Тема занятия: Гистофизиология крови, лимфы.

Тема занятия: Гистофизиология крови, лимфы.

Продолжительность изучения темы 3 часа.

Цель занятия:Изучить строение и функцию форменных элементов крови, состав и роль плазмы, лимфы. Ознакомиться с принципом изготовления мазков крови, их окраской и подсчетом лейкоцитарной формулы.

Задачи:

Знать:

1. Гистофизиологию мезенхимы как источника развития тканей внутренней среды;

2. Цитофункциональные особенности форменных элементов крови;

3. Состав плазмы и лимфы.

Уметь:

1. Приготовить мазок крови и окрасить его по методу Романовского-Гимза;

2. Идентифицировать в мазке форменные элементы крови на основе тинкториальных свойств цитоплазмы и специфической формы ядер;

3. Провести подсчет лейкоцитарной формулы;

4. Оценить состояние лейкоцитарной формулы;

5. Дифференцировать по электронограммам форменные элементы крови и органеллы их цитоплазмы.

Методические рекомендации по самоподготовке:

Необходимый уровень знаний из других курсов и тем:

1. Строение клетки.

2. Жизненный цикл клеток.

3. Тинкториальные свойства цитоплазмы и ее структур и включений.

4. Методы окраски гистологических препаратов.

5. Источники развития тканей.

Теоретические вопросы по теме занятия

1. Мезенхима: строение, функции, происхождение;

2. Кровь: источник развития, общий принцип строения, функции.

3. Представление о гемограмме и лейкоцитарной формуле, их возрастных и половых особенностях.

4. Особенности лейкоцитарной формулы в детском возрасте;

5. Характеристика клеток крови, на световом и ультрамикроскопическом уровне и функции:

– эритроциты: строение, функции.

– лейкоциты: гранулоциты(нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.). Знать специфические (отличительные) особенности строения гранулоцитов, уметь зарисовать. Знать функции каждой разновидности лейкоцитов.

- лейкоциты - агранулоциты (лимфоциты, моноциты), разновидности лимфоцитов по строению и функции.

– кровяные пластинки (тромбоциты): морфология, разновидности, функции.

6. Плазма (межклеточное вещество). Сыворотка. Химический состав, функции.

7. Лимфа: состав, строение, функции. Отличие от крови.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Плазма крови.

2. Кровяные пластинки - тромбоциты.

3. Особенности гемограммы и лейкоцитарной формулы детского возраста.

4. Лимфа. Химический состав, образование, функции.

Элементы УИРС.

Темы рефератов(один по выбору):

1. Взаимоотношение крови в соединительно ткани.

2. Роль соединительной ткани в поддержании гомеостаза (гомеокинеза).

3. Морфофункциональная характеристика лимфы.

4. Возрастные изменения крови.

5. Накопление метгемоглобина и возраст эритроцитов.

6. Роль Т – и В - лимфоцитов в иммунологических реакциях организма.

7. Типы гемоглобинов и форма эритроцитов.

8. Схема ультрамикроскопического строения лимфоцитов.

9. Роль лейкоцитов в воспалении.

10. Гистофизиология тромбоцитов.

11. Ультрамикроскопическое строение гранулоцитов.

12. Ультрамикроскопическое строение лимфоцитов.

13. Морфология и гистофизиология кровяных пластинок (тромбоцитов).

Значение изучения темы.

Кровь – одна из первых тканей, быстро реагирующих на отклонения в физиологическом состоянии организма. Поэтому строение и функции форменных элементов крови, состав плазмы, лимфы имеют важное диагностическое значение. Знание морфологии крови необходимы студенту при изучении соответствующих вопросов по нормальной и патологической физиологии, лабораторной диагностике, а также врачу любого профиля.

Особенности крови детей.

