Прикус. виды аномалий прикуса

НОВОСИБИРСК 2009 г.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС СТОМАТОЛОГИИ
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗУБОВ

УДАЛЕНИЕ ЗУБОВ

ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА

ПРИКУС. ВИДЫ АНОМАЛИЙ ПРИКУСА

Цель:

- овладеть методикой обследования полости рта;

- знать сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;

- научиться диагностировать кариес, пульпит, периодонтит постоянных и молочных зубов;

- овладеть оказанием неотложной помощи при острой зубной боли;

- научиться диагностировать проявления ряда общих заболеваний в полости рта;

- ознакомиться с общими принципами лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта;

- уметь диагностировать аномалии прикуса у детей.

Контрольные вопросы

Введение в курс стоматологии: эмбриогенез, анатомия зубов, гистология зубов, анатомо- функциональные особенности челюстно-лицевой области в разных возрастных группах

2. Методы обследования полости рта.

3. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

4. Кариес. Клинические формы. Диагностика.

5. Острый пульпит. Клиника, диагностика. Оказание неотложной помощи.

6. Острый периодонтит. Клиника, диагностика. Оказание неотложной помощи.

7 Хронический периодонтит. Формы. Роль хронической одонтогенной инфекции в развитии заболеваний внутренних органов.

8. Показания и противопоказания к удалению зуба.

9. Заболевания слизистой оболочки полости рта. Этиология. Клиническая картина при декубитальной язве, афте Беднара, остром герпетическом стоматите, кандидозном стоматите, хроническом рецидивирующем афтозном стоматите, кори, скарлатине; изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях крови, сердечно-сосудистой системы, сахарном диабете, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

10. Принципы лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта.

11. Виды аномалий прикуса. Причины развития зубочелюстных деформаций у детей.

Практические навыки

1. Знать методику обследования пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области.

2. Уметь оценить состояние зубов(выявить кариозный зуб, провести зондирование кариозной полости, перкуссию зуба, установить диагноз неосложненного кариеса, пульпита, периодонтита)

3. Уметь записать зубную формулу при временном, смешанном и постоянном прикусе.

4. Уметь оказать первую помощь при остром пульпите и периодонтите.

5. Уметь диагностировать кариес и периодонтит на рентгенограмме.

6. Уметь оценить прикус у курируемого больного.

7. Знать методику удаления зуба, показания, осложнения.

8. Уметь остановить постэкстракционное кровотечение.

Формы контроля

1. Контроль знаний при опросе и осмотре больных.

2. Обсуждение курируемых больных.

3. Решение ситуационных задач.

4. Тестовый контроль.

ВВЕДЕНИЕ

ЭМБРИОГЕНЕЗ

В развитии пищеварительной системы участвуют все зародышевые листки. Из них образуются закладки: ротовая бухта, первичная кишка и клоакальная бухта.

Из ротовой бухты возникает преддверие ротовой полости, а передний конец первичной кишки образует остальную часть переднего отдела пищеварительной системы. Дно ротовой бухты приближается к соответствующему слепому концу кишки и образует с ним глоточную перепонку, которая исчезает на 3-4 неделе внутриутробного развития. По О.В.Волковой в становлении пищеварительной системы можно выделить 3 этапа:

1. Формирование кишечной трубки, развитие жаберного аппарата и ротовой полости, а также заднего прохода;

2. Появление закладок пищевода, желудка и кишок;

3. Гистогенез и формирование органов.

Жаберный аппарат является переходным образованием, не превращается у человека в органы дыхания, а преобразуется далее в различные дефинитивные органы системы пищеварения. Глоточный отдел передней кишки, по сравнению с оставшейся ее частью уплощается и растягивается в латеральном направлении. Из переднебоковых стенок такой кишки появляются из эпителия жаберные карманы, пятая пара которых не достигает заметной величины. Позднее, навстречу жаберным карманам растут в шейной области зародыша из кожной эктодермы слепые жаберные щели. Вершины жаберных карманов и щелей, встречаясь, образуют жаберные перепонки. Перфорация перепонок обычно не происходит, поэтому истинных щелей не образуется. Между соседними карманами и щелями на переднебоковой поверхности будущей шеи эмбриона возникают валикообразные выступы, идущие от места закладки первичного позвоночника справа и слева, вперед и книзу. Это жаберные дуги. В мезенхиме дуг вскоре обнаруживаются кровеносные сосуды, нервы, затем развиваются мышцы и хрящевой скелет.

