Какую цель ставит данная конвенция?

Целью данной конвенции является достижение большего единства между его членами , обеспечение и дальнейшего осуществление прав человека основных свобод.

Какие обязательства принимают на себя государства, подписавшие данную конвенцию?

Обязательство :соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.

Как определены приоритеты в конвенции?

Приоритеты интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки.

Какие принципы оказания медицинской помощи заложены в этом документе?

Равная доступность медицинской помощи.

Что является основанием осуществления медицинского вмешательства?

Основанием осуществление медицинское вмешательство, включая исследовательскими целями, должно осуществляться в соответствии с профессиональными требованиями и стандартами.

6.Как защищаются права лиц, не способных дать согласие на медицинское вмешательство?

В соответствии со статьями 17 и 20, с разрешения его представителя, органа власти либо лица или учреждения, определенных законом.

Какими правами обладает человек при получении медицинской помощи?

1. Каждый человек имеет право на уважение своей частной жизни, в том числе и тогда, когда это касается сведений о его здоровье.

2. Каждый человек имеет право ознакомиться с любой собранной информацией о своем здоровье. В то же время необходимо уважать желание человека не быть информированным на этот счет.

3. В исключительных случаях - только по закону и только в интересах пациента - осуществление прав, изложенных в пункте 2, может быть ограничено.

Какие допускаются/не допускаются вмешательства в геном человека?

Допускаются:Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Не допускаются:использование вспомогательный медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы предотвратить наследование будущим ребенком заболевания, связанного с полом.

Каковы основные положения о проведении научных исследований?

* не существует альтернативных методов исследования, сопоставимых по своей эффективности;

*риск, которому может быть подвергнут испытуемый, не превышает потенциальной выгоды от проведения данного исследования;

*проект предлагаемого исследования был утвержден компетентным органом после проведения независимой экспертизы научной обоснованности проведения данного исследования, включая важность его цели, и многостороннего рассмотрения его приемлемости с этической точки зрения;

* лицо, выступающее в качестве испытуемого, проинформировано об имеющихся у него правах и гарантиях, предусмотренных законом;

*получено явно выраженное, конкретное письменное согласие, предусмотренное в статье 5. Такое согласие может быть беспрепятственно отозвано в любой момент.

10.Каковы основные принципы изъятия органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации?

1. Изъятие у живого донора органов и тканей для их трансплантации может производиться исключительно с целью лечения реципиента и при условии отсутствия пригодного органа или ткани, полученных от трупа, и невозможности проведения альтернативного лечения с сопоставимой эффективностью.

2. Должно быть получено явно выраженное и конкретное согласие, предусмотренное в статье 5. Такое согласие должно даваться либо в письменной форме, либо в соответствующей официальной инстанции.

Задание №4. Дайте характеристику типа этических теорий (с примерами).

Идеалистическо-деонтологический тип этических теорий.

Типы этических теорий:

1) Идеалистический( конфуцианство)

Деонтологический

3) Религиозный ( христианская этика)

Идеалистическо-деонтологический тип этических теорий-классическим примером идеалистической этики является конфуцианство.В конфуцианстве этика “метафизична” и предельно авторитарна. ”Ли” — ритуал, совокупность осознанно необходимых и социально санкционированных правил поведения. “Нельзя смотреть на то, что противоречит ли, нельзя слушать то, что противоречит ли, нельзя говорить то, что противоречит ли” — требовал Конфуций. Свод нормативных правил “ли” не допускал ситуационного или какого-либо творческого подхода. Допускалось лишь одно — тщательное их изучение и соблюдение.

Задание №5. Охарактеризуйте принцип биомедицинской этики (с примерами).

Принцип «не навреди».

Принципы биомедицинской этики:

1)Принцип "не навреди".

2)Принцип "делай благо".

3)Принцип уважения автономии пациента.

4)Принцип справедливости.

5)Деонтологическая модель и принцип соблюдения долга.