ГЕМОГРАММА

Возраст Эритроциты х 1012 Лейкоциты х 109 Тромбоциты х 109 Плазматические клетки Ретикулоциты
Новорожденный (1 день) Новорожденный (6-7 день) Грудной (11-12 мес.) 6 лет 16 лет Старше 16 лет 6-7 5,5 4,3 4,5 5,2 4,5-5,5 10-19 10-11 10-11 4-7 4-7 250-300. 250-300 200-300 200-300 0,25 0,5 0,25 25 % 11-15 % 4-5 % 6-7 % 6-7 % 5%

ЛЕЙКОЦИТАРНАЯ ФОРМУЛА

  Возраст Лейкоциты
Гранулоциты Агранулоциты
Миело- циты Ю - П - С Эозино- филы Базо- филы Лимфо- циты Моно-циты
Новорожденный (1 день) Новорожденный (6-7 день) Грудной (11-12 месяцев) 6 лет 16 лет Старше 16 лет 6 % - 27 % - 30 % 2 % - 4 % - 31 % 0,5 % - 4-6 % - 30 % 1 % - 4 % - 39 % 0,5 % - 4 % - 58-65 % 0 - 2-4 % - 60-70 % 2-4 % 2-4 % 2-4 % 2-4 % 2-5 % 2-5 % 0,25 % 0,5 % 0,5 % 0,5 % 0-0,5 % 0-0,5 % 24 % 44 % 50-60 % 42-45 % 25-40 % 25-30 % 10 % 11 % 8-11 % 8-10 % 6-8 % 6-8 %

По отношению к весу тела у новорожденных количество крови составляет 15%, у детей одного года — 11%, у взрослых — 7,8%.

Кровь новорожденных детей содержит много эритроцитов (6-7х1012) и гемоглобина (до 24,6 г%). В период новорожденности (первые 7 дней) содержание гемоглобина в эритроцитах снижается до 12,8 г%. Изменяется качество гемоглобина.

У человека различают 2 типа гемоглобина: плодный (НВ F) и взрослый (НВ А). Плодный гемоглобин содержится в эритроцитах плода, он имеет иную форму кристаллов и поэтому обладает большим сродством к кислороду, и обеспечивает хорошее снабжение кислородом тканей.

К моменту рождения у плода есть оба гемоглобина (НВ F - 80% и НВ А - 20%). После рождения весь гемоглобин заменяется взрослым.

Для клеток крови новорожденного в первые 7 дней свойственен анизоцитоз (разные размеры) и пойкилоцитоз (разная форма) эритроцитов, а также полихроматофилия. Кровь содержит много молодых, еще не совсем зрелых клеток, указывающих на активные процессы эритропоэза (много ретикулоцитов, встречаются и ядерные формы эритроцитов - нормобласты).

Число лейкоцитов у новорожденного велико (15-30х109), однако к 7 дню жизни оно падает и стабилизируется для грудного периода. Количество лейкоцитов у новорожденных составляет 19х109. В первые часы жизни число лейкоцитов увеличивается до 20х109., через сутки — до 28х109., а через 48 часов количество лейкоцитов снижается до 19 х109

Среди других видов зернистых гранулоцитов следует отметить ту особенность, что базофилы отсутствуют, а среди эозинофилов имеются незрелые формы. Кровяным пластинкам свойственен анизоцитоз (среди них есть, гигантские формы). Пластинки еще недостаточно созревшие, хотя число их велико. Имеются плазматические клетки.

Кровь детей старше года

После года жизни содержание гемоглобина постепенно увеличивается, число ретикулоцитов возрастает до 6-7%. При медленном увеличении количества эритроцитов число лейкоцитов снижается. Второй физиологический перекрест нейтрофилови лимфоцитов, сопровождающийся увеличением числа нейтрофилов, происходит в возрасте от 5 до 7 лет. Среди нейтрофилов постепенно уменьшается число юных форм, и исчезают плазматические клетки.

Кровь недоношенных детей

В крови недоношенных детей есть метгемоглобин и даже эритробласты, много ретикулоцитов, для эритроцитов характерен анизо- и пойкилоцитоз. В лейкоцитарной формуле сразу имеет место лимфоцитоз, а среди зернистых лейкоцитов встречаются очень молодые формы клеток вплоть до миэлобластов. Нормобласты и миэлобластыисчезают через неделю после рождения. Содержание гемоглобина в крови после рождения ребенка постепенно падает и к 4 мес. развивается анемия недоношенных.

Методические рекомендации к самостоятельной работе

Уяснить, что мезенхима – первая зародышевая ткань. В ее образовании принимают участие все эмбриональные закладки. В связи с чем выделяют нейромезенхиму, мезомезенхиму, экто- и энтомезенхиму. У зародыша мезенхима встречается везде, кроме полости нервной трубки, вторичной кишки, целома. Мезенхима состоит из отростчатых клеток и межклеточного вещества - тканевой жидкости, волокон нет. Ее функция: опорно-трофическая, защитная. Впоследствии мезенхима дает начало всем тканям внутренней среды (эндотелий сосудов, кровь, соединительная, хрящевая, костная, гладкая мышечная). Кровь, как ткань, впервые возникает в стенке желточного мешка, а в последующем и в теле зародыша развиваются органы кроветворения, обеспечивающие на протяжении всей жизни процесс регенерации крови.

