Фгбоу во оргму минздрава россии
ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЭТИКА»
МОДУЛЬ №1
ВАРИАНТ №1
Выполнил(а) студент(ка)
Фип группы
I курса
Фармацевтического
факультета
Ф.И.О.Амангелдиева А.С
Проверил старший
Преподаватель кафедры
Философии Н.В.Балышева
Оренбург – 2017
Модуль 1. Введение в биоэтику.
Самостоятельная работа.
Вариант №1
Задание №1. Составьте тезисный план-конспект.
«Развитие медицинской этики в Европе».
Начиная с XV-XVI вв. в общественном сознании начинает подразумеваться о том, что человек может активно преобразовывать жизнь, вмешиваться в созданное природой в соответствии со своими научными и практическими знаниями
Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 — 1541 гг.) выдающийся немецкий врач, известный в истории как внесший значительный вклад в развитие медицинской этики. В историю медицинской этики он вошел как создатель нового морального принципа медицинской деятельности, дополняющего гиппократовский принцип «не навреди» - «делай добро, твори благо».
В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Он написал устав общины, в котором было сказано: «Милосердие к ближнему есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода помощь им».
В Германии общины сестер милосердия были созданы в 1808 г., в Италии – в 1821 г., в Австрии – в 1834 г., в Чехии – в 1837. В 1884 г. в мире насчитывалось всего 56 общин сестер милосердия.
В XVIII-XIX веках появляется ряд этических и этико-философских концепций, оказавших значительное влияние на развитие медицинской этики, особенно в ее новых формах – биомедицинской этике и биоэтике.
Иероним Бентам (1748-1832) – философ, правовед, общественный деятель. Он считал, что все законы и деятельность общественных институтов следует оценивать в соответствии с тем, в какой степени они способствуют наибольшему счастью наибольшего количества людей. И. Бентам вводит в систему этического знания понятие «деонтология», обозначая им учение о долге, которое кардинальным образом изменяет систему этико-медицинского знания.
Ко второй половине XIX века относится деятельность Флоренс Найтингейл (1820 – 1910), которая считается основоположницей организации современной формы сестринского дела. Движимая состраданием, Ф. Найтингейл сама как медсестра оказывала помощь раненым английским солдатам во время военных действий Крымской войны, организовала систему сестринской помощи в английских госпиталях. В 1860 г. Флоренс Найтингейл организовала в Лондоне в госпитале Св. Томаса первую в мире школу медсестер, в которой преподавание сочетало в себе научный подход с идеей помощи больному. Работа Ф. Найтингейл «Записки об уходе» (1859) получила мировую известность и на многие годы стала учебником по сестринскому делу.На рубеже XIX-XX веков в области общегуманитарного, философского и этико-медицинского знания происходит значительное событие – появляется концепция «благоговения перед жизнью», создателем которой стал Альберт Швейцер (врач, теолог, музыкант, общественный деятель, философ, лауреат Нобелевской премии мира, 1875 – 1965).
В 70-х годах 20 в. начинает формироваться новая форма медицинской этики – биоэтика (биомедицинская этика).
Задание №2. Охарактеризуйте предпосылку возникновения биоэтики (с примерами).
Предпосылка «Бурное развитие медико-биологических наук и внедрение новейших биомедицинских технологий».
В связи с большими достижениями биологической и медицинской науки и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. врач в исключительных случаях вынужден принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Большое внимание к правам личности, в том числе и к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом. Все это послужило предпосылками к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики). Термин «биоэтика.» был введен американским биологом В. Поттером в I969 г., по егоопределению, биоэтика — это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. К основным аспектам приложения биомедицинской этики относятся:
• право на жизнь;
• право на смерть, эвтаназия;
• аборт, контрацепция, стерилизация;
• новые репродуктивные технологии;
• медико-биологические эксперименты на человеке;
• современные технологии генной инженерии.
Задание №3. Сделайте тезисный конспект.
Алгоритм выполнения:
Деонтологический
3) Религиозный ( христианская этика)
Идеалистическо-деонтологический тип этических теорий-классическим примером идеалистической этики является конфуцианство.В конфуцианстве этика “метафизична” и предельно авторитарна. ”Ли” — ритуал, совокупность осознанно необходимых и социально санкционированных правил поведения. “Нельзя смотреть на то, что противоречит ли, нельзя слушать то, что противоречит ли, нельзя говорить то, что противоречит ли” — требовал Конфуций. Свод нормативных правил “ли” не допускал ситуационного или какого-либо творческого подхода. Допускалось лишь одно — тщательное их изучение и соблюдение.
Задание №5. Охарактеризуйте принцип биомедицинской этики (с примерами).
Принцип «не навреди».
Принципы биомедицинской этики:
1)Принцип "не навреди".
2)Принцип "делай благо".
3)Принцип уважения автономии пациента.
4)Принцип справедливости.
5)Деонтологическая модель и принцип соблюдения долга.
Принцип "не навреди" связывают с именем Гиппократа (460 - 377 гг до н.э.). В его работах: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления" и других, впервые были последовательно изложены моральные основы врачевания. Обязательства перед учителями, коллегами, учениками, проявление уважения и гарантии оказания помощи любому страждущему, непричинение вреда, неприятие эвтаназии, отрицательное отношение к абортам, всемерная забота о пользе больного, сохранение врачебной тайны. Среди перечисленных основополагающим считается принцип "не навреди" - исходная этическая позиция отношения медицинского работника и пациента. Как утверждал Гиппократ в "Клятве": "Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости". Современная биоэтика лишь слегка модифицировала этот принцип.