Принцип "не навреди" связывают с именем Гиппократа (460 - 377 гг до н.э.). В его работах: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления" и других, впервые были последовательно изложены моральные основы врачевания. Обязательства перед учителями, коллегами, учениками, проявление уважения и гарантии оказания помощи любому страждущему, непричинение вреда, неприятие эвтаназии, отрицательное отношение к абортам, всемерная забота о пользе больного, сохранение врачебной тайны. Среди перечисленных основополагающим считается принцип "не навреди" - исходная этическая позиция отношения медицинского работника и пациента. Как утверждал Гиппократ в "Клятве": "Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости". Современная биоэтика лишь слегка модифицировала этот принцип.

Таким образом, принцип ненанесения вреда можно сформулировать так: медицинский работник в ходе общения с пациентом не должен причинять ему ни моральный, ни физический вред. Если вред объективно неизбежен, он должен быть по возможности минимальным. Необходимо, чтобы ожидаемое в результате медицинского вмешательства благо превышало причиняемый вред.

Принцип "Делай благо". Личности рассматриваются в этическом ракурсе не только с точки зрения уважения их решений и защиты их от вреда, но также и в том, что предпринимаются усилия для защиты их здоровья.

Принцип уважения автономии пациента, в отличие от принципа "не навреди" и "делай благо", входит в биоэтику лишь в последние десятилетия. Он связан с изменением взаимоотношений врача и пациента, с осознанием, что представление о благе могут не совпадать у врача и пациента, или у врача и родственников пациента. Безусловная и исключительная компетентность врача в определении этого блага ставится под сомнение. Более того, выбор пациента, если он расходится с позицией медицинского работника, должен быть определяющим.

В социальном плане понятие справедливости рассматривается в связи с социальным равенством. В Новое время в восточных этических системах понятие "справедливости" было лишено смысла социального равенства и понималось не как способ уравнять шансы членов общества, а как "воздаяние должного".

Деонтологическая модель и принцип соблюдения долга. В начале 40-х гг. XX вв. в специальную медицинскую литературу и медицинскую практику проф.Н. Н. Петровым введен термин "медицинская деонтология". Он использовал этот термин для обозначения сферы врачебной этики, которая после 1917 г. была "отменена" за логическую и историческую связь с религиозной культурой.

Медицинская деонтология (dentos должное, logos) учение это совокупность "должных" правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером деонтологической модели может служить хирургическая деонтология. Н.Н. Петров в работе "Вопросы хирургической деонтологии".

Задание №6. Охарактеризуйте право пациента и правило биомедицинской этики (с примерами).

Право пациента на изъявление согласия на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства и правило добровольного согласия.

Правило биомедицинской этики:

Правило информированного согласия: любые медицинские манипуляции должны проводиться только с добровольного и осмысленного согласия пациента после предоставления врачом необходимой информации.

Правило правдивости: пациент и медицинский работник должны быть правдивы по отношению друг к другу, не скрывать и не искажать важных обстоятельств, касающихся здоровья и лечения

Правило конфиденциальности: информация о пациенте, которую он сам передает медицинскому работнику, или медицинский работник получает в результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента.

Право пациента :

Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователей информировать пациента (испытуемого).

Информированное согласие включает в себя:

· 1. Компетентность пациента и испытуемого (понимание пациентом / испытуемым / полученной информации)

· Понятие компетентного и некомпетентного больного (ребенок, недееспособный больной).

· Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (подростков)

2. Добровольность информирования и отсутствие ее нарушений (принуждения, манипуляции, убеждения)

3. Добровольность в принятии решения.

Права несовершеннолетних

Права несовершеннолетних на охрану их здоровья включают:

В возрасте старше 15 лет – добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него (ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 32; ч. 1 ст. 33 Основ)

2. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства.

3. Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случае невозможности получить согласие пациентов и испытуемых.

4. Отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытаниях.

Врачебная (медицинская) тайна – правило конфиденциальности/

Задание №7. Охарактеризуйте модель взаимоотношений врач – пациент.

Модель сакрального типа.

Наши рекомендации