Кровь можно назвать «зеркало организма».

Анализ крови являются одним из самых распространенных лабораторных исследований. Наиболее широко применяется общий клинический анализ (гемограмма). Ознакомьтесь с показателями гемограммы и их клиническим значением. Гемограмма включает исследование концентрации гемоглобина (в 1 л по системе СИ), подсчет числа эритроцитов (СОЭ) в мм за 1 час.

Цветной показатель– индекс, отражающий относительное содержание гемоглобина в эритроцитах. Имеет значение для определения характера анемии.

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) - неспецифическая реакция. Увеличение СОЭ наблюдается при различных воспалительных процессах, интоксикациях, острых и хронических воспалениях, опухолях, после кровопотери и оперативных вмешательств. Замедление наблюдается при симптоматических эритроцитозах и др.

Эритроциты обладают антигенными свойствами, обусловливающими групповую принадлежность крови.

Гематокрит– дает представление о соотношении между объемами плазмы и форменных элементов крови (гл. образом эритроцитов). Показатель широко используется для суждения о степени анемии, при которой отмечается его снижения. Повышение гематокрита характерно для эритроцитозов, является сопутствующим врожденным порокам сердца, легочной недостаточности и некоторым гемоглобинопатиям.

Эритроциты - наиболее многочисленные форменные элементы крови. Изучите форму, размеры, строение эритроцитов. Уяснить какие важные функции выполняют эритроциты.

Основная функция эритроцитов связана с наличием в их цитоплазме гемоглобина. Ознакомиться с химическим составом гемоглобина. Это основной дыхательный пигмент эритроцитов, относиться к хромопротеидам, Он состоит из белка- гемо и глобина – соединения протопорфирина IX с железом, который придает гемоглобину характерную розоватую окраску. Гемоглобин способен легко связываться с кислородом. Таким образом, эритроциты обеспечивают клетки, ткани кислородом.

Лейкоциты- второй вид форменных элементов крови – белая кровь.

Белая кровь очень быстро реагирует на различные воспалительные процессы, инфекции, кровопотерю аллергические состояния и т.д. Лейкоциты высокоспециализированные клетки, обладающие различными защитными функциями. Благодаря фагоцитарной активности, участвуют в клеточном и гуморальном иммунитете, обмене гистамина, гепарина, реализуют антимикробные, антитоксические, антителообразующие и другие важнейшие компоненты иммунологических реакций.

Количественное увеличение лейкоцитов называется лейкоцитозом, уменьшение содержания - лейкопенией. Увеличение числа нейтрофилов называется нейтрофилией, эозинофилов - эозинофилией и т.д. Уясните, что увеличение в формуле молодых клеток крови означает «сдвиг лейкоформулы влево», а старых – «сдвиг вправо».

Зрелые лейкоциты характеризуются специфической структурой ядер, особенностью тинкториальных свойств цитоплазмы и включений (зернистости) и сложным внутриклеточным метаболизмом. Различные формы зрелых лейкоцитов являются объектом лабораторных исследований.

Уясните морфофункциональные особенности каждого из гранулоцитов и агранулоцитов с целью определения их в мазке крови. Запомните их специфические функции.

Процентное соотношение различных видов лейкоцитов называется лейкоцитарной формулой. Лейкоцитарная формула входит в гемограмму.

Лейкоцитарная формула (запомните показатели лейкоцитарной формулы).

Э % Б % Нейтрофилы Л % М %
Ю% П% С%
О,5-5 0-1 0-1 1-6 47-72 19-37 3-11

Кровяные пластинки (тромбоциты)- следующая разновидность форменных элементов крови. Обладают антигенными свойствами, основная роль участие в процессах свертывания крови, поддержании гомеостаза. Знать их разновидности. Уметь определять в мазке.

Плазма крови (межклеточное вещество). Это бесцветная жидкость, содержащие около 90% воды и 10% сухого остатка: В плазме содержаться белки, жиры, углеводы, другие органические и минеральные соединения. К основным белкам плазмы относятся альбумины, глобулины и фибриноген.