Таким образом, принцип ненанесения вреда можно сформулировать так: медицинский работник в ходе общения с пациентом не должен причинять ему ни моральный, ни физический вред. Если вред объективно неизбежен, он должен быть по возможности минимальным. Необходимо, чтобы ожидаемое в результате медицинского вмешательства благо превышало причиняемый вред.
Принцип "Делай благо". Личности рассматриваются в этическом ракурсе не только с точки зрения уважения их решений и защиты их от вреда, но также и в том, что предпринимаются усилия для защиты их здоровья.
Принцип уважения автономии пациента, в отличие от принципа "не навреди" и "делай благо", входит в биоэтику лишь в последние десятилетия. Он связан с изменением взаимоотношений врача и пациента, с осознанием, что представление о благе могут не совпадать у врача и пациента, или у врача и родственников пациента. Безусловная и исключительная компетентность врача в определении этого блага ставится под сомнение. Более того, выбор пациента, если он расходится с позицией медицинского работника, должен быть определяющим.
В социальном плане понятие справедливости рассматривается в связи с социальным равенством. В Новое время в восточных этических системах понятие "справедливости" было лишено смысла социального равенства и понималось не как способ уравнять шансы членов общества, а как "воздаяние должного".
Деонтологическая модель и принцип соблюдения долга. В начале 40-х гг. XX вв. в специальную медицинскую литературу и медицинскую практику проф.Н. Н. Петровым введен термин "медицинская деонтология". Он использовал этот термин для обозначения сферы врачебной этики, которая после 1917 г. была "отменена" за логическую и историческую связь с религиозной культурой.
Медицинская деонтология (dentos должное, logos) учение это совокупность "должных" правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером деонтологической модели может служить хирургическая деонтология. Н.Н. Петров в работе "Вопросы хирургической деонтологии".
Задание №6. Охарактеризуйте право пациента и правило биомедицинской этики (с примерами).
Право пациента на изъявление согласия на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства и правило добровольного согласия.
Правило биомедицинской этики:
Правило информированного согласия: любые медицинские манипуляции должны проводиться только с добровольного и осмысленного согласия пациента после предоставления врачом необходимой информации.
Правило правдивости: пациент и медицинский работник должны быть правдивы по отношению друг к другу, не скрывать и не искажать важных обстоятельств, касающихся здоровья и лечения
Правило конфиденциальности: информация о пациенте, которую он сам передает медицинскому работнику, или медицинский работник получает в результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента.
Право пациента :
Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователей информировать пациента (испытуемого).
Информированное согласие включает в себя:
· 1. Компетентность пациента и испытуемого (понимание пациентом / испытуемым / полученной информации)
· Понятие компетентного и некомпетентного больного (ребенок, недееспособный больной).
· Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (подростков)
2. Добровольность информирования и отсутствие ее нарушений (принуждения, манипуляции, убеждения)
3. Добровольность в принятии решения.
Права несовершеннолетних
Права несовершеннолетних на охрану их здоровья включают:
В возрасте старше 15 лет – добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него (ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 32; ч. 1 ст. 33 Основ)
2. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства.
3. Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случае невозможности получить согласие пациентов и испытуемых.
4. Отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытаниях.
Врачебная (медицинская) тайна – правило конфиденциальности/
Задание №7. Охарактеризуйте модель взаимоотношений врач – пациент.
Модель сакрального типа.
Модель сакрального типа
1 Характеристика модели: в основе сакральной модели медицинской этики лежит принцип"Когда помогаешь пациенту, не делай ему плохо"зле".
2.Положительные черты модели.: приносить пользу и не наносить вреда.
3.Негативные черты модели :избавляет пациента самому принимать решения относительно своей жизни.
4. Рекомендации к применению данной модели на практике (по врачебным специальностям и категориям пациентов).
Задание №8. Раскройте значение терминов.
Этика - (греч. ethika - от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Биоэтика - (от греч. bios — жизнь и ethos — привычка, нрав) — сфера междисциплинарных исследований, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биомедицинской науки и практика здравоохранения.
Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе
Утилитаризм (от латинского utilitas - польза, выгода)- важнейший нравственный идеал, характеризуется возрастанием ценности повседневных благ, в первую очередь материальных, стремлением искать новые средства для существующих целей.
Патернализм — основной моральный принцип взаимодействия «врач-больной».
Этический кодекс— система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества
Права человека — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.
Охрана здоровья граждан- совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи.
Задание №9. Решите ситуационные задачи.
Задача№1. Основоположник отечественной терапии М.Я.Мудров умер летом 1831г. во время эпидемии холеры. Он заразился после многомесячной борьбы с эпидемией сначала в Поволжье, а затем в Петербурге. Надпись на могильной плите гласит: «Под сим камнем погребено тело Матвея Яковлевича Мудрова… окончившего земное поприще свое после долговременного служения человечеству на христианском подвиге подавания помощи зараженным холерою в Петербурге и падшего от оной жертвой своего усердия».
Можно ли считать смерть М.Я.Мудрова нравственным подвигом? Обоснуйте.
Да , так как он умер исследуя болезнь, и помогая другим.
Задача№2. В «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику: «И я, советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но, чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить…»
Можно ли считать данное высказывание объяснением сущности филантропии в медицине? Обоснуйте.
Нет, я здесь не вижу любви к народу так как сам Гиппократ говорит своим ученикам о платёжеспособности больных. Если больной не может оплатить лекарю, то медицинская помощь с их стороны не будет.
ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЭТИКА»
МОДУЛЬ №1
ВАРИАНТ №1
Выполнил(а) студент(ка)
Фип группы
I курса
Фармацевтического
факультета
Ф.И.О.Амангелдиева А.С
Проверил старший
Преподаватель кафедры
Философии Н.В.Балышева
Оренбург – 2017