Зубная формула постоянных зубов
Верхняя челюсть
Правая сторона Левая сторона
8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 |
8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Нижняя челюсть
Зубная формула временных зубов
V IV III II I | I II III IV V |
V IV III II I | I II III IV V |
Зубная формула в период прорезывания постоянных зубов (пример)
6 V IV III II 1 | 1 II III IV V 6 |
6 V IV III II 1 | 1 2 III IV V 6 |
При этом отдельные зубы можно записывать в виде части графической таблицы. Примеры:
6| - первый постоянный моляр верхней челюсти справа;
|5 - второй премоляр верхней челюсти слева.
В зубной формуле рекомендуемой ВОЗ и принятой в настоящее время в России используется двухзначная система, в соответствии с которой любой зуб записывается в виде двухзначного числа. Первая цифра двухзначного числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая цифра, как обычно, порядковый номер зуба. Для постоянных зубов правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая – 2, левая половина нижней челюсти – 3, правая – 4.
Для постоянных зубов обозначение квадрантов следующее: _1_|_2_
4 | 3
Для временных зубов обозначение квадрантов следующее: _5_|_6_
7 | 8
При этом порядковый номер временного зуба записывается так же, как и постоянного зуба – арабской цифрой. Примеры:
зуб 17 – постоянный второй моляр верхней челюсти справа;
зуб 23 – постоянный клык верхней челюсти слева;
зуб 34 – первый премоляр нижней челюсти слева;
зуб 53 – временный клык верхней челюсти справа;
зуб 62 – временный боковой резец верхней челюсти слева.
Состояние твердых тканей зубов определяется путем зондирования всей поверхности эмали. Если при зондировании целостность эмали не нарушена, то зонд свободно скользит по поверхности зуба, не задерживаясь в углублениях эмали. При наличии кариозной полости или дефекта эмали, даже не заметной для глаза, острый зонд задерживается в ней.
Кроме зондирования, при клиническом осмотре зубов применяют методы перкуссии и пальпации, холодовую пробу.
Перкуссия – постукивание по зубу – применяется для определения состояния периодонта и пародонта. Может применяться вертикальная и горизонтальная. Пинцетом или ручкой зонда, зеркала слегка постукивают по режущему краю или жевательной поверхности зуба. Если в периодонте нет очага воспаления, перкуссия безболезненна. При наличии воспаления в периодонте (пародонте) возникает болевое ощущение. Начинать перкуссию следует с заведомо здоровых зубов для сравнения.
Пальпация – применяется для определения подвижности зуба и исследования слизистой в проекции верхушки корня зуба.
Холодовая проба – проводится путем внесения в кариозную полость ватного шарика, смоченного холодной водой или орошения кариозной полости холодной водой из пустера. При кариесе, пульпите возникает болезненность.
ЭОД – электроодонтодиагностика – проводится для уточнения заболевания постоянных зубов, позволяет правильно оценить состояние пульпы и периодонта зубов. Метод основан на свойстве живой ткани возбуждаться под влиянием раздражения. Одна и та же ткань в зависимости от состояния (норма, воспаление, атрофия и т.п.) обладает различной возбудимостью. О степени ее судят по силе раздражения, достаточной для того, чтобы получить ответную реакцию ткани. В качестве раздражителя используют электрический ток. Здоровые зубы реагируют на ток от 2 до 6 мкА, при глубоком кариесе – на 10-18 мкА, при некрозе коронковой пульпы – на 50-60 мкА, периодонтитный зуб реагирует на силу тока 100-200 мкА и выше.
Результаты клинического визуально-инструментального обследования зубов фиксируется в зубной формуле в виде буквенных обозначений:
C – кариес;
P– пульпит;
Pt – периодонтит;
R – корень;
П – пломба;
О – зуб отсутствует в зубной дуге;
К – коронка;
И – искусственный зуб.