Альбулины и глобулины синтезируются в печени, в плазме крови поддерживают коллоидно-осмотическое давление, играют важную роль в транспорте многих веществ экзо- и эндогенного происхождения. Фибриноген принимает участие в процессах свертывание крови. Дефибринированная плазма- сыворотка крови. Плазма крови имеет рН около 7,36.

Обратить внимание на химический состав лимфы, на наличие в ней из форменных элементов только лимфоцитов. Выделить отличия лимфы от крови.

Препарат № 76 Мазок крови.

Окраска: по Гимза-Романовского.

Изучают мазок под иммерсией, объектив 90. Для этого на мазок капают каплю иммерсионного масла и под контролем глаза опускают иммерсионный объектив(90) до соприкосновения с каплей и погружают в масло. Затем, глядя в окуляр, осторожно поднимают объектив до появления изображения.

Изучить, зарисовать и обозначить: А). Зернистые лейкоциты: 1. базофильный лейкоцит, 2. зозинофильный лейкоцит, 3. нейтрофильный лейкоцит. В). Незернистые лейкоциты: 4. большой лимфоцит, 5. средний лимфоцит 6. малый лимфоцит.7. моноцит. С). кровянные пластинки.

Ознакомиться с демонстрационными препаратами:

1. Мазок крови лягушки

Окраска: гематоксилин- эозин.

Рассмотреть в мазке крови форменные элементы, обратив внимание на наличие ядер в эритроцитах.

2. Мазок крови человека.

Окраска: Гимза-Романовского. Диагноз: лейкоз

Обратить внимание на преобладание в мазке периферической крови незрелых форменных элементов, находящихся на стадии дифференцировки.

Изучить диапозитивы:

1.Форменные элементы крови

2. Мезенхима развивающегося цыпленка.

Электронограммы:

1.Электронная микрофотография гранул эозинофильных гранулоцитов Реакция на пероксидазу.

2.Нейтрофильный гранулоцит.

3.Эритроциты. Сканирующая электронная микроскопия.

4.Тромбоциты.

Контрольные вопросы

1. .Каков общий принцип строения тканей мезенхимного происхождения?

2. Назовите отличия строения мезенхимы от дефинитивных (зрелых) тканей мезенхимного происхождения? 1.Что такое гемограмма?

3. Содержание эритроцитов у мужчин и женщин?

4. Что такое лейкоцитарная формула?

5. Назовите показатели лейкоцитарной формулы крови здорового человека?

6. Назовите характерные признаки гранулоцитов: базофилов, эозинофилов, нейтрофилов?

7. Смоделируйте лейкоцитарную формулу при воспалении, вызванном патогенными микроорганизмами.

8. Смоделировать лейкоцитарную формулу при описторхозе.

9. Смоделировать гемограмму при потере крови до 2-2.,5л.

10. При явлении анизоцитоза и пойкилоцитоза какие структурные изменения можно наблюдать у эритроцитов?

11. Цианоз губ, конечностей - о чем свидетельствует?

12. Какие по строению лимфоциты можно обнаружить в мазке крови?

13. Можно ли в мазке дифференцировать лимфоциты по функции?

14. Роль макрофагов?

15. Какие лимфоциты участвуют в клеточном и гуморальном иммунитете?

16. Какие свойства эритроцитов позволяют им проходить по сосудам диаметром меньше 7 мкм?

17. По каким признакам отличаются гранулоциты?

18. Какие общие признаки характерны для агранулоцитов?

19. Назовите отличия крови от лимфы.

20. Почему тромбоциты нельзя считать клетками? Их происхождение?

Контрольные задачи

1. На препарате вы видите два лейкоцита. У одного из них ядро состоит из двух сегментов, у другого - из пяти. Какая клетка из них является эозинофилом? Какие дополнительные сведения вам нужно для утверждения заключения?

2. Лаборант сообщил, что неопознанный им тип гранулоцитов составил 1% от всех лейкоцитов. При каких дополнительных сведениях вы можете идентифицировать эти клетки?

3. Решите, каким форменным элементам соответствует содержание их в лейкоцитарной формуле 6-8%; 1%; 67%; 200-400 тыс.?