Первая (мандибулярная) жаберная дуга – самая крупная, вскоре делится на верхнечелюстной и нижнечелюстной отростки. Со временем мандибулярная дуга обеспечит появление первых двух слуховых косточек и вместе со второй жаберной дугой участвует в развитии ушной раковины.

Вторая (гиоидная) жаберная дуга используется для развития малых ножек подъязычной кости и третьей слуховой косточки.

Третья дуга обеспечивает развитие почти всей подъязычной кости и гортани. Третья, четвертая и пятая жаберные дуги хотя и являются более или менее рудиментарными, но определяют в ходе развития конфигурацию шеи.

Первая жаберная щель превратится в наружный слуховой проход.

Полость среднего уха с Евстахиевой трубой возникает из первого жаберного кармана. Второй жаберный карман обеспечивает развитие небной миндалины, а из эпителия третьего и четвертого жаберных карманов обособляются зачатки тимуса и околощитовидной железы. В связи с дифференциацией пятого жаберного кармана обособляются провизорные ультимобранхиальные тельца.

Развитие лица и первичной ротовой полости

На четвертой неделе голова эмбриона прижата к вентральному выступу тела, обусловленному сердцем, поэтому вход в ротовую ямку оказывается между лобным отростком и первой жаберной дугой. Лобный отросток занят передним мозговым пузырем. Под ним располагается первичная ротовая полость.

Дорзальные концы первой жаберной дуги вскоре расчленяются на парные выросты – верхнечелюстные отростки, и верхний край ротовой щели будет ограничен непарным лобным отростком (точнее первичным лобным отростком) и расположенными по бокам от него верхнечелюстными отростками. Нижний край щели представлен двумя нижнечелюстными отростками, сохраняющимися в составе первой жаберной дуги. В лобном отростке можно выделить две зоны – непарную центральную и парную периферическую. В латеральных отделах первой зоны возникают обонятельные ямки. Вокруг последних появляются подковообразные возвышения, превращающиеся в носовые отростки – медиальный и латеральный. Участок центральной зоны, лежащий между правым и левым медиальными носовыми отростками сохраняет название лобного отростка (точнее вторичного лобного отростка). Латеральный носовой отросток отделяется от верхнечелюстного слезоносовой бороздкой (зачаток слезоносового канала), направляющейся от глазничной впадины к обонятельной ямке. Углубление носовых ямок приводит к развитию носовых ходов. Их слепые концы прорываются в области крыши первичной ротовой полости – появляются первичные хоаны. Между носовыми ходами (с одной стороны) и первичной полостью рта (с другой) образуется первичное небо. В ходе дальнейшего развития из его внешней части (соответствующей нижнему краю вторичного лобного отростка) возникает средний отдел верхней губы. Из внутренней части первичного неба развивается передняя область окончательного неба.

Параллельно с появлением первичных хоан начинается рост верхнечелюстных отростков. Они срастаются с латеральными носовыми отростками, замыкая тем самым глазоносовую щель и формируя края глазной ямки. Кроме того, они срастаются с медиальными носовыми отростками и, возможно, между собой. В свою очередь, медиальные носовые отростки, увеличиваясь, срастаются друг с другом. В результате совокупности всех этих процессов появляется закладка верхней челюсти и верхней губы.

Если нижний край вторичного лобного отростка участвует в развитии верхней губы, то его средняя часть (давшая начало носовым отросткам) становится спинкой и крыльями носа. Верхний край становится основой развития лобной области головы. Зачатки глаз смещаются из бокового положения кпереди, ротовая щель сужается по направлению к середине лица.

Наши рекомендации