Этапы приготовления гистологического препарата.
1. На занятии студент рассматривает микропрепарат под микроскопом с увеличением объектива в 40 раз и окуляра в 15 раз. Во сколько раз видимое изображение структур больше истинного?
Ответ:в 600 раз (40х15)
2. При проведении хирургической операции возникла необходимость в гистологическом анализе оперируемого органа. Какие методы гистологического исследования следует при этом использовать?
Ответ:
3. На лабораторном занятии по гистологии студент изучил микропрепарат при малом увеличении микроскопа, а затем хотел рассмотреть интересующую его структуру при большом увеличении, но, несмотря на попытки сфокусировать изображение, четкости он не добился, а стекло препарата разбилось. Какие ошибки были допущены при изучении микропрепарата?
Ответ:при смене объективов необходимо слегка поднять тубусодержатель, произвести замену объективов, установить объектив большего увеличения на расстоянии не более 1 мм от покровного стекла, затем, вращая винт макроподачи на себя, найти изображение и скорректировать его винтом микроподачи.
4. При изучении микропрепарата в световом микроскопе интересуемая структура находится у края поля зрения, справа. В какую сторону следует переместить микропрепарат на предметном столике микроскопа, чтобы она оказалась в центре поля зрения?
Ответ:влево
5. У исследователя возникла необходимость изучить жировые включения в клетках. Какие фиксатор и краситель нужно использовать для этого исследования?
Ответ: парафин и судан 3.
6. Исследователю предстоит изучить структуры клетки размером меньше 0,2 мкм. какие методы исследования нужно ему рекомендовать?
Ответ:ультрафиолетовую микроскопию (для рассмотрения доступны объекты размером 0,1 мкм), флюоресцентную (люминисцентную) микроскопию (для рассмотрения доступны объекты размером от 0,13 мкм(при использовании ближних УФ лучей) до 0,25 мкм( при использовании сине-фиолетовых лучей)).
Клетка и неклеточные структуры.
1. На свободной поверхности клеток расположены структуры, в которых под электронным микроскопом видны 9 пар периферических и 2 пары центральных микротрубочек. Как называются эти структуры и какова их роль?
Ответ:это реснички, они способствуют передвижению окружающей жидкости в определенном направлении (аксонема придает ресничкам способность к волнообразным движениям).
2. Под электронным микроскопом видны множественные мелкие впячивания плазмолеммы клетки и светлые пузырьки. О каком процессе свидетельствуют эти наблюдения?
Ответ:это процесс эндоцитоза – перенос веществ в клетку (способ мультимолекулярного переноса).
3. При исследовании различных клеток под электронным микроскопом было обнаружено, что одни клетки на поверхности имеют единичные микроворсинки, другие — щеточную каемку. Какое можно сделать заключение о функции этих клеток?
Ответ:вторые клетки настроены на всасывание веществ из окружающей среды.
4. Клетки, выстилающие кишечник, имеют щеточную каемку. При некоторых болезнях (спру) она разрушается. Какая функция клеток при этом страдает? Почему?
Ответ:страдает всасывательная функция, так как значительно уменьшается всасывающая поверхность кишечника, в норме достаточно обширная за счет ворсинок и микроворсинок.
5. При заживлении рана заполняется клетками, а затем и волокнами. Каким образом увеличивается количество клеток и волокон?
Ответ:количество клеток увеличивается за счет деления способных к этому процессу окружающих клеток (либо камбиальных), а межклеточное вещество синтезируется либо также октужающими,либо новообразованными клетками.
Цитоплазма.
1. В области заживления раны исследователь обнаружил волокна из белка коллагена и большое количество клеток с лизосомами и фагосомами. Можно ли на основании этого наблюдения сделать вывод, что эти клетки участвуют в образовании коллагеновых волокон?
Ответ:нет,нельзя. эти клетки участвуют в удалении пораженных частиц ткани.
2. В результате действия токсичных веществ в клетках почечных канальцев отмечено снижение активности окислительно-восстановительных ферментов и процессов активного транспорта ионов. С нарушением каких внутриклеточных структур это связано?
Ответ: с нарушением ОВ ферментов митохондрий???
3. В результате действия ионизирующей радиации в некоторых клетках происходит разрушение отдельных органелл. Каким образом будут утилизироваться клеткой их остатки?
Ответ:при помощи лизосом (преобразующихся в процессе в аутофагосомы), обладающих набором гидролитических ферментов и кислой средой (из-за наличияNa,H– насосов).
4. В лимфатическом узле, где образуются антитела, выявлены клетки с большим числом свободных рибосом, клетки с многочисленными лизосомами, клетки с сильно развитой гранулярной эндоплазматической сетью. Число каких клеток резко увеличится в узле в случае повышения в крови иммунных белков — антител?
Ответ:увеличится число клеток с сильно развитой гранулярной ЭПС, так как на рибосомах грЭПС происходит синтез,а в полости самой грЭПС фолдинг, белков «на экспорт».
5. Перед исследователем поставлена задача изучить митохондрии и лизосомы клеток. Какими методами можно это сделать? По каким признакам можно различить эти органеллы?
Ответ:1)с помощью электронной микроскопии, 2)митохондрии можно выявить при окраске по методу Альтмана (ярко-красные бусинки на желтом препарате),так же реакция на сукцинатдегидрогеназу (СДГ) по методу Нахласа (продукты реакции на СДГ окрашены в темно-синий цвет), лизосомы можно выявить при введении в кровь краски(туши) и накопление этой краски в макрофагах печени (клетки Купфера,звездчатые макрофаги) при окраске гематоксилином и эозином – в цитоплазме мелкие гранулы туши в лизосомах.
6. В клетке хорошо выражен пластинчатый комплекс. Гранулярная эндоплазматическая сеть обильна, имеются митохондрии, клеточный центр. Другая клетка содержит много митохондрий, большое количество лизосом и немного мембран гранулярной и агранулярной эндоплазматической сети. Каковы функции этих клеток? Происходит ли в них синтез белка?
Ответ:Синтез белка происходит в первой клетке, клетка находится в активном состоянии, хорошо развитая сеть грЭПС о синтезе белков «на экспорт», наличие клеточного центра и митохондрий предполагает возможность деления этой клетки; во второй клетке активно расходуется энергия что обозначает большое количество митохондрий, происходят процессы лизиса засчет лизосом, малое количество мембран грЭПС и гЭПС свидетельствует о том,что синтеза белка не происходит.