4. По приведенным признакам определите форменный элемент крови: 1 - фрагмент мегакариоцита; 2 - высоко специализированную клетку без ядра; 3 - клетку с овальным ядром и узким ободком цитоплазмы; 4 - клетку с ядром из двух сегментов и оксифильной зернистостью в цитоплазме.

5. При анализе крови у больного паразитарным заболеванием (глистная инвазия, описторхоз) повышение каких клеток крови должно происходить? Как называется это состояние по лейкоформуле?

6. У больного при анализе крови обнаружено повышение числа молодых лейкоцитов. Как называется это состояние? Чем это может быть вызвано?

7. В нейтрофилах обнаруживается тельце барра (половая хромосома) в виде барабанной палочки. Какова половая принадлежность крови?

8. У одного из лейкоцитов ядро состоит из 2 сегментов, у другого из 4, оба имеют мелкую базофильную и эозинофильную зернистость. Какие это клетки? Что можно сказать о их возрасте?

9. При подсчёте лейкоцитарной формулы в мазке крови взрослого человека обнаружены лейкоциты с резко базофильным округлым ядром, вокруг которого имеется узкий ободок светло-голубой базофильной цитоплазмы. Их относительное количество составило 90%. Какие это форменные элементы? Соответствует ли норме их число?

ЛИТЕРАТУРА

Основная учебная литература

1. Гистология: Учебник для студ. мед. ин-тов / Под ред. В.Г. Елисеева. – М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1969.-671с.

2. Гистология. Э.Г. Улумбеков, Ю.А. Челышева Москва. Издательство: «Мир», 1982г.

3. Гистология. Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина Москва. Издательство «Медицина», 1983г

4. Гистология: Учебник для ВУЗов/Под ред.В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983. – 592с.:ил.

5. Гистология. Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина. Москва. Издательство «Медицина»,1989г.

6. Гистология. Н.А. Юрина, А.И. Радостина. – м.: Медицина, 1996.

7. Гистология, цитология и эмбриология: Учеб. для студентов мед. ВУЗов/Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Медицина, 1999 – 744с.: ил.- (Учеб.лит.для студентов мед. ВУЗов)

8. Клинические аспекты гистофизиологии (избранные темы) / м-во здравоохранения РФ. Омская гос. мед. академия – Омск: Изд-во Омск. мед. акад., 1999.-128с. И.И. Таскаев, В.В. Семченко.

Атласы

1 Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский. – М.: Медицина, 1970.

2 Атлас по гистологии и эмбриологии. И.В. Алмазов, Л.С. Султанов. – М.: Медицина, 1978.

3 Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров., В.Л. Горячкина. – М.: Мед. информ. агентство, 2002. –373с.

Учебно-методические пособия

1 Ситуационные задания по гистологии: (Для практических занятий и экзаменов)/ М-во здравоохранения РСФСР; Омский мед. ин-т; Омское отделение Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов. – Омск, 1984. – 19с.

2 Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии: Практикум/Гос. комитет СССР по народному образованию; Под ред. Н.А. Юриной, А.И. Радостиной. – М.: Изд-во УДН, 1989. –253с.:ил.

3 Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. / Под ред. проф. Ю.И. Афанасьева. – М.: Высш. школа, 1990.-399с.:ил.

4 Видеоатлас: Приложение к видеофильму «Общая и частная гистология»/ М-во здравоохранения РФ; Омск. гос.мед. акад.; Сибирское отд.АН высшей школы; Под ред. В.В. Семченко, И.И. Таскаева 1997. – 52 с.:ил.

5 Практикум по гистологии: (Учеб. пос.) И.И. Таскаев, В.В. Семченко, Л.П. Туровинина; М-во общ. и проф. Образования Р.Ф., М-во здравоохранения Р.Ф. Сиб. отд-ние акад. наук. Высш. Шк., Омск. гос. мед. акад., Сургут. гос. ун-т. – Омск; Сургут: ОГМА, 2000. – 198с.

6 Руководство по гистологии. Общая гистология (учение о тканях 1 том, 2 том). Р.Д. Данилов, В.Л. Быков Санкт-Петербург. Издательство: СпецЛИТ, 2001г.

Дополнительная литература

1 Регулярные механизмы регенерации. А.Н. Студитского, Л.Д. Лиознера. Москва. Изд-во: «Медицина», 1973 г.

2 Общая цитология. Ю.С. Ченцов. Москва. Изд-во: МГУ, 1978г.

