Психопатология обыденной жизни.
Следующий шаг в изучении бессознательного Фрейд сделал, обратив внимание на аномальные, но распространенные в повседневной жизни случаи забываний,
ошибок, описок, оговорок, непреднамеренных действий и «самокалечения».
Повторяемость, типичность этих явлений, говорят о том, что в них проявляются какие-то устойчивые намерения бессознательного. Забываются не только неприятные образы, но также яркие, радостные события, если воспоминание о них может вызвать чувство вины или конфликта с окружающей действительностью. Многие психологи до Фрейда рассматривали забывания как
естественный процесс, не требующий специального объяснения, или
удовлетворялись ссылками на «усталость», «слабую память», «рассеянность».
Фрейд исходя «Закона сохранения» и принципа психологического детерминизма
стремится выяснить причину каждого конкретного забывания и обнаруживает, что в качестве таковой могут выступать чувства вины, угрызения совести, страх и т.п. Можно сказать, что забывание объясняется тайным желанием забыть. Мы забываем номер телефона, по которому не хочется звонить, имя человека, с которым связаны какие-то заботы и осложнения.
Забывание.
Забывание или вытеснение – есть механизм защиты, который представлялся Фрейду главным принципом работы психики. Однако ясно, что если бы забывалось все неприятное, тревожащее и помнилось только приятное, это бы нарушило контакт человека с миром и, в конечном итоге, привело бы к умственному расстройству и увеличению страданий. Поэтому должны существовать психические инстанции, препятствующие вытеснению и требующие принимать страдания, как должное. Это – «Я» («эго») и «Сверх-Я» («Супер-эго»). В отличие от «Оно» («Ид»), которое действует по принципу удовольствия (хочу – не хочу), «Я» и «Сверх-Я» должны удерживать в памяти материал, безотносительно к его «эмоциональной окраске».
Предлагаемая Фрейдом модель личности («Я» - «Оно» - «Сверх-Я») вместе с
теорией вытеснения объясняет избирательность и направленность запоминания.
Легкость и прочность запоминания зависят от значимости информации для
человека. Память разрушается под влиянием рег4улярно испытываемых, постыдных, конфликтных переживаний. Анализ забываний и других аномалий обыденной жизни – несомненная заслуга Фрейда. Но его концепция не бесспорна. Главное возражение против нее в том, что процессы концентрации и рассеивания информации, а, следовательно, процессы припоминания и забывания, синтез и распад продуктов психической жизни, по крайней мере, равновероятны, равновозможны. Способность помнить и способность забывать – необходимые компоненты душевного здоровья. Иногда усилия необходимы, чтобы вспомнить, а иногда - чтобы забыть. Анализируя оговорки, Фрейд обнаруживает и здесь механизмы смещения, сгущение, символизации, действующие через посредство смысловых ассоциаций, игры слов.
Несчастные случаи, связанные с самокалечением и приводящие иногда к гибели
человека, Фрейд рассматривает, как проявление карающей функции «Сверх-Я»,
совести. Душевное здоровье состоит в уравновешенности и сбалансированности психических процессов, и основных структурных элементов психики: сознание и бессознательного, «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здоровый человек владеет своим
психологическим аппаратом. Он способен удерживать механизмы защиты под
контролем сознания. Важный компонент психического здоровья, по Фрейду, -
способность к сознательной переработке впечатлений, то есть доминирование «Я» над «Оно». Из психоаналитического метода следует признание известных прав бессознательного и прав «Оно», которые не должны ущемляться сознанием «Я» и «Сверх-Я». Человек должен стараться быть в хороших отношениях со своим бессознанием.
7.2.Три структуры психического развития:
- «супер-эго» (я – идеал) в совокупности. (Например: совесть,
нравственные понятия., социопаты не имеют «супер-эго» (вор)); регулирует и
«эго» и «ид»;
- «эго» сознание. Удерживает импульсы «ид» и в тоже время
контролирует «супер-эго». Основы функции «эго» - функция контроля и инстинкта т.е. функция контроля «ид». Способность различать все это у ребенка слаба. Наличие опыта зависит от воспитания, родителями.(например: это можно – это нельзя; это хорошо – это плохо – т.е. косвенная регуляция «о мире» идет от родителей). Все это переходит в «супер-эго» ;
- «ид» - это бессознательное, инстинкт у ребенка. «Ид» - только
удовольствие. (Если «эго» снял контроль над «ид» получается срыв, например,пьяный человек). У «ид» два инстинкта: главный инстинкт – предмет
удовольствия; второй инстинкт – инстинкт смерти, разрушения, т.е. стремление к избежанию опасности, стремление избежать наказания.
Невроз – менее тяжелое психическое расстройство чем психоз. Психоз различен.«Ид» захватывает контроль над личностью вырываясь из «эго», т.е. человек становится невменяемым. Пограничное состояние – неустойчивое равновесие между неврозом и психозом.)