидов), можно дать больному лекарства, облегчающие головную боль и жаропонижающие, если температура тела высокая. При обнаружении грызунов, блох в помещении вагона или наличия признаков их жизнедеятельности следует немедленно сообщить (через начальника поезда) в санитарно-контрольные пункты на ближайшей железнодорожной станции и на пункте формирования (оборота) состава поезда.
6. Должностная инструкция мастера (инспектора по технике безопасности). (должностная инструкция мастера (инспектора по технике безопасности) студенческого отряда проводников ОСТО «Экспресс», инструкция утвержденная ра