3 Основы общей цитологии. А.А. Заварзин, А.Д. Харазова Ленинград. Москва. Изд-во: Ленинградского университета, 1982г.

4 Гистология. Ф. Хэм, Д. Кормак. – М.: Мир. 1-5т., 1982-1983г.

5 Основы сравнительной гистологии, Заварзин А.А.: Учеб. пос. для студентов, обуч. по спец. «Биология»/ЛГУ. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. – 400с.

6 Гистология: Учеб.- Н.А. Юрина. А.И. Радостина. М.: Медицина, 1995. – 256с. – (Учеб. лит. для учащихся мед. училищ )

7 Практикум по функциональной гистологии И.И. Таскаев, В.В. Семченко.: Учебно-методическое пос./м-во здравоохранения РФ; Омск. гос. мед. акад. –3-е изд., перераб., доп. – Омск, 1997. – 84 с.: ил.

8 Общая и частная гистология: Видеофильм. Омск, 1997.- 1 видеокассета +Бр. видеоатлас 51с.

9 Словарь по гистологии / В.Д.Новиков, Г.В. Правоторов, В.А. Труфакин; Новосиб. мед. ин-т Новосибирск: Б.и., 1998.-149с.

10 Международная гистологическая номенклатура на латинском, русском и английском языках/ М-во здравоохранения РФ Всерос. науч. общ. анатомов, гистологов, эмбриологов и др.; Под ред. В.В. Семченко и др. (3-е изд.). –т Омск: Омск. гос. мед. акад., 1999-156с.

Тема занятия: Гистофизиология крови, лимфы.

Продолжительность изучения темы 3 часа.

Цель занятия:Изучить строение и функцию форменных элементов крови, состав и роль плазмы, лимфы. Ознакомиться с принципом изготовления мазков крови, их окраской и подсчетом лейкоцитарной формулы.

Задачи:

Знать:

1. Гистофизиологию мезенхимы как источника развития тканей внутренней среды;

2. Цитофункциональные особенности форменных элементов крови;

3. Состав плазмы и лимфы.

Уметь:

1. Приготовить мазок крови и окрасить его по методу Романовского-Гимза;

2. Идентифицировать в мазке форменные элементы крови на основе тинкториальных свойств цитоплазмы и специфической формы ядер;

3. Провести подсчет лейкоцитарной формулы;

4. Оценить состояние лейкоцитарной формулы;

5. Дифференцировать по электронограммам форменные элементы крови и органеллы их цитоплазмы.

Методические рекомендации по самоподготовке:

Необходимый уровень знаний из других курсов и тем:

1. Строение клетки.

2. Жизненный цикл клеток.

3. Тинкториальные свойства цитоплазмы и ее структур и включений.

4. Методы окраски гистологических препаратов.

5. Источники развития тканей.

Теоретические вопросы по теме занятия

1. Мезенхима: строение, функции, происхождение;

2. Кровь: источник развития, общий принцип строения, функции.

3. Представление о гемограмме и лейкоцитарной формуле, их возрастных и половых особенностях.

4. Особенности лейкоцитарной формулы в детском возрасте;

5. Характеристика клеток крови, на световом и ультрамикроскопическом уровне и функции:

– эритроциты: строение, функции.

– лейкоциты: гранулоциты(нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.). Знать специфические (отличительные) особенности строения гранулоцитов, уметь зарисовать. Знать функции каждой разновидности лейкоцитов.

- лейкоциты - агранулоциты (лимфоциты, моноциты), разновидности лимфоцитов по строению и функции.

– кровяные пластинки (тромбоциты): морфология, разновидности, функции.

6. Плазма (межклеточное вещество). Сыворотка. Химический состав, функции.

7. Лимфа: состав, строение, функции. Отличие от крови.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Плазма крови.

2. Кровяные пластинки - тромбоциты.

3. Особенности гемограммы и лейкоцитарной формулы детского возраста.

4. Лимфа. Химический состав, образование, функции.

Элементы УИРС.

Темы рефератов(один по выбору):

1. Взаимоотношение крови в соединительно ткани.

2. Роль соединительной ткани в поддержании гомеостаза (гомеокинеза).

3. Морфофункциональная характеристика лимфы.

4. Возрастные изменения крови.

5. Накопление метгемоглобина и возраст эритроцитов.

6. Роль Т – и В - лимфоцитов в иммунологических реакциях организма.