Пример: П С Pt
6 V IV III 2 1 | 1 2 III IV V 6 |
6 V IV III 2 1 | 1 2 III IV V 6 |
Р С
Одновременно с записью зубной формулы врач оценивает величину, форму, цвет коронок зубов, блеск эмали зубов. Величина и форма коронок зубов определяется путем сравнения объективных данных пациента с данными анатомо-морфологической нормы зубов человека соответственно их групповой принадлежности. В результате осмотра могут быть выявлены аномалии величины (макродентия, микродентия) и изменения формы зубов: врожденные и приобретенные вследствие разрушения коронок зубов кариозным процессом, гипоплазии или гиперплазии эмали, повышенной стираемости, травмы. В норме эмаль имеет белую окраску с желтоватым оттенком, при отражении света поверхность эмали создает эффект блеска. Отсутствуют пятна на эмали, нет отложений на зубах.
При клиническом осмотре зубов следует знать особенности строения временных зубов и отличать их от постоянных.
Цвет коронок временных зубов чаще бело-голубоватый. Форма временных зубов подобна форме постоянных зубов соответствующей групповой принадлежности, однако величина коронок временных зубов значительно меньше таковой постоянных зубов; у коронок временных зубов преобладает ширина, у постоянных зубов – высота. Самая широкая часть коронки временных зубов – пришеечная, постоянных зубов – в области экватора; переход коронки в шейку у временных зубов резкий за счет эмалевого валика, у постоянных зубов – плавный. В отличие от постоянных зубов в детском возрасте бугорки и режущие края временных зубов к 4-5 годам значительно стираются. Толщина твердых тканей коронок временных зубов и степень минерализации эмали существенно меньше, чем у постоянных зубов. В периоде смены зубов наблюдается подвижность временных зубов вследствие физиологической резорбции корней.
В итоге обследования устанавливается заключение по стоматологическому статусу больного или диагноз.
ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА
Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психическом качестве, в связи с чем возникает необходимость выделить в процессе человеческого онтогенеза ряд периодов или этапов развития. Среди этапов онтогенеза самым важным являются два: внутриутробное развитие и постнатальное, или собственно детство.
Постнатальный этап имеет следующие возрастные периоды:
1) новорожденности (до 3-4 нед.);
2) грудного возраста (с 3-4 нед. до 12 мес.);
3) преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
4) дошкольный (с 3 до 6 лет);
5) младший школьный (с 7 до 11 лет);
6) средний школьный (с 11 лет до 14 лет);
7) старший школьный (с 14 лет до 18 лет).
У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития, и его биологический возраст может в определенной степени от возраста его сверстника.
Для каждого возрастного периода характерны свои особенности, обусловленные строением и функцией системы жизнеобеспечения организма, и определенные критерии физиологического состояния зубочелюстной системы ребенка. Для каждого периода существует свой порядок осмотра, свои диагностические приемы, с одной стороны, адаптированные к возрасту ребенка, с другой – направленные на выявление или исключение патологии, встречающейся наиболее часто именно в этом возрасте.
Кроме периодов развития ребенка в целом, в стоматологии принято выделять периоды развития зубочелюстной системы ребенка. Выделяют 6 периодов развития зубочелюстной системы:
1) внутриутробное развитие;
2) «беззубый рот», от рождения ребенка до начала прорезывания временных зубов (до 6-8 мес.);
3) прорезывание временных зубов (от 6-8 мес. до 20-30 мес.);
4) сформированный прикус временных зубов (от 20-30 мес. до 5-6 лет), в котором различают:
а) относительный покой (от 20-30 мес. до 4- 4.5 лет),
б) подготовку к прорезыванию постоянных зубов (от 4-4.5 до 5-6 лет);
5) прорезывание постоянных зубов (от 5-6 лет до 12-13 лет), в котором различают:
а) первый, ранний или начальный этап (от 5-6 до 8-9 лет),
б) второй, поздний этап (от 9-11 до 12-13 лет),
6) сформированный прикус постоянных зубов (с 12-13 лет).
Таким образом, сопоставляя периоды развития детского организма в целом и периоды развития детского организма в целом и периоды развития ЗЧС ребенка, видно, что:
1) период «беззубого рта» ЗЧС приходится на период новорожденности и часть грудного периода;
2) прорезывание временных зубов начинается в грудном периоде и заканчивается в преддошкольном периоде;
3) сформированный прикус временных зубов приходится на конец преддошкольного и большую часть дошкольного периода;
4) прорезывание постоянных зубов начинается в дошкольном возрасте, продолжается в младшем школьном возрасте и заканчивается в среднем школьном возрасте.