7. Типы гемоглобинов и форма эритроцитов.

8. Схема ультрамикроскопического строения лимфоцитов.

9. Роль лейкоцитов в воспалении.

10. Гистофизиология тромбоцитов.

11. Ультрамикроскопическое строение гранулоцитов.

12. Ультрамикроскопическое строение лимфоцитов.

13. Морфология и гистофизиология кровяных пластинок (тромбоцитов).

Значение изучения темы.

Кровь – одна из первых тканей, быстро реагирующих на отклонения в физиологическом состоянии организма. Поэтому строение и функции форменных элементов крови, состав плазмы, лимфы имеют важное диагностическое значение. Знание морфологии крови необходимы студенту при изучении соответствующих вопросов по нормальной и патологической физиологии, лабораторной диагностике, а также врачу любого профиля.

Особенности крови детей.

ГЕМОГРАММА

Возраст Эритроциты х 1012 Лейкоциты х 109 Тромбоциты х 109 Плазматические клетки Ретикулоциты
Новорожденный (1 день) Новорожденный (6-7 день) Грудной (11-12 мес.) 6 лет 16 лет Старше 16 лет 6-7 5,5 4,3 4,5 5,2 4,5-5,5 10-19 10-11 10-11 4-7 4-7 250-300. 250-300 200-300 200-300 0,25 0,5 0,25 25 % 11-15 % 4-5 % 6-7 % 6-7 % 5%

ЛЕЙКОЦИТАРНАЯ ФОРМУЛА

  Возраст Лейкоциты
Гранулоциты Агранулоциты
Миело- циты Ю - П - С Эозино- филы Базо- филы Лимфо- циты Моно-циты
Новорожденный (1 день) Новорожденный (6-7 день) Грудной (11-12 месяцев) 6 лет 16 лет Старше 16 лет 6 % - 27 % - 30 % 2 % - 4 % - 31 % 0,5 % - 4-6 % - 30 % 1 % - 4 % - 39 % 0,5 % - 4 % - 58-65 % 0 - 2-4 % - 60-70 % 2-4 % 2-4 % 2-4 % 2-4 % 2-5 % 2-5 % 0,25 % 0,5 % 0,5 % 0,5 % 0-0,5 % 0-0,5 % 24 % 44 % 50-60 % 42-45 % 25-40 % 25-30 % 10 % 11 % 8-11 % 8-10 % 6-8 % 6-8 %

По отношению к весу тела у новорожденных количество крови составляет 15%, у детей одного года — 11%, у взрослых — 7,8%.

Кровь новорожденных детей содержит много эритроцитов (6-7х1012) и гемоглобина (до 24,6 г%). В период новорожденности (первые 7 дней) содержание гемоглобина в эритроцитах снижается до 12,8 г%. Изменяется качество гемоглобина.

У человека различают 2 типа гемоглобина: плодный (НВ F) и взрослый (НВ А). Плодный гемоглобин содержится в эритроцитах плода, он имеет иную форму кристаллов и поэтому обладает большим сродством к кислороду, и обеспечивает хорошее снабжение кислородом тканей.

К моменту рождения у плода есть оба гемоглобина (НВ F - 80% и НВ А - 20%). После рождения весь гемоглобин заменяется взрослым.

Для клеток крови новорожденного в первые 7 дней свойственен анизоцитоз (разные размеры) и пойкилоцитоз (разная форма) эритроцитов, а также полихроматофилия. Кровь содержит много молодых, еще не совсем зрелых клеток, указывающих на активные процессы эритропоэза (много ретикулоцитов, встречаются и ядерные формы эритроцитов - нормобласты).

Число лейкоцитов у новорожденного велико (15-30х109), однако к 7 дню жизни оно падает и стабилизируется для грудного периода. Количество лейкоцитов у новорожденных составляет 19х109. В первые часы жизни число лейкоцитов увеличивается до 20х109., через сутки — до 28х109., а через 48 часов количество лейкоцитов снижается до 19 х109

Среди других видов зернистых гранулоцитов следует отметить ту особенность, что базофилы отсутствуют, а среди эозинофилов имеются незрелые формы. Кровяным пластинкам свойственен анизоцитоз (среди них есть, гигантские формы). Пластинки еще недостаточно созревшие, хотя число их велико. Имеются плазматические клетки.

Наши рекомендации